ЗАКОН

ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

от 24 ноября 2006 года N 634-ОЗ

ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЕ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛЬЕМ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ (2006 - 2010 ГОДЫ)"

{Изменения и дополнения:
Закон Орловской области от 16.06.2008 г. N 784-ОЗ, НГР: ru57000200800170;
Закон Орловской области от 17.03.2009 г. N 880-ОЗ; НГР: ru57000200900068;
Закон Орловской области от 11.11.2009 г. N 985-ОЗ; НГР: ru57000200900447;
Закон Орловской области от 30.12.2009 г. N 1019-ОЗ; НГР: ru57000200900546}

Принят областным Советом народных депутатов 10 ноября 2006 года

Настоящим Законом утверждается областная целевая комплексная программа "Обеспечение жильем молодых семей (2006-2010 годы)", направленная на оказание государственной поддержки молодым семьям в вопросах решения жилищной проблемы, укрепление института семейных отношений.

Статья 1


Утвердить областную целевую комплексную программу "Обеспечение жильем молодых семей (2006 - 2010 годы)" согласно приложению к настоящему Закону.

Статья 2


Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор

Орловской области

Е.С. Строев

г. Орел

24 ноября 2006 года

N 634-ОЗ

ПЕРЕЧЕНЬ


законов и иных нормативных правовых актов Орловской области, подлежащих изменению в связи с принятием Закона Орловской области "Об областной целевой комплексной программе "Обеспечение жильем молодых семей (2006-2010 годы)"

Принятие Закона Орловской области "Об областной целевой комплексной программе "Обеспечение жильем молодых семей (2006-2010 годы)" не потребует внесения изменений в законодательство Орловской области.

Приложение 1
к Закону Орловской области
"Об областной целевой
комплексной программе
"Обеспечение жильем
молодых семей (2006-2010 годы)"

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛЬЕМ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ (2006-2010 ГОДЫ)"


г. Орел, 2006 г.

ПАСПОРТ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛЬЕМ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ (2006-2010 ГОДЫ)"


Наименование Программы

Областная целевая комплексная программа "Обеспечение жильем молодых семей (2006-2010 годы)" (далее - Программа)

Основания для разработки

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года N 675 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2002-2010 годы";

 2. Постановление Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 года N 285 "Об утверждении Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы";

 3. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 августа 2007 года N 510 "О внесении изменений в акты Правительства Российской Федерации по вопросам реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей";

 4. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 года N 979 "О внесении изменений в акты Правительства Российской Федерации по вопросам реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей";

 5. Постановление Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2008 года N 257 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам реализации Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 866 ";

 6. Постановление Правительства Орловской области от 28 июля 2006 года N 145 "Об областной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей" на 2006 - 2010 годы"
 (В редакции Закона Орловской области от 16.06.2008 г. N 784-ОЗ )

Нормообеспечение

1. Федеральная целевая программа "Жилище" на 2002 - 2010 годы, подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей";

 2. Областная целевая программа "Жилье для молодой семьи"

Заказчик Программы

Губернатор Орловской области
 (В редакции Закона Орловской области от 16.06.2008 г. N 784-ОЗ )

(Строка введена Законом Орловской области от 30.12.2009 г. N 1019-ОЗ )

Руководитель Программы

Руководитель Департамента образования, культуры и спорта Орловской области

Разработчики Программы

- управление организационной работы, молодежной и региональной политики Аппарата Губернатора и Правительства области;

 - правовое управление Аппарата Губернатора и Правительства области;

 - управление экономики Департамента экономической политики Правительства области;

 - управление финансов и налоговой политики Департамента финансовой политики Правительства области

Цели и задачи Программы

Основные цели Программы:
 - оказание государственной поддержки молодым семьям в вопросах решения жилищной проблемы;

 - укрепление института семейных отношений;

 - стабилизация демографической ситуации в регионе.
 Задачи Программы:
 - предоставление молодым семьям - участницам Программы социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, которые могут направляться в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам;

 - предоставление молодым семьям - участницам Программы дополнительной социальной выплаты в случае рождения (усыновления) одного ребенка на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, которая может направляться в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам;

 - привлечение в строительно-жилищную сферу средств участников Программы, организаций, банковских структур, в том числе для предоставления ипотечных кредитов (займов) на строительство или приобретение жилья;

 - выполнение ранее взятых обязательств перед молодыми семьями - участницами Программы, поставленными на муниципальную очередь до 1 января 2006 года
 (В редакции Закона Орловской области от 16.06.2008 г. N 784-ОЗ )

Сроки реализации Программы

С 1 января 2006 года по 31 декабря 2010 года

Источники финансирования
 (В редакции Закона Орловской области от 11.11.2009 г. N 985-ОЗ

Основные источники:
 - до 2008 года и после 2008 года при показателе уровня расчетной бюджетной обеспеченности Орловской области больше 2 доля средств областного бюджета составляет не менее 15 процентов расчетной (средней) стоимости жилья для молодых семей, не имеющих детей, а для молодых семей, имеющих одного ребенка и более, а также для неполных молодых семей - не менее 20 процентов.
 Начиная с 2008 года при показателе уровня расчетной бюджетной обеспеченности Орловской области меньше 2 доля средств, направляемых из областного бюджета на софинансирование мероприятий Программы, с учетом указанного уровня бюджетной обеспеченности Орловской области составляет соответственно:
 не менее (35 - ДСФ - 1/3 (15 x КБО - 5)) - для молодых семей, не имеющих детей;

 не менее (40 - ДСФ - 1/3 (15 x КБО)) - для молодых семей, имеющих одного ребенка и более, а также для неполных молодых семей, где:
 ДСФ - доля средств, направляемых из федерального бюджета в областной бюджет на софинансирование мероприятий Программы;

 КБО - показатель уровня расчетной бюджетной обеспеченности Орловской области после распределения средств из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации;

 - средства областного бюджета для выплаты дополнительной социальной выплаты при рождении (усыновлении) одного ребенка в молодых семьях-участницах Программы в размере не менее 5 процентов расчетной (средней) стоимости жилья по цене, действующей на момент рождения (усыновления) ребенка на территории муниципального образования, муниципальная жилищная комиссия которого включила молодую семью - участницу Программы в список претендентов на получение социальной выплаты, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья по Орловской области, определяемой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
 Привлеченные средства:
 1) до 2008 года доля средств федерального бюджета, направляемых на софинансирование мероприятий Программы, составила 10 процентов расчетной (средней) стоимости жилья;

 2) с 2008 года доля средств, направляемых из федерального бюджета в областной бюджет на софинансирование мероприятий Программы, рассчитывается по формуле:
 ДСФ = (40 - 15 x КБО), где:
 ДСФ - доля средств, направляемых из федерального бюджета в областной бюджет на софинансирование мероприятий Программы;

 КБО - показатель уровня расчетной бюджетной обеспеченности Орловской области после распределения средств из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации.
 При показателе уровня расчетной бюджетной обеспеченности О рловской области больше 2 доля средств федерального бюджета, направляемых на софинансирование мероприятий Программы, принимается в размере 10 процентов расчетной (средней) стоимости жилья;

 3) до 2008 года и после 2008 года при показателе уровня расчетной бюджетной обеспеченности Орловской области больше 2 доля средств местного бюджета, направляемых на софинансирование мероприятий Программы, составляет 10 процентов расчетной (средней) стоимости жилья;

 4) с 2008 года при показателе уровня расчетной бюджетной обеспеченности Орловской области меньше 2 доля средств, направляемых из местного бюджета на софинансирование мероприятий Программы, с учетом указанного уровня бюджетной обеспеченности Орловской области составляет соответственно:
 не менее 1/3 (15 x КБО - 5) - для молодых семей, не имеющих детей;

 не менее 1/3 (15 x КБО) - для молодых семей, имеющих одного ребенка и более, а также для неполных молодых семей;

 5) собственные средства молодых семей, в том числе: накопительные, заемные, кредитные;

 6) дополнительные средства, выделяемые из бюджетов муниципальных образований или работодателя в данных целях

(Строка введена Законом Орловской области от 30.12.2009 г. N 1019-ОЗ

Целевые индикаторы и показатели Программы

Количество молодых семей, улучшивших свои жилищные условия (в том числе с использованием ипотечных кредитов и займов) при оказании содействия за счет средств, направляемых из федерального бюджета:
 2009 год - 400 семей;

 2010 год-480 семей.
 Количество молодых семей, улучшивших свои жилищные условия (в том числе с использованием ипотечных кредитов и займов) при оказании содействия за счет средств, направляемых только из областного бюджета и бюджетов муниципальных образований:
 2009 год - 30 семей;

 2010 год - 50 семей

Исполнители Программы

На областном уровне - Областная единая реестровая комиссия по реализации Программы;

 на муниципальном уровне - Муниципальная жилищная комиссия
 (В редакции Закона Орловской области от 16.06.2008 г. N 784-ОЗ )

1. ВВЕДЕНИЕ


Областная целевая комплексная программа "Обеспечение жильем молодых семей (2006-2010 годы)" (далее - Программа) направлена на реализацию на территории Орловской области одного из разделов национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" и предполагает дальнейшее развитие системы оказания бюджетной поддержки молодым семьям при приобретении (строительстве) жилья, в том числе на оплату первого взноса при получении ипотечного кредита на данные цели.

Программа сформирована с учетом одновременно реализуемых мер по развитию ипотечного жилищного кредитования, нацелена на обеспечение повышения доступности жилья и ипотечных жилищных кредитов для молодых семей. Механизм реализации Программы соответствует концепции формирования единого подхода к оказанию государственной поддержки за счет средств федерального бюджета различным категориям граждан при улучшении жилищных условий путем предоставления социальных выплат на приобретение жилья. (В редакции Закона Орловской области от 11.11.2009 г. N 985-ОЗ)

Настоящая Программа предусматривает разработку и утверждение соответствующих программ в муниципальных образованиях. Муниципалитеты могут в своих программах предусмотреть различные дополнительные формы поддержки молодых семей: предоставление дополнительных социальных выплат в большем размере, чем это предусмотрено условиями Программы, на приобретение жилья, в том числе на оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья; предоставление банкам муниципальных гарантий по ипотечным жилищным кредитам, в том числе по кредитам с растущими платежами, дополнительные меры по субсидированию части кредита (займа) при рождении (усыновлении) ребенка молодой семьей и др. (В редакции Закона Орловской области от 11.11.2009 г. N 985-ОЗ)

В рамках Программы предполагается улучшить жилищные условия более 1500 молодых семей.

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ


Современные условия развития социально-экономической и политической системы России выявляют ряд негативных тенденций, характерных, в первую очередь, для молодого поколения. Такими проблемами являются общее снижение рождаемости, увеличение числа неполных семей и как следствие - уменьшение численности коренного населения. В комплексе эти проблемы и являются первостепенной составляющей депопуляционных тенденций.

Для Орловщины, где традиционно большое внимание уделяется вопросам стабилизации демографической ситуации, данная проблема также актуальна.

Поэтому главная задача, которую призваны решать органы власти, - создание комплексной системы государственной поддержки молодых семей, в первую очередь, через оказание им со стороны государства финансовой субсидиарной помощи в целях приобретения и строительства жилья.

В настоящее время на территории области проживает более двухсот тысяч молодых граждан в возрасте до 30 лет, из них - более 13 000 молодых семей. Ежегодно в данной возрастной группе населения регистрируется более 5 тыс. браков и более 2 тыс. разводов. Несмотря на увеличение рождаемости в 2003-2005 годах в среднем на 11-15% в возрастной группе до 25 лет, этого явно недостаточно для увеличения темпов естественного демографического роста.

Трудное жилищное положение оказывает особенно отрицательное влияние на репродуктивное поведение молодой семьи, потому что основная доля рождений приходится на первые брачные годы. Неудовлетворительное жилищное положение, вынужденное проживание с родителями одного из супругов снижают уровень рождаемости и увеличивают количество разводов среди молодых семей. В целом средний количественный состав каждой семьи, занимающей отдельную квартиру или дом, значительно выше, чем в семьях, которые снимают комнату, живут с родителями или в общежитии.

Молодые семьи в основном не могут получить доступ на рынок жилья без бюджетной поддержки, даже имея достаточный уровень дохода для получения ипотечного жилищного кредита, поскольку не могут оплатить первоначальный взнос при получении кредита. Молодые семьи в основном являются приобретателями первого в своей жизни жилья, а значит, не имеют в собственности жилья, которое можно было бы использовать как актив для оплаты первоначального взноса при получении ипотечного кредита, а также еще не имели возможности накопить средства на эти цели. При этом данная категория населения имеет хорошие перспективы роста заработной платы по мере повышения квалификации, и государственная помощь на оплату первоначального взноса при получении ипотечных жилищных кредитов будет являться для молодежи хорошим стимулом дальнейшего профессионального роста.

Поддержка молодых семей при решении жилищной проблемы явится основой стабильных условий жизни для данной наиболее активной части населения, повлияет на улучшение демографической ситуации в регионе. Возможность решения жилищной проблемы, в том числе с привлечением средств ипотечного жилищного кредита, создаст для молодежи стимул к повышению качества трудовой деятельности, уровня квалификации в целях роста заработной платы. Решение жилищной проблемы молодых граждан позволит сформировать экономически активный слой населения.

3. ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ "ЖИЛЬЕ ДЛЯ МОЛОДОЙ СЕМЬИ" В 2004-2005 ГОДАХ. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛЬЕМ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ (2006-2010 ГОДЫ)"


Постановлением Коллегии администрации области от 14 января 2004 года N 7 утверждена областная целевая программа "Жилье для молодой семьи", определяющая порядок и условия государственного регулирования вопросов предоставления (приобретения) жилья на льготных условиях для данной категории населения.

В период реализации программы учтено 1680 молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий и удовлетворяющих требованиям программы; принято к рассмотрению муниципальными комиссиями 349 документов для участия в программе; управляющими компаниями заключено 146 договоров на строительство жилья, в том числе: 113 - по г. Орлу; 20 - по г. Ливны; 11 - по г. Мценску; 2 - по другим муниципальным образованиям.

Для приобретения жилья молодым семьям в 2005 году выделено социальных выплат на сумму 13,5 млн. рублей, в том числе из средств областного бюджета- 9,5 млн. рублей, из бюджетов муниципальных образований - 4 млн. рублей; привлечено собственных средств семей для участия в программе 40,8 млн. рублей. (В редакции Закона Орловской области от 11.11.2009 г. N 985-ОЗ)

По результатам конкурса, организованного Федеральным агентством по воспитанию и образованию Минобразования РФ, тринадцати семьям, родившим детей в рамках программы, выделено дополнительных социальных выплат на сумму 2,4 млн. рублей из средств федерального бюджета. (В редакции Закона Орловской области от 11.11.2009 г. N 985-ОЗ)

Увеличивающееся количество желающих принять участие в программе говорит о ее популярности среди молодых семей и необходимости продолжить работу по реализации данной программы в 2006-2010 годах.

Анализ результатов первого этапа реализации программы выявил целесообразность ее корректировки в части совершенствования механизма осуществления государственной поддержки молодых семей при улучшении жилищных условий.

Новая редакция Программы вносит изменения в механизмы предоставления государственной помощи молодой семье. В соответствии с ранее действующей программой ее участницей могла быть молодая семья, признанная в установленном порядке нуждающейся в улучшении жилищных условий, но возможность получения социальных выплат за счет средств федерального бюджета была обусловлена только рождением (усыновлением) ребенка. В измененном виде Программа предусматривает возможность получения дополнительной федеральной социальной выплаты каждой семье - участнице Программы, в полной мере удовлетворяющей требованиям федерального заказчика и признанной таковой решением муниципальной комиссии. (В редакции Закона Орловской области от 11.11.2009 г. N 985-ОЗ)

Принятие пакета законов о формировании рынка доступного жилья создает условия для развития ипотечного жилищного кредитования путем снижения рисков ипотечного кредитования для банков, сокращения затрат на оформление ипотечных жилищных кредитов, развития вторичного рынка ипотечного кредитования и привлечения долгосрочных ресурсов в ипотеку. Это позволит более активно использовать ипотечные жилищные кредиты как дополнительный источник финансирования улучшения жилищных условий молодых семей.

Основной целью Программы является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Основными задачами Программы являются:

- обеспечение предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, которые могут направляться в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам (В редакции Закона Орловской области от 16.06.2008 г. N 784-ОЗ);

- создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, финансовых средств банков и других организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты и займы для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья.

Программа нацелена на обеспечение унифицированного подхода к решению жилищной проблемы молодых семей в регионе, на активное использование ипотечного жилищного кредитования.

Основными принципами реализации Программы являются:

- добровольность участия в Программе молодых семей;

- признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий (В редакции Закона Орловской области от 16.06.2008 г. N 784-ОЗ);

- возможность для молодых семей реализовать свое право на получение поддержки за счет средств федерального бюджета, областного и местных бюджетов при улучшении жилищных условий в рамках Программы только один раз.

Условиями прекращения реализации Программы являются досрочное достижение целей и задач Программы, а также изменение механизмов реализации государственной жилищной политики.

4. ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ


Система мероприятий Программы включает в себя мероприятия по следующим направлениям:

- нормативное, правовое и методологическое обеспечение реализации Программы;

- финансовое обеспечение реализации Программы;

- организационное обеспечение реализации Программы.

В состав мероприятий по совершенствованию нормативной правовой базы включена разработка нормативных правовых документов, связанных с механизмом реализации мероприятий Программы (приложение 1) (В редакции Закона Орловской области от 16.06.2008 г. N 784-ОЗ).

Основными мероприятиями по финансовому обеспечению реализации Программы являются разработка финансовых и экономических механизмов оказания государственной поддержки молодым семьям в улучшении жилищных условий и подготовка необходимых технико-экономических обоснований и расчетов при разработке проектов бюджетов на соответствующий год.

Организационные мероприятия: 1) на региональном уровне:

-сбор данных о молодых семьях, участвующих в Программе, предоставляемых органами местного самоуправления, обеспечивающими реализацию мероприятий Программы, и формирование единой информационной базы данных об участниках Программы по области;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»