ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 июля 2007 года N 647-ПП
____________________________________________________________________
Утратило силу с 15 декабря 2013 года на основании
постановления Правительства Свердловской области
от 26 ноября 2013 года N 1430-ПП
____________________________________________________________________
В соответствии с федеральными законами от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании", от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьей 144 Трудового кодекса Российской Федерации, перечнем поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Президиума Государственного совета Российской Федерации 13 сентября 2006 года и в целях финансового обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, обеспечения системы образования Свердловской области квалифицированными педагогическими кадрами и их закрепления в общеобразовательных учреждениях Правительство Свердловской области
постановляет:
1. Одобрить Концепцию новой системы оплаты труда работников областных государственных общеобразовательных учреждений Свердловской области в условиях нормативного подушевого финансирования (далее - Концепция) (прилагается).
2. Министерству общего и профессионального образования Свердловской области (Нестеров В.В.) разработать новую систему оплаты труда работников областных государственных общеобразовательных учреждений Свердловской области в условиях нормативного подушевого финансирования на основе Концепции.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на министра общего и профессионального образования Свердловской области, члена Правительства Свердловской области Нестерова В.В.
Председатель Правительства
Свердловской области
В.А.Кокшаров
КОНЦЕПЦИЯ
новой системы оплаты труда работников областных государственных общеобразовательных учреждений Свердловской области в условиях нормативного подушевого финансирования
Подготовка к реализации в Свердловской области комплексного проекта модернизации образования включает в себя введение новой системы оплаты труда, направленной на повышение доходов учителей.
Развитие экономических отношений требует постоянного совершенствования качественного состава трудящихся с высоким уровнем профессиональной подготовки. В связи с этим вопрос повышения уровня оплаты труда работников образования, которые непосредственно осуществляют подготовку профессиональных кадров, продолжает оставаться актуальным. Существенные различия в динамике оплаты труда в промышленности и образовании подтверждают необходимость изменения системы оплаты труда работников образования.
С 1992 года на территории Свердловской области оплата труда работников бюджетной сферы осуществлялась в соответствии с Единой тарифной сеткой по оплате труда, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.10.92 N 785 "О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки", которая основана на принципах сопоставления сложности труда и квалификационного уровня работников различных отраслей бюджетной сферы и содержит 18 разрядов по оплате труда.
В соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 1 января 2005 года органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право самостоятельно определять размеры и условия оплаты труда работников подведомственных государственных учреждений, а органам местного самоуправления - размеры и условия оплаты труда работников муниципальных учреждений.
В целях сохранения отраслевых особенностей, связанных с условиями оплаты труда, применяемыми по состоянию на 31 декабря 2004 года в соответствии с Законом Свердловской области от 27 декабря 2004 года N 234-ОЗ "Об оплате труда работников государственных учреждений Свердловской области" ("Областная газета", 2004, 29 декабря, N 356-359) и постановлением Правительства Свердловской области от 24.02.2005 N 127-ПП "Об установлении тарифных ставок (окладов) тарифной сетки по оплате труда работников областных государственных учреждений" ("Областная газета", 2005, 1 марта, N 52) с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Свердловской области от 05.08.2005 N 624-ПП ("Областная газета", 2005, 12 августа, N 242), от 31.10.2005 N 939-ПП ("Областная газета", 2005, 8 ноября, N 335-336), от 07.02.2006 N 114-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2006, N 2-2, ст.217), от 27.04.2006 N 349-ПП ("Областная газета", 2006, 29 апреля, N 131-132), в Свердловской области введена тарифная система оплаты труда в государственных учреждениях бюджетной сферы.
Тарифная система оплаты труда работников образовательных учреждений включает, как это установлено статьей 143 Трудового кодекса Российской Федерации, тарифные ставки (оклады), тарифную сетку, тарифные коэффициенты применительно к действующей с 1992 года Единой тарифной сетке по оплате труда.
В системе образования Свердловской области функционирует 3,5 тыс. образовательных учреждений с общей численностью обучающихся и воспитанников 1,3 млн.человек. В образовательных учреждениях Свердловской области работает более 93 тыс. педагогических работников.
В настоящее время средняя заработная плата педагогических работников образования в Свердловской области отстает от аналогичного показателя в промышленности, а средняя заработная плата младшего и обслуживающего персонала образовательных учреждений - от уровня прожиточного минимума, что нарушает социальные права граждан, установленные Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании". В результате происходит интенсивный отток квалифицированных педагогических кадров в другие сферы экономики, потеря привлекательности профессии учителя для молодых специалистов и, как следствие, недостаток и "старение" имеющихся кадров.
Сложившаяся ситуация давно требует создания действенной системы оплаты труда, позволяющей достичь уровня заработной платы, обеспечивающего устойчивую конкурентоспособность образования на рынке труда и повышение социального статуса работников образования, что предполагает значительное увеличение объема средств, направляемых в образование.
Повышение жизненного уровня работников образования невозможно без отказа от действующей системы оплаты труда и перехода на принципиально новую систему оплаты труда.
Правовым основанием введения новой системы оплаты труда являются статьи 29, 41 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании", часть 2 статьи 26.14 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статья 144 Трудового кодекса Российской Федерации.
Новая система оплаты труда должна предусматривать дифференциацию оплаты труда в зависимости от качества и результативности деятельности каждого работника и позволит учесть особенности и различия отдельных категорий работников.
Основной особенностью новой системы оплаты труда является формирование фонда оплаты труда образовательным учреждением самостоятельно в пределах общего объема средств учреждения, определяемого в соответствии с нормативом подушевого финансирования в расчете на одного обучающегося в год.
Подушевой финансовый норматив - это допустимый объем финансовых средств, необходимых для реализации образовательной программы в учреждениях Свердловской области в соответствии с государственным образовательным стандартом общего образования в расчете на одного обучающегося в год, определяемый раздельно для образовательных учреждений, расположенных в городской и сельской местности.
Нормативный подушевой принцип финансирования применяется на всех уровнях формирования бюджета и его доведения до бюджетополучателя: областном, муниципальном, уровне образовательного учреждения.
Подушевой норматив - это объем финансовых средств, необходимых для реализации образовательной программы в общеобразовательных учреждениях в соответствии с государственным образовательным стандартом общего образования в расчете на одного обучающегося в год.
Подушевой норматив должен покрывать расходы на оплату труда, а также расходы общеобразовательных учреждений, связанные с образовательным процессом. Величина подушевого норматива выступает в качестве гарантированной стоимости бюджетной образовательной услуги, предоставляемой гражданам в Свердловской области и подлежащей обязательному применению при формировании областного и местного бюджетов. На принципе нормативного подушевого финансирования определяется объем субвенций для каждого муниципального образования в рамках бюджета отрасли.
Органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области устанавливают нормативы финансирования муниципальных образовательных учреждений за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых из бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 6.1 статьи 29 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании").
Применение принципа нормативного подушевого финансирования на уровне образовательного учреждения заключается в определении стоимости стандартной бюджетной образовательной услуги в образовательном учреждении. Расчет стоимости бюджетной образовательной услуги осуществляется образовательным учреждением самостоятельно.
Фонд оплаты труда общеобразовательного учреждения подразделяется на базовую и стимулирующую части.
Общеобразовательное учреждение самостоятельно определяет долю базовой и стимулирующей части фонда оплаты труда.
Базовая часть фонда оплаты труда должна обеспечить гарантированную заработную плату всех работников общеобразовательного учреждения, включая педагогических и руководящих работников, учебно-вспомогательный и младший обслуживающий персонал.
Базовая часть фонда оплаты труда педагогических работников общеобразовательного учреждения подразделяется на общую и специальную части.
Общая часть фонда оплаты труда обеспечивает гарантированную заработную плату педагогическим работникам исходя из количества проведенных ими учебных часов и численности обучающихся в классе.
Специальная часть фонда оплаты труда включает в себя:
1) доплаты за дополнительные виды работ: классное руководство, проверку письменных работ, заведование: отделениями, учебно-консультационными пунктами, кабинетами, отделами, учебными мастерскими, лабораториями, учебно-опытными участками, интернатами при школе, руководство предметными, цикловыми и методическими комиссиями, проведение работы по дополнительным образовательным программам, организацию трудового обучения, профессиональной ориентации;
2) выплаты компенсационного характера, предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Свердловской области, а также за работу в коррекционных классах (группах), классах (группах) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (в том числе с задержкой психического развития) или классах (группах) для обучающихся (воспитанников), нуждающихся в длительном лечении; за индивидуальное обучение на дому на основании медицинского заключения детей, имеющих ограниченные возможности здоровья;
3) надбавки за квалификационную категорию по результатам аттестации в размере, установленном Правительством Свердловской области.
Размеры, порядок и условия осуществления доплат и надбавок из специальной части фонда оплаты труда закрепляются в локальном нормативном акте общеобразовательного учреждения, утвержденном соответствующим органом самоуправления, и (или) в коллективном договоре.
Система стимулирующих выплат работникам образовательного учреждения обеспечивается за счет стимулирующей части фонда оплаты труда и включает в себя выплаты за наличие ученой степени, почетных званий, название которых начинается со слов "Народный", "Заслуженный" в сфере образования, государственных наград, а также поощрительные выплаты по результатам труда (премии и надбавки).
Для осуществления поощрительных выплат педагогическим работникам по результатам труда (премий и надбавок) могут устанавливаться следующие критерии:
1) достижение учащимися высоких показателей в сравнении с предыдущим периодом;
2) участие в инновационной деятельности, ведение экспериментальной работы, разработка и внедрение авторских программ, выполнение программ углубленного изучения предметов;
3) использование здоровьесберегающих технологий;
4) участие в методической работе;
5) адаптивность образовательной программы к возможностям и способностям обучающихся, выраженная в отсутствие фактов повторного обучения и неполучения основного общего образования;
6) наличие условий для получения образования детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, высокий процент охвата детей, получающих образование в различных формах (очной, очно-заочной, индивидуального обучения на дому, экстерната, самообразования, семейного образования), в том числе по индивидуальным учебным планам;
7) успешная работа с семьями, находящимися в социально опасном положении;
8) отсутствие нарушений прав обучающихся (отсутствие обращений в органы управления образованием).
Размеры, порядок и условия осуществления стимулирующих выплат закрепляются в локальном нормативном акте общеобразовательного учреждения, утвержденном соответствующим органом самоуправления по согласованию с выборным профсоюзным органом (при его наличии), и (или) в коллективном договоре.
Для определения величины гарантированной оплаты труда педагогического работника рассчитывается стоимость 1 ученико-часа как стоимость бюджетной образовательной услуги (базовая стоимость педагогической услуги), включающей в себя 1 расчетный час учебной работы с 1 расчетным учеником в соответствии с учебным планом, который разрабатывается образовательным учреждением.
В стоимость бюджетной образовательной услуги (рублей/ученико-час) входит аудиторная и неаудиторная занятость (проведение уроков, подготовка к ним, консультации и дополнительные занятия, подготовка к олимпиадам, конференциям, смотрам, методическая работа и иные формы работы с обучающимися и (или) их родителями (законными представителями)).
Заработная плата педагогических работников по предметам определяется исходя из базовой стоимости педагогической услуги (рублей/ученико-час) с учетом количества обучающихся по предмету, количества часов по учебному плану в месяц в каждом классе и выплат, предусмотренных специальной и стимулирующей частями фонда оплаты труда общеобразовательного учреждения.
Заработная плата руководителя общеобразовательного учреждения устанавливается учредителем на основании трудового договора исходя из средней заработной платы педагогических работников данного учреждения и группы по оплате труда руководителей образовательных учреждений.
Отнесение к группам оплаты труда руководителей образовательных учреждений осуществляется в зависимости от количественных показателей общеобразовательного учреждения (контингент учащихся, количество работников, наличие других показателей, усложняющих общее руководство).
Учредитель создает централизованный фонд для дополнительного стимулирования руководителей из средств общего фонда оплаты труда общеобразовательных учреждений.
Поощрение руководителей общеобразовательных учреждений из средств централизованного фонда осуществляется учредителем на основании следующих критериев:
1) достижения обучающимися более высоких результатов успеваемости в сравнении с предыдущим периодом;
2) результатов итоговой и промежуточной аттестации обучающихся каждой ступени обучения, в том числе в форме единого государственного экзамена;
3) результатов аттестации и государственной аккредитации образовательного учреждения, соблюдения лицензионных условий;