ЗАКОН
ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
от 03 декабря 2007 года N 113-ЗАО
Об окружной целевой программе "Дети Ямала" на 2008 2010 годы"
Принят Государственной Думой
Ямало-Ненецкого автономного округа
14 ноября 2007 г.
Документ утратил силу:
-законом автономного округа от 30.05.2009 N 22-ЗАО
Документ с изменениями внесенными:
-законом автономного округа от 27.06.2008 г. N 43-ЗАО
Утвердить окружную целевую программу "Дети Ямала" на 2008 - 2010 годы".
Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2008 года.
Губернатор Ямало-Ненецкого
автономного округа Ю.В.Неёлов
г. Салехард
3 декабря 2007 г.
N 113-ЗАО
ОКРУЖНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Дети Ямала" на 2008 - 2010 годы"
Наименование Программы | Окружная целевая программа "Дети Ямала"на 2008 - 2010 годы" (далее - Программа) |
Основания для разработки Программы | c:\content\ngr\RU0000Z198900006.doc ; |
Государственный заказчик - координатор Программы | Департамент по труду и социальной защите населения Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - департамент по труду и социальной защите населения) |
Государственный заказчик | Департамент по труду и социальной защите населения, департамент здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - департамент здравоохранения), департамент строительства Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - департамент строительства) |
Ответственные за выполнение мероприятий Программы | Департамент по труду и социальной защите населения, департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - департамент образования), департамент здравоохранения, департамент по культуре, искусству и кинематографии Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - департамент по культуре, искусству и кинематографии), департамент по молодежной политике Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - департамен т по молодежной политике), агентство по физической культуре и спорту Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - агентство по физической культуре и спорту), комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав), органы местного самоуправления Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ), окружные и муниципальные учреждения здравоохранения автономного округа |
Основные разработчики Программы | Департамент по труду и социальной защите населения |
Цели и задачи | Цель: создание благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей автономного округа |
Сроки и этапы реализации | 2008 - 2010 годы |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели реализации Программы | Стабилизация показателей материнской смертности; |
Перечень основных мероприятий Программы | Согласно Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства. В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства и детства относятся к вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Фе дерации. |
Объемы и источники финансирования Программы | Общий объем финансирования Программы на три года составляет 120975,0 тыс. рублей (в ценах на 2007 год). Окружной бюджет - 120 975,0 тыс. рублей, в том числе по годам: |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | Реализация Программы обеспечит: |
Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
В автономном округе на начало 2007 года численность детей в возрасте до 18 лет составила свыше 134 тыс. человек. Около 20 тыс. детей находятся в трудной жизненной ситуации, то есть свыше 14% от всего детского населения Ямала.
В число наиболее уязвимых категорий детей входят дети из малоимущих семей, дети из неполных и многодетных семей, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, страдающие хроническими заболеваниями, дети-инвалиды, дети, находящиеся в социально опасном положении. Указанные группы детей автономного округа в первую очередь нуждаются в дополнительной поддержке со стороны государства, в социальной адаптации и реабилитации.
Благополучие детей, проживающих в автономном округе, предмет постоянной заботы органов власти автономного округа. В целях защиты прав и интересов детей в регионе принят ряд нормативных правовых актов, способствующих улучшению положения несовершеннолетних. На протяжении нескольких лет в автономном округе реализуется окружная целевая программа "Дети Ямала", направленная на социальную поддержку детства.
Действующая окружная целевая программа, направленная на улучшение положения детей автономного округа, предусматривает координацию усилий всех заинтересованных структур и объединение различных ресурсов для решения проблем детей.
Комплексный подход к решению вопросов социальной защиты детей позволил достичь определенных положительных результатов, главными из которых являются:
снижение числа семей, находящихся в социально опасном положении (в 2005 году на учете в органах социальной защиты населения состояло 712 семей, находящихся в социально опасном положении, в них проживало 1282 ребенка, в 2006 году численность таких семей снизилась на 11% и составила 632 семьи, численность детей в них - 1000 человек);
увеличение числа несовершеннолетних, прошедших реабилитацию в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, возвращенных в родные семьи (в 2005 году в семью возвращено 340 детей, что составило 63% от общей численности детей, прошедших реабилитацию в специализированных учреждениях, в 2006 году - 495 детей или 79% от общей численности детей, прошедших реабилитацию в специализированных учреждениях);
увеличение численности граждан из семей, находящихся в социально опасном положении и имеющих в своем составе детей, получивших социальную помощь в учреждениях социального обслуживания (в 2005 году социальную помощь получило 14679 человек, в 2006 году - 16200 человек);
дальнейшее развитие таких форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, как патронатная семья, семейная воспитательная группа (в 2006 году в автономном округе функционировало 13 семейных воспитательных групп, в которых воспитывался 21 ребенок, и 7 семей патронатных воспитателей, в которых находились на воспитании 10 детей - воспитанников детских домов);
увеличение количества приемных семей (по состоянию на начало 2004 года в округе было 7 приемных семей, в которых воспитывалось 30 детей, в 2005 году их число увеличилось до 10 семей, в которых проживало 42 ребенка, в 2006 году 12 приемных семей имели на воспитании 47 детей, на начало 2007 года таких семей стало 17 и в них - 56 детей);
сдерживание процесса роста общей заболеваемости подростков (в 2004 году уровень заболеваемости составлял 2563,6 случаев на 1000 детского населения автономного округа, в 2006 году - 2442,3 случаев на 1000 детского населения).
Кроме того, благодаря действию окружной целевой программы "Дети Ямала" на 2005 - 2007 годы" удалось обеспечить системную планомерную работу по повышению квалификации специалистов, осуществляющих коррекционно-реабилитационную работу с несовершеннолетними и их семьями. В 2005 - 2006 годах за счет средств окружной целевой программы "Дети Ямала" на 2005 - 2007 годы" проведено 5 семинаров, посвященных вопросам организации социально-педагогической поддержки несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, реализации в автономном округе основных направлений семейной и детской политики. В семинарах приняли участие свыше 350 специалистов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних из всех муниципальных образований автономного округа. Сорок один специалист, организующий социально-психолого-педагогическую работу с несовершеннолетними, прошел обучение на курсах повышения квалификации.
Окружная целевая программа "Дети Ямала" на 2005 - 2007 годы" позволила также улучшить материально-техническую базу всех учреждений социального обслуживания семьи и детей. Они планомерно оснащались медицинским и физкультурно-оздоровительным, развивающим, специализированным реабилитационным и бытовым оборудованием, компьютерной и бытовой техникой для обеспечения качественной организации реабилитационно-коррекционной работы с несовершеннолетними и их семьями.
В автономном округе особое внимание уделяется укреплению института семьи как наиболее эффективной формы гармоничной жизнедеятельности личности. Традиционным стало проведение за счет средств окружной целевой программы "Дети Ямала" фестиваля-конкурса "Семья Ямала", целью которого является повышение престижа семьи с социально положительным потенциалом как важнейшего базового института общества, создание условий для успешной реализации семьей ее общественных функций, повышение статуса отцовства и материнства в обществе. Отцы и матери, достойно выполняющие свой долг, отмечаются грамотами и благодарностями Губернатора автономного округа. Следует отметить возросший уровень работы социозащитных учреждений по пропаганде позитивного опыта воспитания детей, организации мероприятий, направленных на повышение статуса семьи, отцовства и материнства, формирование основ здорового образа жизни семьи.
Несмотря на достигнутые позитивные результаты остаются проблемы в сфере обеспечения жизнедеятельности детей, которые требуют особого внимания и решения.
Одной из наиболее острых проблем детства является проблема социального сиротства. В автономном округе, так же, как и в целом по России, наблюдается тенденция роста числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Так, если в 2004 году на учете органов опеки и попечительства состояло 2095 человек, оставшихся без родительского попечения, то в последующие годы их численность постоянно увеличивалась. В 2005 году рост составил 1,1%, в 2006 году - 1,3%.
Проблемной остается и сфера отношений, характеризующих состояние института семьи. Современная семья переживает глубокий кризис. Кризис семьи - это не просто кризис ее материальных возможностей, это кризис системы ценностей.
Семейное неблагополучие, асоциальное поведение родителей и отсутствие контроля за поведением детей зачастую приводит последних к асоциальному образу жизни, ранней криминализации. Статистика показывает рост преступности несовершеннолетних, по итогам 2006 года уровень подростковой преступности в автономном округе увеличился на 4,7%. В 2006 году несовершеннолетними либо при их участии совершено на 37 преступлений больше, чем за 2005 год.
В последние годы наметилась тенденция к сокращению числа безнадзорных детей. Но говорить о полном устранении этого негативного социального явления преждевременно.
Несмотря на некоторую стабилизацию показателей, характеризующих состояние здоровья детей, в этой сфере также достаточно проблем. По данным результатов диспансеризации 2004 - 2006 годов в автономном округе, среди детей в возрасте от 10 до 14 лет в среднем диагностируется по 2 - 3 хронических заболевания у одного подростка, в возрасте от 15 до 18 лет - 4 - 5 заболеваний.
Одной из важнейших характеристик состояния здоровья детского населения и качества жизни социума в целом являются показатели младенческой смертности, а также перинатальных и неонатальных потерь. Суровые климатические условия являются первопричиной недостаточного уровня здоровья среди беременных женщин. И, как следствие, продолжает увеличиваться число родов с различными осложнениями. Частота нормальных родов за последние 3 года не имеет тенденции к снижению, вместе с тем их удельный вес от общего числа родов незначителен и составляет лишь 34,1%.
Уровень материнской смертности в автономном округе снизился с 86,5 случаев на 100 тыс. живорождений в 1999 году до 14,1 случаев в 2004 году. Но в 2005 году вновь отмечалось увеличение уровня материнской смертности до 69,5 случаев на 100 тыс. живорожденных.
В концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года к числу приоритетов демографического развития отнесены вопросы:
укрепление здоровья детей и подростков за счет совершенствования мероприятий, направленных на борьбу с курением, алкоголизмом, наркоманией, развитие физической культуры и спорта, организацию досуга детей;
улучшение репродуктивного здоровья населения;
формирование системы общественных и личностных ценностей, ориентированных на семью;
повышение воспитательного потенциала семьи;
разработка и реализация стратегии развития доступных форм семейного обустройства детей-сирот.
Данные направления деятельности учтены при формировании Программы. Таким образом, актуальность Программы, ее цели и задачи определены исходя из наличия нерешенных в рамках предыдущих и действующей окружной целевой программы "Дети Ямала" на 2005 - 2007 годы" проблем детства, необходимости обеспечения реализации Конвенции ООН по правам ребенка, других международных правовых актов, положений федеральных законов и нормативных правовых актов автономного округа.
Отличие Программы от действующей окружной целевой программы "Дети Ямала" на 2005 - 2010 годы" состоит в:
ориентированности как на поддержку и развитие детей, так и на профилактику возможных проблем детства, организацию ранней превентивной работы в сфере профилактики семейного и детского неблагополучия;
активизации межведомственного взаимодействия в решении вопросов охраны здоровья детей;
усилении блока мер, направленных на социализацию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
направленности цели и задач, а также мероприятий Программы на достижение конкретных результатов, оцениваемых основными целевыми индикаторами и показателями Программы.
Исходя из выбранных приоритетов решения вопросов по защите прав и интересов детей Программа структурирована в две подпрограммы - "Здоровое поколение" и "Дети и семья".
Основные цели и задачи Программы
Основной целью Программы является создание благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей автономного округа.
Для достижения поставленной цели в рамках Программы выделены следующие тактические задачи:
содействие созданию условий для обеспечения безопасного материнства и рождения здоровых детей, охраны здоровья детей и подростков, в том числе репродуктивного здоровья;
профилактика инвалидности в детском и подростковом возрасте;
снижение заболеваемости и улучшение состояния здоровья детей;
укрепление статуса семьи, материнства, отцовства и детства в обществе, укрепление системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, профилактика семейного и детского неблагополучия;
обеспечение доступности социальной реабилитации и адаптации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
профилактика социального сиротства, постепенный переход от воспитания детей в учреждениях интернатного типа к семейным формам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Программа носит среднесрочный характер. Срок реализации Программы - 2008 - 2010 годы.
Ежегодно в Программе предусматривается решение аналогичных задач, поэтому по итогам года планируется осуществление анализа эффективности проведения мероприятий Программы, расходования средств на основе оценки основных целевых индикаторов и показателей, а также определения промежуточных результатов Программы.
Система показателей и индикаторов, позволяющая оценить эффективность реализации Программы, увязанная с решаемыми тактическими задачами, приведена в таблице 1.
Система показателей и индикаторов эффективности реализации Программы, увязанных с решаемыми тактическими задачами
Тактические задачи | Показатели | Базовое значе-ние | Значение показателя | |||
2008 год | 2009 год | 2010 год |