ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
от 3 августа 1994 года N 6-ОД
О порядке принятия и введения в действие областных законов и иных нормативных актов Волгоградской областной Думой
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
Закона Волгоградской области от 1 октября 2002 года N 736-ОД
____________________________________________________________________
Принят
областной Думой
30 июня 1994 года
Настоящий Закон Волгоградской области:
- определяет единый порядок подготовки проектов нормативных (правовых) актов, внесения на рассмотрение Думы, принятие, опубликование, введение в действие, прекращение их действия полностью или в части, учет их и официальное толкование;
- устанавливает процедуру реализации законодательной инициативы;
- предназначен обеспечить качественную правотворческую деятельность Думы по правовому регулированию общественных отношений на территории области.
Статья 1. Общие требования к нормативным актам
Нормативные акты Волгоградской областной Думы не могут противоречить Конституции и законам Российской Федерации, Международным договорам Российской Федерации, Уставу Волгоградской области.
Нормативные акты Волгоградской областной Думы, принятые в пределах своей компетенции, обладают на территории Волгоградской области юридической силой и подлежат государственной защите наравне с федеральными законами.
До принятия соответствующих законов Российской Федерации по вопросам совместного ведения, областная Дума вправе осуществлять по этим вопросам собственное правовое регулирование.
При издании в последующем законодательных актов Российской Федерации по данным вопросам, акты области приводятся в соответствие с нормами и требованиями федеральных законодательных актов.
Нормативные акты администрации области, органов местного самоуправления, других субъектов нормотворчества на территории области являются подзаконными и не должны противоречить нормативным актам Волгоградской областной Думы.
Статья 2. Установление и разграничение полномочий
Установление и разграничение компетенции правотворческих органов по вопросам, отнесенным к ведению области, осуществляется областной Думой с учетом содержания вопроса, принципа разделения властей и закрепленными за соответствующими органами полномочиями.
Статья 3. Система нормативных актов Думы
Устав области - это Основной Закон области, определяющий систему органов государственной власти и управления области, систему органов местного самоуправления, устанавливающий принципы организации представительной и исполнительной властей. Устав области принимается Волгоградской областной Думой и обладает высшей юридической силой по отношению ко всем иным нормативным актам области и является правовой базой для принятия юридических актов Думой и иными нормотворческими органами на территории области.
Закон области - это совокупность правовых норм регулирующих, в пределах компетенции субъекта Федерации, определенную сферу общественных отношений, устанавливающее право и обязанности конкретных субъектов этих правоотношений, способы их реализации и определенные юридические последствия.
Закон области является источником для нормотворчества и деятельности иных органов на территории области.
Правовые акты, принятые по вопросам полномочий области в результате областного референдума, обладают высшей юридической силой по сравнению с иными актами области.
Постановление - это акт областной Думы, определяющий порядок принятия и введения в действие законов области и иных нормативных (правовых) актов, их отмену полностью или в части, внесение изменений в действующий закон, а также регулирующий внутреннюю деятельность областной Думы. Постановления могут иметь нормативный и индивидуальный характер.
Законодательная инициатива - это право внесения законодательного предложения на рассмотрение областной Думы.
Правом законодательной инициативы в Волгоградской области обладают:
- депутаты Волгоградской областной Думы;
- глава администрации Волгоградской области;
- представительные органы местного самоуправления;
- прокурор Волгоградской области;
- председатель Волгоградского областного суда;
- главный арбитр Арбитражного суда Волгоградской области.
Законодательная инициатива может сопровождаться проектом нормативного (правового) акта - законопроектом.
Законодательная инициатива осуществляется в форме письменного обращения, в котором излагается необходимость принятия нормативного (правового) акта, внесения дополнений или изменений в действующий нормативный (правовой) акт, либо необходимость отмены его полностью или в части.
Статья 5. Граждане, общественные объединения, организации, предприятия и учреждения реализуют свое право участия в управлении государственными делами через органы и лиц, обладающих законодательной инициативой, либо путем внесения в Думу законодательного предложения.
Законодательное предложение может быть основой для законодательной инициативы или разработки проекта правового акта.
Статья 6. Решение Думы по обращению с законодательной
инициативой
Законодательная инициатива подлежит обязательному рассмотрению на заседании областной Думы.
После рассмотрения обращения по законодательной инициативе областная Дума принимает одно из следующих решений:
а) принять законодательную инициативу и включить ее в план законотворческих работ областной Думы;
б) отклонить законодательную инициативу и возвратить ее автору с указанием мотивов отказа;
в) направить законодательную инициативу на дополнительное исследование, либо на экспертизу.
Законодательная инициатива, не отвечающая требованиям настоящего закона, к рассмотрению областной Думой не принимается.
Статья 7. Стадии реализации законодательной инициативы, законодательного предложения
Законопроекты, подготовленные в соответствии с планом законодательной деятельность Думы, либо в связи с законодательной инициативой, проходят следующие стадии:
- разработка текстов законопроектов либо предварительная оценка поступивших текстов законопроектов рабочим органам Думы;
- обсуждение законопроекта постоянными комиссиями Думы;
- согласование с органами и лицами, предусмотренное Регламентом областной Думы;
- получение заключений администрации области по законопроектам, если текст поступил не от нее;
- направление законопроектов на независимую экспертизу (правовую, лингвинистическую и т.д.).
Статья 8. Требование к форме и содержанию областного закона
Каждый областной закон должен иметь свое название, в котором отражается смысл самого закона. В преамбуле определяются задачи, стоящие перед законом, и способы их разрешения.
Текст областного закона разбивается на главы, имеющие свое наименование и определяющие структуру закона. В главах закона отражается концепция его, определяются этапы и направления в решении поставленных задач.
Главы проекта закона состоят из статей, которые имеют порядковый номер и свое название.
Статья областного закона содержит в себе конкретные правила поведения, последствия их несоблюдения, права и обязанности субъектов правоотношений.
Статья областного закона состоит из частей, абзацев или пунктов, которые имеют конкретное правовое подписание и представляет собою законченную мысль.
Текст каждой статьи должен быть логичным, язык - точным, кратким и ясным для всеобщего понимания, исключающим двойное толкование содержания статьи.
Статья 9. Проект закона, проект постановления
Вносимый на рассмотрение областной Думы проект областного закона либо проект постановления по своей форме и содержанию должны отвечать требованиям настоящего Закона и Регламента Думы.
В верхней части титульного листа этих документов помещается слово "проект" и указывается кто и когда вносит документ на заседание Думы.
Статья 10. Альтернативный проект закона
Альтернативным признается такой проект закона, который отличается от иного проекта своей концепцией, то есть одну и ту же задачу решает иными правовыми способами или средствами, либо установлением иных правовых предписаний субъектам соответствующих правоотношений.
Альтернативный проект закона должен отвечать всем требованиям настоящего закона и вносится на рассмотрение в областную Думу в том же порядке как и иные проекты.
Статья 11. Поправки к проекту нормативного (правового) акта
Поправка - это письменное дополнение, изменение либо исключение полностью или частично текста статьи проекта нормативного (правового) акта, уже прошедшего стадию подготовки его рабочей группой, либо рассмотрение в постоянной комиссии, либо первое чтение на заседании Думы.
Поправки вносятся только лицом, обладающим правом законодательной инициативы.
Поправки подлежат регистрации в аппарате Думы и обязательному рассмотрению рабочей группой, разрабатывающей проект нормативного (правового) акта.
Поправки, не включенные в текст проекта нормативного (правового) акта и не отозванные их автором, рассматриваются на заседании областной Думы наряду с проектом этого акта.
Устные поправки к рассмотрению не принимаются.
Проекты областных законов и проекты постановлений Думы принимаются в целом после обсуждения либо рассматриваются поэтапно - чтениями.
Областная Дума вправе принять закон окончательно после любого чтения его проекта. Во время первого чтения областная Дума рассматривает концепцию закона, то есть задачи закона, средства и способы их разрешения, а также распределение текста закона по статьям и главам и соответствие их содержания названию этих статей и глав закона.
Во втором чтении областная Дума рассматривает текст постатейно, точность его формулировки, краткость, логичность, ясность и завершенность правовых предписаний каждой части и пункта статьи.
Третье чтение проекта закона областная Дума назначает лишь в том случае, если текст закона требует более глубокой проработки его формулировки.
Статья 13. Подписание нормативного акта Волгоградской области
Все законы Волгоградской области, принятые областной Думой, подписываются главой администрации области в течение 10 дней со дня их получения.
В случае неподписания главой администрации принятого Думой акта, глава администрации возвращает его на повторное рассмотрение с приложением письменных замечаний.
Повторное рассмотрение и принятие Думой неподписанного главой администрации области акта, производится в соответствии с Регламентом и Временным положением о Волгоградской областной Думе.
Все нормативные акты областной Думы подлежат официальному опубликованию в областных средствах массовой информации.
Официальным признается опубликование нормативных актов в газете, название которой определяется областной Думой.