Недействующий


ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

от 20 декабря 2006 года З N 821-III

О государственной целевой программе "Охрана здоровья населения Республики Саха (Якутия) на 2007-2011 годы"

(с изменениями на 25 апреля 2007 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 30 декабря 2010 года на основании
Закона Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2010 года N 874-З N 641-IV
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Действие настоящего Закона приостановлено - Закон Республики Саха (Якутия) от 17.06.2009 N 709-З N 289-IV.

____________________________________________________________________     

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Законом Республики Саха (Якутия) от 25 апреля 2007 года N 445-З N 905-III (Якутские ведомости, N 40, 30.05.2007).

____________________________________________________________________


Принят
постановлением
Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия)
от 20 декабря 2006 года З N 822-III

Статья 1


Утвердить государственную целевую программу "Охрана здоровья населения Республики Саха (Якутия) на 2007-2011 годы".

Статья 2


Настоящий закон вступает в силу с 1 января 2007 года.



Президент
Республики Саха (Якутия)
В.Штыров

г.Якутск

20 декабря 2006 года

З N 821-III

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
 "Охрана здоровья населения Республики Саха (Якутия) на 2007-2011 годы"

г.Якутск

     
ПАСПОРТ


Наименование Программы

Государственная целевая программа "Охрана здоровья населения Республики Саха (Якутия) на 2007-2011 годы"

Документы, послужившие основой для разработки Программы

- постановление Правительства РФ от 13.11.2001 N 790 "О федеральной целевой программе "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера" 2002-2006 годы";

- постановление Правительства РС (Я) от 22 июня 2006 года N 263 "Об утверждении новых методов планирования бюджетных расходов с учетом требований к конечному результату";

- постановление Правительства РС (Я) от 22 июня 2006 года N 271 "Об утверждении Порядка оценки соответствия качества фактически предоставляемых бюджетных услуг населению РС (Я) принятым стандартам";

- постановление Правительства РФ от 17.07.2001 N 540 "О федеральной целевой программе "Профилактика и лечение артериальной гипертонии в РФ";

- постановление Правительства РС (Я) от 27.02.2003 N 96 "Об утверждении Порядка разработки и реализации целевых программ Республики Саха (Якутия)";

- рекомендации Парламентских слушаний "О ходе реализации Республиканской целевой программы "Охрана здоровья населения Республики Саха (Якутия)" на 2002-2006 годы" от 28.03.2006;

- постановление Правительства РС (Я) от 20 октября 2005 года N 569 "О реализации Доктрины здорового образа жизни в Республике Саха (Якутия)"

Государственный заказчик

Правительство Республики Саха (Якутия), Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия)

Координатор Программы

Министерство экономического развития Республики Саха (Якутия)

Основные разработчики Программы

Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия),

ТУ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РС (Я),

Комитет по делам семьи и детства при Президенте РС (Я),

Медицинский институт ЯГУ,

Якутский республиканский медицинский информационно-аналитический центр,

Республиканская больница N 1 - НЦМ,

Республиканская больница N 2 - РЦЭМП,

Якутский научно-исследовательский институт туберкулеза,

Республиканский Центр по профилактике и борьбе со СПИД,

Республиканский кожно-венерологический диспансер,

 Республиканский онкологический диспансер,

 Республиканский эндокринологический диспансер,

 Республиканский психоневрологический диспансер,

 Республиканский наркологический диспансер,

Республиканская станция переливания крови,

стоматологическая поликлиника г.Якутск

Цель и задачи
Программы

Цель: снижение заболеваемости, инвалидизации и смертности населения, стабилизация эпидемиологической ситуации, связанной с заболеваниями социального характера, на основе комплексного решения проблем профилактики, диагностики, лечения и реабилитации больных.

Задачи:

- улучшение организации лечебно-профилактической помощи населению Республики Саха (Якутия);

- улучшение материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений республики;

- совершенствование лечебно-диагностических возможностей первичного звена сельского здравоохранения;

- внедрение в медицинскую практику современных медицинских технологий, интенсивных методов лечения;

- улучшение лекарственного обеспечения населения;

- обеспечение доступности и качества первичной медико-санитарной помощи;

- совершенствование подготовки и переподготовки врачебных и фельдшерских кадров;

- создание необходимых условий для формирования у населения республики устойчивой потребности в здоровом образе жизни, как основы личного успеха и общества в целом

Сроки реализации Программы

- 2007-2011 годы

Перечень подпрограмм

- Охрана здоровья женщин и детей РС (Я);

- Развитие первичного звена здравоохранения и семейной медицины;

- Защита населения от туберкулеза;

- Вакцинопрофилактика и защита населения от вирусных гепатитов;

- Профилактика и лечение артериальной гипертонии;

- Онкология;

- Сахарный диабет и профилактика эндемического зоба;

- Анти-ВИЧ/СПИД и профилактика социальных заболеваний;

- Внедрение телемедицинских технологий в практическом здравоохранении;

- Неотложные меры по совершенствованию специализированной экстренной медицинской помощи населению РС (Я);

- Развитие программы ВОЗ CINDI по интегрированной профилактике неинфекционных заболеваний и укреплению здоровья населения РС (Я);

- Совершенствование гериатрической помощи ветеранам Великой Отечественной войны и тыла в РС (Я);

- Развитие высокотехнологичной медицинской помощи;

- Развитие психиатрической помощи;

- Безопасное донорство;

- Развитие лечебной физкультуры и спортивной медицины;

- Формирование здорового образа жизни среди населения     

Исполнители подпрограмм и основных мероприятий

Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия),

ТУ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РС (Я),

Комитет по делам семьи и детства при Президенте РС (Я);

Медицинский институт ЯГУ,

Якутский республиканский медицинский информационно-аналитический центр,

Центр медицины катастроф,

Республиканская больница N 1 - НЦМ,

Республиканская больница N 2 - РЦЭМП,

Больница N 1 МЗ РС (Я),

Якутский научно-исследовательский институт туберкулеза,

Республиканский Центр по профилактике и борьбе со СПИД,

Республиканский кожно-венерологический диспансер,

Республиканский онкологический диспансер,

Республиканский эндокринологический диспансер,

Республиканский психоневрологический диспансер,

Республиканский наркологический диспансер,

Республиканская станция переливания крови,

Республиканский центр медицинской профилактики МЗ РС (Я),

Стоматологическая поликлиника г.Якутск,

Центральные районные больницы,

Учреждения первичного и госпитального звеньев здравоохранения республики

Объем и источники финансирования

Всего на 2007-2011 годы:

- 5112,8 млн.руб.,

в том числе:

Федеральный бюджет - 1110,7 млн.руб.;

Республиканский бюджет - 3806,8 млн.руб.;

Прочие источники - 195,3 млн.руб.

Из них:

Капитальные вложения, всего - 3643,7 млн.руб.,

в том числе:

федеральный бюджет - 606,8 млн.руб.,

республиканский бюджет - 2841,6 млн.руб.,

прочие источники - 195,3 млн.руб.

Прочие текущие затраты, всего - 1440,1 млн.руб., в том числе:

федеральный бюджет - 503,9 млн.руб.,

республиканский бюджет - 936,2 млн.руб.,

НИОКР, всего - 29,0 млн.руб., в том числе:

республиканский бюджет - 29,0 млн.руб.

Финансирование мероприятий Программы за счет средств федерального и республиканского бюджетов ежегодно осуществляется в установленном порядке в пределах средств на указанные цели из федерального и республиканского бюджетов на соответствующий год

Планируемые конечные результаты исполнения Программы (индикаторы)

- Снижение младенческой смертности;

- Снижение материнской смертности;

- Снижение уровня заболеваемости населения ЦВЗ и ИБС;

- Снижение смертности населения от инсультов и инфарктов миокарда;

- Снижение показателя распространенности поведенческих факторов риска;

- Повышение информированности специалистов и населения в вопросах профилактики НИЗ;

- Увеличение количества кабинетов ЛФК и ВК в ЛПУ;

- Снижение спортивного травматизма;

- Увеличение количества офисов ВОП;

- Сокращение вызовов скорой помощи и санавиации на участках, обслуживаемых ВОП;

- Снижение заболеваемости населения туберкулезом;

- Снижение заболеваемости туберкулезом детского населения;

- Снижение заболеваемости острыми вирусными гепатитами;

- Снижение заболеваемости гриппом;

- Снижение заболеваемости ВИЧ;

- Снижение заболеваемости наркоманией;

- Снижение осложнений при сахарном диабете;

- Увеличение средней продолжительности жизни больных, страдающих диабетом;

- Увеличение числа выявленных новообразований при 1-2 стадиях заболевания;

- Снижение одногодичной летальности при злокачественных новообразованиях;

- Снижение брака крови;

- Увеличение объемов карантинизации плазмы;

- Снижение длительности лечения экстренных больных в РБ N 2-ЦЭМП;

- Снижение послеоперационной летальности экстренных больных;

- Снижение сроков ожидания получения высокотехнологичной медицинской помощи;

- Увеличение объемов кардиохирургической помощи;

- Увеличение оснащения ЦРБ телемедицинским оборудованием;

- Сокращение вызовов санитарной авиации;

- Снижение заболеваемости психиатрических больных, состоящих на диспансерном наблюдении;

- Снижение репоступлений в психиатрические стационары;

- Охват специализированной гериатрической стационарной помощью и санаторно-курортным лечением;

- Увеличение охвата диспансеризацией больных - участников войн;

- Снижение смертности населения от причин, связанных с употреблением алкоголя;

- Расширение сети опорных центров здорового образа жизни с охватом 58 населенных пунктов

Организация контроля исполнения Программы

- Контроль реализации Программы осуществляется Министерством экономического развития РС (Я),

Министерством здравоохранения РС (Я) в порядке, установленном для контроля реализации республиканских целевых программ

     

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения


Программа "Охрана здоровья населения Республики Саха (Якутия) на 2007-2011 годы" разработана в соответствии с Концепцией федеральной целевой программы "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями на 2007-2011 годы", постановлением Правительства РФ от 13.11.2001 N 790 "О федеральной целевой программе "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера" 2002-2006 годы", постановлением Правительства РФ от 17.07.2001 N 540 "О федеральной целевой программе "Профилактика и лечение артериальной гипертонии в РФ", постановлением Правительства РС (Я) от 27.02.2003 N 96 "Об утверждении Порядка разработки и реализации целевых программ Республики Саха (Якутия)", рекомендациями Парламентских слушаний "О ходе реализации Республиканской целевой программы "Охрана здоровья населения Республики Саха (Якутия)" на 2002-2006 годы" от 28.03.2006.

Задача охраны здоровья населения определяется актуальностью сложных социально-экономических условий последнего десятилетия, которые привели к ухудшению показателей здоровья населения.

Основные медико-демографические показатели здоровья населения республики за последние 3 года в республике стабилизировались. Как известно, в республике по сравнению с Российской Федерацией отмечается более высокая рождаемость - 14,3 (на 1000 населения) (РФ 2004 год - 10,4).

Естественный прирост на 1000 населения стабилизировался и находится в 2005 году на уровне 4,2.

В сравнении с Российской Федерацией, относительно низкая общая смертность - 10,1 на 1000 населения (данные РФ в 2004 году - 16,0).

За 2002-2005 годы заболеваемость всего населения республики выросла на 8,4% (2002 год - 816,8 на 1000 населения; 2005 год - 885,4, РФ 2004 год - 743,0), что в целом соответствует общефедеративным показателям и свидетельствует об улучшении выявляемости и диагностики. Уровень диспансеризации увеличился в сравнении с 2003 годом на 3,2% и составил в 2005 году - 330,8. В связи с этим по некоторым клиническим заболеваниям наблюдается некоторый рост показателей заболеваемости.

Актуальным остается вопрос выявления и лечения туберкулеза в Республике Саха (Якутия).

Общая заболеваемость туберкулезом населения с 2002 года снизилась на 4,3%, если в 2002 году среди постоянно проживающего населения было выявлено - 861 больной туберкулезом, то в 2005 году - 794.

За этот период показатель болезненности туберкулезом среди населения республики снизился на 19,3% (с 256,7 до 207,1). О качестве специализированного лечения больных туберкулезом в республике свидетельствуют высокие показатели:

- клинического излечения - 50,0 (РФ - 39,4, ДВФО - 39,6);

- абациллирование - 41,5 (РФ - 31,9, ДВФО - 27,3);

- закрытие полости распада - 75,8 (РФ - 63,0, ДВФО - 55,0).

Инфекционные заболевания, управляемые средствами специфической профилактики за период реализации подпрограммы "Вакцинопрофилактика" в 2002-2005 годах удалось значительно стабилизировать.

Так, снижена инфекционная заболеваемость по вирусному гепатиту В в 2,6 раза (с 19,3 до 7,38 на 100 тыс.населения), гепатитом А в 2 раза (с 61,1 до 32,78), коревой краснухой в 25 раз (с 1421,2 до 57,12).

Дизентерией - в 3,1 раза (с 173,5 до 55,3), гриппом в 8,2 раза (с 103,3 до 12,54).

За этот период не были зарегистрированы случаи заболевания среди населения корью, брюшным тифом, туляремией, бешенством, сибирской язвой, клещевым энцефалитом и другими инфекционными заболеваниями.

На сегодняшний день в республике в результате активной деятельности по предупреждению, выявлению и лечению инфекций, передаваемых половым путем, происходит ежегодное снижение их уровня.

Заболеваемость сифилисом за последние 4 года снижается, но все еще остается достаточно высокой и составляет в 2005 году - 88,5 на 100 тыс.населения, против 155,4 в 2002 году (РФ 2004 год - 79,2).

С 2004 года отмечается стабилизация эпидемического процесса по ВИЧ/СПИД на территории республики и составляет 4,5 на 100 тыс.населения. Определенный вклад в достижение положительных результатов внесло финансирование профилактических, организационно-методических мероприятий и повышение квалификации специалистов в 2002-2003 годах по подпрограмме "Анти-ВИЧ/СПИД".

В нашей республике, как и в других регионах России, отмечается рост злокачественных новообразований. Так, если в 2002 году уровень общей онкологической заболеваемости составлял 198,9 на 100 тыс.населения, то в 2005 году - 205,5. Летальность снизилась с 51,7% до 48%.

Эндокринная патология в последнее время приобрела тенденцию к росту среди населения республики, и сахарный диабет является одним из распространенных неинфекционных заболеваний, характеризующийся развитием тяжелых осложнений со стороны органов зрения, почек, сосудов нижних конечностей, вплоть до ампутаций. Заболеванию сопутствует ранняя инвалидность, сопряженная с уменьшением трудового потенциала населения и ведет к серьезным экономическими потерями.

Ежегодно сахарным диабетом вновь заболевают от 540 до 700 больных. Распространенность возросла с 8172 больных в 2002 году до 9378 - в 2004. Всего в республике зарегистрировано 11009 больных сахарным диабетом, из них 174 детей и подростков. Инсулинозависимым сахарным диабетом болеют 836 человек, из них 83 - детей.

Другой не менее важной, социально значимой проблемой остаются заболевания, связанные с дефицитом йода. В настоящее время вся территория Якутии является эндемичной по зобу. Показатели болезненности и заболеваемости диффузно-токсическим зобом ежегодно незначительно увеличиваются. Так, болезненность в 2005 году составляет 2,25 на 1000 населения, в 2003 году - 2,21. Заболеваемость 0,5 на 1000 населения, 2003 год соответственно - 0,38.

На долю болезней системы кровообращения в республике приходится 42,2% всех случаев смерти, 27,4% первичного выхода на инвалидность, 10,4% общей заболеваемости, учтенной при обращении во все медицинские учреждения среди взрослого населения, 9% случаев временной утраты трудоспособности. Среди лиц, состоящих под диспансерным наблюдением, 9,8% составляют больные, страдающие болезнями системы кровообращения.

За период 2002-2004 годов произошло увеличение показателей общей заболеваемости болезнями системы кровообращения с 145,3 до 164,8 на 1000 взрослого населения. Среди населения в возрасте 15 лет и старше распространенность гипертонии составила 59,8 на 1000 человек.

О том, насколько серьезной проблемой является состояние психического здоровья населения, свидетельствует статистика, так из каждых 100000 человек 557 человек страдают тяжелыми формами психозов и слабоумия, 677 - пограничными расстройствами, 772 - умственной отсталостью.

Данная ситуация еще раз подчеркивает необходимость увеличения финансирования развития психотерапевтической помощи, что позволило бы уменьшить тенденции роста психических расстройств.

Таким образом, динамика состояния здоровья населения республики в 2002-2005 годах характеризовалась относительной стабилизацией медико-демографических показателей.

Все вышеизложенное свидетельствует о большой значимости разработанной программы "Охрана здоровья населения Республики Саха (Якутия)", направленной на сохранение и улучшение здоровья населения республики.

Программа отвечает основным направлениям "Концепции совершенствования здравоохранения Республики Саха (Якутия)".

II. Цель и задачи Программы


Цель: снижение заболеваемости, инвалидизации и смертности населения, стабилизация эпидемиологической ситуации, связанной с заболеваниями социального характера, на основе комплексного решения проблем профилактики, диагностики, лечения и реабилитации больных.

Задачи:

- улучшение организации лечебно-профилактической помощи населению Республики Саха (Якутия);

- улучшение материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений республики;

- совершенствование лечебно-диагностических возможностей первичного звена сельского здравоохранения;

- внедрение в медицинскую практику современных медицинских технологий, интенсивных методов лечения;

- улучшение лекарственного обеспечения населения;

- обеспечение доступности и качества первичной медико-санитарной помощи;

- совершенствование подготовки и переподготовки врачебных и фельдшерских кадров;

- создание необходимых условий для формирования у населения республики устойчивой потребности в здоровом образе жизни, как основы личного успеха и общества в целом.

Срок реализации Программы - 2007-2011 годы.

III. Перечень Подпрограмм


В Программе для комплексного решения проблемы охраны и укрепления здоровья населения республики предусматривается система мероприятий по следующим разделам:

- Охрана здоровья женщин и детей РС (Я);

- Развитие первичного звена здравоохранения и семейной медицины;

- Защита населения от туберкулеза;

- Вакцинопрофилактика и защита населения от вирусных гепатитов;

- Профилактика и лечение артериальной гипертонии;

- Онкология;

- Сахарный диабет и профилактика эндемического зоба;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»