Недействующий
Профессиональные справочные системы для специалистов
медицинской и фармацевтической промышленности

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 июля 2001 года N 540


О федеральной целевой программе "Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Российской Федерации"

____________________________________________________________________
Фактически утратило силу в связи с истечением срока,
установленного для реализации Программы
____________________________________________________________________

В целях комплексного решения проблем по снижению заболеваемости и смертности населения Российской Федерации от болезней сердечно-сосудистой системы Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Российской Федерации" (далее именуется - Программа).

2. Утвердить государственным заказчиком Программы Министерство здравоохранения Российской Федерации.

3. Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерству промышленности, науки и технологий Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации предусматривать ежегодно, начиная с 2002 года, финансирование мероприятий Программы с учетом возможностей федерального бюджета.

4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации принять участие в финансировании мероприятий Программы и разработать региональные программы по профилактике и лечению артериальной гипертонии.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Касьянов

 УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 17 июля 2001 года N 540


ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Российской Федерации"

     

     

     

     

ПАСПОРТ
федеральной целевой программы
"Профилактика и лечение артериальной гипертонии
в Российской Федерации"

Наименование Программы

-

федеральная целевая        программа
"Профилактика и лечение артериальной
гипертонии в Российской Федерации"

Наименование, номер и дата
принятия решения о
разработке Программы





-







постановление          Правительства
Российской  Федерации  от  5  ноября
1997  года  N 1387   "О   мерах   по
стабилизации        и       развитию
здравоохранения и медицинской  науки
в       Российской       Федерации"
;
распоряжение           Правительства
Российской  Федерации  от 15 декабря
2000 года N 1776-р

Государственный заказчик
Программы

-

Министерство         здравоохранения
Российской Федерации

Основные разработчики
Программы






-







Министерство         здравоохранения
Российской Федерации
Российская академия медицинских наук
Министерство образования  Российской
Федерации
Министерство промышленности, науки и
технологий Российской Федерации
Министерство сельского хозяйства
Российской Федерации

Цели Программы








-








комплексное решение          проблем
профилактики,  диагностики,  лечения
артериальной       гипертонии      и
реабилитации    больных     с     ее
осложнениями;     снижение    уровня
заболеваемости             населения
артериальной            гипертонией,
инвалидности  и  смертности  от   ее
осложнений     (инсульт,     инфаркт
миокарда)

Сроки реализации Программы

-

2002-2008 годы

Система программных
мероприятий




























-





























на первом  этапе  (2002-2004   годы)
предусматривается:        проведение
мероприятий   среди   населения   по
профилактике,  диагностике и лечению
артериальной гипертонии;
со здание постоянно       действующей
информационнопропагандистской
системы  по  первичной  профилактике
артериальной гипертонии;
обеспечение               учреждений
терапевтической  и  кардиологической
служб   современными  гипотензивными
лекарственными средствами;
создание систем        динамического
контроля    за    эпидемиологической
ситуацией  в  области заболеваемости
артериальной  гипертонией  и   учета
больных артериальной гипертонией;
организация          неврологических
реабилитационных    отделений    для
больных,     перенесших      инсульт
вследствие артериальной гипертонии;
проведение  научно-исследовательских
и опытно-конструкторских работ;
укрепление   материально-технической
базы     амбулаторно-поликлинических
учреждений   (первичное   звено)   и
учреждений     терапевтической     и
кардиологической служб;
повышение квалификации   медицинских
работников в области кардиологии.































































На втором  этапе  (2005-2008   годы)
предусматривается:
проведение мероприятий            по
профилактике,  диагностике и лечению
больных артериальной  гипертонией  с
использованием     новых     методов
лечения;
обеспечение функционирования      на
региональном  уровне  системы  учета
больных артериальной гипертонией;
анализ и  оценка  эпидемиологической
ситуации  в  области  заболеваемости
артериальной   гипертонией   и    ее
осложнений,     складывающейся     в
регионах;
завершение научных   разработок   по
созданию    оптимальных     рационов
питания      и     высокоэффективных
импортозамещающих      гипотензивных
лекарственных средств;
дальнейшее                укрепление
материально-технической         базы
амбулаторно-поликлинических
учреждений   (первичное   звено)   и
учреждений     терапевтической     и
кардиологической служб;
обеспечение               учреждений
терапевтической  и  кардиологической
служб  современными   гипотензивными
лекарственными           средствами,
повышение  квалификации  медицинских
работников в области кардиологии

Основные исполнители
Программы








-









Министерство         здравоохранения
Российской Федерации
Российская академия медицинских наук
Министерство образования  Российской
Федерации
Министерство промышленнос ти, науки и
технологий Российской Федерации
Министерство сельского     хозяйства
Российской Федерации
организации, выбранные на конкурсной
основе

Объемы и источники
финансирования Программы






-







объем финансирования   Программы   в
2002-2008 годах:
всего 3580,42 млн. рублей,
из них:
федеральный бюджет    372,1     млн.
рублей; бюджеты субъектов Российской
Федерации 2803,23 млн. рублей;
внебюджетные источники - 405,09 млн.
рублей (по согласованию)

Ожидаемые конечные
результаты реализации
Программы



































-





































повышение эффективности профилактики
и   выявления   на   ранних  стадиях
артериальной гипертонии;
разработка новых             методов
профилактики, диагностики, лечения и
реабилитации     больных,    имеющих
сердечно-сосудистые заболевания;
разработка        научно-технической
документации     на     производство
продуктов    питания,    оптимальных
рационов  питания  для  лечебных   и
профилактических       целей       и
высокоэффективных  импортозамещающих
гипотензивных лекарственных средств;
улучшение организации  и   повышение
качества кардиологической помощи;
повышение качества  профессиональной
подготовки  медицинских работников в
области кардиологии;
укрепление   материально-технической
базы     амбулаторно-поликлинических
учреждений     (первичное    звено),
кабинетов врачей  общей  практики  и
неврологов,              стационаров
терапевтической  и  кардиологической
служб;
снижение уровня       заболеваемости
населения        цереброваскулярными
болезнями   и  ишемической  болезнью
сердца     на    13-18    процентов,
инвалидности в результате  инсультов
и  инфарктов  миокарда  -  на  10-12
процентов и смертности от  инсультов
и  инфарктов  миокарда  -  на  10-16
процентов;    снижение    суммарного
экономического ущерба,  связанного с
заболеваемостью         артериальной
гипертонией  и  ее осложнениями,  на
22,4 млрд. рублей

Система организации
исполнения Программы
и контроль за ее
реализацией









-












для организации работы по выполнению
Программы              Министерством
здравоохранения Российской Федерации
создается     дирекция    Программы,
возглавляемая заместителем  Министра
здравоохранения           Российской
Федерации.
Контроль за   реализацией  Программы
осуществляет            Министерство
здравоохранения Российской Федерации
совм естно  с  другими   федеральными
органами    исполнительной   власти,
ответственными     за     реализацию
мероприятий Программы

1. Содержание проблемы и обоснование
необходимости ее решения программными методами

Федеральная целевая программа "Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Российской Федерации" (далее именуется Программа) разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1997 года N 1387 "О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации" и распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2000 года N 1776-р.

В настоящее время в Российской Федерации сложилась напряженная эпидемиологическая ситуация, связанная с резким ростом заболеваемости артериальной гипертонией, являющейся не только одним из основных факторов риска развития заболеваний системы кровообращения и смертности населения от них, но и самым распространенным заболеванием.

Результаты выборочного обследования населения показали, что общее количество больных артериальной гипертонией в возрасте 15 лет и старше достигает в России более 41,6 млн. человек, хотя, по данным официальной статистики, в стране зарегистрировано всего 7,2 млн. таких больных, в том числе 2,5 млн. больных ишемической болезнью сердца с гипертонией и 2,1 млн. больных цереброваскулярными болезнями (инсульты) с гипертонией.

В структуре причин общей смертности населения России смертность от болезней системы кровообращения составляет 56 процентов. Из них на долю ишемической болезни сердца и цереброваскулярных болезней основных осложнений артериальной гипертонии приходится соответственно 46,9 и 37,6 процента.

Борьба с артериальной гипертонией является проблемой, эффективно решить которую можно только на государственном уровне.

Ведущая роль в профилактике и диагностике на ранней стадии артериальной гипертонии и в лечении неосложненных форм отводится участковым врачам-терапевтам и семейным врачам амбулаторно-поликлинических учреждений здравоохранения.

Специализированная помощь больным сердечно-сосудистыми заболеваниями оказывается в кардиологических диспансерах, кардиологических кабинетах поликлиник и стационарах.

В настоящее время в системе здравоохранения Российской Федерации функционирует 26 кардиологических диспансеров (18 из них имеют стационары), 2652 кардиологических кабинета, 55,2 тыс. кардиологических коек (4,1 тыс. из них в диспансерах) и 1162 специализированные кардиологические бригады скорой медицинской помощи, численность врачей-кардиологов составляет 9,2 тыс. человек.

Несмотря на принимаемые меры, в организации кардиологической помощи населению остается много нерешенных проблем.

Из-за недостаточного финансирования кардиологические учреждения и амбулаторно-поликлинические учреждения плохо оснащены современным диагностическим оборудованием, ультразвуковой аппаратурой, испытывают острую нужду в современных гипотензивных и других сердечно-сосудистых препаратах (потребность в них удовлетворяется не более чем на 50 процентов). Серьезную тревогу вызывает снижение ассортимента таких препаратов.

Отсутствует системный подход в организации и проведении профилактических мероприятий, не определен порядок взаимодействия учреждений здравоохранения различной ведомственной принадлежности, не разработаны критерии оценки эффективности проводимых ими мероприятий.

Сокращение объема профилактической работы в амбулаторно-поликлинических учреждениях, отсутствие постоянно действующей информационно-пропагандистской системы, целью которой были бы формирование у населения стремления к здоровому образу жизни и профилактика заболеваний, приводят к тому, что более 80 процентов больных артериальной гипертонией не выявляются.

Квалификация участковых врачей-терапевтов, врачей общей практики, педиатров, неврологов и врачей-кардиологов не всегда соответствует современному уровню медицинской помощи, оказываемой кардиологическим больным, в первую очередь больным артериальной гипертонией, что связано с нехваткой специальной литературы, отсутствием программы непрерывного последипломного образования. Также не разработаны эффективные программы по профилактике сердечно-сосудистых заболеваний среди взрослого населения, детей и подростков для медицинских работников и педагогов школ. В стране нет базового центра для получения профессионального образования и повышения квалификации медицинских работников в области кардиологии.

Сложившаяся за последние годы в Российской Федерации эпидемиологическая ситуация, связанная с ростом сердечно-сосудистых заболеваний, представляет собой прямую угрозу здоровью населения, а наносимые ею потери приводят к значительному экономическому ущербу.

Экономический ущерб, обусловленный временной или стойкой утратой трудоспособности, преждевременной смертью из-за артериальной гипертонии и ее осложнений - ишемической болезни сердца и цереброваскулярных болезней, только в 1999 году составил около 29,3 млрд. рублей.

Мировой опыт показывает, что проблема людских и материальных потерь разрешима и основную роль в этом играет профилактическая деятельность.

Снижение смертности от сердечно-сосудистых заболеваний в таких странах, как США, Канада, Финляндия, произошло не вследствие улучшения качества лечения больных, а главным образом в результате активизации деятельности по предупреждению возникновения новых случаев заболевания. В 1960-1970 годах в этих странах на общегосударственном уровне начали проводить профилактические мероприятия, направленные на снижение риска возникновения артериальной гипертонии, вызываемой питанием с избыточным количеством насыщенного жира и поваренной соли, курением, злоупотреблением алкоголем, сидячим образом жизни, повышением холестерина в крови, сахарным диабетом и др.

Среди населения Российской Федерации такие факторы риска распространены очень широко, и соответствующая профилактическая работа может существенно снизить заболеваемость, нетрудоспособность и смертность населения от сердечно-сосудистых заболеваний.

Поскольку проблема борьбы с артериальной гипертонией требует комплексного подхода, решить ее можно путем целенаправленных скоординированных действий федеральных органов исполнительной власти, ведомственных служб здравоохранения, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, научных и общественных организаций в рамках федеральной целевой и региональных программ.

Чтобы добиться эффективных результатов, необходимо прежде всего сформировать у людей приоритетное отношение к проблеме своего здоровья. Важную роль в этом играет информирование населения об опасности артериальной гипертонии и ее последствиях, пропаганда медицинских и гигиенических знаний о здоровом образе жизни и рекомендации по искоренению вредных привычек. В этих целях Министерству здравоохранения Российской Федерации, другим заинтересованным федеральным органам исполнительной власти и Российской академии медицинских наук необходимо осуществлять совместную деятельность по созданию постоянно действующей информационно-пропагандистской системы с целью формирования здорового образа жизни, профилактики сердечно-сосудистых заболеваний и снижения факторов риска их развития. Основным проводником этих знаний являются средства массовой информации.

Весьма эффективные результаты дают программы по укреплению здоровья школьников, для чего Министерству здравоохранения Российской Федерации и Министерству образования Российской Федерации предлагается разработать научно обоснованные методики профилактики сердечно-сосудистых заболеваний среди детей и подростков.

Эффективность мероприятий по профилактике и лечению артериальной гипертонии напрямую связана с решением данной проблемы в каждом регионе, области, городе с учетом местных условий и имеющихся возможностей при поддержке на федеральном уровне. При этом инициативу в сотрудничестве с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, средствами массовой информации и общественными организациями должны взять на себя органы и учреждения здравоохранения.

Профилактическая направленность Программы, ее принципиальная новизна в части проведения системных мероприятий увязываются с целями, задачами и основными принципами Концепции охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 года.

При разработке Программы учитывались рекомендации Комитета экспертов Всемирной организации здравоохранения по борьбе с артериальной гипертонией, предложения федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Принятие Программы будет способствовать реализации государственной политики в сфере борьбы с артериальной гипертонией и ее осложнениями, позволит внедрить в практику эффективные методы профилактики, ранней диагностики, лечения и реабилитации больных, сократить число осложнений и неблагоприятных исходов, вызванных этими заболеваниями.

Программа призвана стать ориентиром для заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации при разработке программ по борьбе с артериальной гипертонией или при решении конкретных задач в деле повышения качества кардиологической помощи населению.

Борьба с артериальной гипертонией является одним из важнейших направлений деятельности по снижению сердечно-сосудистых заболеваний, и реализация мероприятий Программы создаст реальные предпосылки для успешного решения всей проблемы в целом.

     

     

2. Основные цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы

Основными целями Программы являются комплексное решение проблем профилактики, диагностики, лечения артериальной гипертонии и реабилитации больных с ее осложнениями, снижение уровня заболеваемости населения артериальной гипертонией, инвалидности и смертности от ее осложнений (инсульт, инфаркт миокарда).

Достижение указанных целей обеспечивается решением следующих основных задач:

расширение деятельности по предупреждению артериальной гипертонии, повышение эффективности раннего выявления, лечения и реабилитации больных артериальной гипертонией и больных с ее осложнениями;

создание системы динамического контроля за эпидемиологической ситуацией в области заболеваемости артериальной гипертонией и системы учета больных артериальной гипертонией;

совершенствование подготовки медицинских кадров (участковых врачей-терапевтов, врачей общей практики, педиатров, неврологов и кардиологов) в области кардиологии и профилактики сердечно-сосудистых заболеваний;

укрепление материально-технической базы амбулаторно-поликлинических учреждений (первичное звено), кабинетов врачей общей практики и неврологов, учреждений терапевтической и кардиологической служб и клиник научно-исследовательских учреждений кардиологического профиля;

проведение научно-исследовательских работ по созданию новых эффективных методов профилактики, диагностики, лечения артериальной гипертонии и реабилитации больных с ее осложнениями;

разработка продуктов питания и оптимальных рационов питания для профилактических и лечебных целей и высокоэффективных импортозамещающих гипотензивных лекарственных средств.

Программа рассчитана на 2002-2008 годы и будет реализовываться в два этапа.

На первом этапе (2002-2004 годы) намечается создание постоянно действующей информационно-пропагандистской системы с целью первичной профилактики артериальной гипертонии, организация и проведение профилактических мероприятий по выявлению больных на ранней стадии заболевания, оснащение современным медицинским оборудованием и аппаратурой, обеспечение учреждений терапевтической и кардиологической служб современными гипотензивными лекарственными средствами, подготовка и издание для медицинских работников новых методических разработок, справочных и информационных материалов по первичной профилактике, диагностике и лечению больных артериальной гипертонией, создание на федеральном уровне систем динамического контроля за эпидемиологической ситуацией в области заболеваемости артериальной гипертонией и учета больных артериальной гипертонией, что позволит получать необходимую оперативную информацию, организация неврологических реабилитационных отделений для больных, перенесших инсульт вследствие артериальной гипертонии, проведение научно-исследовательских работ по созданию новых эффективных методов профилактики, диагностики, лечения артериальной гипертонии и реабилитации больных с ее осложнениями, разработка оптимальных рационов питания с профилактической и лечебной целью и разработка высокоэффективных импортозамещающих гипотензивных лекарственных средств, повышение квалификации медицинских работников в области кардиологии.

На втором этапе (2005-2008 годы) будет продолжено оснащение лечебно-профилактических учреждений современным медицинским оборудованием и обеспечение этих учреждений гипотензивными препаратами, обучение населения с помощью информационных программ, адаптированных к различным возрастным и социальным группам, ведению здорового образа жизни и профилактике сердечно-сосудистых заболеваний, будет увеличен объем профилактических осмотров населения с оказанием при этом консультативной и лечебной помощи, на региональном уровне будут функционировать системы динамического контроля за эпидемиологической ситуацией в области заболеваемости артериальной гипертонией и учета больных артериальной гипертонией, что позволит создать базу данных о группах повышенного риска, будет продолжена организация неврологических реабилитационных отделений для больных с острым нарушением мозгового кровообращения, будут завершены разработки научно-технической документации на производство продуктов питания и формирование оптимальных рационов питания для профилактических и лечебных целей, а также на создание высокоэффективных импортозамещающих гипотензивных лекарственных средств.

     

     

3. Система программных мероприятий

Перечень мероприятий Программы (приложение N 1) предусматривает решение конкретных задач, взаимосвязанных и скоординированных по времени, ресурсам и исполнителям, включая научные исследования, материально-техническое, кадровое, информационное, нормативное и правовое обеспечение.

В Программе предусматриваются мероприятия по следующим разделам:

профилактика, диагностика, лечение артериальной гипертонии и реабилитация больных с ее осложнениями;