КОСТРОМСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 08 ноября 2006 года N 1067
ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РЕКОНСТРУКЦИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАРУЖНОГО ОСВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД 2007-2011 ГОДЫ"
Действие приостановлено в части финансирования за счет средств областного бюджета на период до 1 января 2011 года постановлением Костромской областной Думы N 4436 от 30.12.2009 года (НГР ru44000200900831)
В редакции
постановления Костромской областной Думы N 1923 от 06.06.2007 года
постановления Костромской областной Думы N 2496 от 25.12.2007 года
постановления Костромской областной Думы N 4436 от 30.12.2009 года (НГР ru44000200900831)
Рассмотрев представленный губернатором Костромской области проект областной целевой программы "Реконструкция и совершенствование наружного освещения населенных пунктов Костромской области на период 2007-2011 годы", Костромская областная Дума ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить областную целевую программу "Реконструкция и совершенствование наружного освещения населенных пунктов Костромской области на период 2007-2011 годы" (далее - Программа).
2. Предложить администрации Костромской области при формировании областного бюджета на очередной финансовый год предусматривать ежегодно соответствующие средства для реализации данной Программы.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований области предусматривать в своих бюджетах 2007-2011 годов средства на реализацию мероприятий Программы согласно ее структуре финансирования.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на комитет Костромской областной Думы по экономической политике, инвестиционной деятельности и предпринимательству (С. В. Галичев).
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Костромской областной Думы А.И. Бычков
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ "РЕКОНСТРУКЦИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАРУЖНОГО ОСВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД 2007-2011 ГОДА"
Наименование Программы | Программа "Реконструкция и совершенствование наружного освещения населенных пунктов Костромской области на период 2007-2011 года" (далее - Программа) |
Правовая основа разработки Программы | Федеральный закон от 03.04.1996 N 28-ФЗ "Об энергосбережении", Закон Костромской области от 06.12.1999 N 70-ЗКО "Об энергосбережении на территории Костромской области" |
Государственный заказчик Программы | Администрация Костромской области |
Координатор Программы | Департамент топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области |
Основные разработчики Программы | ЗАО "Управляющая компания БМК (Бизнес, Менеджмент, Консалтинг)" Департамент топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области |
Основные цели и задачи Программы, важнейшие целевые показатели | Улучшение благоустройства населенных пунктов; |
Сроки и этапы реализации Программы | 2007-2011 гг. |
Основные мероприятия Программы | Инвентаризация систем уличного освещения населенных пунктов; |
Исполнители Программы | Департамент топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области, Некоммерческая организация "Костромской фонд энергосбережения", органы местного самоуправления Костромской области |
Объемы и источники финансирования | Средства областного бюджета на безвозвратной основе - 93,864 млн. руб. Средства НКО "Костромской фонд энергосбережения" на безвозвратной основе ? 44,053 млн. руб. Средства местных бюджетов - 43,730 млн.руб. Средства энергоснабжающих организаций, учитываемые при расчете тарифа в форме инвестиционной составляющей. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | Улучшение благоустройства населенных пунктов муниципальных образований; |
Система организации контроля за ходом выполнения Программы | Координирующие функции, а также общий контроль за выполнением мероприятий, предусматриваемых Программой, осуществляется Департаментом топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области. |
В настоящее время система уличного освещения в Костромской области охватывает 12 городов, 7 поселков городского типа, 786 сельских населенных пунктов.
Действующие нормативные акты предусматривают обязательность организации освещения улиц, а также придомовых территорий многоквартирных жилых домов. Освещенность, создаваемая осветительными приборами наружного освещения, должна соответствовать нормам, установленным строительными нормами и правилами "Естественное и искусственное освещение" (СНиП23-05-95, пункт 7.28 "Наружное освещение городских и сельских поселений"), строительными нормами "Инструкция по проектированию наружного освещения городов, поселков и населенных пунктов" (СН541-82).
Соблюдение предусмотренных нормативными документами требований к освещению населенных пунктов обеспечивает оптимальные условия жизнедеятельности населения по освещенности населенных пунктов, автомобильных дорог, придомовых и других территорий. В преобладающем большинстве населенных пунктов Костромской области установленные требования к освещению улиц и придомовых территорий не соблюдаются. Особенно неудовлетворительная ситуация с наружным освещением сложилась в сельских населенных пунктах, где в ряде случаев оно полностью отсутствует.
Находящиеся в эксплуатации системы наружного освещения значительно изношены и не соответствуют действующим нормативным актам. Они создают освещенность ниже предусматриваемой установленными требованиями, когда наружное освещение отсутствует или находится в нерабочем состоянии. В некоторых случаях системы наружного освещения выведены из строя преднамеренно, в результате совершенных актов вандализма.
Сельские администрации, на которые в большинстве случаев органами местного самоуправления возложена ответственность за работу систем наружного освещения, не имеют возможности поддерживать их в надлежащем техническом состоянии по причине отсутствия средств и обслуживающего персонала.
Состояние освещенности улиц, дорог, площадей, тротуаров, территорий общественных зданий и жилищного фонда отражены в таблице 1.1. Указанные в таблице показатели отображают среднее значение нижнего и верхнего предела освещенности, в то время как на каждой улице, территории она имеет свои определенные фактические и нормативные значения.
Таблица 1.1
Состояние освещенности населенных пунктов муниципальных образований
N п/п | Муниципальные образования | Средний показатель верхнего и нижнего предела освещенности, лк | ||||||||||||
Фактический | Установленной нормативными актами | |||||||||||||
Нижний предел | Верхний предел | Нижний предел | Верхний предел | |||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |||||||||
1 | Антроповский | 1,1 | 2,2 | 2 | 4 | |||||||||
2 | Буйский (п.Чистые Боры ул. и придом.осв.) | 1,9 | 14,4 | 2 | 15 | |||||||||
3 | Вохомский | 1,3 | 2,6 | 2 | 4 | |||||||||
4 | Галичский | 0,9 | 1,7 | 2 | 4 | |||||||||
5 | Кадыйский | 0,7 | 1,3 | 2 | 4 | |||||||||
6 | Кологривский | 1,8 | 3, 5 | 2 | 4 | |||||||||
7 | Костромской | 1,5 | 3,1 | 2 | 4 | |||||||||
8 | Красносельский | 1,7 | 3,5 | 2 | 4 | |||||||||
9 | Макарьевский | 1,1 | 2,2 | 2 | 4 | |||||||||
10 | Мантуровский | 1,8 | 3,6 | 2 | 4 | |||||||||
11 | Межевской | 1,8 | 3,5 | 2 | 4 | |||||||||
12 | г. Нея и Нейский р-н (ул.и придом.осв.) | 1,2 | 8,8 | 2 | 15 | |||||||||
13 | г. Нерехта и Нерехтский р-н (ул.и придом.осв.) | 0,6 | 6 | 2 | 20 | |||||||||
14 | Октябрьский | 0,9 | 1,7 | 2 | 4 | |||||||||
15 | Островский | 0,9 | 1,8 | 2 | 4 | |||||||||
16 | Павинский | 1,6 | 3,1 | 2 | 4 | |||||||||
17 | Парфеньевский | 1,3 | 2,7 | 2 | 4 | |||||||||
18 | Поназыревский | 0,1 | 0,3 | 2 | 4 | |||||||||
19 | Пыщугский | 1,5 | 2,9 | 2 | 4 | |||||||||
20 | Солигаличский | 2 | 5,9 | 2 | 6 | |||||||||
21 | Судиславский | 0,8 | 6,1 | 2 | 15 | |||||||||
22 | Сусанинский | 1,6 | 3,2 | 2 | 4 | |||||||||
23 | Чухломской | 1,6 | 3,2 | 2 | 4 | |||||||||
24 | Шарьинский | 0,6 | 1,3 | 2 | 4 | |||||||||
25 | г. Кострома (ул.осв.) | 3,5 | 17,6 | 4 | 20 | |||||||||
26 | г. Кострома (придом.осв.) | 1,7 | 8,6 | 2 | 10 | |||||||||
27 | г. Буй (ул.и придом.осв.) | 1,4 | 13,9 | 2 | 20 | |||||||||
28 | г. Волгореченск (ул.и придом.осв.) | 1,9 | 18,7 | 2 | 20 | |||||||||
29 | г. Галич | 0,9 | 9,1 | 2 | 20 | |||||||||
30 | г. Мантурово (ул.и придом.осв.) | 1,8 | 18,1 | 2 | 20 | |||||||||
31 | г. Шарья (ул.и придом.осв.) | 1,5 | 15,1 | 2 | 20 | |||||||||
32 | Всего: | 1,4 | 13,9 | 2 | 20 |
На улицах, расположенных в центральных районах крупных населенных пунктах, освещенность близка к нормативному значению, а на большинстве других улиц - недостаточна или наружное освещение полностью отсутствует. Это характерно, прежде всего, для сельских поселений и окраин городов.
Отсутствие нормальной освещенности улиц и территорий отрицательно влияет на условия жизни населения Костромской области, способствует ухудшению правопорядка, снижению безопасности дорожного движения, а также формирует ряд других негативных факторов. Неудовлетворительная работа наружного освещения создает дополнительные предпосылки для возникновения очагов социальной напряженности в населенных пунктах области.
В настоящее время освещение улиц и придомовых территорий осуществляется осветительными приборами с газоразрядными дуговыми ртутными лампами типа ДРЛ в количестве 19,7 тыс. единиц и светильниками с лампами накаливания в количестве 3,2 тыс. единиц. Последние являются крайне неэффективными из-за высокой энергоемкости и низкой светоотдачи. Источники света, применяемые в них, несмотря на свою невысокую стоимость, имеют очень низкий срок службы и требуют частой замены.
Ввиду низкой энергоэффективности указанных осветительных приборов необходимо провести их замену на более экономичные типа ЖКУ с газоразрядными дуговыми натриевыми лампами, которым настоящей Программой предусматривается приоритетное применение.
Используемые дуговые ртутные лампы оказывают отрицательное воздействие на экологическую ситуацию в области. Ввиду того, что данный тип ламп содержит значительное количество ртути, в среднем 100-200 мг на одну лампу, в зависимости от ее мощности, они требуют специальной утилизации, предусматривающей сбор ртути.
В области имеется единственная установка по демеркуризации ртутьсодержащих ламп, владельцем которой является ООО "Костромская мехколонна N 23", находящаяся в г. Костроме. Технические возможности данной установки, а также ее значительный износ не позволяют эффективно решить проблему не только в целом по области, но даже в областном центре и близлежащих к нему муниципальных образованиях. В отдаленных от г. Костромы населенных пунктах вышедшие из строя лампы ДРЛ чаще всего складируются в случайных местах, в том числе в учебно-воспитательных учреждениях, а затем вывозятся с сухим мусором на свалки, нередко несанкционированные.
Одновременно с обозначенными выше проблемами, которые являются основными, необходимо решить вопросы, связанные с организацией управления (включение и отключение) наружным освещением с одного пункта, который, как правило, располагается на центре питания (трансформаторной подстанции 10(6)/0,4 кВ), и обеспечением учета электроэнергии, расходуемой на его нужды, с прокладкой для этих целей осветительного провода в случае его отсутствия.
Количество электрической энергии, расходуемой на нужды наружного освещения, в целом по области составляет 13,86 млн. кВтч в год. Как следует из данных, полученных в результате проведения мониторинга, большая часть электрической энергии, потребляемой системами наружного освещения, определяется не на основании показаний приборов учета ввиду их отсутствия, а расчетным путем, который осуществляется энергоснабжающими организациями, как правило, в одностороннем порядке. Расчет электропотребления ими проводится, исходя из беспрерывной круглогодичной работы осветительных приборов в темное время суток и мощности одной светоточки. В большинстве случаев это приводит к завышению расчетных показателей электропотребления по сравнению с фактическим уровнем электропотребления.
Кроме этого, значительная часть находящихся в эксплуатации счетчиков электрической энергии не соответствует установленным требованиям, прежде всего, классу точности. Согласно ГОСТ 6570-96 "Счетчики электрические активной и реактивной энергии индукционные" они должны быть заменены на приборы учета класса точности не ниже 2,0. С учетом того, что эти приборы учета являются коммерческими и по ним ведутся расчеты за потребляемую электрическую энергию, они должны быть адаптированы к организуемой в настоящее время акционерными обществами "Костромаэнерго" и "Костромская сбытовая компания" автоматизированной системе учета.
Включение и отключение систем наружного освещения осуществляется в населенных пунктах Костромской области в преобладающем большинстве случаев вручную. В небольших населенных пунктах, как правило, отсутствует централизованное управление наружным освещением, и каждый светильник включается собственным индивидуальным выключателем, установленным обычно на опоре.