КОСТРОМСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 декабря 2007 года N 2496

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОБЛАСТНУЮ ЦЕЛЕВУЮ ПРОГРАММУ "РЕКОНСТРУКЦИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАРУЖНОГО ОСВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД 2007-2011 ГОДЫ"

Рассмотрев представленный губернатором Костромской области Слюняевым И.Н. проект постановления Костромской областной Думы "О внесении изменений в областную целевую программу "Реконструкция и совершенствование наружного освещения населенных пунктов Костромской области на период 2007-2011 годы", решение комитета областной Думы по экономической политике, инвестиционной деятельности и предпринимательству, Костромская областная Дума ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Внести в областную целевую программу "Реконструкция и совершенствование наружного освещения населенных пунктов Костромской области на период 2007-2011 годы", утвержденную постановлением областной Думы от 8 ноября 2006 года N 1067, изменения, изложив областную целевую программу в следующей редакции:

"ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ "РЕКОНСТРУКЦИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАРУЖНОГО ОСВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД 2007-2011 ГОДА"


Наименование Программы

Программа "Реконструкция и совершенствование наружного освещения населенных пунктов Костромской области на период 2007-2011 года" (далее - Программа)

Правовая основа разработки Программы

Федеральный закон от 03.04.1996 N 28-ФЗ "Об энергосбережении", Закон Костромской области от 06.12.1999 N 70-ЗКО "Об энергосбережении на территории Костромской области"

Государственный заказчик Программы

Администрация Костромской области

Координатор Программы

Департамент топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области

Основные разработчики Программы

ЗАО "Управляющая компания БМК (Бизнес, Менеджмент, Консалтинг)" Департамент топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области

Основные цели и задачи Программы, важнейшие целевые показатели

Улучшение благоустройства населенных пунктов;
Оптимизация расходов бюджетных средств, направленных на освещения улиц и придомовых территорий;
Внедрение энергоэффективного и энергосберегающего оборудования;
Обустройство населенных пунктов наружным освещением, соответствующим установленным требованиям, путем внедрения современных технических достижений;
Создание предпосылок для повышения безопасности дорожного движения и предупреждение правонарушений на территории области.

Сроки и этапы реализации Программы

2007-2011 гг.

Основные мероприятия Программы

Инвентаризация систем уличного освещения населенных пунктов;
Переоборудование находящихся в эксплуатации осветительных приборов на работу с источниками света, обладающими более высокими технико-экономическими показателями;
Замена непригодных для дальнейшей эксплуатации осветительных приборов и средств учета;
Дополнительная установка светильников;
Дополнительная установка средств учета и устройств автоматического управления системами наружного освещения;
Дополнительная прокладка осветительных проводов с проведением ремонта и восстановления отдельных конструктивных элементов сетей.

Исполнители Программы

Департамент топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области, Некоммерческая организация "Костромской фонд энергосбережения", органы местного самоуправления Костромской области

Объемы и источники финансирования

Средства областного бюджета на безвозвратной основе - 93,864 млн. руб. Средства НКО "Костромской фонд энергосбережения" на безвозвратной основе ? 44,053 млн. руб. Средства местных бюджетов - 43,730 млн.руб. Средства энергоснабжающих организаций, учитываемые при расчете тарифа в форме инвестиционной составляющей.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Улучшение благоустройства населенных пунктов муниципальных образований;
Улучшение качества жизни населения области;
Сокращение потребления электроэнергии;
Экономия бюджетных средств;
Улучшение экологической обстановки;
Экономия средств, расходуемых на нужды уличного освещения, по всем муниципальным образованиям за 2007-2011 гг. составит 9,02 млн. руб. Экономия электроэнергии за 2007-2011 гг. - 4,29 млн. кВтч

Система организации контроля за ходом выполнения Программы

Координирующие функции, а также общий контроль за выполнением мероприятий, предусматриваемых Программой, осуществляется Департаментом топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области.

1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ, НА РЕШЕНИЕ КОТОРОЙ НАПРАВЛЕНА ПРОГРАММА


В настоящее время система уличного освещения в Костромской области охватывает 12 городов, 7 поселков городского типа, 786 сельских населенных пунктов.

Действующие нормативные акты предусматривают обязательность организации освещения улиц, а также придомовых территорий многоквартирных жилых домов. Освещенность, создаваемая осветительными приборами наружного освещения, должна соответствовать нормам, установленным строительными нормами и правилами "Естественное и искусственное освещение" (СНиП23-05-95, пункт 7.28 "Наружное освещение городских и сельских поселений"), строительными нормами "Инструкция по проектированию наружного освещения городов, поселков и населенных пунктов" (СН541-82).

Соблюдение предусмотренных нормативными документами требований к освещению населенных пунктов обеспечивает оптимальные условия жизнедеятельности населения по освещенности населенных пунктов, автомобильных дорог, придомовых и других территорий. В преобладающем большинстве населенных пунктов Костромской области установленные требования к освещению улиц и придомовых территорий не соблюдаются. Особенно неудовлетворительная ситуация с наружным освещением сложилась в сельских населенных пунктах, где в ряде случаев оно полностью отсутствует.

Находящиеся в эксплуатации системы наружного освещения значительно изношены и не соответствуют действующим нормативным актам. Они создают освещенность ниже предусматриваемой установленными требованиями, когда наружное освещение отсутствует или находится в нерабочем состоянии. В некоторых случаях системы наружного освещения выведены из строя преднамеренно, в результате совершенных актов вандализма.

Сельские администрации, на которые в большинстве случаев органами местного самоуправления возложена ответственность за работу систем наружного освещения, не имеют возможности поддерживать их в надлежащем техническом состоянии по причине отсутствия средств и обслуживающего персонала.

Состояние освещенности улиц, дорог, площадей, тротуаров, территорий общественных зданий и жилищного фонда отражены в таблице 1.1. Указанные в таблице показатели отображают среднее значение нижнего и верхнего предела освещенности, в то время как на каждой улице, территории она имеет свои определенные фактические и нормативные значения.

Таблица 1.1

Состояние освещенности населенных пунктов муниципальных образований

N п/п

Муниципальные образования

Средний показатель верхнего и нижнего пределаосвещенности, лк

Фактический

Установленной нормативными актами

Нижний предел

Верхний предел

Нижний предел

Верхний предел

1

2

3

4

5

6

1

Антроповский

1,1

2,2

2

4

2

Буйский (п.Чистые Боры ул. и придом.осв.)

1,9

14,4

2

15

3

Вохомский

1,3

2,6

2

4

4

Галичский

0,9

1,7

2

4

5

Кадыйский

0,7

1,3

2

4

6

Кологривский

1,8

3,5

2

4

7

Костромской

1,5

3,1

2

4

8

Красносельский

1,7

3,5

2

4

9

Макарьевский

1,1

2,2

2

4

10

Мантуровский

1,8

3,6

2

4

11

Межевской

1,8

3,5

2

4

12

г. Нея и Нейский р-н (ул.и придом.осв.)

1,2

8,8

2

15

13

г. Нерехта и Нерехтский р-н (ул.и придом.осв.)

0,6

6

2

20

14

Октябрьский

0,9

1,7

2

4

15

Островский

0,9

1,8

2

4

16

Павинский

1,6

3,1

2

4

17

Парфеньевский

1,3

2,7

2

4

18

Поназыревский

0,1

0,3

2

4

19

Пыщугский

1,5

2,9

2

4

20

Солигаличский

2

5,9

2

6

21

Судиславский

0,8

6,1

2

15

22

Сусанинский

1,6

3,2

2

4

23

Чухломской

1,6

3,2

2

4

24

Шарьинский

0,6

1,3

2

4

25

г. Кострома (ул.осв.)

3,5

17,6

4

20

26

г. Кострома (придом.осв.)

1,7

8,6

2

10

27

г. Буй (ул.и придом.осв.)

1,4

13,9

2

20

28

г. Волгореченск (ул.и придом.осв.)

1,9

18,7

2

20

29

г. Галич

0,9

9,1

2

20

30

г. Мантурово (ул.и придом.осв.)

1,8

18,1

2

20

31

г. Шарья (ул.и придом.осв.)

1,5

15,1

2

20

32

Всего:

1,4

13,9

2

20

На улицах, расположенных в центральных районах крупных населенных пунктах, освещенность близка к нормативному значению, а на большинстве других улиц - недостаточна или наружное освещение полностью отсутствует. Это характерно, прежде всего, для сельских поселений и окраин городов.

Отсутствие нормальной освещенности улиц и территорий отрицательно влияет на условия жизни населения Костромской области, способствует ухудшению правопорядка, снижению безопасности дорожного движения, а также формирует ряд других негативных факторов. Неудовлетворительная работа наружного освещения создает дополнительные предпосылки для возникновения очагов социальной напряженности в населенных пунктах области.

В настоящее время освещение улиц и придомовых территорий осуществляется осветительными приборами с газоразрядными дуговыми ртутными лампами типа ДРЛ в количестве 19,7 тыс. единиц и светильниками с лампами накаливания в количестве 3,2 тыс. единиц. Последние являются крайне неэффективными из-за высокой энергоемкости и низкой светоотдачи. Источники света, применяемые в них, несмотря на свою невысокую стоимость, имеют очень низкий срок службы и требуют частой замены.

Ввиду низкой энергоэффективности указанных осветительных приборов необходимо провести их замену на более экономичные типа ЖКУ с газоразрядными дуговыми натриевыми лампами, которым настоящей Программой предусматривается приоритетное применение.

Используемые дуговые ртутные лампы оказывают отрицательное воздействие на экологическую ситуацию в области. Ввиду того, что данный тип ламп содержит значительное количество ртути, в среднем 100-200 мг на одну лампу, в зависимости от ее мощности, они требуют специальной утилизации, предусматривающей сбор ртути.

В области имеется единственная установка по демеркуризации ртутьсодержащих ламп, владельцем которой является ООО "Костромская мехколонна N 23", находящаяся в г. Костроме. Технические возможности данной установки, а также ее значительный износ не позволяют эффективно решить проблему не только в целом по области, но даже в областном центре и близлежащих к нему муниципальных образованиях. В отдаленных от г. Костромы населенных пунктах вышедшие из строя лампы ДРЛ чаще всего складируются в случайных местах, в том числе в учебно-воспитательных учреждениях, а затем вывозятся с сухим мусором на свалки, нередко несанкционированные.

Одновременно с обозначенными выше проблемами, которые являются основными, необходимо решить вопросы, связанные с организацией управления (включение и отключение) наружным освещением с одного пункта, который, как правило, располагается на центре питания (трансформаторной подстанции 10(6)/0,4 кВ), и обеспечением учета электроэнергии, расходуемой на его нужды, с прокладкой для этих целей осветительного провода в случае его отсутствия.

Количество электрической энергии, расходуемой на нужды наружного освещения, в целом по области составляет 13,86 млн. кВтч в год. Как следует из данных, полученных в результате проведения мониторинга, большая часть электрической энергии, потребляемой системами наружного освещения, определяется не на основании показаний приборов учета ввиду их отсутствия, а расчетным путем, который осуществляется энергоснабжающими организациями, как правило, в одностороннем порядке. Расчет электропотребления ими проводится, исходя из беспрерывной круглогодичной работы осветительных приборов в темное время суток и мощности одной светоточки. В большинстве случаев это приводит к завышению расчетных показателей электропотребления по сравнению с фактическим уровнем электропотребления.

Кроме этого, значительная часть находящихся в эксплуатации счетчиков электрической энергии не соответствует установленным требованиям, прежде всего, классу точности. Согласно ГОСТ 6570-96 "Счетчики электрические активной и реактивной энергии индукционные" они должны быть заменены на приборы учета класса точности не ниже 2,0. С учетом того, что эти приборы учета являются коммерческими и по ним ведутся расчеты за потребляемую электрическую энергию, они должны быть адаптированы к организуемой в настоящее время акционерными обществами "Костромаэнерго" и "Костромская сбытовая компания" автоматизированной системе учета.

Включение и отключение систем наружного освещения осуществляется в населенных пунктах Костромской области в преобладающем большинстве случаев вручную. В небольших населенных пунктах, как правило, отсутствует централизованное управление наружным освещением, и каждый светильник включается собственным индивидуальным выключателем, установленным обычно на опоре.

В этой связи, одновременно с прокладкой осветительного провода и организацией учета необходимо произвести, как отмечалось выше, установку автоматических устройств включения и отключения систем уличного освещения.

Состояние систем наружного освещения, находящихся в эксплуатации в разрезе населенных пунктов области, отражено в Приложении к Программе. Представленные данные получены в результате проведенного Департаментом топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области мониторинга. Сводные данные о состоянии систем наружного освещения в разрезе каждого муниципального образования приведены в таблице 1.2.

Наружное освещение является одним из элементов благоустройства населенных пунктов. Его неудовлетворительное состояние оказывает отрицательное влияние на условия проживания жителей населенных пунктов нашей области. Приведение систем наружного освещения в соответствие с требованиями нормативных актов будет способствовать выравниванию социальных условий на территории Костромской области.

Для достижения данной цели требуется вложения значительных средств, которыми не располагают органы местного самоуправления. Вследствие этого реконструкцию систем наружного освещения невозможно осуществить без привлечения средств со стороны областных источников.

Таблица 1.2

Состояние систем наружного освещения

N п/п

Муниципальные образования

Число жителей

Кол-во светильников (ед.)

Кол-во счетчиков (ед.)

Осве- ти- тель- ный про- вод (км)

Авто-ма тичес кие устр- -ва (ед.)

Количе- ство энергим потреб- ляемой за год (кВтч)

уста- нов- лено

подле- жит замене

ТУД *

уста- нов- лено

подле- жит замене

ТУД

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1

Антроповский

5454

87

0

73

0

0

12

3,31

12

80700

2

Буйский (п.Чистые Боры - ул. и придом.осв.)

6000

406

270

18

7

7

40

4,3

22

121000

3

Вохомский

11598

219

46

113

10

10

61

26,7

61

119053

4

Галичский

8796

118

66

153

4

2

53

48,2

58

84600

5

Кадыйский

4400

150

50

300

11

5

17

60,7

0

145000

6

Кологривский

291

59

40

12

0

15

31

27

142610

7

Костромской

25002

631

212

188

17

0

18

8,3

23

492209

8

Красносельский

616

149

90

0

0

74

11,5

87

347000

9

Макарьевский

7695

250

100

200

14

0

0

1,5

10

122110

10

Мантуровский

4806

336

73

36

11

9

27

83,4

46

136193

11

Межевской

5762

381

201

54

13

0

18

0,4

1

72295

12

г. Нея и Нейский р-н (ул.и придом.осв.)

509

198

356

24

0

77

42,18

0

109095

13

г. Нерехта и Нерехтский р-н (ул.и придом.осв.)

35573

841

372

1965

0

0

277

54,5

417

1877400

14

Октябрьский

5835

177

85

231

2

0

47

12,95

48

92800

15

Островский

13554

447

271

551

7

0

57

40,2

53

308700

16

Павинский

5893

320

32

90

5

0

26

0

31

205240

17

Парфеньевский

7693

505

195

251

14

1

31

21,5

39

401450

18

Поназыревский

9893

85

0

1095

4

0

60

0

60

53270

19

Пыщугский

5838

253

77

95

7

0

38

15,5

40

151698,7

20

Солигаличский

489

50

10

18

8

0

12

9

59193

21

Судиславский

13712

357

226

525

0

0

82

30,2

74

291900

22

Сусанинский

3143

337

175

81

11

0

28

11,7

30

221590

23

Чухломский

12355

805

205

204

13

5

45

56

54

198600

24

Шарьинский

6506

167

57

350

17

7

22

11,3

35

74869

25

г. Кострома - ул.осв

7580

2274

1010

225

6

3

10

25

5100000

26

г. Кострома - придом.осв

1127

73

177

0

0

0

58,5

340

941116

27

г. Буй - ул.осв.

29000

1100

1100

300

13

0

48

10

51

180723

28

г. Буй - придом.осв.

128

23

244

0

0

149

4,5

143

0

29

г. Волгореченск - ул.осв.

18000

659

160

28

23

3

1

0

39

469353

30

г. Волгореченск - придом.осв.

184

70

30

0

0

54

5,3

58

481569

31

г. Галич

19136

256

31

307

21

4

8

6

8

170834

32

г. Мантурово (ул.и придом.осв.)

19760

860

300

90

26

0

0

0

26

192000

33

г. Шарья - ул.осв.

40000

1985

1800

500

20

20

5

20

25

317813

34

г. Шарья - придом.осв.

207

109

218

0

0

0

8,5

425

98637

Всего:

325404

22863

9109

9973

549

87

1393

710,14

2377

13860620,7

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»