к программе "Доступное и комфортное жилье - жителям Магаданской области" на 2006-2010 годы |
(в ред. Законов Магаданской области от 21.12.2007 N 954-ОЗ, от 24.11.2008 N 1052-ОЗ, от 29.12.2008 N 1086-ОЗ)
Магадан 2006
Наименование подпрограммы | - подпрограмма "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства в Магаданской области" на 2006-2010 годы (далее - Подпрограмма) |
Основание для разработки Подпрограммы | - Постановление Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года N 675 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2002-2010 годы"; (в ред. Закона Магаданской области ) |
Государственный заказчик Подпрограммы | - администрация Магаданской области |
Разработчики Подпрограммы | - управление архитектуры и градостроительства администрации Магаданской области, комитет экономики администрации Магаданской области |
Исполнители Подпрограммы | - управление архитектуры и градостроительства администрации Магаданской области, Магаданское областное государственное предприятие "Магаданоблстрой"(далее - МОГУП "Магаданоблстрой") |
Цель и задачи Подпрограммы | - цель Подпрограммы - обеспечение опережающего развития коммунальной инфраструктуры для увеличения предложения жилья на конкурентном рынке жилищного строительства, удовлетворяющего увеличивающийся платежеспособный спрос населения; - задачи Подпрограммы: - реализация в муниципальных образованиях Магаданской области инвестиционных проектов по обеспечению земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства; - демонополизация и развитие конкуренции на рынке жилищного строительства, обеспечение комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры; создание эффективных и устойчивых организационных и финансовых механизмов обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства. |
Объемы и источники финансирования Подпрограммы (в ред. Закона Магаданской области ) | - общий объем финансирования Подпрограммы составляет 189,4 миллиона рублей, в том числе: а) по годам: 2006 -7,0 миллиона рублей; 2007 - 19,6 миллиона рублей; 2008 - 45,0 2009 - 58,4 миллиона рублей; 2010 - 59,4 миллиона рублей; средства областного бюджета - 34,7 миллиона рублей; средства бюджета ВФОЭЗ - 7,0 миллиона рублей; средства прочих внебюджетных источников - 147,7 миллиона рублей. |
Сроки реализации Подпрограммы | - срок реализации Подпрограммы 2006-2010 годы, в том числе: I этап (2006-2007 годы) - повышение объема инвестиций дл я обеспечения земельных участков инженерной инфраструктурой в целях жилищного строительства путем предоставления мер государственной поддержки; II этап (2008-2010 годы) - развитие коммунальной инфраструктуры в части ранее принятых обязательствпо содействию в реализации проектов, начатых на I этапе выполнения Подпрограммы, будет обеспечиваться за счет средств областного бюджета. | ||||
Система организации контроля за реализацией Подпрограммы (в ред. Закона Магаданской области ) | - контроль за исполнением Подпрограммы осуществляетсяв соответствии с областным законодательством | ||||
Индикаторы Подпрограммы | дополнительный ввод жилья в 2007-2010 годах составит 78,091 тыс. кв.м"; (Дополнен Законом Магаданской области ) |
I. Обоснование необходимости решения проблемы программными методами Основными проблемами в сфере жилищного строительства наряду со слаборазвитой конкуренцией среди застройщиков и бюрократической системой предоставления земельных участков является отсутствие земельных участков, обустроенных коммунальной инфраструктурой, механизмов привлечения частных инвестиционных и кредитных ресурсов в строительство и модернизацию коммунальной инфраструктуры, а также непрозрачные и обременительные для застройщика условия присоединения к системам коммунальной инфраструктуры. Решение данных проблем необходимо для обеспечения высоких темпов жилищного строительства, удовлетворения платежеспособного спроса населения на жилье, стабилизации цен на рынке жилья.
Застройщики отмечают ограниченные возможности использования действующих мощностей существующих коммунальных сетей для наращивания объемов жилищного строительства. Планируемое увеличение объемов жилищного строительства должно быть обеспечено опережающим развитием коммунальной инфраструктуры.
Причины, определяющие недостаточный объем предложения земельных участков, обеспеченных коммунальной инфраструктурой: высокий уровень монополизации на рынке жилищного строительства, а главное - отсутствие средств.
Принятый пакет законов, направленных на повышение доступности жилья, в частности Градостроительный Кодекс Российской Федерации, Федеральные законы "Об основах тарифного регулирования организаций коммунального комплекса" и "О концессионных соглашениях" сформировал законодательные условия для решения задачи развития коммунальной инфраструктуры, необходимой для жилищного строительства, установил распределение ответственности за обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства между органами местного самоуправления, организациями коммунального комплекса и застройщиками. Созданы законодательные предпосылки для формирования специализированного вида бизнеса, связанного, в том числе, с подготовкой земельных участков для строительства, включая жилищное, - девелопмента.
Однако быстрая реализация принципов, заложенных в пакете законов, требует со стороны администрации Магаданской области серьезных стимулов для их запуска, в качестве которых будут использоваться как средства областного бюджета, так и сформулированные требования к администрации Магаданской области в качестве условия участия в Подпрограмме.
Отбор участников Подпрограммы будет производиться на основе выполнения (или принятия обязательств на будущий период по выполнению) ключевых направлений государственной политики и позиций российского законодательства, направленных на демонополизацию и развитие конкуренции на рынке жилищного строительства, а также комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры.
В рамках Подпрограммы предполагается приоритетное обеспечение коммунальной инфраструктурой земельных участков предназначенных для жилищного строительства на территориях, занимаемых в настоящее время ветхим и аварийным жилищным фондом, недостроенными (законсервированными) объектами жилья, а также освоение новых земельных участков.
Подпрограмма обеспечит комплексный подход к решению проблем ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда и системной застройки территорий поселений Магаданской области, а также будет способствовать более эффективному использованию бюджетных средств.
Существующая практика решения проблемы развития коммунальной инфраструктуры для обеспечения земельных участков в целях жилищного строительства основана на формировании предприятиями, предоставляющими коммунальные услуги, в том числе и электроэнергетического сектора, монопольной платы за присоединение к их инфраструктурным системам или на выполнении застройщиками технических условий для присоединения к этим системам, определенных по непрозрачным и изменяющимся принципам. Такая практика создает неравные конкурентные условия для застройщиков и приводит к невозможности освоения новых перспективных площадок для жилищного строительства.
В Магаданской области отсутствуют комплексные планы развития систем коммунальной инфраструктуры, основанных на зафиксированных в документах территориального планирования (генеральных планах) прогнозах роста потребления соответствующих ресурсов и услуг с учетом прогнозируемых объемов жилищного, промышленного и иных видов строительства. Также отсутствуют надежные механизмы финансирования и реализации проектов по обеспечению земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства, что приводит к увеличению сроков и удорожанию стоимости строительства жилья.
Наличие системных проблем в вопросах обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства требует программно-целевых действий со стороны администрации Магаданской области для их решения.
Решение данных проблем позволит обеспечить увеличение объемов жилищного строительства, удовлетворения платежеспособного спроса населения на жилье, стабилизации цен на рынке жилья. Планируемое увеличение объемов жилищного строительства должно быть обеспечено опережающим развитием коммунальной инфраструктуры.