Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", законом Ненецкого автономного округа от 4 июля 2001 года N 305-оз "О порядке разработки, утверждения и реализации целевых программ Ненецкого автономного округа", постановлением Администрации Ненецкого автономного округа от 29 декабря 2001 года N 1030 "Об утверждении положения о порядке инициативного представления, экспертизы, разработки и представления проектов программ Ненецкого автономного округа", постановлением Администрации Ненецкого автономного округа от 5 сентября 2005 года N 457-п "О резервах материальных и финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера на территории Ненецкого автономного округа", распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2002 года N 1376-р "О решении комплекса проблем Государственной противопожарной службы МЧС Российской Федерации" и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Ненецкого автономного округа.
Развитие современного общества может быть обеспечено только при условии безопасности человека и окружающей природной среды, защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Безопасность в чрезвычайных ситуациях означает состояние защищенности человека, общества и окружающей природной среды от вредных воздействий техногенных, природных и экологических факторов.
Чрезвычайная ситуация (ЧС) - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.
Первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров, являющихся частью комплекса мероприятий по организации пожаротушения.
Ненецкий автономный округ, являясь одним из важнейших в экономическом плане регионов России, требует особого внимания и подходов в вопросах защиты его населения, территорий и экономического потенциала от ЧС. Перспективы дальнейшего социально-экономического развития округа во многом зависят от уровня безопасности его населения и территорий в чрезвычайных ситуациях.
В силу своих природно-климатических условий и промышленного потенциала Ненецкий автономный округ объективно является территорией с повышенной опасностью возникновения ЧС как природного, так и техногенного характера. Основной отраслью промышленности в округе являются добыча, хранение, транспортировка нефти и газа.
В перспективе строительства магистрального нефтепровода "Харьяга - Индига" возрастает риск возникновения ЧС, связанных с аварийными разливами нефти и нефтепродуктов.
Большая часть трасс трубопроводов будет проходить по труднодоступным районам со сложными природно-климатическими условиями (значительные перепады температур, заболоченность территории, пониженная инженерно-геологическая устойчивость грунтов). По ходу следования трубопроводы будут пересекать большие и малые реки, на значительном протяжении к ним примыкают линии связи и электропередачи, а также транспортные коммуникации, в непосредственной близости от них располагаются промышленные объекты и населенные пункты. Объекты транспортировки нефти и природного газа являются взрывопожароопасными, возможные аварии на них угрожают не только обслуживающему персоналу, но и жителям близлежащих населенных пунктов.
Стихийным бедствиям метеорологического характера подвержена практически вся территория Ненецкого автономного округа. В среднем в течение года происходят 2-3 случая ураганных ветров скоростью более 25 м/с, приводящих к повреждениям жилых домов, коммуникаций и других объектов. Потери от ураганов могут быть значительны и приводить к нарушению жизнедеятельности населения округа.
Основными источниками возникновения лесных и тундровых пожаров являются деятельность людей (местное население, оленеводы) и природные явления (грозовые разряды). Риск возникновения очагов лесных и тундровых пожаров и связанных с ними чрезвычайных ситуаций резко увеличивается при неблагоприятных погодных условиях (продолжительная засуха, ветры).
Природные пожары, кроме прямого ущерба лесному хозяйству округа, угрожают и населенным пунктам. В очагах природных пожаров могут оказаться населенные пункты, расположенные в центральной и юго-западной части округа, в т.ч. г.Нарьян-Мар.
Неразвитость транспортной сети на территории округа не позволяет использовать инженерную технику в местах возникновения лесных пожаров, а возможности используемой авиационной техники ограничены.
Серьезную угрозу для населения и территорий представляют собой весенние паводки на реках Печора, Адзьва, Пеша, которые могут быть источником ЧС территориального и регионального масштаба и требуют ежегодного проведения мероприятий по защите населения и территорий от наводнений и предупреждению чрезвычайных ситуаций, вызванных паводком. Практически на всех реках во время весеннего паводка наблюдается повышение уровня воды до критической отметки. Заторы льда на реках весьма распространены, но проявляют, как правило, локальный характер. Наиболее частому подтоплению подвергаются муниципальные образования "Великовисочный сельсовет", "Пустозерский сельсовет", "Приморско-Куйский сельсовет" и, в разной степени, г.Нарьян-Мар.
Таким образом, тенденции к улучшению оперативной обстановки с ЧС не просматривается, более того, существует реальная угроза возникновения в округе значительно более крупных ЧС природного и техногенного характера. Это обусловлено действием ряда объективных и субъективных факторов: большим количеством потенциально опасных объектов, в основном объектов добычи, подготовки и транспорта нефти и газа, большим количеством и протяженностью магистральных нефтегазопроводов, близостью данных объектов к населенным пунктам; прогрессирующим износом основных производственных фондов в нефтяной и газовой промышленности и системах жизнеобеспечения, а также недостатком средств на их восстановление и замену; снижением трудовой и технологической дисциплины; преобладающей деревянной застройкой населенных пунктов; экстремальными природно-климатическими условиями; стремительным ростом проявлений террористической деятельности на территории Российской Федерации; отсутствием материально-технической базы для формирования и развития системы предупреждения и ликвидации ЧС.
В то же время при наличии столь явных рисков и угроз возникновения ЧС на территории Ненецкого автономного округа система предупреждения и ликвидации ЧС не отвечает современным требованиям и не обеспечивает приемлемого уровня безопасности жизнедеятельности, комфортности условий проживания людей, состояния их защищенности от разного рода угроз.
За последнее время на территории муниципальных образований Ненецкого автономного округа сложилась крайне напряженная обстановка в области пожарной безопасности.
В 2002 году зарегистрирован 61 пожар. Погибло 8 человек, ущерб составил 6308,0 тыс.рублей.
В 2003 году зарегистрировано 65 пожаров. Погибло 12 человек, травмировано 11, ущерб составил 5560,0 тыс.рублей.
В 2004 году зарегистрировано 66 пожаров. Погибло 12 человек, травмировано 4, ущерб составил 8121,0 тыс.рублей.
В 2005 году зарегистрировано 58 пожаров. Погибло 5 человек, травмировано 7, ущерб составил 6859,0 тыс.рублей.
За 8 месяцев 2006 года зарегистрировано 38 пожаров. Погибло 9 человек, травмировано 9, ущерб составил 3785,0 тыс.рублей.
В настоящее время имеющаяся на селе пожарная техника и оборудование, как правило, находятся в неисправном состоянии ввиду отсутствия средств для ее ремонта и обновления, а в некоторых муниципальных образованиях - отсутствует. Плотность застройки сельских населенных пунктов, отсутствие средств пожаротушения и наличие штормовых ветров создает угрозу возникновения крупных пожаров с непредсказуемыми последствиями. Тушение пожаров в сельской местности производится местными жителями с использованием подручных средств (ведра, лом, багор), поэтому, как правило, при возникновении пожара строения и имущество, находящееся в них, сгорают дотла.
В целях обеспечения боевой готовности пожарных формирований к тушению пожаров необходимо произвести закупку пожарной техники, боевой одежды, пожарно-технического вооружения для муниципальных образований.
Для обеспечения незамедлительных выездов пожарной техники на пожары в зимний период необходимо построить отапливаемые пожарные боксы.
Произвести приобретение и установку датчиков пожарной сигнализации, систем оповещения людей о пожаре, первичных средств пожаротушения в административных и детских учреждениях, также из-за удаленности естественных водоемов, необходимо установить искусственные.
Одним из направлений уменьшения масштабов чрезвычайных ситуаций, особенно в части потерь, являются мероприятия по созданию и использованию систем оповещения населения. Благодаря этой системе можно в кратчайшие сроки оповестить об опасности значительную часть населения округа.
При анализе проведения аварийно-спасательных работ и действий оперативных групп выявлены следующие проблемные вопросы:
- отсутствие постоянной устойчивости связи с местом произошедшей ЧС;