НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
от 26 октября 2006 года N 773-оз
Об окружной целевой программе "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечение пожарной безопасности и безопасности на водных объектах в Ненецком автономном округе на 2007-2010 годы"
(с изменениями на 4 октября 2007 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2009 года на основании
Закона Ненецкого автономного округа от 3 декабря 2008 года N 92-оз
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Ненецкого автономного округа от 21 июня 2007 года N 82-оз (Сборник нормативных правовых актов Ненецкого автономного округа N 2, июнь, 2007);
Законом Ненецкого автономного округа от 4 октября 2007 года N 127-оз (Сборник нормативных правовых актов Ненецкого автономного округа, N 10, 05.10.2007).
____________________________________________________________________
Принят
Собранием депутатов
Ненецкого автономного округа
17 октября 2006 года
Статья 1
Утвердить прилагаемую окружную целевую программу "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечение пожарной безопасности и безопасности на водных объектах в Ненецком автономном округе на 2007-2010 годы".
Статья 2
Настоящий закон вступает в силу с 1 января 2007 года.
Председатель Собрания депутатов
Ненецкого автономного округа
И.В.Кошин
Глава Администрации
Ненецкого автономного округа
В.Н.Потапенко
УТВЕРЖДЕНА
законом Ненецкого автономного округа
от 26 октября 2006 года N 773-оз
г.Нарьян-Мар
26 октября 2006 года
N 773-оз
1. Название Программы | Окружная целевая программа "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечение пожарной безопасности и безопасности на водных объектах в Ненецком автономном округе на 2007-2010 годы" |
2. Наименование, номер и дата решения о разработке Программы | Постановление главы Администрации Ненецкого автономного округа от 16 февраля 2006 года N 12-пг "О разработке окружной целевой программы "Снижение рисков возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на 2006-2010 годы" |
3. Государственный заказчик Программы | Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Ненецкого автономного округа (далее - Управление по делам ГО и ЧС Ненецкого автономного округа), Управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства Ненецкого автономного округа |
(раздел в редакции, введенной в действие Законом Ненецкого автономного округа от 21 июня 2007 года N 82-оз, - см. предыдущую редакцию) | |
4. Разработчик Программы | Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Ненецкого автономного округа |
5. Цели и задачи Программы | Основная цель Программы - обеспечение необходимого уровня безопасности населения и территории Ненецкого автономного округа, комфортности условий проживания людей, состояния их защищенности от различного рода угроз, при котором источники природных, техногенных и экологических угроз не могут иметь решающего значения для устойчивого социально-экономического развития территории. Обеспечение достаточного уровня защиты имущественных интересов граждан и хозяйствующих субъектов, уровня безопасности окружающей природной среды в условиях возможных ЧС |
Задачи: | |
Создание условий для укрепления пожарной безопасности в Ненецком автономном округе. | |
Создание условий для укрепления безопасности населения Ненецкого автономного округа на воде и водных объектах. | |
Повышение уровня оперативности и совершенствование качества поисково-спасательных работ, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории Ненецкого автономного округа. | |
Совершенствование системы связи и оповещения населения Ненецкого автономного округа в случае угрозы или возникновения чрезвычайных ситуации. | |
Создание резерва материальных ресурсов для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера | |
6. Сроки реализации Программы | Программа реализуется в течение 2007-2010 годов |
7. Перечень основных мероприятий | 1.Приобретение необходимого пожарно-технического оборудования, строительство объектов пожарной охраны, создание материально-технической базы на территории Ненецкого автономного округа. |
2. Приобретение плавсредств, оборудования и снаряжения, необходимого для осуществления мероприятий по охране жизни и здоровья людей на воде и водных объектах на территории Ненецкого автономного округа. | |
3. Приобретение технических средств и аварийно-спасательного оборудования для проведения спасательных работ и работ по ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов. | |
4. Создание окружной системы централизованного оповещения населения Ненецкого автономного округа в целях информирования при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций. | |
5.Приобретение материально-технических средств, определенных постановлением Администрации Ненецкого автономного округа от 5 сентября 2005 года N 457-п "О резервах материальных и финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера на территории Ненецкого автономного округа" , создание условий для хранения, использования и восполнения резервов материальных ресурсов | |
8. Исполнители основных мероприятий Программы | Управление по делам ГО и ЧС Ненецкого автономного округа, Управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства Ненецкого автономного округа, а также иные организации на основании государственных контрактов |
(раздел в редакции, введенной в действие Законом Ненецкого автономного округа от 21 июня 2007 года N 82-оз, - см. предыдущую редакцию) | |
9. Объемы и источники финансирования | Программа рассчитана в ценах соответствующих лет. Общий объем финансирования Программы составляет 440131,2 тыс.рублей. Источник финансирования - окружной бюджет. Объемы финансирования Программы на 2007-2010 годы за счет средств окружного бюджета, из них: - 2007 год - 82077,4 тыс.рублей; - 2008 год - 131309,9 тыс.рублей; - 2009 год - 155715,1 тыс.рублей; - 2010 год - 71028,8 тыс.рублей. |
(раздел в редакции, введенной в действие Законом Ненецкого автономного округа от 21 июня 2007 года N 82-оз, - см. предыдущую редакцию) | |
10. Ожидаемый конечный результат реализации Программы | Повышение пожарной безопасности объектов экономики в сельской местности. Обеспечение необходимых экономических условий устойчивой работы добровольных противопожарных формирований на селе, защита жизни и здоровья граждан от пожаров путем укрепления материально-технической базы добровольных пожарных формирований. |
Снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций и гибели людей на воде и водных объектах. | |
Спасение жизни и сохранение здоровья населения округа, что в свою очередь приведет к сокращению трудопотерь и уменьшению социально-психологической напряженности в обществе. | |
Оперативное доведение информации до населения округа об угрозе или возникновении чрезвычайной ситуации, информирование о принимаемых мерах и правилах поведения в ЧС. | |
Более эффективное и оперативное использование резерва материальных ресурсов при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций | |
11. Система организации контроля за исполнением Программы | Контроль за исполнением Программы осуществляют Администрация Ненецкого автономного округа, Собрание депутатов Ненецкого автономного округа в соответствии с законодательством |
(раздел в редакции, введенной в действие Законом Ненецкого автономного округа от 21 июня 2007 года N 82-оз, - см. предыдущую редакцию) |
Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", законом Ненецкого автономного округа от 4 июля 2001 года N 305-оз "О порядке разработки, утверждения и реализации целевых программ Ненецкого автономного округа", постановлением Администрации Ненецкого автономного округа от 29 декабря 2001 года N 1030 "Об утверждении положения о порядке инициативного представления, экспертизы, разработки и представления проектов программ Ненецкого автономного округа", постановлением Администрации Ненецкого автономного округа от 5 сентября 2005 года N 457-п "О резервах материальных и финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера на территории Ненецкого автономного округа", распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2002 года N 1376-р "О решении комплекса проблем Государственной противопожарной службы МЧС Российской Федерации" и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Ненецкого автономного округа.
Развитие современного общества может быть обеспечено только при условии безопасности человека и окружающей природной среды, защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Безопасность в чрезвычайных ситуациях означает состояние защищенности человека, общества и окружающей природной среды от вредных воздействий техногенных, природных и экологических факторов.
Чрезвычайная ситуация (ЧС) - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.
Первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров, являющихся частью комплекса мероприятий по организации пожаротушения.
Ненецкий автономный округ, являясь одним из важнейших в экономическом плане регионов России, требует особого внимания и подходов в вопросах защиты его населения, территорий и экономического потенциала от ЧС. Перспективы дальнейшего социально-экономического развития округа во многом зависят от уровня безопасности его населения и территорий в чрезвычайных ситуациях.
В силу своих природно-климатических условий и промышленного потенциала Ненецкий автономный округ объективно является территорией с повышенной опасностью возникновения ЧС как природного, так и техногенного характера. Основной отраслью промышленности в округе являются добыча, хранение, транспортировка нефти и газа.
В перспективе строительства магистрального нефтепровода "Харьяга - Индига" возрастает риск возникновения ЧС, связанных с аварийными разливами нефти и нефтепродуктов.
Большая часть трасс трубопроводов будет проходить по труднодоступным районам со сложными природно-климатическими условиями (значительные перепады температур, заболоченность территории, пониженная инженерно-геологическая устойчивость грунтов). По ходу следования трубопроводы будут пересекать большие и малые реки, на значительном протяжении к ним примыкают линии связи и электропередачи, а также транспортные коммуникации, в непосредственной близости от них располагаются промышленные объекты и населенные пункты. Объекты транспортировки нефти и природного газа являются взрывопожароопасными, возможные аварии на них угрожают не только обслуживающему персоналу, но и жителям близлежащих населенных пунктов.
Стихийным бедствиям метеорологического характера подвержена практически вся территория Ненецкого автономного округа. В среднем в течение года происходят 2-3 случая ураганных ветров скоростью более 25 м/с, приводящих к повреждениям жилых домов, коммуникаций и других объектов. Потери от ураганов могут быть значительны и приводить к нарушению жизнедеятельности населения округа.
Основными источниками возникновения лесных и тундровых пожаров являются деятельность людей (местное население, оленеводы) и природные явления (грозовые разряды). Риск возникновения очагов лесных и тундровых пожаров и связанных с ними чрезвычайных ситуаций резко увеличивается при неблагоприятных погодных условиях (продолжительная засуха, ветры).
Природные пожары, кроме прямого ущерба лесному хозяйству округа, угрожают и населенным пунктам. В очагах природных пожаров могут оказаться населенные пункты, расположенные в центральной и юго-западной части округа, в т.ч. г.Нарьян-Мар.
Неразвитость транспортной сети на территории округа не позволяет использовать инженерную технику в местах возникновения лесных пожаров, а возможности используемой авиационной техники ограничены.
Серьезную угрозу для населения и территорий представляют собой весенние паводки на реках Печора, Адзьва, Пеша, которые могут быть источником ЧС территориального и регионального масштаба и требуют ежегодного проведения мероприятий по защите населения и территорий от наводнений и предупреждению чрезвычайных ситуаций, вызванных паводком. Практически на всех реках во время весеннего паводка наблюдается повышение уровня воды до критической отметки. Заторы льда на реках весьма распространены, но проявляют, как правило, локальный характер. Наиболее частому подтоплению подвергаются муниципальные образования "Великовисочный сельсовет", "Пустозерский сельсовет", "Приморско-Куйский сельсовет" и, в разной степени, г.Нарьян-Мар.
Таким образом, тенденции к улучшению оперативной обстановки с ЧС не просматривается, более того, существует реальная угроза возникновения в округе значительно более крупных ЧС природного и техногенного характера. Это обусловлено действием ряда объективных и субъективных факторов: большим количеством потенциально опасных объектов, в основном объектов добычи, подготовки и транспорта нефти и газа, большим количеством и протяженностью магистральных нефтегазопроводов, близостью данных объектов к населенным пунктам; прогрессирующим износом основных производственных фондов в нефтяной и газовой промышленности и системах жизнеобеспечения, а также недостатком средств на их восстановление и замену; снижением трудовой и технологической дисциплины; преобладающей деревянной застройкой населенных пунктов; экстремальными природно-климатическими условиями; стремительным ростом проявлений террористической деятельности на территории Российской Федерации; отсутствием материально-технической базы для формирования и развития системы предупреждения и ликвидации ЧС.
В то же время при наличии столь явных рисков и угроз возникновения ЧС на территории Ненецкого автономного округа система предупреждения и ликвидации ЧС не отвечает современным требованиям и не обеспечивает приемлемого уровня безопасности жизнедеятельности, комфортности условий проживания людей, состояния их защищенности от разного рода угроз.
За последнее время на территории муниципальных образований Ненецкого автономного округа сложилась крайне напряженная обстановка в области пожарной безопасности.
В 2002 году зарегистрирован 61 пожар. Погибло 8 человек, ущерб составил 6308,0 тыс.рублей.
В 2003 году зарегистрировано 65 пожаров. Погибло 12 человек, травмировано 11, ущерб составил 5560,0 тыс.рублей.