ЗАКОН
ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
от 27 июня 2006 года N 29-ЗАО
Об окружной целевой программе "Культура Ямала (2006 2010 годы)"
Принят Государственной Думой
Ямало-Ненецкого автономного округа
14 июня 2006 г.
Документ утратил силу:
-законом автономного округа от 30.05.2009 N 22-ЗАО
Документ с изменениями внесенными:
-законом автономного округа от 10.01.2007 г. N 14-ЗАО
-законом автономного округа от 05.03.2007 г. N 28-ЗАО)
-законом автономного округа от 23.05.2008 г. N 38-ЗАО
Утвердить окружную целевую программу "Культура Ямала (2006 - 2010 годы)".
1. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
2. Действие настоящего Закона распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2006 года.
Губернатор Ямало-Ненецкого
автономного округа Ю.В.Неёлов
г. Салехард
27 июня 2006 г.
N 29-ЗАО
ОКРУЖНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Культура Ямала (2006 - 2010 годы)"
Наименование Программы | Окружная целевая программа "Культура Ямала (2006 - 2010 годы)" (далее - Программа) |
Основания для разраб отки Программы | Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 года N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" ; |
Государственный заказчик - координатор Программы | Департамент по культуре, искусству и кинематографии Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - департамент по культуре, искусству и кинематографии); |
Государственный | Департамент строительства Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - департамент строительства) |
Основные разработчики Программы | Департамент по культуре, искусству и кинематографии |
Цели и задачи | Цели: |
Сроки реализации Программы | 2006 - 2010 годы |
Важнейшие целевые показатели и индикаторы Программы | Для оценки эффективности реализации Программы будут использованы следующие целевые показатели и индикаторы: |
Перечень основных мероприятий | Данная Программа включает две подпрограммы, направленные на решение конкретных задач в рамках Программы: |
Объемы и источники финансирования Программы | Всего на реализацию Программы из окружного бюджета необходимо 523 880 тыс. рублей, из них: |
Ожидаемые конечные результаты и показатели социально-экономической эффективности | Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит: |
Создание условий для сохранения и развития культурного потенциала и культурного наследия автономного округа как фактора социально-экономического развития региона, а также средства эстетического, нравственного, патриотического воспитания широких слоев населения - один из приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации и Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ).
Равные возможности доступа к культурным ценностям, право на участие в культурной жизни закреплены Конституцией Российской Федерации. Достичь этих целей можно посредством систематической комплексной и целевой поддержки развития сферы культуры.
В автономном округе сложилась и действует разветвленная сеть учреждений культуры, включающая библиотеки, музеи, дома культуры, центры досуга, центры национальных культур, центры ремесел, учреждения дополнительного музыкального и художественного образования, кинозалы и киноустановки, кинопрокатные учреждения, прочие учреждения культуры.
Программа "Культура Ямала (2002 - 2005 годы)", обеспеченная стабильным финансированием из средств окружного бюджета, позволила осуществить качественный сдвиг отрасли:
в 16 музеях автономного округа установлена автоматизированная система учета музейных фондов, за два года электронный каталог составил более 17% от общего музейного фонда; более чем в 1,5 раза увеличился совокупный музейный фонд;
в библиотеках округа действуют разнопрофильные центры: правовой информации, краеведческой информации, интеллектуального досуга детей и подростков, семейного чтения, методического обеспечения профилактики наркомании и пр.; количество комплектов компьютерной техники составляет 197 единиц;
увеличилось число учащихся образовательных учреждений культуры и искусства, получающих стипендию Губернатора автономного округа (45 - в 2002 году, 60 - в 2004 году); почти в 3 раза увеличилось число учащихся, ставших дипломантами и победителями окружных, всероссийских и международных конкурсов.
Системные меры помогли отчасти возродить отрасль кинообслуживания: для 10 муниципальных образований приобретены видеоустановки, для фильмофонда приобретен 61 фильм с правами публичного показа. В рамках программы был поддержан ряд проектов, направленных на развитие народного любительского творчества и профессионального искусства. Также выделялись средства на укрепление материально-технической базы учреждений культуры.
Вместе с тем, все предпринятые меры носят первоэтапный характер и не позволяют произвести кардинальные изменения ни в одной из подотраслей культурной жизни.
Общий объем выделенных финансовых средств за все годы составил 40 млн руб., что вдвое меньше необходимой потребности (таблица 1). В связи с этим многие программные мероприятия остались нереализованными.
Объемы финансирования по окружной целевой программе "Культура Ямала (2002 - 2005 годы)"
(в разрезе подпрограмм)
тыс. руб.
Итого | 83413 | 48 | 20073 | 19934 | 19245 | 24161 |
К минимуму были сведены мероприятия по подпрограммам "Безопасность музейных и библиотечных фондов" и "Международное культурное сотрудничество". Более чем в 3 раза были сокращены мероприятия в рамках подпрограммы "Культурные основы федерализма, национальной и региональной политики", более чем в 2 раза - в рамках подпрограммы "Искусство Ямала".
Большая часть программных мероприятий была реализована в муниципальных образованиях автономного округа за счет средств, передаваемых в муниципальные бюджеты в виде субвенций, составивших более 60% общего объема выделенных средств (таблица 2).
Распределение объема финансирования окружной целевой программы "Культура Ямала (2002 - 2005 годы)"
(в разрезе получателей средств)
(тыс. рублей)
При ежегодной корректировке мероприятий программы значительное число культурных проектов финансировалось на конкурсной основе, что позволило поддерживать наиболее значимые, перспективные и инновационные проекты.
Несмотря на произошедшие качественные сдвиги, проблемы в развитии культуры сохраняются по всем подотраслям.
В начальной стадии находится формирование региональной системы учета музейных фондов с использованием специальных программных продуктов. Наибольшее отставание приходится на сельские музеи, имеющие слабую материально-техническую базу. Из общего числа компьютеров, установленных в музеях округа, 47% приходится на государственное учреждение "Ямало-Ненецкий окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского", 39% - на городские музеи, и лишь 14% - на сельские. Более 50% компьютеров, имеющихся в муниципальных музеях, нуждаются в модернизации. Остро ощущается недостаток другого оборудования (сканеров, цифровых фотоаппаратов), позволяющего сохранять визуальную фиксацию музейного предмета. Новые технические возможности хранения и экспонирования музейных предметов, новые технологии создания экспозиций, современные формы взаимодействия музея с посетителем недоступны абсолютному большинству муниципальных музеев. Задача программы - создать условия для внедрения технических и творческих инноваций, повысить образовательный и культурный уровень посетителей.
Похожие задачи стоят и перед библиотечными учреждениями. В рамках реализации программы "Культура Ямала (2002 - 2005 годы)" были сделаны первые шаги по развитию библиотек как информационных, культурных, образовательных центров. На базе муниципальных библиотек созданы разнопрофильные центры, деятельность которых ориентирована на различные социальные группы населения. Эта работа должна быть поддержана и продолжена в рамках следующей программы.
Внедрение информационных технологий в деятельность библиотек - одна из наиболее острых проблем и важных задач для этих учреждений. На 01 января 2005 года в библиотеках округа было установлено 194 персональных компьютера, однако 167 из них находятся в городских библиотеках. Сельские библиотеки не могут обеспечить своим читателям такие же возможности доступа к информации, как городские.
Катастрофической является ситуация с комплектованием библиотечных фондов. За 2004 год новые поступления литературы в библиотеки округа составили 0,6% от совокупного книжного фонда, что является недопустимо низким показателем. Сохранение тенденции приведет к физическому и моральному устареванию фонда библиотек, снижению их востребованности читателями.
Значительное место в обеспечении многообразия культурной жизни отводится клубам, как наиболее массовым и демократичным учреждениям, реально обеспечивающим всем категориям населения доступность к культурному досугу, особенно в сельской местности. Общими проблемами досуговых учреждений является недостаток творческой инициативы, слабая конкурентоспособность с коммерческими учреждениями массового досуга, средствами массовой информации, насаждающими зачастую культ жестокости, сексуальной распущенности, героизации криминала.
В автономном округе, как и в целом по России, в начале 90-х годов прошлого века была полностью разрушена система кинопоказа, в результате чего к 2000 году публичный показ фильмов в автономном округе практически не осуществлялся. Первые шаги по исправлению сложившейся ситуации были сделаны в ходе реализации программы "Культура Ямала (2002 - 2005 годы)". Но, даже несмотря на это, лишь четвертая часть досуговых учреждений округа имеет оборудование, необходимое для публичного показа фильмов.
Основным ресурсом, обеспечивающим развитие отрасли, являются кадры. Низкая заработная плата, отсутствие социального жилья, значительная отдаленность многих населенных пунктов, отсутствие возможности продолжать образование - причины текучести и отсутствия молодых кадров в отрасли. Мизерные бюджеты муниципальных учреждений не дают возможности своевременно повышать квалификацию специалистов, участвовать в творческом обмене, приобретать методическую и репертуарную литературу.
Одной из наиболее острых проблем, находящихся в центре внимания органов управления культуры, является обеспечение пожарной безопасности образовательных учреждений отрасли. Департаментом по культуре, искусству и кинематографии ежегодно совместно с Главным управлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу проводится коллегия, на которой подробно освещается данный вопрос. Основными причинами недостаточного выполнения требований органов пожарной безопасности является неудовлетворительное состояние зданий объектов культуры (ветхие сгораемые здания), отсутствие средств для выполнения предписаний, имеющих капитальный характер. Несоответствие данной категории учреждений требованиям противопожарной безопасности для многих из них делает невозможным получение лицензии на право осуществления образовательной деятельности. По состоянию на 01 января 2006 года лишь 53% школ дополнительного образования в области культуры и искусства смогли получить лицензию и соответствуют требованиям противопожарной безопасности. 43% учреждений культуры в сельской местности имеют износ более 75%, абсолютное большинство - в деревянном исполнении, постройки 60 - 70 годов прошлого века. Ремонтные работы в учреждениях культуры производятся, как правило, по остаточному принципу, что к настоящему времени привело их к неудовлетворительному состоянию.
Большинство учреждений закрыто органами государственного пожарного надзора, число предписаний растет из года в год. Вместе с тем в небольших поселках эти объекты - единственный очаг культуры, место проведения досуга детей, подростков, молодежи, работающего населения, пенсионеров. В такой ситуации переоценить роль клуба или библиотеки как средства эстетического, нравственного, патриотического воспитания трудно. Задача органов исполнительной власти автономного округа - обеспечить право каждого гражданина на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (статья 44 Конституции Российской Федерации). Ориентированная на улучшение качества жизни населения политика государства требует соответствующего качества организации досуга.
В период 2001 - 2004 годов из средств консолидированного бюджета на строительство объектов культуры и кинематографии было выделено 1 073 млн руб. С 2000 года по 2004 год в автономном округе сданы в эксплуатацию 14 новых или реконструированных помещений для учреждений культуры, в том числе клубов - 4, библиотек - 2, музейных учреждений - 3, школ художественного образования - 4, прочих учреждений культуры - 1.
Вместе с тем темпы обновления зданий учреждений культуры катастрофически отстают от темпов их старения. Наиболее остро стоит проблема в Ямальском, Шурышкарском, Пуровском районах. Многие учреждения культуры имеют 100% износ, находятся в аварийном состоянии, не подлежат реконструкции.
Как показывает опыт работы, эффективно решать проблемы развития отрасли можно программно-целевым методом, позволяющим поддерживать наиболее перспективные направления работы. При этом следует отметить, что основной акцент в данной программе сделан на финансирование взаимоувязанных социально-культурных проектов, ориентированных на достижение определенной цели, предусматривающих систему взаимосвязанных действий и имеющих временные рамки. Помимо этого, существенным образом может изменить ситуацию включение в окружную целевую программу "Культура Ямала (2006 - 2010 годы)" подпрограммы, предусматривающей строительство новых объектов культуры и реконструкцию уже существующих.
Программа станет комплексным и стратегическим документом развития отрасли в целом для всех муниципальных образований, организаций и учреждений культуры.
Культура обладает значительным нравственно-воспитательным потенциалом. Средствами культуры осуществляется сегодня профилактика наркомании, безнадзорности и беспризорности, правонарушений среди детей и молодежи, социализация пенсионеров и людей преклонного возраста. Все подотрасли культуры активно участвуют в патриотическом воспитании граждан. Именно культура занимает сегодня ведущее место в сохранении духовности и народных традиций коренных малочисленных народов автономного округа и значительное место в сохранении их материальных истоков. Только средствами культуры возможно представление автономного округа как самостоятельного субъекта Российской Федерации, имеющего национально-культурную самобытность и историю.
Отсутствие системной и комплексной поддержки, которую может обеспечить целевая программа, приведет к утрате этого потенциала, снизит востребованность учреждений культуры и искусства, что в отсроченной перспективе, в свою очередь, приведет к негативным социальным последствиям, проявляющимся в снижении уровня общественной нравственности и культуры.
Цели, решение которых будет обеспечено реализацией Программы:
создание условий для сохранения и развития культурного потенциала и культурного наследия автономного округа как фактора социально-экономического развития региона, а также средства эстетического, нравственного, патриотического воспитания широких слоев населения;
создание равных возможностей доступа к культурным ценностям для населения автономного округа.
Достижение целей будет обеспечено решением следующих задач:
1) сохранение и приумножение культурного наследия автономного округа, совершенствование музейной деятельности;
2) создание качественно новой системы информационно-библиотечного обслуживания населения, в том числе и в сельской местности, активизация социальной функции библиотек;
3) расширение многообразия культурной жизни, развитие профессионального искусства и народного творчества;