Недействующий

 
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 марта 2005 года N 1669

О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ КИНЕМАТОГРАФИИ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА ДО 2010 ГОДА

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного
 округа от 13 февраля 2023 года N 1291
____________________________________________________________________


Рассмотрев Концепцию развития кинематографии Ямало-Ненецкого автономного округа до 2010 года, на основании статьи 41 Устава (Основного закона) Ямало-Ненецкого автономного округа Государственная Дума Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:

1. Утвердить Концепцию развития кинематографии Ямало-Ненецкого автономного округа до 2010 года.

2. Контроль за выполнением данного Постановления возложить на Комитет Государственной Думы автономного округа по социальной политике (Г.Д.Андриянова).

3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
Государственной Думы
автономного округа
С.Н.ХАРЮЧИ






Утверждена
Постановлением
Государственной Думы
Ямало-Ненецкого
автономного округа
от 16 марта 2005 года N 1669

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ КИНЕМАТОГРАФИИ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА ДО 2010 ГОДА

I. Введение


Концепция развития кинематографии Ямало-Ненецкого автономного округа до 2010 года (далее - Концепция) исходит из представления о характере кинематографа как составной части художественной культуры, имеющей важное значение в эпоху активного развития электронных и аудиовизуальных коммуникаций, как эффективного средства социальной политики автономного округа, направленной на духовно-нравственное и патриотическое воспитание широких слоев населения, как отрасли, требующей технологического совершенствования и развития инфраструктуры. Под кинематографией понимается область культуры и искусства, включающая в себя совокупность профессиональной, творческой, производственной, научной, технической, образовательной, социальной деятельности, направленной на создание и использование произведений кинематографии.

Концепция служит основой политики и практической деятельности органов исполнительной власти Ямало-Ненецкого автономного округа и органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, взаимодействия между отраслевыми учреждениями и предприятиями.

Главный смысл Концепции состоит в том, чтобы в период до 2010 года обеспечить восстановление сети учреждений кино- и видеопоказа на территории Ямало-Ненецкого автономного округа и обеспечить права всех жителей региона на доступ к культурным ценностям, создать условия для расширения инфраструктуры киновидеопоказа путем использования различных форм собственности (государственной, коллективной и частной), создать условия для выполнения социально значимых воспитательных, просветительских, образовательных задач посредством кинематографии, обеспечить развитие национального кинематографа, а также высокое качество кинообслуживания.

Правовую основу Концепции составляют Основы законодательства Российской Федерации о культуре, Федеральный закон "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации", Концепция развития кинематографии Российской Федерации до 2005 года, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты Ямало-Ненецкого автономного округа.

II. Основные проблемы и необходимость принятия Концепции развития кинематографии Ямало-Ненецкого автономного округа


Необходимость разработки Концепции развития кинематографии Ямало-Ненецкого автономного округа до 2010 года обусловлена неординарной ситуацией, сложившейся на территории автономного округа в области кинообслуживания населения.

С начала 1990 годов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа был отмечен процесс активного сокращения киноустановок. Так, в 1993 году в округе было зарегистрировано 77 киноустановок. На сегодняшний день их количество уменьшилось более чем в 15 раз. Возникновение тенденции сокращения киносети было обусловлено рядом причин. В первую очередь, это вхождение организаций кинопоказа автономного округа в рынок и крайняя недостаточность бюджетного финансирования подотрасли. Если рассматривать проблему в более крупных масштабах - в масштабах Российской Федерации - следует отметить, что немаловажную негативную роль в этом процессе сыграло разрушение государственной монополии на кинопроизводство и показ фильмов. Это привело к экспансии низкопробной западной кинопродукции на экранах России и, в частности, автономного округа, а впоследствии - к снижению интереса зрителей к кинематографу.

Наряду с активным сокращением киносети Ямало-Ненецкого автономного округа Постановлением Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа N 486 от 3 июля 2001 года по причине неудовлетворительных результатов хозяйственной деятельности было ликвидировано государственное предприятие "Ямалкиновидео". Таким образом, с момента ликвидации кинопрокатного предприятия в регионе система кинообслуживания населения была утрачена.

С 2001 года функции государственного регулирования в области кинематографии были переданы Департаменту по культуре, искусству и кинематографии Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа.

В целях реализации государственной протекционистской политики в области сохранения и развития кинематографии на территории Ямало-Ненецкого автономного округа Департаментом по культуре, искусству и кинематографии в окружную целевую Программу "Культура Ямала (2002 - 2005 годы)" была включена подпрограмма "Кинопрокат и кинообслуживание населения Ямала". Приоритетным в ней было определено такое направление, как техническая модернизация существующего морально и технически устаревшего кинопроекционного оборудования путем перевода сельских киноустановок на видеопоказ. Помимо технической модернизации отрасли в число основных направлений вошло создание окружного центра киновидеопроката, с помощью которого в настоящее время осуществляется государственная протекционистская политика в области сохранения и развития отечественного кинематографа на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, формируется окружной фильмофонд. Реализация подпрограммы "Кинопрокат и кинообслуживание населения Ямала" началась с 2002 года. За период реализации подпрограммы были выделены средства на приобретение видеопроекционного оборудования для восьми муниципальных образований автономного округа в общей сумме 1800 тыс. руб. До окончания срока реализации подпрограммы запланировано выделение средств на эти же цели для оставшихся пяти муниципальных образований Ямало-Ненецкого автономного округа.

В рамках выполнения Федеральной целевой программы "Культура России (2002 - 2005 годы)" создана спутниковая многофункциональная телекоммуникационная сеть отрасли "Культура КОМСАТ". Одним из сегментов применения этой сети является закрытая передача оцифрованных кино-, видеофильмов из центра вещания, расположенного в Москве, в региональные стационарные и мобильные кинотеатры. Данная технология позволяет осуществлять защищенную адресную передачу цифровой копии фильма, дальнейшее декодирование и показ, согласованное с прокатчиком количество сеансов. Начиная с 2005 года Ямало-Ненецкий автономный округ станет одной из территорий, в которой станет возможным такой показ, и по мере расширения сети лицензированных учреждений кинопоказа расширится инфраструктура и электронного кинопоказа. Дальнейшее развитие электронного кинематографа в округе позволит существенно снизить себестоимость киновидеопоказа.

Начиная с 2000 года ситуация с сокращением киноустановок в Ямало-Ненецком автономном округе стабилизировалась. Напротив, отмечается тенденция к возрождению и развитию киновидеообслуживания. В автономном округе постепенно появляются современные кинозалы, в которых предоставляются услуги кинопоказа в соответствии с современными стандартами качества и используемых технологий (в гг. Салехард, Новый Уренгой). Параллельно с традиционным кинопоказом в Ямало-Ненецком автономном округе развивается альтернативный способ кинообслуживания населения - публичный видеопоказ.

Однако темпы воссоздания системы кинематографии не позволяют говорить о возможности в ближайшее время преодолеть те негативные факторы, которые вызваны распадом киносети в Ямало-Ненецком автономном округе в 90-е годы. Сохраняется высокая дифференциация обеспеченности населения киновидеоустановками в разрезе муниципальных образований, что делает невозможным достижение равного доступа жителей Ямало-Ненецкого автономного округа к услугам киновидеопоказа. Так, показатель обеспеченности сельского населения киновидеоустановками значительно ниже его минимально допустимого расчетного норматива (4 киноустановки на 10 тыс. сельских жителей). Учитывая, что сельское население Ямало-Ненецкого автономного округа на начало 2004 года составляет 85000 человек, количество киновидеоустановок должно быть 34, в реальности их количество меньше практически в 3 раза (в абсолютном выражении - 9 киновидеоустановок). В ряде сельских районов киновидеопоказ не осуществляется в течение нескольких лет. Особенно остро эта проблема ощущается в сельских территориях Ямало-Ненецкого автономного округа, где практически отсутствуют альтернативные формы культурного отдыха.

Показатель обеспеченности городского населения Ямало-Ненецкого автономного округа услугами кинопоказа (в расчете 1 кинозал на 50 тыс. человек) в 4 городах составляет ниже единицы.

С 2002 года в Ямало-Ненецком автономном округе наблюдается постоянный рост посещаемости зрителями киновидеосеансов. Однако, несмотря на тенденцию увеличения посещаемости за последние годы, ее уровень по-прежнему остается невысоким и составляет 0,3 посещения на одного жителя Ямало-Ненецкого автономного округа (в абсолютном выражении - 138,8 тыс. человек, в то время как численность постоянного населения Ямало-Ненецкого автономного округа на начало 2004 года составляет около 509 тыс. человек) за год.

Следует отметить, что одной из отличительных особенностей организации киновидеообслуживания населения в Ямало-Ненецком автономном округе является то, что все имеющиеся киновидеоустановки действуют в структуре клубных учреждений. Эта особенность имеет, в свою очередь, как положительные, так и отрицательные стороны. Положительной стороной является то, что имеется дополнительная возможность организации предсеансного обслуживания зрителей. Однако по большому счету эта особенность отрицательно сказывается на киновидеопоказе (ввиду большой загруженности залов резко уменьшается количество сеансов).

Одной из главнейших проблем осуществления видеопоказа является лицензирование деятельности. Только у трех организаций Ямало-Ненецкого автономного округа оформлена лицензия (гг. Губкинский, Ноябрьск, Салехард). В основном причинами в задержке лицензирования является отсутствие выполнения необходимых требований служб Госпожнадзора, СЭС.

III. Основные направления стратегии преобразований в области развития кинематографии в Ямало-Ненецком автономном округе


Стратегия преобразований в сфере кинематографии опирается на следующие факторы:

- кинематография в Ямало-Ненецком автономном округе на данном этапе обладает способностью к поступательному и прогрессивному движению при сохранении общественного интереса к киноискусству и поддержке государства;

- развитие кинематографии в Российской Федерации, осуществление последовательной государственной политики в этой отрасли способствует разработке и принятию дополнительных нормативно-правовых актов на уровне субъекта Российской Федерации, способных обеспечить дальнейшее развитие отрасли.

Концепция развития кинематографии Ямало-Ненецкого автономного округа до 2010 года нацелена на:

- сохранение и дальнейшее развитие жизнеспособной структуры организаций кинематографии автономного округа;

- повышение качества кинообслуживания населения Ямало-Ненецкого автономного округа;

- рост доходности отрасли.

Финансовые ресурсы для обеспечения развития отрасли складываются из бюджетного финансирования, доходов от продажи кинобилетов и услуг, доходы от проката видеокассет, средств спонсоров и других внебюджетных источников.

Практический и аналитический опыт работы Департамента по культуре, искусству и кинематографии Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа, научные исследования, проведенные на территории автономного округа специалистами Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения, а также реализуемая в Российской Федерации единая государственная политика в области развития и поддержки кинематографии позволяют выделить как целесообразные следующие основные направления развития кинематографии и киновидеообслуживания в Ямало-Ненецком автономном округе.

1. Сохранение, расширение и совершенствование действующей киновидеосети

Первоочередной задачей является сохранение и расширение численности действующих на базе домов культуры и клубов кино- и видеоустановок в соответствии с нормативами социальной обеспеченности данным видом услуг. Таким образом, к концу реализации Концепции сетевой показатель должен составлять не менее 70 кино- и видеоустановок. Помимо этого, должны быть доукомплектованы видеоустановки, на которые ранее были выделены средства.

Для полноценного функционирования отрасли киновидеообслуживания в Ямало-Ненецком автономном округе и достижения максимальных экономических результатов необходимо параллельно развивать сеть кинотеатров - традиционный кинопоказ - путем строительства кинотеатров в крупных промышленно развитых городах, а также путем передачи пустующих зданий в аренду частным компаниям на условиях организации кинопоказа.

Важной задачей является приведение деятельности учреждений кино- и видеопоказа на территории Ямало-Ненецкого автономного округа в соответствие с действующим законодательством (лицензирование). Учитывая, что основные трудности в получении лицензии связаны прежде всего с несоответствием помещений, где осуществляется показ, противопожарным требованиям и требованиям органов санэпидемнадзора, необходимо планомерное проведение мероприятий по улучшению материально-технической базы учреждений в соответствии с этими требованиями.

2. Техническое перевооружение и модернизация кино- и видеопоказа, внедрение информационных технологий киновидеообслуживания

С целью создания привлекательного имиджа для зрителя и соответственно высокой экономической отдачи современные учреждения киновидеопоказа должны отвечать последним требованиям, предъявляемым к кинозалам: многоканальная звуковая система Dolby Stereo или Dolby Digital, удобные мягкие кресла, спектр сопутствующих дополнительных услуг.

Модернизация учреждений, осуществляющих видеопроекцию, даст возможность не только добиться более качественного изображения и звука при использовании разнообразных носителей информации, но и позволит сэкономить капиталовложения при переходе киновидеообслуживания в Ямало-Ненецком автономном округе на качественно новый этап - электронный кинематограф. Главная экономическая и организационная привлекательность этого принципиально нового явления в кинопоказе - отсутствие необходимости в транспортировке носителей кино-, видеоинформации до места ее распространения, что в условиях Ямало-Ненецкого автономного округа является ключевым моментом.

3. Формирование и развитие фильмофонда Ямало-Ненецкого автономного округа

Формирование фильмофонда - важнейшее условие развития кино- и видеопоказа. Наиболее эффективным является централизованное приобретение фильмов окружной кинопрокатной организацией, т.к. при этом происходит экономия средств: приобретенный фильм может демонстрироваться на каждой киновидеоустановке округа поочередно без ограничения срока демонстрации. Тематическое формирование репертуара фильмофонда позволит расширить перечень мероприятий кино- и видеопрокатных организаций за счет организации фестивалей, ретроспектив, кинолекториев и пр.

Исходя из этого выделяются следующие направления формирования фильмофонда:

- классика отечественного кино, "золотая коллекция" советских и российских фильмов, представляющих собой непреходящую ценность;

- классика мирового кино;

- фильмы для обеспечения тематических показов, социально значимые ленты, используемые как одно из средств профилактики негативных явлений в обществе (наркомания, алкоголизм, безнадзорность и пр.);

- учебные, научно-популярные и документальные фильмы;

- фильмы для детской и юношеской аудитории;

- кинолетопись.

Учитывая технические характеристики большинства видеоустановок в автономном округе, а также выбранный в качестве основного направления перевод киноустановок на видеопоказ, фильмофонд формируется, в основном, фильмами на DVD-носителях.

4. Развитие сопутствующей инфраструктуры киновидеопоказа

Учитывая особенности функционирования киносети в Ямало-Ненецком автономном округе, характеризующиеся отсутствием так называемых "чистых" кинотеатров и осуществлением кино- и видеопоказа на базе городских и сельских домов культуры и клубов, необходим новый подход, способный обеспечить качество кинообслуживания населения.

Главное направление - поэтапное превращение домов культуры в современные досуговые центры, в которых все - от интерьера до технического оснащения - соответствует современным требованиям. При этом необходимо возродить лучшие отечественные традиции по пропаганде киноискусства: тематические вечера, обсуждение кинофильмов, встречи с ведущими деятелями культуры и искусства, отечественной и мировой кинематографии, проведение конкурсов на знание как классики, так и новинок кинопроизводства, создание клубов любителей кино, фан-клубов кинозвезд и т.д. Семейные досуговые центры, где каждый может найти для себя то, что соответствует его запросам и интересам, - оптимальная среда для развития окружного киновидеообслуживания.

Необходимым условием является расширение спектра дополнительных услуг досуговых учреждений: кафе, игровых зон, интернет-клубов и пр.

5. Развитие передвижного киновидеообслуживания

Особенности демографической и географической ситуации в Ямало-Ненецком автономном округе диктуют необходимость развития передвижного киновидеообслуживания населения. Ситуация осложняется неразвитостью автомобильных трасс, наличием труднодоступных, отдаленных от центра округа населенных пунктов.

Необходимо активно использовать самые экономически выгодные способы передвижного обслуживания в данный момент времени: водные коммуникации в навигационный период, снегоходы и т.д. В условиях Ямало-Ненецкого автономного округа при наличии целевого финансирования оптимально комплексное использование вертолетной техники, сочетающее медико-социальное обслуживание кочующего населения с культурным обслуживанием, в том числе киновидеообслуживание, киновидеосъемка хроникальных сюжетов, образовательные услуги, снабжение потребительскими товарами.

Современные технологии позволяют обеспечить малогабаритное автономное питание, обогревательные системы, малогабаритные выносные киновидеозалы с возможностью проекции на экран, дающие высокое качество изображения и звука.

Необходимо реализовать возможность приобщения жителей отдаленных населенных пунктов к новинкам отечественного и зарубежного киноискусства, демонстрировать образовательные, социально значимые ленты, обеспечить приобщение к культуре и искусству, организовать досуг населения, имеющего объективные коммуникационные трудности.

6. Развитие национального фильмопроизводства

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»