Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 января 2006 года N 9-ПП

Об основных направлениях развития оптовой торговли потребительскими товарами в Свердловской области на период до 2010 года

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Свердловской области от 31.12.2008 N 1458-ПП.
____________________________________________________________________



В целях формирования эффективной, отвечающей современным требованиям, многоканальной системы товародвижения, оптимизации размещения оптовых предприятий на территории Свердловской области, обеспечения ценовой и территориальной доступности потребительских товаров для населения Правительство Свердловской области

постановляет:

1. Одобрить основные направления развития оптовой торговли потребительскими товарами в Свердловской области на период до 2010 года (прилагаются).

2. Министерству торговли, питания и услуг Свердловской области (Соловьева В.П.) продолжить организаторскую работу по реализации прогнозных показателей развития оптовой торговли потребительскими товарами в Свердловской области на период до 2010 года.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области при разработке программ социально-экономического развития руководствоваться концептуальными направлениями развития оптовой торговли потребительскими товарами в Свердловской области на период до 2010 года, одобренными пунктом 1 настоящего постановления.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на министра торговли, питания и услуг Свердловской области, члена Правительства Свердловской области Соловьеву В.П.

Председатель Правительства
Свердловской области
А.П.Воробьев


К постановлению
Правительства Свердловской области
от 13 января 2006 года N 9-ПП

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
развития оптовой торговли потребительскими товарами в Свердловской области на период до 2010 года

     

Глава 1. Общие положения


Основные направления развития оптовой торговли потребительскими товарами в Свердловской области на период до 2010 года (далее - Основные направления) основываются на анализе развития оптовой торговли за период 2000-2005 годов и исходят из необходимости формирования эффективной, многоканальной системы товародвижения, оптимизации размещения оптовых предприятий на территории Свердловской области с целью создания условий для обеспечения территориальной доступности потребительских товаров.

Основные направления опираются на Схему развития и размещения производительных сил Свердловской области на период до 2015 года, утвержденную постановлением Правительства Свердловской области, Союза местных властей Свердловской области, Свердловского областного Союза промышленников и предпринимателей, Федерации профсоюзов Свердловской области от 31.12.2002 N 1481-ПП/12 (Собрание законодательства Свердловской области, 2002, N 12-3, ст.1855), Концепцию обеспечения продовольственной безопасности населения Свердловской области на период до 2015 года, одобренную постановлением Правительства Свердловской области от 20.04.2004 N 289-ПП "О Концепции обеспечения продовольственной безопасности населения Свердловской области на период до 2015 года" (Собрание законодательства Свердловской области, 2004, N 5, ст. 224), Концепцию "Сбережение населения Свердловской области на период до 2015 года", одобренную постановлением Правительства Свердловской области от 06.06.2001 N 393-ПП "О Концепции "Сбережение населения Свердловской области на период до 2015 года" (Собрание законодательства Свердловской области, 2001, N 6, ст.726) с изменениями, внесенными постановлением Правительства Свердловской области от 04.06.2004 N 433-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2004, N 6-1, ст.806).

Глава 2. Состояние и проблемы развития оптовой торговли потребительскими товарами в Свердловской области


Оптовая торговля является одной из динамично развивающихся отраслей экономики Свердловской области.

За последние пять лет оборот оптовой торговли в фактических ценах вырос в четыре раза и превысил в 2005 году 600 млрд.рублей.

Только за 2005 год по сравнению с 2004 годом оборот оптовой торговли в фактических ценах увеличился более чем на 30 процентов, в товарной массе - на 11 процентов.

По данным Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, в течение 2005 года по объему оборота оптовой торговли организаций оптовой торговли Свердловская область занимает четвертое место в Российской Федерации (после городов Москвы, Санкт-Петербурга и Московской области).

С каждым годом растет доля оборота оптовой торговли Свердловской области в Российской Федерации, превышая в настоящее время 5 процентов.

По Уральскому региону на долю Свердловской области приходится более 40 процентов всего оптового оборота, в Уральском федеральном округе - около 60 процентов. По приросту физических объемов оборота Свердловская область опережает показатели других субъектов региона как минимум в два раза.

В Свердловской области сформирована многопрофильная система товародвижения, основу которой составляют более 1200 оптовых предприятий потребительского рынка. Основная часть предприятий сосредоточена в городах Екатеринбурге (около 560 компаний), Нижний Тагил (76 компаний) и Серове (42 компании). Данное размещение отражает особенности концентрации населения на территории области, развития розничной торговой сети и транспортной инфраструктуры.

Складская структура в области представлена в основном зданиями и помещениями, требующими модернизации. Использование имеющихся складских площадей составляет 85-88 процентов, что объясняется несоответствием технических характеристик складов (хранилищ) современным требованиям предприятий оптовой торговли, а также нерациональным пространственным размещением для обслуживания предприятий потребительского рынка.

Доля механизированных складов составляет около 18 процентов, доля современных автоматизированных складов - менее 2 процентов.

Свердловская область испытывает недостаток в крупных оптовых компаниях, имеющих большие складские комплексы (логистические центры) и транспортно-складские терминалы, способные удовлетворить жесткие требования зарубежных партнеров. Потребность в международных, сертифицированных складах, применяющих современные технологии товародвижения, транспортировки и хранения товаров, составляет более 650 тыс.кв.метров.

К проблемам дальнейшего развития оптовой торговли потребительскими товарами в Свердловской области следует отнести недостаток земель для строительства новых объектов оптовой торговли в городе Екатеринбурге и близлежащих территориях, длительность оформления документов на аренду и выкуп земельных участков.

Имеющиеся на предприятиях оптовой торговли потребительскими товарами информационные системы в основном используются для выполнения учетных и бухгалтерских операций, тогда как в управлении наиболее значимыми технологическими процессами их используют менее 25 процентов оптовых предприятий.

Большинство оптовых предприятий находится на начальном этапе логистизации. Основной причиной сдерживания применения логистики в транспортно-складских операциях является недооценка эффективности ее применения в минимизации издержек со стороны руководящего звена компаний.

Для реализации принципов современного логистического управления процессом перевозки, переработки и хранения грузов в полной мере необходимо обновление и развитие терминальной и складской инфраструктур, удовлетворяющих спрос на услуги хранения, упаковки и транспортировки грузов.

Одной из серьезных проблем является недостаток квалифицированных кадров, что в значительной мере препятствует эффективному развитию оптовой торговли. По оценке руководителей оптовых компаний общая потребность в квалифицированных кадрах составляет около 2,5 тыс.человек.

Геоэкономическое положение Свердловской области при условии наличия необходимой складской инфраструктуры современного класса, международного транспортного узла, развитой системы связи и коммуникаций и высокой инвестиционной привлекательности открывает для оптовой торговли перспективу создания международного распределительного центра, обеспечивающего транзит, хранение, переработку евроазиатских товарных потоков.

Глава 3. Основные цели развития оптовой торговли потребительскими товарами


Основные направления развития оптовой торговли в Свердловской области на период до 2010 года призваны обеспечить ее эффективное развитие с устойчивым закреплением Свердловской области по группе основных показателей в числе ведущих субъектов Российской Федерации, создание на базе Свердловской области крупнейшего центра оптовой торговли Урало-Сибирского региона.

Глава 4. Основные направления развития оптовой торговли потребительскими товарами


Главными направлениями эффективного развития оптовой торговли потребительскими товарами, гарантирующего стратегическую стабильность потребительского рынка Свердловской области, являются:

1) структурная перестройка и логистическая оптимизация каналов товародвижения.

За основную модель организации оптовой торговли потребительскими товарами в Свердловской области принята "транспортно-узловая" модель (логистические платформы) - базирующаяся на распределенных транспортных потоках (автомобильных и железнодорожных) и учитывающая плотностные характеристики населения и объектов потребительского рынка.

Таблица 1

Схема
размещения логистических платформ на территории Свердловской области


Управленческий округ

Номер логистической платформы и размещение узлового оптового предприятия

Зона сбыта

Северный управленческий округ Свердловской области

N 1, город Краснотурьинск

города Серов, Североуральск, Ивдель, Волчанск, Карпинск

N 2, город Нижняя Тура

города Лесной, Качканар, Красноуральск, Новая Ляля, Верхотурье

Горнозаводской управленческий округ Свердловской области

N 1, город Нижний Тагил

города Алапаевск, Кушва, Верхняя Салда, Верхняя Тура, Нижняя Салда

N 2, город Новоуральск

города Кировград, Невьянск, Верхний Тагил

Западный управленческий округ Свердловской области

N 1, город Первоуральск

города Ревда, Полевской, Нижние Серги, Шаля, Дегтярск, Михайловск

N 2, город Красноуфимск

поселки городского типа Арти, Ачит

Южный управленческий округ Свердловской области

N 1, город Каменск-Уральский

города Асбест, Заречный, Сухой Лог, Богданович, Белоярский

Восточный управленческий округ Свердловской области

N 1, город Ирбит

города Туринск, Тавда, Артемовский

N 2, город Талица

город Камышлов, поселки городского типа Тугулым, Пышма

2) обеспечение необходимого рыночного разнообразия структур, осуществляющих оптовую торговлю потребительскими товарами: крупные оптовые структуры федерального масштаба, специализированные межрегиональные оптовые компании, оптовые и оптово-розничные предприятия регионального и областного масштаба, сбытовые структуры местных предприятий-производителей, распределительные центры розничных сетевых торговых компаний.

Размещение узлов оптовой торговли потребительскими товарами соотносится с плотностью населения территорий, движением товарных потоков, транспортной доступностью, наличием складских мощностей, уровнем развития на близлежащих территориях розничных торговых сетей и базируется на стратегии размещения 9 логистических платформ на территории Свердловской области.

В городе Екатеринбурге, являющемся центром агломерации, области, региона, будут размещаться крупные оптовые структуры федерального масштаба, включая региональный центр распределения товарных потоков международного транспортного коридора (МТК-2). Внутригородская зона, базирующаяся на существующих складских территориях, ориентируется преимущественно на внутригородской рынок, внешнее кольцо логистических центров, базирующихся на континентальных и меридиональных коридорах в зоне Екатеринбургской кольцевой автомобильной дороги (далее - ЕКАД), ориентируется на область, регион, ближнее и дальнее зарубежье. В рамках области зона влияния будет определяться оптимальной транспортной доступностью с учетом близлежащих городов и районов - города Березовский, Арамиль, Верхняя Пышма, Сысертский район.

Оптовыми узлами первого уровня будут являться города Нижний Тагил, Серов (конкурент - город Краснотурьинск), Каменск-Уральский, Камышлов, Красноуфимск, Алапаевск, Ирбит, Нижняя Тура (конкурент - город Лесной). Их задача - распределение товарного потока в зоне своего влияния на оптимальной транспортной доступности.

Оптовые узлы второго уровня - города Артемовский, Богданович, Верхотурье, Ивдель, Кушва, Михайловск, Невьянск, Нижние Серги, Новоуральск, поселки городского типа Арти, Ачит, задача которых обеспечивать товарной массой населенные пункты в зоне своего влияния.

Уровень всех типов и видов оптовых предприятий должен обеспечивать стабильность и высокую эффективность их работы.

Данная схема носит принципиальный характер и нуждается в детализации на стадии концепции с разработкой оптимальной структуры размещаемых предприятий оптовой торговли потребительскими товарами (оптовые базы, распределительные центры);

3) повышение уровня комплексной безопасности (продовольственной, экологической, таможенной) потребительских товаров, поступающих в Свердловскую область.

Обеспечение качества и безопасности продовольственных и непродовольственных товаров будет достигаться через внедрение систем менеджмента качества на предприятиях оптовой торговли, международной системы сертификации услуг оптовой торговли потребительскими товарами.

Обеспечение выполнения требований экологической безопасности предприятиями оптовой торговли будет формироваться через принятие и утверждение технических регламентов.

Решение вопросов таможенной безопасности будет осуществляться через дифференциацию применения форм таможенного контроля по субъектам внешнеторговой деятельности и категориям товаров, рост количества специализированных терминалов для определенных товарных групп (автомобили, ювелирные товары), выравнивание структуры складов временного хранения на территории Свердловской области, максимальное использование информационных технологий при таможенном оформлении и контроле, в том числе электронного документооборота и электронного декларирования товаров для ускорения движения товаропотоков;

4) полное и ритмичное обеспечение товарами розничной торговли в целях создания условий для ее стабильного развития за счет:

проведения оптовых ярмарок на территории Свердловской области (областных, республиканских, международных);

функционирования механизма поддержки местных товаропроизводителей;

комплексной механизации и автоматизации предприятий оптовой торговли потребительскими товарами, доведения доли механизированных и автоматизированных складов к 2010 году до 35-40 процентов;

5) обеспечение баланса интересов и защиты прав предпринимателей и государства на основе совершенствования форм, методов и организации правового регулирования, координации и контроля за счет создания Ассоциации оптовых предприятий Свердловской области с целью объединения и продвижения интересов оптовых компаний, обеспечения большей прозрачности рынка оптовой торговли, выявления группы лучших местных компаний, популяризации опыта их работы;

6) совершенствование кадровой политики в следующих направлениях:

использования потенциала образовательных учреждений Свердловской области по подготовке квалифицированных специалистов для оптовой торговли;

повышение квалификации специалистов оптовой торговли на основе современных обучающих программ;

организация проведения семинаров, презентаций и иных мероприятий по обмену опытом в сфере оптовой торговли;

7) развитие механизмов предпринимательской, инвестиционной и инновационной деятельности.

Создание системы благоприятствования развитию предприятий оптовой торговли потребительскими товарами должно осуществляться через первоочередное выделение земель для строительства предприятий оптовой торговли, налоговых преференций для компаний, инвестирующих развитие оптовой торговли, контроль за сокращением сроков оформления документов на выкуп земельных участков.

Оказание содействия местным оптовым компаниям в привлечении целевых инвестиций (в том числе и из-за рубежа) необходимо для развития складского хозяйства современного класса, логистических комплексов, мелкооптовых магазинов-складов, формирования на базе крупных местных оптовых компаний конкурентоспособного рыночного пространства;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»