Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 января 2006 года N 15-ПП

О региональном (национально-региональном) компоненте государственного образовательного стандарта дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области

____________________________________________________________________
Утратило силу с 15 декабря 2013 года на основании
постановления Правительства Свердловской области
от 26 ноября 2013 года N 1430-ПП

____________________________________________________________________


В целях реализации Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст.1797) с изменениями, внесенными федеральными законами от 13 января 1996 года N 12-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст.150), от 16 ноября 1997 года N 144-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 47, ст.5341), от 20 июля 2000 года N 102-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 30, ст.3120), от 7 августа 2000 года N 122-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 33, ст.3348), от 27 декабря 2000 года N 150-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 1 (часть 1), ст.2), от 30 декабря 2001 года N 194-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 53 (часть 1), ст.5030), от 13 февраля 2002 года N 20-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 7, ст.631), от 21 марта 2002 года N 31-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 12, ст.1093), от 25 июня 2002 года N 71-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 26, ст.2517), от 25 июля 2002 года N 112-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст.3029), от 24 декабря 2002 года N 176-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 52 (часть 1), ст.5132), от 10 января 2003 года N 11-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст.163), от 7 июля 2003 года N 123-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 28 ст.2892), от 8 декабря 2003 года N 169-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 50, ст.4855), от 23 декабря 2003 года N 186-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 52 (часть 2), ст.5038), от 5 марта 2004 года N 9-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 10, ст.835), от 30 июня 2004 года N 61-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 27, ст.2714), от 20 июля 2004 года N 68-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 30, ст.3086), от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст.3607), от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1 (часть 1), ст.25), от 9 мая 2005 года N 45-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 19, ст.1752), от 18 июля 2005 года N 92-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 30 (часть 1), ст.3103), от 21 июля 2005 года N 100-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 30 (часть 1), ст.3111), постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 24.10.2000 N 13-П (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 44, ст.4399), Областного закона от 16 июля 1998 года N 26-ОЗ "Об образовании в Свердловской области" ("Областная газета" от 22.07.98 N 124) с изменениями, внесенными законами Свердловской области от 23 июня 2004 года N 16-ОЗ ("Областная газета" от 26.06.2004 N 162), от 27 декабря 2004 года N 225-ОЗ ("Областная газета" от 29.12.2004 N 356-359), от 14 июня 2005 года N 54-ОЗ ("Областная газета" от 15.06.2005 N 170-171), Правительство Свердловской области

постановляет:

1. Утвердить региональный (национально-региональный) компонент государственного образовательного стандарта дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области (прилагается).

2. Министерству общего и профессионального образования Свердловской области (Нестеров В.В.) осуществить мероприятия по введению в действие регионального (национально-регионального) компонента государственного образовательного стандарта дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования Свердловской области.

3. Считать утратившим силу постановление Правительства Свердловской области от 03.08.99 N 897-ПП "Об утверждении Государственного образовательного стандарта (национально-региональный компонент) в период детства, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области в новой редакции" (Собрание законодательства Свердловской области, 1999, N 8, ст.766).

4. Настоящее постановление вступает в силу с момента его официального опубликования.

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на министра общего и профессионального образования Свердловской области, члена Правительства Свердловской области Нестерова В.В.

Председатель Правительства
Свердловской области
А.П.Воробьев


УТВЕРЖДЕН
постановлением
Правительства Свердловской области
от 17 января 2006 года N 15-ПП

О региональном (национально-региональном) компоненте государственного образовательного стандарта дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области

     

Часть I. Сущность, структура, функции стандарта

Раздел 1. Общие положения


Региональный (национально-региональный) компонент дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области разработан в соответствии с Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" (ст.7, 9), Законом Свердловской области от 16 июля 1998 года N 26-ОЗ "Об образовании в Свердловской области" ("Областная газета" от 22.07.98 N 124), Федеральным компонентом Государственного стандарта общего образования на 2004 год, Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 1756-р, Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования, Приоритетными направлениями развития образовательной системы Российской Федерации, Концепцией формирования национально-регионального компонента Государственного образовательного стандарта Свердловской области, мероприятиями по развитию образования Свердловской области на 2004-2007 годы, утвержденными постановлением Правительства Свердловской области от 25.05.2004 N 386-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2004, N 6-1, ст.780).

Реализация до настоящего времени действующего регионального (национально-регионального) компонента в период детства, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области обеспечила:

1) формирование ориентаций педагогов на реализацию компетентностного подхода в образовательном процессе;

2) создание условий для освоения учащимися основных представлений о конкретных особенностях социально-экономического и социокультурного развития Среднего Урала в прошлом и в настоящее время;

3) организацию повышения квалификации педагогических кадров Свердловской области;

4) возможность осуществления инновационной деятельности руководителей органов управления образованием, образовательных учреждений, педагогов и научно-педагогических кадров, направленной на творческий поиск эффективных способов реализации стандарта на местах;

5) создание основы для реализации федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования, предложенного в 2004 году.

С введением регионального (национально-регионального) компонента в период детства, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области были созданы условия для:

1) обеспечения права выбора обучающимися содержания образования и организации образовательного процесса в соответствии с их интересами и запросами;

2) реализации в образовательном процессе общечеловеческих гуманистических ценностей с учетом требований конкретной жизненной ситуации, складывающейся в регионе;

3) обеспечения субъект-субъектных отношений между участниками образовательного процесса;

4) формирования критериев оценивания достижений обучающихся и выпускников в единстве предметной, деятельностной и ценностной составляющих образованности.

Однако в процессе его реализации выявлено следующее:

1) предложенное содержание регионального (национально-регионального) компонента в период детства, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области ограничивало освоение учащимися особенностей развития Свердловской области изучением набора специальных курсов. Отсутствовала ориентация педагогов на реализацию требований регионального (национально-регионального) компонента в период детства, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области через содержание всех предметов Базисного учебного плана и организацию комплексной воспитательной деятельности в учебном заведении;

2) не были четко определены различия в содержании предметно-ориентационной и ценностно-коммуникативной составляющей требований к учащимся;

3) не раскрывалась взаимосвязь содержания федерального и национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта. Сама форма подробного описания отдельных дисциплин, составляющих региональный (национально-региональный) компонент в период детства, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области, не побуждала педагогов к творческому поиску таких вариантов его реализации, в которых бы максимально учитывались возможности конкретного образовательного учреждения, особенности социально-экономического развития отдельных территорий Свердловской области.

Корректировка и принятие новой редакции регионального (национально-регионального) компонента дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области вызваны требованиями современного этапа модернизации российского образования, определенного Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, разработкой новых федеральных стандартов начального, основного и среднего (полного) общего образования. Изменение образовательных потребностей, формирование нового социального заказа потребовали значительного обновления содержания регионального компонента образования для приведения его в соответствие с научно-техническим и социальным развитием региона, страны, мира в начале XXI века.

Новая редакция регионального (национально-регионального) компонента дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области определяет в дополнение к федеральному компоненту обязательный минимум содержания образовательных программ, современные требования к уровню подготовки обучающихся и отражает особенности и тенденции изменения социального заказа Свердловской области на современном этапе ее развития.

Региональный (национально-региональный) компонент дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области строится на основе следующих принципов:

1) понимание образования как организованного на научной основе процесса развития и саморазвития личности ребенка. Региональный (национально-региональный) компонент дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области обеспечивает получение обучающимся знаний и навыков, которые позволяют им успешно адаптироваться к особенностям жизнедеятельности региона, страны, мирового сообщества в целом. Само образование рассматривается как единство обучения и воспитания, позволяющее обеспечить целостное соединение знаний, ценностных ориентаций и развитие практических навыков в повседневной деятельности учащихся в соответствии с требованиями современного общества;

2) трактовка образованности учащихся как совокупность просвещенности через предметно-информационную составляющую регионального (национально-регионального) компонента дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области, обученности через деятельностно-коммуникативную составляющую стандарта, воспитанности через его ценностно-ориентационную составляющую;

3) взаимосвязь с мировыми тенденциями в образовании и действующим федеральным компонентом государственного образовательного стандарта. Региональный (национально-региональный) компонент дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области обеспечивает формирование у обучающихся понимания взаимосвязи событий и явлений, происходящих в мире, стране и регионе в сферах материальной и духовной культуры;

4) дополнительность. Региональный (национально-региональный) компонент дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области позволяет создать возможности для самоопределения личности обучающегося в конкретных экономических и социокультурных условиях Свердловской области;

5) многоаспектность в раскрытии специфики региона в различных аспектах: культурно-историческом, социально-правовом, экономическом, информационном, экологическом и культуры здоровья;

6) сотрудничество на основе развития партнерских отношений между всеми субъектами образовательного процесса;

7) компетентностный подход, заключающийся в овладении обучающимися практическими навыками использования приобретенных знаний во всех видах повседневной деятельности;

8) преемственность в содержании и уровне образованности на различных ступенях образования;

9) реализация требований личностно-ориентированного подхода к организации образовательной деятельности;

10) раскрытие человекотворческой сущности (формирование себя) всего познавательного процесса, осуществляемого в учебной и внеучебной деятельности.

Оценивание качества освоения обучающимися требований регионального (национально-регионального) компонента дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области осуществляется путем определения:

1) степени владения информацией, раскрывающей особенности исторического развития и современного этапа жизнедеятельности региона во взаимосвязи с процессами, идущими в стране, мире;

2) уровня развития навыка эффективного применения приобретенных знаний и навыков в повседневной деятельности;

3) степени соответствия индивидуальных ориентаций и установок жизнедеятельности тем ценностям, нормам и правилам, которые определяют возможность успешного включения личности в экономическую, социальную и культурную жизнь региона.

Региональный (национально-региональный) компонент дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области создает нормативную основу для правовых и финансовых отношений между участниками образовательного процесса, органами управления, образовательными организациями, родителями (законными представителями) обучающихся и общественностью.

Аттестация и государственная аккредитация образовательных учреждений всех типов и видов, аттестации педагогических работников и государственной итоговой аттестации учащихся независимо от форм получения образования осуществляется в соответствии с требованиями регионального (национально-регионального) компонента дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области.

Раздел 2. Сущность и назначение регионального (национально-регионального) компонента дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области

1. Основной целью регионального (национально-регионального) компонента дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области является обеспечение условий для формирования у обучающихся целостного представления о взаимосвязи процессов, происходящих в мире, стране, регионе, конкретном муниципальном образовании, и готовности включиться в практическую деятельность по его развитию.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

1) приобретение знаний об истории, современном состоянии и перспективах развития ведущих сфер общественного производства, духовной культуры Среднего Урала, его роли в решении актуальных проблем России, мирового сообщества;

2) формирование ориентации и установок на активное участие в социально-экономической, духовной жизни региона на основе умелого сочетания личных потребностей с интересами территории;

3) выработка практических навыков решения текущих проблем, улучшения жизни в конкретном муниципальном образовании.

2. Региональный (национально-региональный) компонент дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области обеспечивает права личности на:

1) полноценное и качественное образование, соответствующее современным потребностям Свердловской области и страны;

2) продолжение образования на следующих ступенях, выбор образовательного учреждения, возможность получения образования на всем образовательном пространстве Свердловской области;

3) вариативность образовательных услуг для обучающихся в соответствии с их потребностями и интересами.

3. Региональный (национально-региональный) компонент дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области способствует:

1) развитию и реализации образовательных потребностей личности;

2) осуществлению единой государственной политики в области образования в условиях федеративного многонационального государства;

3) обеспечению преемственности образовательных программ, создающих основу для подготовки социально адаптированной, конкурентоспособной, нравственно-зрелой личности;

4) непрерывному общему и профессиональному образованию в условиях современной рыночной экономики;

5) адаптации системы образования Свердловской области к особенностям региона.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»