ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
от 27 февраля 1992 года N 1360
ОБ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ
(Изменения и дополнения:
изложен в следующей редакции Законом Республики Дагестан N 9 от 18.12.1995, НГР:ru05000199500004;
Закон Республики Дагестан от 29.12.2004 N 48, НГР:ru05000200400198;
Закон Республики Дагестан от 8.12.2005, N 50, НГР:ru05000200500157;
Закон Республики Дагестан от 10.07.2006 N 38, НГР:ru05000200600149;
Закон Республики Дагестан от 11.03.2008 N 15, НГР:ru05000200800046;
Закон Республики Дагестан от 29.12.2008 N 74, НГР:ru05000200800387;
Закон Республики Дагестан от 11.03.2009 N 11, НГР:ru05000200900052;
Закон Республики Дагестан от 06.04.2012 N 17, НГР:RU05000201200076;
Закон Республики Дагестан от 05.10.2012 N 54, НГР:RU05000201200297;
Закон Республики Дагестан от 04.07.2014 N 61, НГР:RU05000201400364)
1. Особо охраняемые природные территории - это участки земли (акватории) и воздушного пространства над ними, имеющие особое экологическое, природоохранное, научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное значение, изъятые полностью или частично, постоянно или временно из хозяйственной эксплуатации, в отношении которых уполномоченным на то государственным органом установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории Республики Дагестан образуют единую функциональную систему по сохранению и изучению естественного течения природных процессов и явлений, поддержанию природного равновесия и экологического разнообразия, сохранению природного генофонда растений, животных и микроорганизмов, восстановлению ресурсов биосферы, удовлетворению важных социальных и эстетических потребностей населения.
2. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.
3. При принятии решений о создании особо охраняемых природных территорий учитываются:
а) значение соответствующей территории для сохранения биологического разнообразия, в том числе редких, находящихся под угрозой исчезновения и ценных в хозяйственном и научном отношении объектов растительного и животного мира и среды их обитания;
б) наличие в границах соответствующей территории участков природных ландшафтов и культурных ландшафтов, представляющих собой особую эстетическую, научную и культурную ценность;
в) наличие в границах соответствующей территории геологических, минералогических и палеонтологических объектов, представляющих собой особую научную, культурную и эстетическую ценность;
г) наличие в границах соответствующей территории уникальных природных комплексов и объектов, в том числе одиночных природных объектов, представляющих собой особую научную, культурную и эстетическую ценность.
4. С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий различаются следующие категории указанных территорий:
а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники;
б) национальные парки;
в) природные парки;
г) государственные природные заказники;
д) памятники природы;
е) дендрологические парки и ботанические сады.
5. Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Республики Дагестан и органов местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных статьей 28 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях", - также в ведении государственных научных организаций и государственных образовательных организаций высшего образования.
6. В соответствии с федеральным законодательством государственные природные заповедники и национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. Государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады могут быть отнесены к особо охраняемым природным территориям федерального значения или особо охраняемым природным территориям регионального значения. Природные парки относятся к особо охраняемым природным территориям регионального значения.
7. Правительство Республики Дагестан согласовывает решение о создании особо охраняемых природных территорий регионального значения, об изменении режима их особой охраны с:
а) уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды;
б) федеральными органами исполнительной власти в области обороны страны и безопасности государства, если предполагается, что в границах особо охраняемых природных территорий будут находиться земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.
8. В соответствии с федеральным законодательством Республика Дагестан вправе осуществлять софинансирование исполнения расходных обязательств Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий, связанных с созданием и развитием особо охраняемых природных территорий федерального значения, из республиканского бюджета Республики Дагестан в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
9. В соответствии с федеральным законодательством органы местного самоуправления создают особо охраняемые природные территории местного значения на земельных участках, находящихся в собственности соответствующего муниципального образования. В случае если создаваемая особо охраняемая природная территория будет занимать более чем пять процентов от общей площади земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования, решение о создании особо охраняемой природной территории орган местного самоуправления согласовывает с Правительством Республики Дагестан.
10. Для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. Порядок создания охранных зон и установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранных зон устанавливается Правительством Российской Федерации. Режим охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны устанавливается положением о соответствующей охранной зоне, которое утверждено органом государственной власти, принимающим решение о ее создании.
11. Решения о создании охранных зон и об установлении их границ принимаются в отношении:
а) охранных зон государственных природных заповедников, национальных парков и памятников природы федерального значения федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся указанные особо охраняемые природные территории;
б) охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения Главой Республики Дагестан.
(Статья 1 в редакции Закона Республики Дагестан от 04.07.2014 N 61, НГР:RU05000201400364)
1. Законодательство Республики Дагестан об особо охраняемых природных территориях состоит из настоящего Закона и издаваемых в соответствии с ним актов законодательства Российской Федерации и Республики Дагестан.
2. Отношения в области организации, использования и охраны особо охраняемых природных территорий регулируются земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о недрах, об охране природы, об охране атмосферного воздуха, об охране и использовании растительного и животного мира, другим законодательством, международными и межреспубликанскими договорами.
3. Имущественные отношения в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях".
(Часть 3 статьи 2 в редакции Закона Республики Дагестан от 04.07.2014 N 61, НГР:RU05000201400364)
Статья 3. утратила силу - Закон Республики Дагестан от 04.07.2014 N 61, НГР:RU05000201400364
Государственное управление в области организации, использования и охраны государственных заповедников, в т. ч. биосферных, национальных природных парков и заказников республиканского значения осуществляется Советом Министров Республики Дагестан и специально уполномоченными на то государственными органами.
Государственное управление в области организации, использования и охраны иных особо охраняемых природных территорий осуществляется Советом Министров Республики Дагестан, местными Советами народных депутатов и специально уполномоченными на то государственными органами.
Государственный контроль в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий осуществляется Государственным комитетом Республики Дагестан по экологии и природопользованию и его органами на местах.
Научно-методическое руководство системой особо охраняемых природных территорий осуществляется Российской Академией наук.
Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий включает сведения о землепользователях, о правовом статусе этих территорий, их географическом положении, границах, площадях, профиле, функциях, основных природоохранных, экологических и культурно-эстетических параметрах.
Данные государственного кадастра особо охраняемых природных территорий подлежат использованию при планировании сети данных территорий Республики Дагестан, организации их охраны и проведении научных исследований, повышении уровня государственного контроля за соблюдением режима соответствующих территорий, а также при планировании социально-экономического развития и размещения производительных сил.
Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий ведется по единой системе Государственным комитетом Республики Дагестан по экологии и природопользованию за счет средств республиканского бюджета.
Порядок ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий устанавливается Советом Министров Республики Дагестан.
Общественные организации и отдельные граждане оказывают содействие государственным органам в осуществлении мероприятий по организации, охране и использованию особо охраняемых природных территорий. Государственные органы учитывают при осуществлении этих мероприятий предложения общественных организаций и отдельных граждан.
Государственные заповедники являются природоохранными научно-исследовательскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, биологического генофонда, типичных и уникальных экосистем.
Земля, вода, недра, растительный и животный мир территории государственных заповедников полностью и безвозмездно передаются заповедникам в постоянное пользование, порядок передачи определяется органами, в чьем ведении они находятся. Передача в аренду земель и других природных ресурсов заповедника запрещается.
На государственные заповедники возлагаются следующие задачи:
сохранение в естественном состоянии всего природного комплекса заповедника;
ведение экологического мониторинга;
проведение научных исследований;
участие в государственной экологической экспертизе проектов и схем размещения хозяйственных и иных объектов, реализация которых может оказывать негативное воздействие на природные комплексы заповедников и их охранных зон;
содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны природы;
содействие в подготовке региональных природоохранных программ;
пропаганда экологических знаний.
Каждый заповедник действует на основании Положения о нем, утвержденного государственным органом, в ведении которого он находится.
Статус биосферных имеют государственные заповедники, входящие в международную систему биосферных резерваторов, осуществляющих глобальный экологический мониторинг и получившие сертификат ЮНЕСКО в порядке, установленном этой международной организацией.
Решения об образовании государственных природных заповедников, а также о расширении их территорий принимает Совет Министров Российской Федерации по ходатайству Советов Министров республик, входящих в состав Российской Федерации, краевых и областных Советов народных депутатов. Для организации государственных природных заповедников не требуется согласия ведомств, предприятий, учреждений, организаций и частных лиц, осуществляющих хозяйственную деятельность и природопользование на данной территории. Предоставление земель природным заповедникам может осуществляться при наличии возражений землевладельцев и землепользователей, если природоохранные интересы превалируют над хозяйственными.
Земли биосферных резерваторов могут передаваться заповедникам в постоянное пользование.
Решения об образовании охранных зон природных заповедников и утверждении положений о них принимаются местными Советами народных депутатов.
Утверждение Советом Министров Российской Федерации Генеральной схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий или территориальной схемы охраны природы является основанием для принятия местными Советами народных депутатов решений о резервировании земельного участка, предполагаемого к заповеданиию. Хозяйственная деятельность землепользователей на данной территории ограничивается до принятия решения об организации заповедника.