ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

от 18 декабря 1995 года N 9
г.Махачкала


О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Дагестан "Об особо охраняемых природных территориях"



Статья 1


Внести изменения и дополнение в Закон Республики Дагестан "Об особо охраняемых природных территориях", изложив его в следующей редакции:



"ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН


Об особо охраняемых природных территориях


Раздел I. Общие положения

Статья 1. Определение и категории особо охраняемых природных территорий

1. Особо охраняемые природные территории - это участки земли (акватории) и воздушного пространства над ними, имеющие особое экологическое, природоохранное, научное, культурное, эстетическое, санаторно-оздоровительное значение, изъятые полностью или частично, постоянно или временно из хозяйственной эксплуатации, в отношении которых уполномоченным на то государственным органом установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории Республики Дагестан образуют единую функциональную систему по сохранению и изучению естественного течения природных процессов и явлений, поддержанию природного равновесия и экологического разнообразия, сохранению природного генофонда растений, животных и микроорганизмов, восстановлению ресурсов биосферы, удовлетворению важных социальных и эстетических потребностей населения.

2. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

3. С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются следующие категории указанных территорий:

- государственные природные заповедника, в том числе биосферные;

- национальные парки;

- природные парки;

- государственные природные заказники;

- памятники природы;

- эколого-этнические зоны;

- дендрологические парки и ботанические сады;

- лечебно-оздоровительные местности и курорты.

Правительство Российской Федерации, Правительство Республики Дагестан, органы местного самоуправления могут устанавливать и иные категории особо охраняемых природных территорий (территории, на которых находятся зеленые зоны, городские леса, городские парки, памятники садово-паркового искусства, охраняемые береговые линии, охраняемые речные системы, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники, морские прибрежные зоны, мемориальные парки и другие).

4. В целях защиты особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках суши и водного пространства могут создаваться охранные зоны с регулируемым и контролируемым режимом хозяйственной деятельности.

5. Все особо охраняемые природные территории учитываются при разработке территориальных комплексных схем, схем землеустройства и районной планировки.

6. На основании принятых схем развития и размещения особо охраняемых природных территорий или территориальных схем охраны природы органы государственной власти Республики Дагестан принимают решения о резервировании земельных участков, которые предполагается объявить особо охраняемыми природными территориями, и об ограничении на них хозяйственной деятельности.

7. Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, республиканское (региональное) или местное значение.

Особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти.

Особо охраняемые природные территории республиканского значения являются собственностью Республики Дагестан и находятся в ведении органов государственной власти Республики Дагестан.

Особо охраняемые природные территории местного значения являются собственностью муниципальных образований и находятся в ведении органов местного самоуправления.

8. Территории государственных природных заповедников и национальных парков относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения и находятся в ведении федеральных органов государственной власти. Территории государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов, эколого-этнических зон могут быть отнесены либо к особо охраняемым природным территориям федерального значения, либо к особо охраняемым природным территориям республиканского значения.

Природные парки являются особо охраняемыми территориями республиканского значения. Лечебно-оздоровительные местности и курорты могут объявляться особо охраняемыми природными территориями местного значения.

Особо охраняемые природные территории федерального и республиканского значения определяются соответственно Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Дагестан. Особо охраняемые природные территории местного значения определяются в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами публики Дагестан.

Статья 2. Законодательство об особо охраняемых природных территориях

1. Законодательство Республики Дагестан об особо охраняемых природных территориях состоит из настоящего Закона и издаваемых в соответствии с ним других актов законодательства Республики Дагестан и основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Дагестан, Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях".

2. Отношения в области организации, использования и охраны особо охраняемых природных территорий регулируются также земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей природной среды, об охране атмосферного воздуха, об охране и использовании растительного и животного мира, другим законодательством, международными и межреспубликанскими договорами.

3. Содержание права государственной собственности на особо охраняемые природные территории, в том числе на находящиеся на них природные комплексы и объекты, и имущественные отношения в области их использования и охраны устанавливаются и регулируются гражданским законодательством Российской Федерации, законодательством Республики Дагестан, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Статья 3. Государственное управление у государственный онтроль в области организации, использования и охраны особо охраняемых природных территорий

1. Государственное управление и государственный контроль в области организации, использования и охраны особо охраняемых природных территорий федерального значения осуществляются Правительством Российской Федерации и специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды.

2. Государственное управление и государственный контроль в области организации, использования и охраны территорий государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов, природных парков, эколого-этнических зон республиканского значения осуществляются органами государственной власти Республики Дагестан и специально уполномоченными на то государственными органами в области охраны окружающей природной среды.

3. Управление и контроль в области организации, использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения осуществляются органами местного самоуправления.

Статья 4. Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий


Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий включает в себя сведения о землепользователях (природопользователях), о правовом статусе этих территорий, их географическом положении, границах, площадях, профиле, функциях, основных природоохранных, экологических и культурно-эстетических параметрах.

Сведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий используются при планировании сети данных территорий Республики Дагестан, организации их охраны и Проведении научных исследований, повышении уровня государственного контроля за соблюдением режима соответствующих территорий, а также при планировании социально-экономического развития и размещения производительных сил.

Порядок ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий устанавливается Правительством Российской Федерации.

Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий ведется по единой системе специально уполномоченными на то государственными органами в области охраны окружающей природной среды.

Статья 5. Участие общественности и юридических лиц в организации, охране и функционировании особо охраняемых природных территорий


Общественные и религиозные объединения, граждане и юридические лица оказывают содействие государственным органам в осуществлении мероприятий по организации, охране и функционированию особо охраняемых природных территорий. Государственные органы учитывают при осуществлении этих мероприятий предложения общественных организаций и отдельных граждан.



Раздел II. Государственные природные заповедники

Статья 6. Общие положения

1. Государственные природные заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, биологического генофонда, типичных и уникальных экосистем.

2. Земля, воды, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территориях государственных природных заповедников, полностью и безвозмездно передаются государственным природным заповедникам в постоянное пользование на правах, предусмотренных федеральными законами. Передача в аренду земель и других природных ресурсов государственного природного заповедника запрещается.

Здания, сооружения, историко-культурные и другие объекты недвижимости закрепляются за государственными природными заповедниками на праве оперативного управления, имущество государственных природных заповедников является федеральной собственностью.

3. На государственные природные заповедники возлагаются следующие задачи:

- сохранение в естественном состоянии всего природного комплекса;

- ведение экологического мониторинга в рамках общегосударственной системы мониторинга окружающей природной среды;

- проведение научных исследований, включая ведение Летописи природы;

- участие в государственной экологической экспертизе проектов и схем размещения хозяйственных и иных объектов, реализация которых может оказывать негативное воздействие на природные комплексы государственных природных заповедников и их охранных зон;

- содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны природы;

- содействие в подготовке республиканских (региональных) природоохранных программ;

- пропаганда экологических знаний.

4. Каждый государственный природный заповедник действует на основании Положения о нем, утвержденного государственным органом, в ведении которого он находится.

Статья 7. Порядок образования государственных природных заповедников

1. Государственный природный заповедник учреждается постановлением Правительства Российской Федерации при условии согласия Республики Дагестан на отнесение его территории к объектам федеральной собственности, принимаемым по представлению Правительства Республики Дагестан и специально уполномоченного на те государственного органа Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды. Расширение территории государственного природного заповедника производится в том же порядке. Для организации государственных природных заповедников не требуется согласия ведомств, предприятий, учреждений, организаций и частных лиц, осуществляющих хозяйственную деятельность и природопользование на данной территории. Предоставление земель государственным природным заповедникам может осуществляться при наличии возражений землевладельцев и землепользователей, если природоохранные интересы превалируют над хозяйственными.

Земли биосферных резерватов могут передаваться государственным природным заповедникам в постоянное пользование.

2. На прилегающих к территориям государственных природных заповедников участках земли и водного пространства создаются охранные зоны с ограниченным режимом природопользования.

3. Решения об образовании охранной зоны государственного природного заповедника и утверждении положения о ней принимаются Правительством Республики Дагестан.

4. Утверждение Правительством Российской Федерации Генеральной схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий или территориальной схемы охраны природы является основанием для принятия органами местного самоуправления решений о резервировании земельного участка, предполагаемого к заповеданию. Хозяйственная деятельность землепользователей на данной территории ограничивается до принятия решения об организации государственного природного заповедника.

Статья 8. Режим особой охраны территорий государственных природных заповедников

1. На территории государственного природного заповедника запрещается хозяйственная, рекреационная и иная деятельность, противоречащая целям государственного природного заповедника, нарушающая естественное развитие природных процессов или угрожающая состоянию природных комплексов и объектов. Территории государственных природных заповедников бессрочно изымаются из хозяйственного пользования.

На территориях государственных приходных заповедников и их охранных зон запрещается интродукция живых организмов в целях их акклиматизации.

2. На территориях государственных приходных заповедников допускаются:

- мероприятия по восстановлению и предотвращению изменений природных комплексов в результате антропогенного воздействия, а также выполнение научно-исследовательских задач, стоящих перед государственным природным заповедником;

- противопожарные, санитарные и иные виды деятельности, направленные на поддержание условий, обеспечивающих противопожарную и санитарную безопасность и предотвращение условий, способных вызвать стихийные бедствия, угрожающие жизни людей и населенным пунктам;

- осуществление контрольно-надзорных функций;

- осуществление экологического мониторинга;

- ведение эколого-просветительской работы;

- деятельность, направленная на обеспечение функционирования государственного природного заповедника и жизнедеятельности граждан, постоянно проживающих на его территории, которая осуществляется на специально выделенных участках частичного хозяйственного использования, в соответствии с утвержденным положением о данном государственном природном заповеднике.

3. В государственных природных заповедниках могут выделяться участки, на которых исключается всякое вмешательство человека в природные процессы.

4. Пребывание на территории государственных природных заповедников граждан и должностных лиц, не являющихся работниками данных заповедников, или органов, в ведении которых они находятся, допускается только при наличии разрешений этих органов или администрации государственных природных заповедников.

5. В пределах охранных зон государственных природных заповедников запрещается хозяйственная и иная деятельность, отрицательно влияющая на природные объекты и комплексы, расположенные на территории государственных природных заповедников.

6. Строительство новых хозяйственных объектов и иная деятельность на прилегающих к государственным природным заповедникам территориях, создающие угрозу заповедному режиму, увеличение фоновых концентраций загрязняющих веществ или избиение гидрологического, режима в пределах государственных природных заповедников, осуществляются по согласованию с Министерствами охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и Республики Дагестан.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»