ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
от 02 декабря 2002 года N 38
О ВЫБОРАХ ГЛАВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ИНЫХ ВЫБОРНЫХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Принят Народным Собранием Республики Дагестан 26 ноября 2002 года
(Изменения и дополнения:
Закон Республики Дагестан от 12.05.2004 N 12, НГР:ru05000200400076)
(Изменения и дополнения:
Закон Республики Дагестан от 29.12.2004 N 52, НГР:ru05000200400196)
(Изменения и дополнения:
Закон Республики Дагестан от 04.04.2006 N 23, НГР:ru05000200600053)
(Утратил силу:
Закон Республики Дагестан от 03.11.2006 N 52, НГР:ru05000200600230)
Настоящий Закон определяет условия, порядок подготовки и проведения выборов главы муниципального образования, иных выборных должностных лиц местного самоуправления, наделяемых полномочиями на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Законодательство о выборах главы муниципального образования, иного выборного должностного лица местного самоуправления составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иные федеральные законы, Конституция Республики Дагестан, настоящий Закон, иные законы Республики Дагестан, уставы муниципальных образований
Основные термины и понятия, используемые в настоящем Законе, при меняются в том же значении, что и в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", если иное не предусмотрено настоящим Законом
1. Граждане участвуют в выборах главы муниципального образования, иного выборного должностного лица местного самоуправления на равных основаниях Каждый гражданин имеет один голос Граждане участвуют в выборах непосредственно н лично.
2. Голосование по выборам главы муниципального образования, иного выборного должностного лица местного самоуправления осуществляется тайно, контроль за волеизъявлением граждан не допускается
3. Участие в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление.
4. Подготовка и проведение выборов главы муниципального образования, иного выборного должностного лица местного самоуправления, в том числе деятельность избирательных комиссий при подготовке и проведении выборов, подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, осуществляются открыто и гласно
5. Выборы организуют и проводят избирательные комиссии Вмешательство в деятельность избирательных комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается
1. Право избирать главу муниципального образования, иное выборное должностное лицо местного самоуправления принадлежит каждому гражданину Российской Федерации, проживающему на территории соответствующего муниципального образования и достигшему возраста 18 лет
2. Право гражданина избирать и быть избранным не может быть ограничено в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств
3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, и лица, содержащиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда
4. При наличии в отношении гражданина Российской Федерации вступившего в силу решения суда о лишении его права занимать государственные и (или) муниципальные должности в течение определенного срока этот гражданин не может быть зарегистрирован в качестве кандидата на должность главы муниципального образования, иную выборную должность местного самоуправления, если голосование на выборах главы муниципального образования, иного выборного должностного лица местного самоуправления состоится до истечения указанного срока
5. Главой муниципального образования, иным выборным должностным лицом местного самоуправления может быть избран гражданин Российской Федерации, обладающий в соответствии с настоящим Законом избирательным правом и достигший на день голосования 21 года.
6. Глава муниципального образования, иное выборное должностное лицо местного самоуправления не может занимать иные оплачиваемые должности, заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности Иные ограничения, связанные со статусом главы муниципального образования, иного выборного должностного лица местного самоуправления, могут устанавливаться федеральным законодательством
1. Глаза муниципального образования избирается гражданами, проживающими на территории муниципального образования, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании либо представительным органом местного самоуправления из своего состава
2. Иное выборное должностное лицо местного самоуправления избирается непосредственно гражданами, проживающими на территории муниципального образования, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании
3. Срок, на который избирается глава муниципального образования, иное выборное должностное лицо местного самоуправления, устанавливается уставом муниципального образования и не может составлять более пяти лет
4. Изменение (увеличение и уменьшение) срока полномочий действующего главы (муниципального образования, иного выборного должностного лица местного самоуправления не допускается
1. Выборы главы муниципального образования, иного выборного должностного лица местного самоуправления назначает представительный орган местного самоуправления Решение о назначении выборов должно быть принято не позднее чем за 65 дней до дня истечения срока, на который был избран глава муниципального образования, иное выборное должностное лицо местного самоуправления. В случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования, иного выборного должностного лица местного самоуправления по основаниям, предусмотренным уставом муниципального образования, выборы должны быть назначены не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий. Голосование на выборах главы муниципального образования, иного выборного должностного лица местного самоуправления должно быть проведено не позднее чем через 80 дней и не ранее чем через 70 дней со дня принятия решения о назначении выборов. Указанное решение подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через 5 дней со дня его принятия. Голосование на выборах может быть назначено только на воскресенье. Не допускается назначение голосования на предпраздничный и нерабочий праздничный дни, на день, следующий за нерабочим праздничным днем, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем.
2. Если представительный орган местного самоуправления не назначит выборы главы муниципального образования, иного выборного должностного лица местного самоуправления в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, а также в случае отсутствия представительного органа местного самоуправления в соответствующем муниципальном образовании, выборы главы муниципального образования, иного выборного должностного лица местного самоуправления проводятся избирательной комиссией муниципального образования:
в первое или во второе воскресенье месяца, следующего за месяцем, в котором истекают полномочия главы муниципального образования, иного выборного должностного лица местного самоуправления;
не позднее чем через 120 дней со дня досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования, иного выборного должностного лица местного самоуправления.
При этом решение избирательной комиссии муниципального образования о назначении выборов публикуется не позднее чем через 7 дней со дня истечения установленного пунктом 1 настоящей статьи срока официального опубликования решения о назначении выборов.
3. В случаях, если представительный орган местного самоуправления либо избирательная комиссия муниципального образования не назначит в установленный срок выборы главы муниципального образования, иного выборного должностного лица местного самоуправления, а также если избирательная комиссия муниципального образования отсутствует и не может быть сформирована в порядке, предусмотренном настоящим Законом, выборы по заявлениям избирателей, избирательных объединений, избирательных блоков, органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора назначаются и проводятся в соответствии с пунктом 5 статьи 10 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Выборы главы муниципального образования, иного выборного должностного лица местного самоуправления не проводятся в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории Республики Дагестан, либо на территории, на которой предполагается их проведение, либо на части этой территории, до отмены военного или чрезвычайного положения.
Если срок полномочий главы муниципального образования, иного выборного должностного лица местного самоуправления истекает в период действия чрезвычайного или военного положения, то указанные лица исполняют свои полномочия до прекращения действия чрезвычайного или военного положения и избрания нового главы муниципального образования, иного выборного должностного лица местного самоуправления.
1. Регистрации (учету) подлежат все граждане, обладающие активным избирательным правом.
2. Основанием для регистрации (учета) избирателей является факт нахождения места жительства гражданина Российской Федерации на соответствующей Территории, который устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с федеральным законом, регулирующим порядок реализации права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации.
3. Регистрация (учет) избирателей осуществляется главой муниципального образования (если уставом муниципального образования такая должность не предусмотрена, - лицом, уполномоченным на то представительным органом местного самоуправления), командиром воинской части по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года. Регистрация (учет) избирателей осуществляется в порядке, установленном положением о государственной системе регистрации (учета) избирателей, утвержденном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
4. При осуществлении регистрации (учета) избирателей может использоваться государственная автоматизированная информационная система, в которую вводятся следующие данные об избирателях фамилия, имя, отчество, дата рождения, место рождения, пол, гражданство, адрес места жительства, вид документа, удостоверяющего личность, серия V номер этого документа, наименование или код органа, выдавшего документ, дата выдачи документа.
5. Органы исполнительной власти Республики Дагестан обязаны оказывать необходимое содействие органам местного самоуправления и комиссиям при регистрации (учете) избирателей и уточнении сведений о зарегистрированных избирателях.
6. Избиратель имеет право на беспрепятственный доступ к документированной информации (персональным данным) о себе, в том числе к информации, находящейся на машиночитаемых носителях, на уточнение этой информации в целях обеспечения ее полноты и достоверности, а также имеет право знать, кто и в каких целях использует или использовал эту информацию, кем и кому она предоставлена
1. В целях реализации прав избирателей избирательными комиссиями муниципальных образований составляются списки избирателей на основании сведений, полученных с использованием государственной системы регистрации (учета) избирателей, представляемых в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи
2. В списки избирателей на избирательных участках включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования акта иным избирательным правом
3. Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт нахождения его места жительства на территории этого участка, а и случаях, предусмотренных законодательством, и при условии нахождения места жительства на территории избирательного округа, где расположен избирательный участок, факт временного пребывания на территории этого участка либо наличие у гражданина открепительного удостоверения Факты нахождения места жительства либо временного пребывания гражданина на территории избирательного участка, избирательного округа устанавливаются органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинских частях, военных организациях и учреждениях, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, которые расположены на территории соответствующего муниципального образования, если место жительства этих военнослужащих до призыва на военную службу не было расположено на территории муниципального образования, не включаются в списки избирателей и не учитываются при определении числа избирателей при выборах главы муниципального образования, иного выборного должностного лица местного самоуправления.
5. Сведения о зарегистрированных избирателях формирует и уточняет глава муниципального образования (если уставом муниципального образования такая должность не предусмотрена, - лицо, уполномоченное на то представительным органом местного самоуправления). Сведения об избирателях - военнослужащих, находящихся в воинской части, членах их семей и о других избирателях, если они проживают на территории расположения воинской части либо зарегистрированы в установленном порядке при воинской части по месту их службы, формирует и уточняет командир воинской части. Указанные сведения направляются в избирательные комиссии муниципальных образований, а в случаях, предусмотренных настоящим Законом, - в участковые комиссии сразу после назначения дня голосования или после образования этих комиссий.
6. Список избирателей составляется избирательной комиссией муниципального образования отдельно по каждому избирательному участку на основании сведений, представляемых по установленной форме главой муниципального образования (если уставом муниципального образования такая должность не предусмотрена, - лицом, уполномоченным на то представительным органом местного самоуправления), командиром воинской части.
7. Гражданин Российской Федерации включается в список избирателей только на одном избирательном участке.
8. Список избирателей составляется в двух экземплярах. Сведения об избирателях, включаемые в список избирателей, располагаются в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, адресам места жительства избирателей). В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства избирателя. В списке избирателей должны быть предусмотрены места для проставления избирателем подписи за каждый полученный им бюллетень, а также для внесения суммарных данных по выборам главы муниципального образования, иных выборных должностных лиц местного самоуправления и для проставления подписи члена участковой комиссии, выдавшего бюллетень (бюллетени) избирателю.
9. Первый экземпляр списка избирателей подписывают председатель и секретарь комиссии, составившей список. На избирательных участках, образованных на территории воинской части, в отдаленной и труднодоступной местности, список избирателей подписывают председатель и секретарь участковой комиссии. Список избирателей заверяется печатями соответственно избирательной комиссии муниципального образования и участковой комиссии. Порядок и сроки изготовления, использования второго экземпляра списка избирателей, (то передачи соответствующей участковой комиссии, заверения и уточнения определяются избирательной комиссией муниципального образования.
10. Избирательная комиссия муниципального образования передает по акту участковым комиссиям первый экземпляр списка избирателей конкретного избирательного участка не позднее чем за 25 дней до дня голосования. Участковая комиссия вправе разделить первый экземпляр списка избирателей на отдельные книги. Каждая такая книга не позднее дня, предшествующего дню голосования, должна быть сброшюрована (прошита), что подтверждается печатью соответствующей участковой комиссии и подписью ее председателя.
11. Участковая комиссия уточняет список избирателей в соответствии с
установленным порядком организации взаимодействия комиссий с органами местного самоуправления, учреждениями и организациями, осуществляющими регистрацию (учет) избирателей. Выверенный и уточненный список избирателей не позднее дня, предшествующего дню голосования, подписывается председателем и секретарем участковой комиссии и заверяется печатью участковой комиссии.
12. Участковая комиссия не позднее чем за 20 дней до дня голосования представляет список избирателей для ознакомления избирателей и его дополнительного уточнения.
13. Гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом, вправе заявить в участковую комиссию о невключении его в список избирателей, о любой ошибке или неточности в сведениях о нем, внесенных в список избирателей. В течение 24 часов, а в день голосования в течение двух часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования участковая комиссия обязана проверить заявление, а также представленные документы и либо устранить ошибку или неточность, либо дать заявителю письменный ответ с указанием причин отклонения заявления. Исключение гражданина Российской Федерации из списка избирателей после его подписания председателями и секретарями соответствующих комиссий и заверения его печатями этих комиссий в порядке, предусмотренном пунктом 9 настоящей статьи, производится только на основании официальных документов, а также в случае выдачи избирателю открепительного удостоверения или включения его в другой список избирателей. При этом в списке избирателей, а также в базе данных государственной автоматизированной информационной системы указываются факт и дата исключения гражданина Российской Федерации из списка, а также причина такого исключения. Запись в списке избирателей заверяется подписью председателя участковой комиссии. Решение участковой комиссии может быть обжаловано в вышестоящую комиссию или в суд (по месту нахождения участковой комиссии), которые в соответствии с федеральным законодательством обязаны рассмотреть жалобу в трехдневный срок, а за три и менее дней до дня голосования и в день голосования - немедленно. Каждый гражданин Российской Федерации вправе сообщить в участковую комиссию об изменении указанных в пункте 4 статьи 8 настоящего Закона сведений об избирателях, включенных в список избирателей на соответствующем участке.
{В редакции Закона Республики Дагестан от 29 декабря 2004 года N 52}
14. Избиратели, находящиеся в местах временного пребывания, работающие в непрерывно действующих организациях и на отдельных видах работ, где не возможно уменьшение продолжительности работы (смены), а также военнослужащие, находящиеся вне места дислокации воинской части, по личному письменному заявлению, поданному не позднее чем за 7 дней до дня голосования, гнетут быть включены в списки избирателей по месту их временного пребывания.