___________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Свердловской области от 22.12.2008 N 1354-ПП
____________________________________________________________________
Обеспечение устойчивой работы жилищно-коммунального хозяйства является одной из ключевых проблем социально-экономической жизни Свердловской области, как и в целом России.
Жилищно-коммунальные услуги населению Свердловской области оказывают почти 1800 предприятий и организаций с общим количеством работающих около 100 тысяч человек. Жилищно-коммунальный комплекс включает в себя около 90 миллионов квадратных метров общей площади жилищного фонда, более 3 тысяч единиц котельных и центральных тепловых пунктов, свыше 30 тысяч километров тепло-, водо- и газопроводных сетей, имеющих высокий уровень износа и требующих значительных финансовых средств для их восстановления и модернизации.
Необходимость преобразований в жилищно-коммунальной сфере определена Программой действий Губернатора Свердловской области Э.Э.Росселя на 2000-2003 годы и программой экономического и социального развития Свердловской области на 2003-2005 годы.
Концепция реформирования жилищно-коммунального комплекса Свердловской области на 2003-2010 годы разработана с учетом подпрограммы "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2001 N 797.
Одной из основных задач Концепции реформирования жилищно-коммунального комплекса Свердловской области на 2003-2010 годы является финансовое оздоровление предприятий жилищно-коммунального хозяйства.
Анализ статистических данных по финансово-экономическому состоянию жилищно-коммунального хозяйства области показывает, что по итогам 2002 года суммарные убытки предприятий данного вида деятельности составили 502 млн.рублей, увеличившись по сравнению с 2001 годом в 1.3 раза. При этом убытки убыточных предприятий (69.1 процента учитываемых предприятий) составили 933.5 млн.рублей, а прибыль прибыльных предприятий составила 431.4 млн.рублей.
Дебиторская задолженность предприятий жилищно-коммунального хозяйства по состоянию на 1 января 2003 года составила 6.5 млрд.рублей с долей просроченной задолженности 47.3 процента. Кредиторская задолженность составила 9.3 млрд.рублей с долей просроченной задолженности 62.9 процента, превысив размер дебиторской задолженности в 1.4 раза.
Комиссией по анализу финансово-экономической положения и выработке мер повышения эффективности работы жилищно-коммунального хозяйства, созданной в соответствии с распоряжением Правительства Свердловской области от 22.05.2002 N 378-РП, установлено, что экономическое положение организаций во многом определяется тарифной и бюджетной политикой, проводимой муниципальными образованиями, мерами административно-организационного характера, способными помочь повысить финансовую устойчивость предприятий. Недостаточны контроль администраций муниципальных образований за сбалансированностью сумм необходимых средств по расходам на жилищно-коммунальное хозяйство с источниками их формирования и финансовая ответственность за правильное направление средств, в том числе и предоставленных в форме государственной поддержки.
В целях реализации жилищно-коммунальной реформы, повышения эффективности работы и финансового оздоровления предприятий жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области Правительство Свердловской области
постановляет:
1. Одобрить Концепцию реформирования жилищно-коммунального комплекса Свердловской области на 2003-2010 годы (прилагается).
2. Утвердить:
1) состав областной межведомственной комиссии по реализации Концепции реформирования жилищно-коммунального комплекса Свердловской области на 2003-2010 годы (прилагается).
2) положение об областной межведомственной комиссии по реализации Концепции реформирования жилищно-коммунального комплекса Свердловской области на 2003-2010 годы (прилагается);
3. Министерству энергетики, транспорта, связи и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области (Штагер В.П.) подготовить программу реформирования жилищно-коммунального комплекса Свердловской области на 2004-2010 годы.
4. Поручить представителю в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от исполнительного органа государственной власти Свердловской области Трушникову В.Г. внести в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона "О погашении задолженности организаций жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области на 2003 год".
5. Рекомендовать главам муниципальных образований Свердловской области провести комплекс работ по выполнению плана организационных мероприятий по повышению эффективности работы и улучшению финансово-экономического состояния предприятий жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области на 2003 год.
6. Признать утратившими силу:
1) постановление Правительства Свердловской области от 25.08.97 N 732-п "Об основных направлениях программы реформ жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области" (Собрание законодательства Свердловской области, 1997, N 8, ст.1218);
2) распоряжение Правительства Свердловской области от 22.05.2002 N 378-РП "О создании комиссии по анализу финансово-экономического положения и выработке мер повышения эффективности работы жилищно-коммунального хозяйства";
3) распоряжение Правительства Свердловской области от 13.01.2003 N 26-РП "О создании рабочей группы по доработке Концепции реформирования жилищно-коммунального комплекса Свердловской области на 2003-2010 годы".
7. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя Правительства Свердловской области, министра энергетики, транспорта, связи и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области Штагера В.П.
Председатель Правительства
Свердловской области
А.П.Воробьев
КОНЦЕПЦИЯ
реформирования жилищно-коммунального комплекса Свердловской области на 2003-2010 годы
Концепция реформирования жилищно-коммунального комплекса Свердловской области на 2003-2010 годы (далее - Концепция) разработана с учетом положений подпрограммы "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2001 N 797.
Концепция предлагает методологические подходы к проведению рыночных преобразований в жилищно-коммунальном хозяйстве на территории Свердловской области, приводящие к повышению надежности функционирования жилищно-коммунальной системы жизнеобеспечения населения и направленные на ликвидацию дотационности жилищно-коммунального комплекса, формирование режима его устойчивого и достаточного финансирования. Целями Концепции являются обеспечение комфортных и безопасных условий проживания граждан, адресная социальная защита малообеспеченных слоев населения.
Концепция учитывает недостаточность имеющейся законодательной базы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, предполагает ее уточнение и совершенствование.
Концепция направлена на ликвидацию сверхнормативного износа основных фондов, стимулирование эффективного и рационального хозяйствования жилищно-коммунальных предприятий, максимальное использование ими всех доступных ресурсов для решения задач надежного, устойчивого, технически и экономически обоснованного уровня обслуживания потребителей жилищно-коммунальных услуг.
В настоящее время жилищно-коммунальные услуги населению Свердловской области оказывают почти 1800 предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства с общим количеством работающих около 100 тысяч человек.
Жилищно-коммунальный комплекс Свердловской области включает в себя:
около 90 млн. квадратных метров общей площади жилищного фонда;
более 3 тыс. единиц котельных и центральных тепловых пунктов;
свыше 30 тыс. километров тепло-, водо- и газопроводных сетей в однотрубном исчислении.
Уровень благоустройства жилищного фонда области характеризуется обеспеченностью:
центральным отоплением - на 80 процентов;
горячим водоснабжением - на 70 процентов;
водопроводом - на 79 процентов;
канализацией - на 77 процентов;
газом - на 66 процентов.
Жилищный фонд и коммунальная инфраструктура имеют высокий уровень износа. Плановые показатели по текущему и капитальному ремонту жилищного фонда ежегодно не выполняются на 30 и 70-80 процентов соответственно.
По состоянию на 1 января 2002 года объем ветхого жилья составил 2.2 млн. квадратных метров, аварийного - 190 тыс. квадратных метров. Доля ветхого и аварийного жилья в сумме составляет 2.7 процента от общего жилищного фонда области, что в полтора раза превышает аналогичные показатели по Российской Федерации (1.8 процента). На 1 января 2002 года в Свердловской области в нем проживало более 123 тыс.человек, или около 49 тыс.семей (более 3 процентов населения Свердловской области).
Техническое состояние коммунальной инфраструктуры характеризуется уровнем износа, превышающим 60 процентов, низким коэффициентом полезного действия мощностей и большими потерями энергоносителей.
Отсутствие нормального вводно-химического режима, применение неэффективных теплоизоляционных материалов сказывается на сокращении сроков эксплуатации котельного оборудования и систем транспортировки теплоносителя. В настоящее время требуется полная замена 1800 маломощных котлов.
В 27 населенных пунктах области наблюдается дефицит мощности систем водоснабжения. В 25 городах и поселках требуется экстренное расширение и реконструкция очистных сооружений канализации.
Существующее неблагополучное состояние систем водоснабжения определяется целым рядом проблем, возникших вследствие многолетних низких темпов развития водопроводно-канализационных систем и комплектации водопроводно-канализационного хозяйства техникой, материалами и оборудованием.
Высокий уровень износа оборудования и коммуникаций привел к лавинообразному росту числа аварий: если в начале 90-х годов в среднем по области на 100 километров коммунальных сетей приходилось 15-20 аварий, то в последние годы без учета мелких аварий только на 100 километрах инженерных сетей водоснабжения и водоотведения произошло 30-40 аварий, а на 100 километрах сетей теплоснабжения - 10-20 аварий.
Одной из причин увеличения аварий в системе жилищно-коммунального хозяйства является потеря на всех уровнях управления ответственности за соблюдением технологических требований при эксплуатации объектов жизнеобеспечения населения (энергоисточники, тепловые сети), что привело к полному обесцениванию такого важного фактора технологической стабильности любой производственной системы, как уровень квалификации управленческого и обслуживающего персонала, обеспечивающийся наличием системы аттестации персонала по его профессиональным знаниям и умению принять правильное решение при авариях в работе оборудования.
Для полного восстановления жилищно-коммунального области на сегодняшний день необходимо более 50 млрд.рублей.
Предприятия жилищно-коммунального комплекса не имеют достаточных финансовых ресурсов для работы в эксплуатационном режиме.
Анализ финансово-экономического состояния 311 предприятий жилищно-коммунального хозяйства по итогам работы в 2002 году показывает, что конечный финансовый результат работы комплекса составил 502 млн.рублей убытка, ухудшившись по сравнению с 2001 годом в 1.3 раза. При этом 215 убыточных предприятий (или 69.1 процента от числа предприятий этого вида деятельности) дали 933.5 млн.рублей убытка, а 96 прибыльных предприятий - 431.4 млн.рублей прибыли.
Дебиторская задолженность предприятий жилищно-коммунального по состоянию на 1 января 2003 года составила 6.5 млрд.рублей, из них 47.3 процента - просроченная.
Кредиторская задолженность составила 9.3 млрд.рублей с долей просроченной 62.9 процента, превысив размер дебиторской задолженности в 1.4 раза.
Основные причины сложившейся кризисной ситуации в жилищно-коммунальном хозяйстве заключаются в неудовлетворительном финансовом положении его предприятий, высоких затратах и отсутствии экономических стимулов снижения издержек, неэффективной системе управления, неразвитости конкурентной среды.
Решение проблем жилищно-коммунального хозяйства связано с вложением значительных материальных, трудовых, денежных ресурсов и требует вмешательства исполнительных органов государственной власти Свердловской области. Исполнительные органы государственной власти Свердловской области предпринимают возможные меры для улучшения сложившейся ситуации, как работая с федеральным Центром по выделению финансовых средств, так и выделяя ресурсы из областного бюджета на погашение кредиторской задолженности муниципальных образований за использованные топливно-энергетические ресурсы.
В период 1999-2002 годов на 2 млрд.рублей сокращена задолженность местных бюджетов по расходам на жилищно-коммунальное хозяйство. Ряду муниципальных образований были выделены средства в рамках реализации областных государственных целевых программ по поддержке депрессивных территорий, экологии и природных ресурсов Свердловской области. Эти средства были направлены на развитие и модернизацию систем водоснабжения, канализации, осуществление капитального ремонта жилищного фонда.
Накоплен определенный положительный опыт в области энергосбережения:
несколько лет действует программа "Энергосбережение в Свердловской области на период до 2005 года", в рамках которой проведен ряд мероприятий по внедрению системы энергетической паспортизации;
утвержден порядок установления лимитов потребления топливно-энергетических ресурсов для организаций, финансируемых за счет средств областного бюджета Свердловской области, и контроля за выполнением установленных лимитов топливно-энергетических ресурсов, в соответствии с которым организована работа по лимитированию потребления энергоресурсов бюджетными организациями;
продолжается работа по внедрению двухтарифного учета электрической энергии у различных групп потребителей;
в 2002 году финансировались мероприятия областной государственной целевой программы "Государственная поддержка высокоэффективных проектов энергосбережения в учреждениях социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области".
Многое в решении проблем жилищно-коммунального хозяйства зависит от самих муниципальных образований, от проводимой ими тарифной и бюджетной политики в части компенсации затрат жилищно-коммунальной сферы, а также от осуществления мер административно-организационного характера.
Результаты проведенного в 2002 году анализа финансово-экономического состояния жилищно-коммунального хозяйства выявили следующие недостатки в работе органов местного самоуправления, устранение которых может стать резервом получения предприятиями жилищно-коммунального хозяйства дополнительных доходов и источником сокращения кредиторской задолженности:
1) несвоевременное введение для населения уровня оплаты за жилищно-коммунальные услуги. Потери от более позднего введения 80-процентного уровня оплаты населением услуг жилищно-коммунальной сферы по предварительной оценке составили за 2002 год около 240 млн.рублей;
2) установление заниженных тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства для населения по сравнению с утвержденным уровнем оплаты. Часть муниципальных образований, продекларировав 80-процентную оплату населением жилищно-коммунальных услуг, установила тарифы ниже этого уровня. резерв финансовых средств за счет этого фактора в 2002 году составил свыше 1.2 млрд.рублей;
3) во многих муниципальных образованиях не были введены платы за капитальных ремонт жилищного фонда, плата за наем жилья, 100-процентная плата за сверхнормативную площадь жилья, не доведена максимально-допустимая доля собственных расходов граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг до уровня 22 процентов от совокупного семейного дохода, исходя из социальных норм площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг;