ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 августа 2003 года N 533-ПП

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБРАЩЕНИЮ С БЫТОВЫМИ ОТХОДАМИ

(в редакции Постановления Правительства Свердловской области от 30.01.2004 N 55-ПП)


В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 10.11.95 N 58-п "Об усилении контроля за размещением бытовых отходов на свалках" за 1996 - 2002 годы проведено формирование экономически обоснованных тарифов по вывозке бытовых отходов; созданы фирмы и предприятия по демеркуризации ртутьсодержащих ламп, утилизации изношенных автомобильных шин и аккумуляторов; открыто несколько пунктов приема у населения макулатуры, ветоши, стеклобоя, металлических банок.

В сентябре 2002 года создан Союз предприятий по сбору и переработке отходов производства и потребления, объединяющий 40 хозяйствующих субъектов.

Разработаны и направлены в муниципальные образования типовой проект полигонов для складирования твердых и жидких бытовых отходов и рекомендации по обращению с бытовыми отходами на территории Свердловской области на 2001 - 2005 годы; 60 муниципальных образований провели обследование объектов размещения бытовых отходов. Только в 2002 году на территории Свердловской области ликвидировано 460 объектов несанкционированного складирования твердых бытовых отходов. В городе Первоуральске ведется строительство экспериментального завода по переработке бытовых отходов, на котором освоено 35 млн. рублей, в основном за счет средств областного бюджета.

Вместе с тем на территории многих муниципальных образований в Свердловской области по-прежнему не решены вопросы по обеспечению экологической безопасности при обращении с бытовыми отходами.

По состоянию на 1 января 2003 года на территории Свердловской области учтено 740 объектов размещения бытовых отходов, занимающих общую площадь 1271,5 га и принадлежащих 480 субъектам хозяйственной деятельности. Из них только 18,1 процента имеют лицензию на обращение с отходами, 18,7 процента - гидрогеологическое заключение, 46,1 процента - землеотводные документы, 10 процентов - ограждения и 5,4 процента - наблюдательные скважины. По утвержденным проектам выполнено всего 50 (6,7 процента) полигонов твердых бытовых отходов. Большинство из объектов размещения отходов не соответствуют требованиям санитарных правил, не организован мониторинг за их влиянием на среду обитания населения.

Наиболее неблагополучная обстановка в оформлении разрешительных документов на размещение бытовых отходов сложилась в муниципальных образованиях город Ивдель, город Краснотурьинск, город Североуральск, Алапаевский район, Камышловский район, Пригородный район.

Неудовлетворительная санитарная очистка территорий населенных пунктов отмечается в муниципальных образованиях город Березовский, город Екатеринбург, Ачитский район, Белоярский район, Богдановичский район, Невьянский район, Режевской район, Сысертский район, Талицкий район и Тугулымский район.

Отсутствие утвержденных схем санитарной очистки населенных пунктов, неукомплектованность дворниками, недостаточный контроль за их работой со стороны предприятий жилищно-коммунального хозяйства, недостаточное количество урн для сбора мусора, нарушение графиков движения специального автотранспорта, нерегулярный вывоз твердых бытовых отходов с территории городов и населенных пунктов, особенно из индивидуального жилого сектора, приводит к ее захламлению бытовыми отходами, возникновению объектов несанкционированного размещения отходов. Отмечается неудовлетворительное содержание территорий рынков, зон отдыха населения, недостаточная обеспеченность общественными туалетами.

Кроме того, при размещении объектов в жилых зданиях (встроенных, пристроенных) не производится расчет реального накопления твердых бытовых отходов, что приводит к резкому увеличению количества твердых бытовых отходов, переполнению контейнеров и загрязнению территории.

Недостаточно решен вопрос со сбором, хранением и сдачей на переработку вторичного сырья. В последние годы прекратили работу открытое акционерное общество "Покровская фабрика по переработке макулатуры", открытое акционерное общество "Михайловская бумажная фабрика", перерабатывающая вторсырье, прекращены работы по утилизации изношенных автошин на производственном коммерческом предприятии закрытом акционерном обществе "Уралэкомаш", в предбанкротном состоянии находится потребительское общество "Сухоложская фабрика по переработке вторсырья". По состоянию на 1 января 1991 года предприятия по сбору и переработке вторсырья работали в 32 городах области, в настоящее время - только в 8 городах Свердловской области.

В соответствии с Федеральными законами от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 26, ст. 3009), от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650) и Областным законом от 19 декабря 1997 года N 77-ОЗ "Об отходах производства и потребления" (Собрание законодательства Свердловской области, 1997, N 12, ст. 1448), в целях совершенствования деятельности по обращению с бытовыми отходами Правительство Свердловской области постановляет:

1. Обратить внимание органов местного самоуправления на не исполнение требований федерального и областного законодательства в части обеспечения санитарного благополучия населения и организации утилизации и переработки бытовых отходов.

2. Отметить недостаточную работу Министерства энергетики, транспорта, связи и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области (Штагер В.П.) в части организации сбора, размещения и переработки бытовых отходов и Министерства природных ресурсов Свердловской области (Ястребков А.А.) в части организации контроля за соблюдением требований законодательства при обращении с бытовыми отходами и разработки механизма экономического регулирования их переработки.

3. Утвердить перечень рекомендуемых первоочередных мероприятий по совершенствованию деятельности по обращению с бытовыми отходами на территории муниципальных образований в Свердловской области (прилагается).

4. Утвердить план первоочередных мероприятий по совершенствованию деятельности по обращению с бытовыми отходами на территории Свердловской области (прилагается).

5. Утвердить состав и положение комиссии по организации деятельности по обращению с бытовыми отходами на территории Свердловской области (прилагаются).

6. Определить уполномоченным исполнительным органом государственной власти в сфере обращения с бытовыми отходами Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области.

(в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 30.01.2004 N 55-ПП)

7. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области (Карлов А.В.):

(в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 30.01.2004 N 55-ПП)

1) обеспечить контроль за выполнением плана первоочередных мероприятий по совершенствованию деятельности по обращению с бытовыми отходами на территории Свердловской области;

2) организовать в соответствии с установленным порядком работу комиссии по организации деятельности по обращению с бытовыми отходами на территории Свердловской области;

3) дать предложения в Правительство Свердловской области в срок до 01.10.2003 о внесении изменений в положение о министерстве для выполнения задач согласно пункту 6 настоящего Постановления;

4) совместно с администрацией муниципального образования город Первоуральск и Министерством природных ресурсов Свердловской области обеспечить в 2004 году ввод в эксплуатацию сортировочного комплекса на строящемся заводе по переработке твердых бытовых отходов в городе Первоуральске.

8. Министерству природных ресурсов Свердловской области (Ястребков А.А.) в 2003 году:

1) с привлечением Свердловского областного государственного учреждения "Центр экологического мониторинга и контроля" (Еремин А.Ю.) подготовить и довести до сведения организаций, деятельность которых связана с обращением с бытовыми отходами, информацию о порядке инвентаризации, паспортизации, нормирования образования и размещения бытовых отходов и лицензирования деятельности по обращению с отходами;

2) совместно с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области оказать методическую помощь администрациям муниципальных образований в оформлении документов, дающих право на размещение бытовых отходов в соответствии с требованиями природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства;

(в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 30.01.2004 N 55-ПП)

3) совместно с Министерством экономики и труда Свердловской области (Ковалева Г.А.) подготовить предложения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и Областную Думу Законодательного Собрания Свердловской области (проекты законодательных инициатив) по изменению федерального и областного законодательства в части экономического стимулирования деятельности юридических и физических лиц в сфере обращения с бытовыми отходами, создания условий для развития предпринимательства, упрощения процедуры лицензирования, установления порядка осуществления государственного экологического контроля и привлечения к административной ответственности лиц, допускающих ненадлежащее исполнение законодательства об отходах.

9. Свердловскому областному государственному учреждению "Центр экологического мониторинга и контроля" (Еремин А.Ю.) в 2003 - 2004 годах обеспечить проверку всех объектов размещения бытовых отходов на территории Свердловской области в части соблюдения природоохранного законодательства и передать материалы в Главное Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов Российской Федерации по Свердловской области и федеральное государственное учреждение "Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Свердловской области" для принятия мер воздействия в соответствии с действующим законодательством.

10. Министерству торговли, питания и услуг Свердловской области (Соловьева В.П.) совместно с федеральным государственным учреждением "Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Свердловской области" принять меры по повышению ответственности предприятий торговли и общественного питания за передачу образующихся производственных (упаковочных) отходов специализированным организациям, имеющим лицензию на обращение с опасными отходами. При открытии новых предприятий торговли и общественного питания учитывать наличие договора на передачу или размещение отходов на объектах размещения бытовых отходов.

11. Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области (Голубицкий В.М.) предусмотреть участие представителей Министерства природных ресурсов Свердловской области в работе ликвидационных комиссий по ликвидации государственных унитарных предприятий системы "Вторресурсы", входящих в перечень, утвержденный Законом Свердловской области от 22 июля 2002 года N 33-ОЗ "О программе управления государственной собственностью Свердловской области и приватизации государственного имущества Свердловской области на 2003 год" (Собрание законодательства Свердловской области, 2002, N 7, ст. 897), для решения вопроса о возможности целевого использования имущества этих предприятий для осуществления деятельности по сбору и переработке отходов.

12. Рекомендовать главам муниципальных образований в Свердловской области:

1) руководствоваться утвержденным перечнем первоочередных мероприятий по совершенствованию деятельности по обращению с бытовыми отходами на территории муниципальных образований в Свердловской области при организации сбора, размещения, сортировки и переработки бытовых отходов;

2) в порядке осуществления муниципального экологического контроля организовать с участием специалистов федерального государственного учреждения "Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Свердловской области", Свердловского областного государственного учреждения "Центр экологического мониторинга и контроля", с привлечением общественности целевые проверки состояния объектов размещения отходов и санитарного состояния территорий;

3) организовать работу по проведению массовых мероприятий по санитарной очистке территорий, их благоустройству и озеленению с привлечением трудовых коллективов, студентов, учащихся и общественности;

4) проводить с участием местных средств массовой информации разъяснительную работу среди населения о правовых, экономических, медицинских и экологических аспектах решения проблемы обращения с отходами;

5) предусматривать расходы на финансирование работ отрядов студентов и школьников в дни летних каникул по улучшению санитарного состояния населенных пунктов и сбору бытового мусора в планах природоохранных мероприятий, финансируемых за счет субвенций, предоставляемых из областного бюджета;

6) разработать схемы санитарной очистки населенных пунктов, для которых не были разработаны и откорректированы существующие схемы санитарной очистки, с учетом фактических объемов образования отходов, провести их экспертизу на соответствие требованиям государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов и обеспечить их последующее выполнение.

13. Предложить федеральному государственному учреждению "Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Свердловской области":

1) ужесточить меры воздействия в отношении организаций и должностных лиц, не исполняющих требования законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в части обеспечения надлежащего санитарного состояния городов и населенных пунктов, а также безопасного обращения с отходами;

2) совместно с государственным унитарным предприятием "Научно-исследовательский институт Академии коммунального хозяйства им. К.Д. Памфилова" (Шаманаев Ш.Ш.) определить в срок до 1 декабря 2003 года требования к площадкам временного накопления бытовых отходов для населенных пунктов с численностью населения до 10 тыс. человек и довести их до сведения администраций муниципальных образований;

3) довести до сведения органов местного самоуправления Свердловской области требования по разработке схем санитарной очистки населенных пунктов и взять под контроль их реализацию;

4) совместно с Главным Управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов Российской Федерации по Свердловской области обеспечить контроль за реализацией мероприятий в сфере обращения с отходами производства и потребления.

14. Свердловскому областному государственному Учреждению - Управление автомобильных дорог (Плишкин В.В.) до 1 ноября 2003 года обеспечить ликвидацию объектов несанкционированного размещения бытовых отходов в полосе земельного отвода автодорог Свердловской области.

15. Предложить федеральному государственному унитарному предприятию Свердловская железная дорога Министерства путей сообщения Российской Федерации (Мишарин А.С.) ликвидировать объекты несанкционированного размещения бытовых отходов в полосе отчуждения железнодорожных магистралей на территории Свердловской области и поддерживать санитарное состояние указанной полосы в надлежащем состоянии.

16. Обратить внимание руководителей организаций и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых связана с обращением с отходами, на требование федерального законодательства в части передачи отходов для последующей переработки, утилизации или безопасного размещения только организациям, имеющим лицензию на обращение с опасными отходами.

17. Предложить федеральному государственному учреждению "Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Свердловской области" (Никонов Б.И.), Главному Управлению природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов Российской Федерации по Свердловской области, Главному управлению по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Свердловской области (Лахтюк В.Ф.) принять меры по сокращению сроков согласования документов по вопросам деятельности по обращению с опасными отходами для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих эксплуатацию полигонов и мест размещения бытовых отходов.

18. Предложить Главному управлению внутренних дел Свердловской области (Воротников В.А.) проработать вопрос о возможности создания специализированного подразделения по борьбе с санитарными и экологическими правонарушениями в составе милиции общественной безопасности.

19. Предложить редакции "Областной газеты", средствам массовой информации организовать постоянно действующие рубрики (передачи), посвященные экологической безопасности, и регулярно размещать в них информацию о санитарном состоянии населенных пунктов и организации работы по обращению с бытовыми отходами, а также о ходе реализации настоящего Постановления.

20. Считать утратившими силу Постановления Правительства Свердловской области от 10.11.95 N 58-п "Об усилении контроля за размещением бытовых отходов на свалках", от 27.04.99 N 519-ПП "Система классификации отходов производства и потребления".

21. Опубликовать настоящее Постановление в "Областной газете".

22. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области, члена Правительства Свердловской области Карлова А.В.

(в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 30.01.2004 N 55-ПП)


Председатель Правительства
Свердловской области
А.П.ВОРОБЬЕВ



Утвержден
Постановлением Правительства
Свердловской области
от 27 августа 2003 года N 533-ПП

ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМЫХ ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБРАЩЕНИЮ С БЫТОВЫМИ ОТХОДАМИ НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

N
п/п

Наименование мероприятия

Срок
исполнения

1

2

3

 1.

Определить должностных лиц в администрациях

муниципальных образований, ответственных

за организацию работы по обращению с бытовыми

отходами и реализацию схем санитарной очистки

населенных пунктов                               

октябрь

2003 года       

 2.

Привести в соответствие с санитарными нормами

СанПиН 2.1.7.1038-01 и требованиями

природоохранного законодательства объекты

размещения бытовых отходов                       

2003 - 2004 годы

 3.

Осуществить ликвидацию объектов

несанкционированного размещения бытовых

отходов и произвести рекультивацию

высвободившихся территорий                       

2003 - 2004 годы

 4.

Организовать массовые акции по уборке и

благоустройству территорий в каждом населенном

пункте области в соответствии с требованиями

СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила

содержания территорий населенных пунктов"        

ежегодно

не менее

2 раз в год     

 5.

Организовать работу по установлению контейнеров

для сбора бытовых отходов и их своевременный

вывоз на объекты размещения бытовых отходов

в летних детских лагерях и местах массового

отдыха населения, гаражных кооперативах и

садоводческих товариществах. Обеспечить

наглядную агитацию о нанесении вреда окружающей

среде и здоровью населения от неправильного

обращения с бытовыми отходами                    

2003 - 2004 годы

 6.

Разработать и ввести в практику организации

работы по обращению с бытовыми отходами систему

оплаты услуг за их размещение непосредственно

на самих объектах размещения бытовых отходов     

2003 - 2004 годы

 7.

Обеспечить обучение и аттестацию специалистов и

персонала муниципальных предприятий, выполняющих

работы в системе обращения с опасными отходами   

2003 - 2004 годы

 8.

Организовать проведение инвентаризации и

экологического обследования объектов размещения

бытовых отходов                                  

2004 год        

 9.

Определить на пилотных территориях фактические

затраты на услуги по сбору, временному хранению,

сортировке, вторичному использованию, переработке

или утилизации бытовых отходов в соответствии

с утвержденными схемами санитарной очистки

населенных пунктов с их последующим

использованием в тарифной политике               

2003 - 2004 годы

10.

Установить обеспеченность коммунальных служб

(специализированных автопредприятий)

мусоровозами и спецтехникой для регулярного

вывоза бытовых отходов от населения и произвести

закуп недостающей до норматива автотехники       

2003 - 2004 годы

11.

Способствовать деятельности специализированных

организаций по созданию приемных пунктов

вторичных ресурсов в каждом муниципальном

образовании, в том числе:

стеклянной бутылки и стеклобоя;

пластиковой бутылки и пленки;

макулатуры;

ветоши;

автошин и камер;

отработанных аккумуляторов и батареек            

2003 - 2004 годы

12.

Разработать и утвердить муниципальные программы

по обращению с отходами, предусмотрев

в них мероприятия по рекультивации полигонов,

выведенных из эксплуатации, развитию современных

методов сбора, переработки и утилизации отходов,

строительству новых полигонов и предприятий

по переработке и сжиганию бытовых отходов        

2003 - 2004 годы

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»