Недействующий

ЗАКОН

ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

от 11 ноября 2003 года N 182-ЗО

О РЕФЕРЕНДУМЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Признан утратившим силу Законом Челябинской области от 15.07.2006 N 41-ЗО; НГР: ru74000200600190

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Правовое регулирование проведения референдума Челябинской области


1. Правовое регулирование проведения референдума Челябинской области (далее - референдум) осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), другими федеральными законами, Уставом (Основным Законом) Челябинской области, настоящим Законом.

2. Порядок регистрации (учета) участников референдума, составления списков участников референдума, образования участков референдума, организации деятельности комиссий референдума, обеспечения гласности их деятельности, порядок расформирования комиссий референдума, статус членов комиссий устанавливаются в соответствии с Федеральным законом.

3. Порядок обжалования решений и действий (бездействия), нарушающих право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, устанавливается Федеральным законом.

4. Ответственность за нарушение законодательства о референдумах устанавливается федеральными законами.

Статья 2. Основные термины и понятия, применяемые в настоящем Законе


1. Референдум Челябинской области - голосование граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, место жительства которых расположено на территории Челябинской области, по наиболее важным вопросам жизни области, находящимся в ее ведении.

2. Для целей настоящего Закона применяются иные термины и понятия в значениях, определенных статьей 2 Федерального закона.

Статья 3. Право граждан на участие в референдуме


1. Гражданин Российской Федерации, место жительства которого расположено на территории Челябинской области и достигший на день голосования возраста 18 лет, имеет право голосовать на референдуме, участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами других действиях по подготовке и проведению референдума.

2. Гражданин Российской Федерации, обладающий правом на участие в референдуме, участвует в референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.

3. Гражданин Российской Федерации имеет право участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

4. Пребывание гражданина вне места его постоянного проживания на территории Челябинской области во время проведения референдума не может служить основанием для лишения его права на участие в референдуме.

5. Не имеют права участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Статья 4. Вопросы референдума


1. На референдум Челябинской области могут быть вынесены только вопросы, находящиеся в ведении субъекта Российской Федерации или в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией Российской Федерации, федеральным законом.

2. Уставом (Основным Законом) Челябинской области, законами Челябинской области могут быть определены вопросы, подлежащие обязательному вынесению на референдум.

3. Вопросы референдума не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод.

4. Вопросы референдума не должны противоречить законодательству Российской Федерации.

5. Вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также, чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.

6. На референдум не могут быть вынесены вопросы:

1) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов государственной власти Челябинской области, о приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов в органы государственной власти Челябинской области либо об отсрочке указанных выборов;

2) о персональном составе органов государственной власти Челябинской области;

3) об избрании депутатов и должностных лиц, об утверждении, о назначении на должность и об освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности;

4) о принятии или об изменении областного бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств Челябинской области;

5) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.

7. В соответствии с пунктом 9 статьи 12 Федерального закона установление иных ограничений для вопросов, выносимых на референдум, кроме указанных в настоящей статье, не допускается.

Статья 5. Обстоятельства, исключающие назначение и проведение референдума


1. Референдум не назначается и не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории Российской Федерации либо на территории Челябинской области или на части этой территории, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.

2. Законодательный (представительный) орган государственной власти Челябинской области (далее - законодательный (представительный) орган области) вправе отказать в назначении референдума только в случае нарушения при выдвижении инициативы проведения референдума нормативных правовых актов, регулирующих подготовку и проведение референдума.

3. Повторный референдум с такой же по смыслу формулировкой вопроса не проводится в течение двух лет со дня официального опубликования результатов референдума.

4. В соответствии с пунктом 4 статьи 13 Федерального закона установление иных обстоятельств, исключающих назначение и проведение референдума, кроме указанных в настоящей статье, не допускается.

ГЛАВА II. НАЗНАЧЕНИЕ РЕФЕРЕНДУМА

Статья 6. Инициатива проведения референдума


1. Инициатива проведения референдума принадлежит гражданам Российской Федерации, имеющим право на участие в референдуме.

2. Федеральным законом инициатива проведения референдума может быть предоставлена иным субъектам.

3. Для выдвижения инициативы проведения референдума и сбора подписей граждан Российской Федерации в ее поддержку может быть образована инициативная группа по проведению референдума. Указанную инициативную группу вправе образовать гражданин или группа граждан Российской Федерации, имеющие право на участие в референдуме. Выдвинуть инициативу проведения референдума может также избирательное объединение, иное общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах и (или) референдумах и которое зарегистрировано в порядке, определенном федеральным законом, на уровне, соответствующем уровню референдума, или на более высоком уровне не позднее, чем за один год до дня образования инициативной группы по проведению референдума.

4. Для назначения референдума инициативная группа по проведению референдума, образованная в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, должна представить в избирательную комиссию Челябинской области подписи участников референдума в поддержку инициативы его проведения.

Статья 7. Назначение референдума


1. Назначение и проведение референдума обязательно, если соблюдены порядок и сроки выдвижения инициативы проведения референдума и ее реализации, установленные Федеральным законом, Уставом (Основным Законом) Челябинской области, настоящим Законом.

2. Принятие органом государственной власти Челябинской области, иным государственным органом решения по существу вопроса, который может быть вынесен на референдум, не является обстоятельством, исключающим возможность проведения референдума по данному вопросу.

3. Референдум назначается законодательным (представительным) органом области в соответствии с Федеральным законом, Уставом области (Основным Законом) Челябинской области, настоящим Законом не позднее 14 дней после представления документов, необходимых для назначения референдума.

4. Голосование на референдуме может быть назначено только на воскресенье. Не допускается назначение голосования на предпраздничный и нерабочий праздничный дни, на день, следующий за нерабочим праздничным днем, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем. Решение о назначении референдума подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не менее чем за 60 дней до дня голосования. Срок со дня назначения референдума до дня голосования не может превышать 90 дней.

5. Голосование на референдуме может быть перенесено не позднее, чем за 25 дней до назначенного дня голосования на более поздний срок (но не более чем на 90 дней) в целях его совмещения с днем голосования на назначенных выборах в органы государственной власти либо с днем голосования на ином назначенном референдуме.

6. Решение о назначении референдума, а также о перенесении дня голосования на референдуме в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

Статья 8. Порядок реализации инициативы проведения референдума


1. Каждый гражданин Российской Федерации или группа граждан, имеющие право на участие в референдуме, вправе образовать инициативную группу по проведению референдума в количестве не менее 20 человек, имеющих право на участие в референдуме. Если инициатором проведения референдума выступает общественное объединение, указанное в пункте 3 статьи 6 настоящего Закона, руководящий орган этого общественного объединения либо руководящий орган его регионального отделения или иного структурного подразделения выступает в качестве инициативной группы по проведению референдума независимо от своей численности.

2. Инициативная группа по проведению референдума обращается в избирательную комиссию Челябинской области, которая со дня обращения инициативной группы действует в качестве комиссии референдума, с ходатайством о регистрации группы.

3. В ходатайстве инициативной группы по проведению референдума должен (должны) содержаться вопрос (вопросы), предлагаемый (предлагаемые) инициативной группой для вынесения на референдум, должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, а также адрес места жительства каждого члена инициативной группы и лиц, уполномоченных действовать от ее имени на территории Челябинской области. Ходатайство инициативной группы должно быть подписано всеми членами указанной группы.

4. К ходатайству должен быть приложен протокол собрания инициативной группы по проведению референдума, на котором было принято решение о выдвижении инициативы проведения референдума.

5. Избирательная комиссия Челябинской области в течение 15 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению референдума обязана рассмотреть ходатайство и приложенные к нему документы и принять решение:

в случае соответствия указанных ходатайства и документов требованиям настоящего Закона о направлении их в законодательный (представительный) орган области;

в противном случае - об отказе в регистрации инициативной группы.

6. Законодательный (представительный) орган области обязан проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум требованиям статьи 4 настоящего Закона в срок, не превышающий 20 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению референдума и приложенных к нему документов.

7. Законодательный (представительный) орган области не позднее чем через пять дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению референдума и приложенных к нему документов обязан уведомить об этой инициативе Президента Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания российской Федерации, Правительство Российской Федерации и Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.

8. Если законодательный (представительный) орган области признает, что вопрос, выносимый на референдум, отвечает требованиям статьи 4 настоящего Закона, избирательная комиссия Челябинской области осуществляет регистрацию инициативной группы по проведению референдума, выдает ей регистрационное свидетельство, а также сообщает об этом в средствах массовой информации. Решение о регистрации инициативной группы по проведению референдума принимается в пятнадцатидневный срок со дня признания законодательным (представительным) органом области соответствия вопроса, выносимого на референдум, требованиям статьи 4 настоящего Закона.

9. Регистрационное свидетельство, форма которого утверждается избирательной комиссией Челябинской области и которое выдается инициативной группе по проведению референдума, действительно до официального опубликования результатов референдума.

10. В случае возникновения спора о компетенции в связи с выдвижением инициативы проведения референдума Президент Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации вправе предложить законодательному (представительному) органу области, признавшему, что вопрос, выносимый на референдум, отвечает требованиям статьи 4 настоящего Закона, создать согласительную комиссию. В работе согласительной комиссии вправе принять участие представители инициативной группы по проведению референдума. На время работы согласительной комиссии течение срока, указанного в пункте 8 настоящей статьи, приостанавливается.

11. Если законодательный (представительный) орган области признает, что вопрос, выносимый на референдум, не отвечает требованиям статьи 4 настоящего Закона, избирательная комиссия Челябинской области отказывает инициативной группе по проведению референдума в регистрации.

12. В случае отказа инициативной группе по проведению референдума в регистрации ей выдается решение избирательной комиссии Челябинской области, в котором указываются основания отказа.

13. Основанием отказа инициативной группе по проведению референдума в регистрации может быть только нарушение инициативной группой Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Устава (Основного Закона) Челябинской области, настоящего Закона. Отказ в регистрации может быть обжалован в суде.

Статья 9. Сбор подписей в поддержку инициативы проведения референдума


1. В поддержку инициативы проведения референдума могут собираться подписи участников референдума в порядке, который определяется настоящим Законом. В поддержку инициативы проведения референдума необходимо собрать 2 процента подписей от числа участников референдума, зарегистрированных на территории области в соответствии с Федеральным законом.

2. Установление квоты на сбор подписей участников референдума при проведении референдума на части территории Челябинской области не допускается.

3. Подписи могут собираться со дня, следующего за днем регистрации инициативной группы по проведению референдума. Подписные листы должны изготавливаться за счет средств фонда референдума. Период сбора подписей участников референдума в поддержку инициативы проведения референдума должен составлять 35 дней со дня выдачи регистрационного свидетельства инициативной группе.

4. Подписи могут собираться только среди участников референдума, обладающих правом на участие в референдуме. Участие органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций всех форм собственности, учреждений, членов комиссий референдума с правом решающего голоса в сборе подписей, равно как и принуждение участников референдума в процессе сбора подписей и их вознаграждение за внесение подписи, не допускается. Сбор подписей на рабочих местах в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, иных социальных выплат запрещается.

5. Право сбора подписей участников референдума принадлежит дееспособному гражданину Российской Федерации, достигшему к моменту сбора подписей 18 лет. Уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума может заключать с лицом, собирающим подписи участников референдума, договор о сборе подписей. Оплата данной работы осуществляется только через фонд референдума, созданный инициативной группой по проведению референдума.

6. Участник референдума ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина. Данные об участнике референдума, ставящим в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе участника референдума лицом, собирающим подписи в поддержку инициативы проведения референдума. Указанные данные вносятся только от руки. Подпись и дату ее внесения участник референдума ставит собственноручно. Форма подписного листа прилагается к настоящему Закону.

Статья 10. Порядок проверки подписей граждан в поддержку инициативы проведения референдума

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»