Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»

 
ЗАКОН

 ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

от 15 июля 2006 года N 41-ЗО


О референдуме Челябинской области

(в редакции Законов Челябинской области от 23.08.2007 N 173-ЗО, от 28.05.2009 N 436-ЗО, от 18.11.2010 N 17-ЗО, от 25.01.2011 N 67-ЗО, от 25.08.2011 N 174-ЗО, от 27.10.2011 N 222-ЗО, от 29.08.2013 N 533-ЗО, от 29.05.2014 N 694-ЗО, от 28.01.2015 N 108-ЗО, от 26.02.2015 N 131-ЗО, от 02.06.2015 N 174-ЗО, от 04.12.2015 N 267-ЗО, от 02.06.2016 N 364-ЗО, от 06.09.2017 N 568-ЗО, от 02.10.2018 N 780-ЗО, от 08.05.2019 N 897-ЗО, от 02.07.2020 N 186-ЗО, от 02.12.2020 N 271-ЗО, от 28.05.2021 N 369-ЗО)


Принят
постановлением
Законодательного Собрания
Челябинской области
от 29 июня 2006 г. N 201



Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 1. Правовое регулирование проведения референдума Челябинской области


1. Правовое регулирование проведения референдума Челябинской области (далее - референдум) осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), другими федеральными законами, Уставом (Основным Законом) Челябинской области, настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.


2. В случае принятия в период кампании референдума закона, содержащего положения, которыми определяется порядок подготовки и проведения соответствующего референдума, либо в случае внесения в этот период в закон изменений, касающихся порядка подготовки и проведения референдума, указанные закон и изменения применяются к референдуму, инициатива проведения которого выдвинута после их вступления в силу.


3. Порядок регистрации (учета) участников референдума, составления списков участников референдума, образования округа и участков референдума, организации деятельности комиссий референдума, обеспечения гласности их деятельности, расформирования комиссий референдума, статус членов комиссий референдума устанавливаются в соответствии с Федеральным законом.


4. Порядок обжалования решений и действий (бездействия), нарушающих право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, устанавливается Федеральным законом.


5. Ответственность за нарушение законодательства о референдумах устанавливается федеральными законами.



Статья 2. Основные термины и понятия


Основные термины и понятия, применяемые в настоящем Законе, соответствуют терминам и понятиям, используемым в Федеральном законе.



Статья 3. Право граждан на участие в референдуме


1. Гражданин Российской Федерации, место жительства которого расположено на территории Челябинской области и достигший на день голосования возраста 18 лет, имеет право голосовать на референдуме.


(в ред. Закона Челябинской области от 02.06.2016 N 364-ЗО)


Гражданин Российской Федерации, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами других действиях по подготовке и проведению референдума, за исключением случаев, специально оговоренных Федеральным законом.


2. Гражданин Российской Федерации участвует в референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.


3. Гражданин Российской Федерации имеет право участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.


4. Пребывание гражданина Российской Федерации вне его места жительства на территории Челябинской области во время проведения референдума не может служить основанием для лишения его права на участие в референдуме.


5. Не имеют права участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.


6. В случае принятия комиссией, организующей референдум, решений, предусмотренных частью 1 или 2 статьи 23-1 настоящего Закона, установленные настоящим Законом условия реализации гражданами Российской Федерации права на участие в действиях по подготовке и проведению референдума, связанные с достижением возраста 18 лет, определяются исходя из последнего возможного дня голосования на референдуме.


(часть 6 введена Законом Челябинской области от 02.12.2020 N 271-ЗО)



Статья 4. Вопросы референдума


1. На референдум могут быть вынесены только вопросы, находящиеся в ведении субъекта Российской Федерации или в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией Российской Федерации, федеральным законом.


2. Уставом (Основным Законом) Челябинской области, законами Челябинской области могут быть определены вопросы, подлежащие обязательному вынесению на референдум.


3. Вопросы референдума не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод.


4. Вопросы референдума не должны противоречить законодательству Российской Федерации.


5. Вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.


6. На референдум не могут быть вынесены вопросы:


1) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов государственной власти Челябинской области, о приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов в органы государственной власти Челябинской области либо об отсрочке указанных выборов;


2) о персональном составе органов государственной власти Челябинской области;


3) об избрании депутатов и должностных лиц, об утверждении, о назначении на должность и об освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности;


4) о принятии или об изменении областного бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств Челябинской области;


5) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.



Статья 5. Обстоятельства, исключающие назначение и проведение референдума


1. Референдум не назначается и не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории Российской Федерации либо на территории Челябинской области или на части этой территории, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.


2. Законодательное Собрание Челябинской области (далее - Законодательное Собрание) вправе отказать в назначении референдума только в случае нарушения при выдвижении инициативы проведения референдума нормативных правовых актов, регулирующих подготовку и проведение референдума.


3. Референдум с такой же по смыслу формулировкой вопроса не проводится в течение двух лет со дня официального опубликования результатов референдума.



Глава II. НАЗНАЧЕНИЕ РЕФЕРЕНДУМА


Статья 6. Инициатива проведения референдума


1. Инициатива проведения референдума принадлежит гражданам Российской Федерации, имеющим право на участие в референдуме, если иное не установлено федеральным законом.


2. Для выдвижения инициативы проведения референдума и сбора подписей граждан Российской Федерации в ее поддержку образуется инициативная группа по проведению референдума. Такую инициативную группу вправе образовать гражданин или группа граждан Российской Федерации, имеющие право на участие в референдуме. Выдвинуть инициативу проведения референдума может также избирательное объединение, иное общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах и (или) референдумах и которое зарегистрировано в порядке, определенном федеральным законом, на уровне, соответствующем уровню референдума, или на более высоком уровне не позднее чем за один год до дня образования инициативной группы по проведению референдума. В этом случае руководящий орган этого избирательного объединения, иного общественного объединения либо руководящий орган его регионального отделения или иного структурного подразделения (соответственно уровню референдума) независимо от его численности выступает в качестве инициативной группы по проведению референдума.


3. Для назначения референдума инициативная группа по проведению референдума, образованная в соответствии с частью 2 настоящей статьи, должна представить в избирательную комиссию Челябинской области подписи участников референдума в поддержку инициативы его проведения.



Статья 7. Порядок реализации инициативы проведения референдума


1. Каждый гражданин Российской Федерации или группа граждан, имеющие право на участие в референдуме, вправе образовать инициативную группу по проведению референдума в количестве не менее 20 человек, имеющих право на участие в референдуме.


2. Инициативная группа по проведению референдума обращается в избирательную комиссию Челябинской области, которая со дня обращения инициативной группы действует в качестве комиссии референдума, с ходатайством о регистрации группы.


3. В ходатайстве инициативной группы по проведению референдума должен (должны) содержаться вопрос (вопросы), предлагаемый (предлагаемые) инициативной группой по проведению референдума для вынесения на референдум, должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, а также адрес места жительства каждого члена инициативной группы по проведению референдума и лиц, уполномоченных действовать от ее имени на территории Челябинской области. Ходатайство инициативной группы по проведению референдума должно быть подписано всеми членами указанной группы, а в случае выдвижения инициативы проведения референдума избирательным объединением, иным общественным объединением ходатайство должно быть подписано всеми членами руководящего органа этого избирательного объединения, иного общественного объединения либо руководящего органа его регионального отделения или иного структурного подразделения, поддержавшими решение о выдвижении инициативы проведения референдума.


(в ред. Закона Челябинской области от 28.01.2015 N 108-ЗО)


4. К ходатайству должен быть приложен протокол собрания инициативной группы по проведению референдума, на котором было принято решение о выдвижении инициативы проведения референдума.


К протоколу прилагается список участников собрания с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, адреса места жительства и их подписи. В протоколе собрания инициативной группы по проведению референдума указываются дата и место проведения собрания, количество участников собрания, повестка собрания, формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) для вынесения на референдум, решение о выдвижении инициативы проведения референдума, о назначении уполномоченных представителей инициативной группы по проведению референдума, в том числе по финансовым вопросам, с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, адреса места жительства, а также фамилии, имени, отчества и подписи председателя и секретаря собрания.


5. Избирательная комиссия Челябинской области в течение 15 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению референдума обязана рассмотреть ходатайство и приложенные к нему документы и принять решение:


1) в случае соответствия указанных ходатайства и документов требованиям Федерального закона, настоящего Закона - о направлении их в Законодательное Собрание;


2) в противном случае - об отказе в регистрации инициативной группы по проведению референдума.


6. Законодательное Собрание обязано проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум, требованиям статьи 4 настоящего Закона в срок, не превышающий 20 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению референдума и приложенных к нему документов.


7. Законодательное Собрание не позднее чем через пять дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению референдума и приложенных к нему документов обязано уведомить об этой инициативе Президента Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации и Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.