РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

ТРЕТИЙ СОЗЫВ
Тридцать третье заседание

РЕШЕНИЕ

от 11 февраля 2003 года N 33/2
г.Екатеринбург


Об утверждении городской целевой Программы "Одаренные дети" на 2003- 2005 годы



С учетом положений Федеральной целевой Программы "Одаренные дети", утвержденной Постановлением Правительства РФ от 25.08.2002 N 625 (в редакции от 23.10.2002 N 767), Программы развития системы образования г.Екатеринбурга на 2000-2004 годы, утвержденной Решением Екатеринбургской городской Думы от 19.12.2000 N 99/1, в целях создания условий по выявлению, поддержке и развитию одаренных детей в г.Екатеринбурге, руководствуясь статьей 14 Устава муниципального образования "город Екатеринбург", Екатеринбургская городская Дума

решила:

1. Утвердить Программу "Одаренные дети" на 2003-2005 годы (Приложение 1).

2. Настоящее Решение вступает в силу со дня его официального опубликования.

3. Опубликовать настоящее Решение в "Вестнике Екатеринбургской городской Думы".

4. Контроль за исполнением настоящего Решения возложить на постоянную депутатскую комиссию по социальной политике (Москвина Е.А.).

Глава города
А.М.Чернецкий


Приложение 1
к Решению
Екатеринбургской городской Думы
от 11 февраля 2003 года N 33/2

     
ГОРОДСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Одаренные дети"
на 2003-2005 годы

     
I. Паспорт Программы

Наименование Программы

Городская целевая Программа "Одаренные дети" на 2003-2005 годы.

Утверждение Программы

Утверждена: Решение Екатеринбургской городской Думы от N

Основание для разработки

- Федеральная целевая программа "Одаренные дети", утвержденная Постановлением Правительства РФ от 25.08.2002 N 625;

- Программа развития системы образования г.Екатеринбурга на 2000-2004 годы, утвержденная Решением Екатеринбургской городской Думы от 19.12.2000 N 99/1;

- Решение Екатеринбургской городской Думы от 24.09.2002 N 25/5 "Об утверждении Положения "О порядке разработки, утверждения и финансирования городских целевых программ".

Инициатор постановки проблемы

Городская ассоциация учителей-предметников

Координатор Программы

Управление образования администрации г. Екатеринбурга

Разработчики Программы

Непомнящая Т.А. - начальник Управления образования администрации г. Екатеринбурга,

Давыдова Н.Н. - заместитель начальника Управления образования администрации г. Екатеринбурга,

Москвина Е.А. - депутат Екатеринбургской городской Думы,

Волков Д.А. - депутат Екатеринбургской городской Думы,

Мангилева Н.Н. - начальник отдела Управления образования администрации г. Екатеринбурга,

Брусницина Г.Г. - директор муниципального информационно-образовательного центра "Одаренность и технологии",

Логинова И.Б. - зам. директора гимназии N 45,

Зимина И.П. - психолог-методист МЦ "Одаренность и технологии",

Гофенберг И.В. - зам. директора гимназии N 47,

Токмакова Н.В. - учитель математики лицея N 110, председатель Ассоциации учителей математики города,

Белова Т.А. - директор лицея N 40, учитель русского языка и литературы

Цель Программы

Создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей в г. Екатеринбурге

Срок реализации Программы

2003 - 2005 годы

Исполнители основных мероприятий Программы

Управление образования Администрации города

Органы управления образованием районов

Объем и источники финансирования Программы

Прогноз:

1) 10 млн. 570 тыс. руб. - на 2002-2005 годы за счет бюджета города,

в том числе в 2003 году - 6 млн. 700 тыс. руб.

620 тыс. руб. за счет проекта "RACE" в 2003 году

Ожидаемые конечные результаты Программы

- Увеличение числа одаренных детей, получающих целевую адресную поддержку;

- Создание специализированных образовательных программ образовательных учреждений, направленных на решение проблем одаренности;

- Повышение квалификации и объединение потенциала педагогов, работающих с одаренными детьми;

- Совершенствование системы работы с одаренными детьми

Система контроля за исполнением Программы

Контроль в рамках Программы осуществляет Координационный совет.

Вопросы исполнения заслушиваются на заседаниях Совета, Коллегии и аппаратных совещаниях в Управлении образования.

     

II. Содержание проблемы


Многолетняя кризисная ситуация негативно отразилась на образовательном и интеллектуальном уровне населения России, сопровождается утечкой интеллектуальных ресурсов, снижением реальных возможностей родителей и педагогов в выявлении и развитии одаренных детей. В этих условиях выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей, несомненно, становятся приоритетной задачей системы образования как нашего города, так и всей страны в целом.

Так как сложность и специфика работы с одаренными детьми требуют привлечения к ее решению различных специалистов - педагогов, психологов, ученых, деятелей культуры и спорта, то в 2001 году была разработана Федеральная целевая программа "Дети России", утвержденная Постановлением Правительства РФ. Перечень мероприятий Федеральной программы наряду с решением конкретных задач общефедерального значения предусматривал работу по созданию целевых программ, направленных на решение проблем одаренности юных граждан РФ на местах.

Нужно отметить, что в Екатеринбурге на протяжении ряда лет ведется работа по созданию необходимых условий для развития одаренности детей и подростков. Проводятся общегородской фестиваль "Юные интеллектуалы Екатеринбурга", объединяющий на школьном, районом и городском уровнях до 60 000 участников, Фестиваль творческих возможностей детей и подростков "Город друзей" (до 10 000 участников). В городе работает 156 образовательных учреждений, в образовательных программах которых в разных формах представлены задачи удовлетворения дополнительных интеллектуальных и творческих потребностей воспитанников и учащихся. Учащиеся образовательных учреждений города показывают неплохие результаты на зональном и российском уровне (только в 2002 году 208 учащихся школ города стали победителями и призерами областных интеллектуальных состязаний, 33 ученика - победителями интеллектуальных соревнований российского уровня).

В детско-юношеских спортивных школах города только в 2002 году занималось 600 мастеров и кандидатов в мастера спорта. Более 100 учащихся являются членами основного и резервного составов национальной сборной России по различным видам спорта.

То, что Екатеринбург - город одаренных детей - подтверждают и многочисленные заслуженные победы на всероссийских и международных конкурсах и соревнованиях. Нельзя не отметить ансамбль песни и танца "Дударики" Верх-Исетского района, фольклорные и хореографические коллективы Железнодорожного района, цирковой коллектив "Арлекино" Кировского района, ансамбль танца "Веселинка" и фольклорный ансамбль "Уральская вечора" Ленинского района, балетную студию "Сильфида" Октябрьского района, ансамбли "Жалейка" и "Сударушка" Орджоникидзевского, балетную группу "Дивертисмент" Чкаловского района, концертный хор и коллектив авиамоделистов городского Дворца творчества.

Разработанная Управлением образования совместно с городской Ассоциацией педагогов-предметников в рамках стратегической Программы "Образование - основа развития, залог успеха" целевая Программа "Одаренные дети" направлена на создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей и подростков г.Екатеринбурга.

Реализация городской целевой Программы "Одаренные дети" на 2003-2005 годы (далее - Программа), позволит систематизировать эту деятельность, а также поднять ее на более качественный уровень.

III. Цели и задачи Программы


Основная цель Программы заключается в создании условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, а также создании среды, способствующей формированию творческих способностей в области науки и искусства.

Задачами данной Программы являются:

1. Обеспечение развития личности одаренного ребенка через различные виды творческой деятельности;

2. Создание системы работы с одаренными детьми через организацию деятельности опорных центров, базовых площадок интеллектуальной, творческой и спортивной направленности, информационно-методического и программного обеспечения деятельности;

3. Предоставление возможности для продуктивной самореализации одаренных детей через интеллектуально-творческие мероприятия разного уровня;

4. Обеспечение кадровых условий для работы с одаренными детьми.

IV. Основные направления работы


В рамках Программы предусматривается реализация следующих направлений работы:

1. Координационное направление связано с организацией работы Центра "Одаренность и технология", созданием базовых площадок и опорных центров по работе с одаренными детьми, интеграцией в рамках данного направления деятельности учреждений общего и профессионального образования.

2. Информационное - направлено на создание банка образовательных программ и методических материалов для работы с одаренными детьми, организацию работы корпоративной библиотечной сети, информационную поддержку образовательных учреждений, работающих с одаренными детьми.

3. Диагностическое - реализуется через формирование банка методического обеспечения для выявления одаренности, проведение специальных конкурсов, турниров и других мероприятий для выявления одаренных детей, создание банка данных "Одаренные дети Екатеринбурга".

4. Кадровое - основывается на оказании информационной, методической и финансовой помощи педагогам, создании педагогического сообщества, общественных объединений и ассоциаций, работающих с одаренными детьми, условий для отработки и применения новых педагогических технологий.

5. Развивающее направление включает организацию очно-заочных школ, мастер-классов, творческих лабораторий для детей и подростков города, создание условий для участия одаренных детей в семинарах, конференциях разного уровня.

Направления Программы реализуются на двух уровнях: уровне образовательного учреждения и уровне городского образовательного пространства.

V. Кадры Программы


Подготовка педагогов для работы с одаренными детьми должна обеспечивать становление и развитие как базового, так и специфического компонентов их профессиональной квалификации. Специфика такой подготовки специалистов подразумевает:

- создание психолого-педагогических условий для развития профессионального мастерства;

- формирование комплексного подхода (психолого-педагогического и профессионально-личностного) к образованию педагогов;

- определение профессионально-личностных качеств педагогов, работающих с одаренными детьми;

- разработка системы консультирования и тренингов для педагогов с учетом индивидуальных условий труда и полученной подготовки по проблеме.

В 2003-2005 годах в целях повышения квалификации педагогов планируется провести серию семинаров, круглых столов, конференций по разным аспектам проблемы одаренности, организовать оказание информационной, методической, финансовой помощи учителям на уровне города.

VI. Организационная инфраструктура Программы


Руководство Программой осуществляет Координационный совет. Для реализации Программы в городе открывается муниципальный информационно-образовательный Центр развития творчества детей и юношества "Одаренность и технологии". Основная задача Центра - обеспечение координации деятельности в рамках Программы, а также поиск особо одаренных детей и подготовка их к будущей научной и творческой работе. В каждом районе определяется опорный Центр и базовые площадки по Программе.

Опорные центры - это образовательные учреждения, реализующие на своей базе также и методическую помощь другим учреждениям в форме консультаций, открытых уроков, размещения методических материалов на своем сайте, конференций.

Базовая площадка - учреждение образовательной, творческой или спортивной направленности, на базе которого идет непосредственная работа с одаренными детьми, отрабатываются методики и программы.

Этапы реализации Программы:

Реализация Программы рассчитана на 3 года - с 2003 года по 2005 год.

Первый этап - организационный - предполагается реализовать в первой половине 2003 года. Он включает в себя следующие мероприятия:

- организация деятельности муниципального информационно-образовательного Центра "Одаренность и технологии",

- создание нормативно-правовой базы,

- обеспечение материально-технической базы,

- открытие опорных центров и базовых площадок,

- сбор и анализ информации об одаренных детях, условиях их обучения,

- создание системы взаимосвязей педагогического сообщества, учреждений науки и культуры, общественных объединений и ассоциаций,

- организация информационно-методического обеспечения и повышения квалификации педагогических кадров.

Второй этап - этап реализации (2003-2005гг.) - связан с непосредственной работой с одаренными учащимися на всех уровнях и во всех указанных выше направлениях. На этом этапе планируется:

- систематическая и целенаправленная работа с одаренными детьми в учреждениях общего и дополнительного образования интеллектуальной, творческой и спортивной направленности,

- регулярное проведение интеллектуально-творческих и спортивных мероприятий,

- пополнение и обновление банка данных "Одаренные дети города Екатеринбурга", банка данных образовательных программ, методических материалов, диагностических методик,

- обмен опытом и совершенствование профессионального мастерства педагогов,

- психологическая, педагогическая и социальная поддержка одаренных детей.

- Основные мероприятия Программы приведены в Приложении.

Контроль за ходом реализации Программы будет осуществляться весь период, анализ достигнутых результатов планируется провести в конце 2005 года (завершающий этап). На этом этапе также предполагается определить проблемы, возникшие в процессе выполнения Программы, наметить пути их решения и составить перспективный план дальнейшей работы в этом направлении.

Механизм реализации Программы*

___________________

* Текст не приводится. - Примечание "КОДЕКС".

VII. Программно-методическое обеспечение


В целях обеспечения качественной работы с одаренными детьми необходима разработка специализированных образовательных программ, основной целью которых является обеспечение таких условий, где одаренный ребенок сможет достигнуть максимально возможного для него уровня развития. Поэтому программы обучения должны быть ориентированы на универсальное образование, междисциплинарный подход в обучении, построены на теоретической и исследовательской основе, гибкости и вариативности учебного процесса, ориентации на развитие самостоятельности детей, их самопознания, самооценки.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»