РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
ВТОРОЙ СОЗЫВ

Девяносто девятое заседание

РЕШЕНИЕ

от 19 декабря 2000 г. N 99/1

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Г. ЕКАТЕРИНБУРГА НА 2000-2004 ГОДЫ

Рассмотрев представленную администрацией г. Екатеринбурга Программу развития системы образования города Екатеринбурга на 2000-2004 годы, Екатеринбургская городская Дума решила:

1. Утвердить Программу развития системы образования г. Екатеринбурга на 2000-2004 годы (Приложение 1).

2. Управлению образования администрации г. Екатеринбурга ежегодно представлять на рассмотрение Екатеринбургской городской Думы план мероприятий с указанием сроков исполнения и финансирования.

3. Настоящее Решение вступает в силу со дня его официального опубликования.

4. Контроль за исполнением настоящего Решения возложить на постоянную депутатскую комиссию по социальной политике (Голубкова Н.И.).

Глава города
А.М. ЧЕРНЕЦКИЙ





Приложение 1
к Решению
Екатеринбургской городской Думы
от 19 декабря 2000 г. N 99/1

ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ Г. ЕКАТЕРИНБУРГА
НА 2000-2004 ГОДЫ


Екатеринбург
2000


ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
ЕКАТЕРИНБУРГА НА 2000-2004 ГОДЫ

+----------------------------------------------------------------+
¦ Наименование   ¦  Программа развития системы образования       ¦
¦ Программы      ¦Екатеринбурга на 2000-2004 гг.                 ¦
+----------------+-----------------------------------------------¦
¦ Заказчик -     ¦  Администрация г. Екатеринбурга городская     ¦
¦ координатор    ¦Дума                                           ¦
+----------------+-----------------------------------------------¦
¦ Ответственный  ¦  Управление образования администрации         ¦
¦ исполнитель    ¦г. Екатеринбурга                               ¦
+----------------+-----------------------------------------------¦
¦ Цель           ¦  Обеспечение развития системы образования     ¦
¦ Программы      ¦г. Екатеринбурга в интересах его граждан,      ¦
¦                ¦общества и государства                         ¦
+----------------+-----------------------------------------------¦
¦ Направления    ¦  Развитие правовых механизмов реализации      ¦
¦ Программы      ¦государственной политики в сфере образования   ¦
¦                ¦как гаранта обеспечения общедоступности общего ¦
¦                ¦образования, обязательности основного общего   ¦
¦                ¦образования, повышения качества образования;   ¦
¦                ¦  Создание организационно - содержательных     ¦
¦                ¦условий для стандартизации образования как     ¦
¦                ¦правового механизма развития содержания        ¦
¦                ¦образования;                                   ¦
¦                ¦  Развитие сети образовательных учреждений     ¦
¦                ¦города для повышения адаптивности системы      ¦
¦                ¦образования к уровням и особенностям развития  ¦
¦                ¦и подготовки обучающихся (воспитанников);      ¦
¦                ¦  Совершенствование социально -                ¦
¦                ¦педагогического пространства города и защита   ¦
¦                ¦его от воздействий, неадекватных               ¦
¦                ¦гуманистическим целям и ценностям культуры;    ¦
¦                ¦  Развитие единого информационного             ¦
¦                ¦пространства образовательной системы города    ¦
¦                ¦как условие успешной интеграции                ¦
¦                ¦образовательной системы города в отечественные ¦
¦                ¦и международные системы образования;           ¦
¦                ¦  Развитие механизмов, обеспечивающих рост     ¦
¦                ¦и актуализацию профессионального потенциала    ¦
¦                ¦системы образования;                           ¦
¦                ¦  Активизация социальной политики в сфере      ¦
¦                ¦образования с целью обеспечения                ¦
¦                ¦государственных гарантий равных возможностей   ¦
¦                ¦в образовании;                                 ¦
¦                ¦  Повышение роли экономических механизмов      ¦
¦                ¦для обеспечения развития системы образования   ¦
¦                ¦города.                                        ¦
+----------------+-----------------------------------------------¦
¦ Сроки          ¦2000-2004 годы.                                ¦
¦ реализации     ¦                                               ¦
+----------------+-----------------------------------------------¦
¦ Система        ¦  Результаты поэтапного выполнения мероприятий ¦
¦ организации    ¦Программы рассматриваются на коллегиях         ¦
¦ контроля за    ¦администрации  города, Управления  образования ¦
¦ исполнением    ¦и заседаниях городской Думы.                   ¦
¦ мероприятий    ¦                                               ¦
+----------------+-----------------------------------------------¦
¦ Объемы и       ¦  Объем финансирования определяется ежегодно   ¦
¦ источники      ¦при утверждении городского бюджета.            ¦
¦ финансирования ¦  Источники финансирования: бюджет города      ¦
¦                ¦Екатеринбурга.                                 ¦
+----------------+-----------------------------------------------¦
¦ Ожидаемые      ¦  Сохранение и развитие системы образования в  ¦
¦ конечные       ¦интересах личности, общества и государства;    ¦
¦ результаты     ¦  Соответствие качества результата образования ¦
¦                ¦целям и задачам образования каждого уровня;    ¦
¦                ¦  Развитие сети образовательных учреждений для ¦
¦                ¦реализации образовательных потребностей всех   ¦
¦                ¦субъектов системы образования;                 ¦
¦                ¦  Формирование воспитывающей среды с учетом    ¦
¦                ¦специфики социокультурной обстановки города;   ¦
¦                ¦  Создание системы управления, эффективно и    ¦
¦                ¦результативно обеспечивающей вариативность и   ¦
¦                ¦дифференциацию образовательного пространства   ¦
¦                ¦на основе принципов единства и целостности.    ¦
+----------------+-----------------------------------------------¦
¦ Механизм       ¦  Программа реализуется через программные      ¦
¦ реализации     ¦мероприятия, комплексно - целевые программы    ¦
¦                ¦и локальные проекты.                           ¦
+----------------------------------------------------------------+

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ Г. ЕКАТЕРИНБУРГА НА 2001-2004 ГОДЫ В СООТВЕТСТВИИ С РОССИЙСКИМ И ОБЛАСТНЫМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ ОБ ОБРАЗОВАНИИ ЯВЛЯЕТСЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ОСНОВОЙ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ, КОТОРАЯ ОПРЕДЕЛЯЕТ СТРАТЕГИЮ ВЫБОРА ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ОБЕСПЕЧИВАЕТ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЮ.

ОСНОВАНИЯ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ

Программа разработана в соответствии с Федеральным законом "Об образовании" от 10 июля 1992 года N 3266-1 (в редакции от 20 июля 2000 г.), Федеральной программой развития образования, утвержденной Федеральным законом от 10 апреля 2000 г. N 51-ФЗ "Об утверждении Федеральной программы развития образования", Программой действия Правительства Свердловской области по выполнению программы Губернатора Свердловской области от 21 декабря 1991 г. N 1443-ПП, Постановлением Правительства Свердловской области от 18 мая 2000 г. N 393-ПП "Об утверждении мероприятий по развитию образования Свердловской области на 2000-2003 г.", Народной программой Главы города Екатеринбурга А.М. Чернецкого по наказам жителей города.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Изменение условий, в которых происходят функционирование и развитие системы образования города, становление нового педагогического мышления, требует уточнения ценностных ориентиров развития системы образования.

Такими ориентирами сегодня можно считать:

- реализацию прав личности в сфере образования, возможность получения образования по выбору (права выбора образовательного учреждения, профессии и специальности, права на сохранение национального языка и т. д.);

- индивидуально - личностный подход в образовании, обеспечивающий вариативность и разноуровневость предлагаемых и предоставляемых первичным клиентам системы образования образовательных услуг;

- ответственность субъектов системы образования, предоставляющих образовательные услуги, за качество результата педагогической деятельности перед потребителями;

- социальную защиту учащихся путем предоставления качественного образования, обеспечивающего максимально эффективную адаптацию личности в обществе;

- развитие такой системы ценностей субъектов образовательного процесса, которая будет адекватна современному состоянию цивилизации и требованиям к уровню образованности развивающейся личности.

Определив ценностные ориентиры городского педагогического сообщества, можно выделить ОСНОВНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ ПРОГРАММЫ:

- создание возможностей для каждого гражданина развивать свой потенциал, обеспечение условий для воспитания и саморазвития личности в детстве и на протяжении всей жизни, обеспечение практической жизненной направленности образования как условия адаптации выпускников к социальной действительности, гарантии их жизненного успеха, создание благоприятной образовательной среды как для одаренных детей, так и для детей и подростков с ограниченными физическими и психическими возможностями;

- формирование системы правовых отношений в образовании, более полно реализующих права образовательного учреждения как юридического лица и права всех участников образовательного процесса, обеспечивая тем самым условия для поддержания высокого качества образования;

- создание достойных условий существования и профессиональной деятельности для работников образования, их социальной защищенности. Безусловным должно быть приведение заработной платы работников образования в соответствие с параметрами реального прожиточного минимума;

- принятие системы мер, направленных на предотвращение ухудшения здоровья детей и подростков (Программа "Здоровье екатеринбургского школьника");

- сохранение системы дополнительного образования как сферы развития творческих способностей детей и комфортной среды, противостоящей негативному влиянию "улицы";

- поэтапное изменение системы технологического оснащения образовательного процесса;

- сохранение единого образовательного пространства города, включающего все образовательные учреждения и процессы, все культурные возможности для горожан;

- осуществление информирования горожан о процессах, происходящих в сфере образования, принимаемых решениях, тенденциях и перспективах. Создание механизма принятия решений в сфере образования с учетом общественного мнения и мнения профессионального сообщества.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: обеспечение развития системы образования г. Екатеринбурга в интересах его граждан, общества и государства.

ОСНОВНЫМИ ЗАДАЧАМИ ПРОГРАММЫ в связи с этим являются:

- развитие правовых механизмов реализации государственной политики в сфере образования как гаранта качества образования;

- стандартизация образования как правовой механизм развития содержания образования;

- развитие сети образовательных учреждений города для повышения адаптивности системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся (воспитанников);

- совершенствование социально - педагогического пространства города и защита его от воздействий, неадекватных гуманистическим целям и ценностям культуры;

- развитие единого информационного пространства образовательной системы города как условие успешной интеграции образовательной системы города в отечественные и международные системы образования;

- развитие механизмов, обеспечивающих рост и актуализацию профессионального потенциала системы образования;

- активизация социальной политики в сфере образования с целью обеспечения государственных гарантий равных возможностей в образовании;

- повышение роли экономических механизмов для обеспечения функционирования и развития системы образования города.

ГЛАВНЫМ РЕЗУЛЬТАТОМ Программы должно стать повышение степени гарантированности прав граждан на получение полноценного образования посредством перевода системы образования на правовой уровень функционирования, гарантирующий реализацию принципов государственной образовательной политики, обозначенных в федеральном и областном законодательстве.

РЕЗУЛЬТАТАМИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ДОЛЖНЫ СТАТЬ:

- соответствие качества результата образования целям и задачам образования каждого уровня;

- развитие сети образовательных учреждений (ОУ) для реализации образовательных потребностей всех субъектов системы образования;

- формирование воспитывающей среды с учетом специфики социокультурной обстановки города;

- создание системы управления образованием, эффективно и результативно обеспечивающей дифференциацию образовательного пространства на основе принципов единства и целостности.

ОЖИДАЕМЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ:

- обеспечение условий для реализации равных прав граждан на образование;

- достижение социальной компетентности обучающимся (выпускником) как гарантия его социальной защищенности, развития личной инициативы и гражданской ответственности;

- повышение уровня правового самосознания и правовой ответственности граждан - субъектов системы образования в вопросах образования и образовательной политики;

- развитие образовательных потребностей граждан, формирование социального запроса на качество образования, отвечающего уровню развития общества;

- увеличение адаптивных возможностей системы образования в условиях социально - экономического развития города;

- развитие средствами образования гражданской ответственности и форм гражданской коммуникации;

- расширение гарантий прав обучающихся на выбор основных и дополнительных образовательных программ;

- создание условий, не допускающих возникновения, поддержки и роста социальной напряженности и асоциальных проявлений;

- социальная интеграция и адаптация средствами образования детей с проблемами в развитии, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей в трудной жизненной ситуации, выпускников учреждений государственного воспитания;

- совершенствование системы непрерывного образования;

- организация подготовки и издания учебной и методической литературы;

- развитие материально - технической базы, энергосберегающих технологий;

- развитие полноправного партнерства системы образования г. Екатеринбурга с системами образования Союза Российских городов.

Необходимым условием реализации Программы являются стабильность текущего бюджетного финансирования и достаточные финансовые условия для реализации целевых проектов.

Заказчиками Программы развития системы образования г. Екатеринбурга являются администрация города и городская Дума.

Ответственность за реализацию Программы возлагается на Управление образования администрации г. Екатеринбурга (Управление образования).

Ответственность за результаты конкретной деятельности, предусмотренной Программой, дифференцируется в зависимости от уровня компетенции субъектов городской образовательной системы.

1. ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ПРОГРАММ

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»