ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 августа 2012 года N 031-06-1586/2
Об утверждении концепции долгосрочной целевой программы "Капитальный ремонт объектов жилья в городе Иркутске на 2013 - 2017 годы"
В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, внедрения ресурсосберегающих технологий на территории города Иркутска, руководствуясь ст.ст. 14, 158, 163, 165 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст.ст. 16, 16.1, 17, 36, 37, 52, 53 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст.ст. 11, 11.1, 37, 38, 42, 54, 56 Устава города Иркутска, Программой комплексного социально-экономического развития города Иркутска на 2013 - 2019 годы, утвержденной решением Думы города Иркутска от 06.07.2012 N 005-20-360588/2, Порядком принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ города Иркутска, их формирования и реализации, утвержденным постановлением мэра города Иркутска от 30.07.2008 N 031-06-1635/8, с изменениями, внесенными постановлением администрации города Иркутска от 29.12.2010 N 031-06-3275/10, администрация города Иркутска постановляет:
1. Утвердить концепцию долгосрочной целевой программы "Капитальный ремонт объектов жилья в городе Иркутске на 2013 - 2017 годы" (Приложение N 1).
2. Определить в качестве муниципального заказчика и разработчика долгосрочной целевой программы "Капитальный ремонт объектов жилья в городе Иркутске на 2013 - 2017 годы" Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации города Иркутска.
3. Комитету по жилищно-коммунальному хозяйству администрации города Иркутска (Николаев) в срок до 5 октября 2012 года представить мэру города Иркутска на утверждение проект долгосрочной целевой программы "Капитальный ремонт объектов жилья в городе Иркутске на 2013 - 2017 годы", согласованный со всеми заинтересованными лицами.
4. Управлению по информационной политике, связям со средствами массовой информации и общественностью администрации города Иркутска (Мавлюкеева) опубликовать настоящее постановление с приложением.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя мэра - председателя Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации города Иркутска Николаева А.В.
И.о. главы администрации
города Иркутска
Д.В.РАЗУМОВ
КОНЦЕПЦИЯ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ ОБЪЕКТОВ ЖИЛЬЯ В ГОРОДЕ ИРКУТСКЕ НА 2013 - 2017 ГОДЫ"
В соответствии с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) орган местного самоуправления как собственник помещений в многоквартирном доме (далее также - МКД, дом) несет бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома возложена статьей 158 ЖК РФ на собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе и на орган местного самоуправления как собственник помещений в многоквартирном доме. Согласно ч. 1 ст. 165 ЖК РФ органы местного самоуправления имеют право предоставлять управляющим организациям, товариществам собственников жилья либо жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам бюджетные средства на капитальный ремонт многоквартирных домов.
Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа отнесены: организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, осуществление иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством. Данным Федеральным законом органу местного самоуправления городского округа предоставлено право на участие в осуществлении финансирования и софинансирования капитального ремонта жилых домов, находившихся в муниципальной собственности до 1 марта 2005 года.
Решением Думы города Иркутска от 04.07.2006 N 004-20-270386/6 "О Порядке управления многоквартирным домом, все помещения в котором находятся в собственности муниципального образования город Иркутск" с изменениями, внесенными решениями Думы города Иркутска от 27.11.2009 N 005-20-030013/9, от 01.11.2011 N 005-20-270424/1, в соответствии со статьей 163 ЖК РФ установлено, что капитальный ремонт многоквартирного дома, все помещения в котором находятся в собственности муниципального образования город Иркутск, проводится за счет собственника многоквартирного дома - муниципального образования город Иркутск (далее - МО город Иркутск).
Одним из приоритетов национальной жилищной политики Российской Федерации является обеспечение комфортных условий проживания населения. Создание комфортных и безопасных условий для проживания граждан с соблюдением необходимых технических и санитарных норм и правил эксплуатации объектов жилья города Иркутска напрямую зависит от технического состояния жилых зданий и их конструктивных элементов.
В соответствии с Программой комплексного социально-экономического развития города Иркутска на 2013 - 2019 годы, утвержденной решением Думы города Иркутска от 06.07.2012 N 005-20-360588/2, одним из направлений развития города Иркутска в жилищно-коммунальной сфере является развитие жилищных отношений, обеспечивающих безопасные и комфортные условия проживания граждан.
На территории города Иркутска по состоянию на 01.01.2012 располагаются 7685 МКД. Из них: 5864 дома находились в муниципальной собственности до 1 марта 2005 года; 5758 домов, в которых расположены квартиры, находящиеся в муниципальной собственности; 213 домов со 100% муниципальной собственностью; 1332 дома имеют физический износ более 65%; 4596 домов имеют износ от 30 до 65%, т.е. имеют неудовлетворительное состояние.
Дома со 100% муниципальной собственностью находятся в управлении управляющих организаций по результатам открытого конкурса, проведенного в порядке, установленном Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 (далее - Правила отбора управляющей организации). В связи с тем, что в перечень обязательных работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, являющегося объектом конкурса, согласно Приложению N 2 к Правилам отбора управляющей организации не входят работы по текущему ремонту и капитальному ремонту общего имущества МКД, дома со 100% муниципальной собственностью остро нуждаются в проведении капитального ремонта.
Своевременное проведение капитального ремонта МКД, все помещения в которых находятся в муниципальной собственности, должен обеспечивать собственник помещений - МО город Иркутск.
В настоящее время капитального ремонта требуют 138 домов такой категории.
МО город Иркутск как собственник помещений в МКД несет обязанность по расходам на содержание общего имущества в МКД. Механизм реализации данной обязанности МО город Иркутск урегулирован постановлением администрации города Иркутска от 13.08.2009 N 031-06-2754/9 "О порядке предоставления субсидий из бюджета города Иркутска в целях возмещения затрат в связи с выполнением работ, оказанием услуг по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, в которых имеются жилые помещения муниципального жилищного фонда города Иркутска" с изменениями, внесенными постановлением администрации города Иркутска от 17.02.2012 N 031-06-188/12.
Возмещение затрат в связи с выполнением работ, оказанием услуг по капитальному ремонту общего имущества МКД, в которых имеются жилые помещения муниципального жилищного фонда города Иркутска, соразмерно доле муниципальной собственности города Иркутска в праве общей собственности на общее имущество МКД, распространяется на МКД, в которых собственники помещений приняли решение о выборе способа управления МКД в порядке, установленном ЖК РФ, либо отбор управляющей организации осуществлен в порядке, установленном частью 2 статьи 163 либо частью 4 статьи 161 ЖК РФ.
В период с 2009 по 2012 год в Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации города Иркутска поступило 42 заявки о получении субсидии на капитальный ремонт общего имущества МКД на сумму 885,5 тыс. руб. Низкий показатель обращений обусловлен тем, что в соответствии с частью 2 статьи 158 ЖК РФ собственники помещений в МКД должны на общем собрании собственников помещений в МКД принять решение о проведении капитального ремонта данного дома. Так как работы по капитальному ремонту общего имущества МКД являются дорогостоящими, желающих провести капитальный ремонт в своем доме полностью за свой счет очень мало. Средства бюджета города Иркутска на возмещение затрат в связи с выполнением работ, оказанием услуг по капитальному ремонту общего имущества МКД, в которых имеются жилые помещения муниципального жилищного фонда города Иркутска, ежегодно предусматриваются в рамках реализации мероприятий подпрограммы "Капитальный ремонт многоквартирных домов в г. Иркутске" Комплексной муниципальной целевой программы капитального ремонта объектов жилья и объектов муниципальной собственности г. Иркутска на 2009 - 2012 годы. Заранее предусмотреть необходимый объем средств на очередной финансовый год невозможно в связи с тем, что процесс субсидирования расходов по капитальному ремонту МКД с долей муниципальной собственности имеет заявительный характер.
Учитывая, что МО город Иркутск как собственник помещений в МКД несет обязанность по расходам на содержание общего имущества в МКД соразмерно доле муниципальной собственности города Иркутска в праве общей собственности на общее имущество МКД, реализация мероприятия "Долевое финансирование расходов по капитальному ремонту МКД с долей муниципальной собственности" необходима.
Техническое состояние жилищного фонда города Иркутска характеризуется высоким уровнем износа отдельных конструктивных элементов зданий. На сегодня 60 процентов МКД нуждаются в проведении капитального ремонта.
Причинами возникновения этих проблем являются:
- естественное старение домов;
- недостаточность средств на капитальный ремонт и текущее содержание;
- нарушение правил эксплуатации объектов, непринятие оперативных мер по устранению многочисленных утечек в системах водоснабжения, канализации, теплоснабжения.
Объем средств, требуемых на капитальный ремонт, из года в год растет, а объем финансирования не покрывает фактическую потребность, что в свою очередь приводит к значительному ухудшению технического состояния жилых зданий. По мере превышения сроков нормативной эксплуатации инженерных систем и конструктивных элементов домов резко возрастают объемы и стоимость текущих ремонтных работ. В результате за относительно короткий срок сверхнормативной эксплуатации стоимость текущих ремонтов начинает превышать стоимость капитального ремонта.
В целях решения существующих проблем с 2009 года в городе Иркутске реализуется подпрограмма "Капитальный ремонт многоквартирных домов в г. Иркутске" в рамках Комплексной муниципальной целевой программы капитального ремонта объектов жилья и объектов муниципальной собственности г. Иркутска на 2009 - 2012 годы. В данной подпрограмме предусматривается выполнение комплекса мероприятий по проведению капитального ремонта МКД. По итогам выполнения планов мероприятий данной подпрограммы в 2009 - 2011 годах был проведен капитальный ремонт в 687 МКД, в 2012 году планируется провести капитальный ремонт в 172 домах, что составляет 13% от обозначенного в 2009 году в подпрограмме "Капитальный ремонт многоквартирных домов в г. Иркутске" количества МКД, требующих проведения капитального ремонта.
Жилищный фонд первых массовых серий (далее - ФПМС), представленный в основном пятиэтажными крупнопанельными, кирпичными и крупноблочными зданиями, является материальным воплощением модели малогабаритного экономичного жилища, призванной для решения жилищной проблемы на рубеже 60-х - 70-х годов XX века.
Минимизация первичных затрат на строительство посредством типизации, унификации, облегчения веса и повышения заводской готовности конструкций, совмещения в них узлов, систем и материалов различной степени надежности и долговечности без учета вторичных затрат на поддержание, ремонт и эксплуатацию зданий в те года была экономической основой политики государства.
В настоящее время неудовлетворительные с современной точки зрения теплозащитные качества зданий предопределили ускоренное моральное устаревание и прогрессирующий физический износ зданий ФПМС.
Модернизация и восстановление наружных стеновых панелей зданий жилищного ФПМС включают в себя усиление, утепление и дополнительную гидроизоляцию конструкций.
Комплексный по составу мероприятий и межотраслевой по организации характер модернизации и восстановления наружных стеновых панелей крупнопанельных жилых домов первых массовых серий (далее - КЖДПМС) в городе Иркутске, масштабность проблемы в условиях ограниченности бюджетных средств, отсутствие научно и экспериментально обоснованных критериев оценки сейсмоуязвимости и системы технического мониторинга жилищного ФПМС требуют целевого использования ресурсов и предопределяют необходимость программно-целевых методов решения.
С целью реализации мероприятий по сохранению, модернизации и снижению сейсмоуязвимости жилых зданий КЖДПМС 1-335 и И-163 в городе Иркутске в 2008 году была утверждена муниципальная целевая программа "Реконструкция, модернизация и восстановление крупнопанельных жилых домов первых массовых серий в г. Иркутске" на 2008 - 2012 годы, которой утверждался перечень объектов, подлежащих реконструкции, модернизации и восстановлению, в количестве 262 объекта. Данная программа просуществовала 1 год, в течение которого было восстановлено 17 объектов. В рамках Комплексной муниципальной целевой программы капитального ремонта объектов жилья и объектов муниципальной собственности г. Иркутска на 2009 - 2012 годы была принята подпрограмма "Модернизация и восстановление наружных стеновых панелей крупнопанельных жилых домов первых массовых серий в г. Иркутске". По итогам выполнения планов мероприятий данной подпрограммы в 2009 - 2011 годах были восстановлены стеновые панели 13 домов, в 2012 году запланировано проведение работ на 5 домах. В общей сложности за период с 2008 года проведена реконструкция и восстановление наружных стеновых панелей 13% объектов от утвержденного в 2008 г. перечня объектов, подлежащих реконструкции, модернизации и восстановлению.
В 2012 году действие Комплексной муниципальной целевой программы капитального ремонта объектов жилья и объектов муниципальной собственности г. Иркутска на 2009 - 2012 годы заканчивается. Остается большой перечень объектов жилищного фонда, требующих проведения модернизации, восстановления, капитального ремонта, который с каждым годом увеличивается.
Для дальнейшей реализации обязанностей и полномочий, возложенных на МО город Иркутск федеральным законодательством, в части модернизации, восстановления, капитального ремонта объектов жилья города Иркутска необходимо продолжить применение программно-целевого метода планирования.
Программно-целевой метод бюджетного планирования на территории МО город Иркутск реализуется путем принятия долгосрочных и ведомственных целевых программ.
Применение этого метода обусловлено необходимостью взаимоувязки планов мероприятий по реализации Программы с целями Программы и ресурсными возможностями бюджета города Иркутска посредством разрабатываемой Программы.
Программой комплексного социально-экономического развития города Иркутска на 2013 - 2019 годы, утвержденной решением Думы города Иркутска от 06.07.2012 N 005-20-360588/2, одним из направлений развития города Иркутска в жилищно-коммунальной сфере является развитие жилищных отношений, обеспечивающих безопасные и комфортные условия проживания граждан.
Программа реализуется в один этап в период 2013 - 2017 гг.
Главная цель Программы - улучшение качества жизни и обеспечение безопасных и комфортных условий проживания жителей города Иркутска, повышение уровня благоустройства МКД, снижение износа, улучшение внешнего облика города Иркутска.
Для осуществления поставленной цели в ходе реализации Программы необходимо решение следующих задач:
- проведение капитального ремонта МКД, соответствующего нормативным срокам проведения капитального ремонта, в объемах, обеспечивающих поддержание технического состояния крыш, систем инженерно-технического обеспечения и конструкций МКД;
- сохранение, восстановление, повышение надежности зданий жилищного фонда путем осуществления модернизации и восстановления наружных стеновых панелей КЖДПМС-застройки с утеплением и защитой ограждающих конструкций.
Реализация Программы осуществляется выполнением комплекса мероприятий по модернизации, восстановлению, капитальному ремонту жилищного фонда города Иркутска.
При реализации мероприятий Программы ожидаются конкретные результаты, выраженные целевыми показателями, указанными в таблице 1 настоящей Программы.
Перечень основных мероприятий Программы с указанием сроков исполнения, объемов, источника финансирования приведен в таблице 2 настоящей Программы.
Программа реализуется в течение 5 лет в период с 2013 по 2017 год в один этап.
Целевым показателем, позволяющим оценивать эффективность реализации Программы по годам, является количество отремонтированных объектов жилья.
Таблица 1
┌═══┬═══════════════════════┬═════════┬════════════════════════════════════════‰
│ N │ Наименование целевого │ Единица │ Значение целевого показателя │
│п/п│ показателя │измерения├══════════┬═════════════════════════════┤
│ │ │ │ в │ в том числе по годам: │
│ │ │ │результате├═════┬═════┬═════┬═════┬═════┤
│ │ │ │реализации│2013 │2014 │2015 │2016 │2017 │
│ │ │ │Программы │ год │ год │ год │ год │ год │
├═══┼═══════════════════════┼═════════┼══════════┼═════┼═════┼═════┼═════┼═════┤
│1. │Количество объектов│шт. │ 605│ 121│ 121│ 121│ 121│ 121│
│ │жилья, в которых│ │ │ │ │ │ │ │
│ │проведен капитальный│ │ │ │ │ │ │ │
│ │ремонт │ │ │ │ │ │ │ │