З А К О Н Т У Л Ь С К О Й О Б Л А С Т И
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОН ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
«ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ «РЕФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2006 - 2008 ГОДЫ»
Принят
Тульской областной Думой
20 декабря 2007 года
Постановление № 56/2644
Статья 1
Внести в Закон Тульской области от 3 ноября 2006 года № 751-ЗТО «Об Областной целевой программе «Реформирование финансов Тульской области на 2006 - 2008 годы» (Тульские известия, 2006, 9 ноября) следующие изменения:
1) в статье 1:
а) цифры «70,0» и «12,0» заменить цифрами «272,3» и «25,2» соответственно;
б) дополнить перед словом «(прилагается)» словами «, в 2007 году - 130,3 млн. рублей, в 2008 году - 116,8 млн. рублей»;
2) в приложении к Закону:
а) паспорт Программы реформирования изложить в следующей редакции:
«Паспорт Программы реформирования
Наименование Программы реформирования | Областная целевая программа «Реформирование финансов Тульской области на 2006 - 2008 годы» |
Основание для разработки Программы реформирования | приказ Министерства финансов Российской Федерации от 24 августа 2004 года № 238 «Вопросы распределения субсидий из Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов»; приказ Министерства финансов Российской Федерации от 1 сентября 2006 года № 296 «О проведении в 2006 году отбора субъектов Российской Федерации для распределения субсидий из Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов»; распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2006 года № 467-р; Закон Тульской области от 23 сентября 1998 года № 91-ЗТО «Об областных целевых программах» |
Государственный заказчик Программы реформирования | Администрация Тульской области |
Разработчик Программы реформирования | Департамент финансов Тульской области |
Цель Программы реформирования | Создание базы для перехода на управление по результатам в органах исполнительной власти Тульской области |
Задачи Программы реформирования | Проведение реформы бюджетного процесса и управления расходами; |
проведение реформы системы управления государственным долгом Тульской области; |
проведение реформы инвестиционных процессов в Тульской области; |
проведение реформы системы управления размещением заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для областных нужд; |
повышение объема налоговых доходов, поступающих в бюджет области и местные бюджеты; |
создание стимулов для увеличения поступлений доходов в местные бюджеты; |
создание базы для внедрения комплексной автоматизированной информационной системы |
Сроки и этапы реализации Программы реформирования | 2006 - 2008 годы: I этап - со дня официального опубликования настоящего Закона по 30 июня 2007 года; II этап - с 1 июля 2007 года по 30 июня 2008 года |
Основные мероприятия Программы реформирования | Оценка возможности оказания государственных услуг физическим и юридическим лицам автономными учреждениями. Совершенствование порядка финансирования временных кассовых разрывов. Обязательная публичная независимая экспертиза законопроектов в области бюджетного и налогового законодательства. Снижение и ликвидация просроченной кредиторской задолженности бюджета области. Создание системы учета потребности в предоставляемых государственных услугах физическим и юридическим лицам. Установление стандартов качества предоставления государственных услуг физическим и юридическим лицам. Формирование ведомственных программ субъектов бюджетного планирования Тульской области. Формирование среднесрочных областных целевых программ. Использование среднесрочного финансового планирования. Формирование реестров расходных обязательств. Внедрение процедур открытого конкурса на замещение должности гражданской службы и повышения квалификации гражданских служащих Тульской области. Повышение уровня платежей населения за жилищно-коммунальные услуги при увеличении объема социальной поддержки наименее обеспеченных слоев населения. Установление порядка формирования и утверждения докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования Тульской области. Мониторинг реализации инвестиционных проектов, реализуемых за счет средств бюджета области. Совершенствование процедуры принятия решений об осуществлении новых инвестиционных проектов, реализуемых за счет средств бюджета области. Организация оперативного учета задолженности перед бюджетом области. Создание методики оценки финансовых последствий предоставляемых льгот (в том числе в виде пониженной ставки) по уплате налогов и сборов. Повышение деловой активности. Организация учета объектов, находящихся в собственности Тульской области, и предоставление информации заинтересованным лицам. Мониторинг эффективности деятельности унитарных предприятий и организаций, доли уставного капитала в которых принадлежат Тульской области. Внедрение формализованных процедур управления государственным долгом, принятия долговых обязательств, их рефинансирования. Формализация процедур предоставления государственных гарантий Тульской области. Внедрение объективных и прозрачных механизмов распределения финансовой помощи из бюджета области. Формализация процедур предоставления бюджетных кредитов местным бюджетам. Организация мониторинга качества управления финансами Тульской области и платежеспособности муниципальных образований |
Объемы и источники финансирования Программы реформирования | Общий объем финансирования Программы реформирования за счет средств бюджета области составит 272 327,0 тыс. рублей, из них: I этап - 100 415,0 тыс. рублей; II этап - 171 912,0 тыс. рублей, в том числе: 2006 год - 25 190,9 тыс. рублей; 2007 год - 130 332,0 тыс. рублей, из них 15 000,0 тыс. рублей - дотации на стимулирование муниципальных районов и городских округов по улучшению качества управления муниципальными финансами; 2008 год - 116 804,1 тыс. рублей. Софинансирование за счет средств Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов по результатам конкурса, проведенного Министерством финансов Российской Федерации, составит 166 288,0 тыс. рублей, из них: I этап - 80 332,0 тыс. рублей; II этап - 85 956,0 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты от реализации Программы реформирования | 2007 год Реформа бюджетного процесса и управления расходами: утверждение методики прогнозирования временных кассовых разрывов и порядка формирования финансового резерва при исполнении бюджета области; утверждение методических рекомендаций по оценке эффективности деятельности государственных учреждений субъектов бюджетного планирования Тульской области (в т.ч. разработка и утверждение критериев оценки необходимости создания автономных учреждений путем изменения типа существующих государственных учреждений, предоставляющих государственные услуги физическим и юридическим лицам); установление порядка проведения публичной независимой экспертизы законопроектов в области бюджетного и налогового законодательства; утверждение порядка проведения реструктуризации задолженности по налогам, пеням и штрафам перед бюджетом области; установление порядка инвентаризации кредиторской задолженности, в том числе государственных учреждений и унитарных предприятий, а также оперативной отчетности о состоянии их кредиторской задолженности.
утверждение перечня государственных услуг физическим и юридическим лицам, оказываемых субъектами бюджетного планирования, по которым должен производиться учет потребности в их предоставлении (включая перечень государственных услуг, которые могут предоставляться автономными учреждениями); установление порядка проведения ежегодной оценки потребности в предоставлении государственных услуг и учета результатов их оценки при формировании расходов бюджета области на очередной финансовый год; установление порядка разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ субъектов бюджетного планирования Тульской области, индикаторов оценки их результативности и планируемых результатов, а также корректировки средств бюджета области, предоставляемых субъектам бюджетного планирования Тульской области исходя из их уровня достижения результатов; установление порядка разработки, реализации и мониторинга реализации областных целевых программ, а также закрепление процедуры изменения (корректировки) или досрочного прекращения областной целевой программы по результатам ее реализации; установление порядка оценки соответствия фактически достигнутых в рамках реализации областных целевых программ результатов плановым значениям; утверждение методики формирования и корректировки среднесрочного финансового плана (с учетом положений об утверждении на очередной финансовый год путем корректировки утвержденного в предыдущем финансовом году); установление порядка формирования и утверждения докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования Тульской области; установление порядка формирования реестра расходных обязательств Тульской области; установление порядка использования (учета) данных реестра расходных обязательств области при подготовке среднесрочного финансового плана и доклада о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования Тульской области.
систематическая публикация в средствах массовой информации и сети «Интернет» перечня вакансий на замещение должностей гражданской службы, условий проведения конкурсов и их результатов; систематическая публикация в средствах массовой информации и сети «Интернет» перечня направлений и предметов изучения при повышении квалификации гражданских служащих на очередной финансовый год.
установление порядка оценки бюджетной и социальной эффективности с учетом показателей эксплуатационных расходов для коммерческих и социальных инвестиционных проектов; установление порядка оценки мультипликативного эффекта для инвестиционных проектов.
установление порядка проведения реструктуризации задолженности организаций по налогам, пеням и штрафам перед бюджетом области; установление запрета на предоставление и пролонгацию налоговых льгот при низкой оценке их финансовой эффективности; установление порядка мониторинга деятельности организаций в сфере малого предпринимательства (включая финансово-экономические показатели деятельности), в т.ч. отбор и формализация критериев оценки и мониторинга деятельности организаций в сфере малого предпринимательства, отбор механизмов проведения мониторинга деятельности организаций в сфере малого предпринимательства по отобранным критериям оценки, разработка механизмов трансформации результатов мониторинга деятельности организаций в сфере малого предпринимательства в обоснованные решения органов государственной власти и лиц, ответственных за проведение таких работ; установление порядка оказания консультационной и организационной поддержки субъектам малого предпринимательства; установление порядка отбора и оценки рыночной стоимости объектов, находящихся в собственности области, в том числе и с привлечением независимых организаций; утверждение методики оценки эффективности деятельности унитарных предприятий и организаций, доли уставного капитала в которых принадлежат области, с учетом оценки бюджетной и социальной эффективности, а также приоритетных направлений развития Тульской области.
внесение изменений в нормативные правовые акты Тульской области, направленные на регулирование порядка оценки бюджетной и социальной эффективности привлекаемых долговых обязательств; внесение изменений в нормативные правовые акты Тульской области, направленные на регулирование порядка расчета объема возможного привлечения новых долговых обязательств с учетом их влияния на платежеспособность Тульской области; установление порядка предоставления государственных гарантий Тульской области, включая установление порядка конкурсного отбора претендентов на получение государственных гарантий, а также установление требования о предоставлении залога в обеспечение выданной гарантии.
утверждение методики оценки уровня социально-экономического положения муниципальных образований, дифференциации налогового потенциала, расходных потребностей и равномерности налоговой базы; утверждение методики расчета объема, распределения и порядка предоставления субсидий из областного фонда софинансирования расходов, предназначенных для софинансирования приоритетных расходов по отраслям экономики и социальной инфраструктуры, относящихся к полномочиям органов местного самоуправления, на основе областных нормативов; утверждение методики расчета субвенций местным бюджетам на финансирование расходов, возникающих в связи с передачей отдельных государственных полномочий; совершенствование механизма формирования и распределения средств фонда сбалансированности местных бюджетов; утверждение методики расчета налогового потенциала; утверждение порядка расчета кассовых разрывов по бюджетам муниципальных образований в целях определения возможного объема бюджетных кредитов, предоставляемых на их покрытие; утверждение методики оперативной и годовой оценки качества управления финансами и платежеспособности муниципальных образований.
проведение комплексной оценки возможности создания автономных учреждений путем изменения типа существующих государственных учреждений, предоставляющих государственные услуги физическим и юридическим лицам; утверждение и опубликование порядка создания автономных учреждений путем изменения типа существующих государственных учреждений, предоставляющих государственные услуги физическим и юридическим лицам (при необходимости - по результатам проведенной оценки) и формы типового контракта, заключаемого с руководителями автономных учреждений на предмет оказания государственных услуг физическим и юридическим лицам; отсутствие кредиторской задолженности и прироста просроченной задолженности (за исключением кредиторской); в последнем отчетном году все законопроекты в области бюджетного и налогового законодательства после принятия закона Тульской области «О публичной независимой экспертизе законопроектов в области бюджетного и налогового законодательства» прошли обязательную публичную независимую экспертизу; кредиторская задолженность не превышает среднемесячных расходов. Бюджетирование, ориентированное на результат: учет результатов оценки потребности в предоставлении государственных услуг при формировании расходов бюджета области на очередной финансовый год; законодательное установление унифицированных требований к структуре и содержанию стандартов качества предоставления государственных услуг физическим и юридическим лицам; утверждение стандартов качества предоставления государственных услуг физическим и юридическим лицам государственными учреждениями субъектов бюджетного планирования Тульской области; установление порядка оценки соответствия качества фактически предоставляемых государственных услуг физическим и юридическим лицам утвержденным стандартам и основным требованиям к результатам работы государственных учреждений субъектов бюджетного планирования Тульской области в соответствии со стандартами качества предоставления государственных услуг физическим и юридическим лицам; установление порядка мониторинга качества предоставляемых государственными учреждениями субъектов бюджетного планирования государственных услуг физическим и юридическим лицам; установление порядка организации управленческого учета у субъектов бюджетного планирования Тульской области в разрезе предоставляемых государственных услуг физическим и юридическим лицам; не менее 50 процентов расходов бюджета области (без учета субвенций на исполнение делегированных полномочий) приходится на финансирование государственных услуг, предоставляемых государственными учреждениями субъектов бюджетного планирования физическим и юридическим лицам, имеющих стандарты качества предоставления; доля расходов, формируемых в рамках ведомственных целевых программ субъектов бюджетного планирования Тульской области, составляет не менее 50 процентов расходов бюджета области (без учета субвенций на исполнение делегированных полномочий); систематическое проведение оценки результативности и эффективности действующих областных целевых программ; соответствие фактических результатов, достигнутых в рамках областных целевых программ, составляет не менее 70 процентов от запланированных показателей; внесение изменений в положения о субъектах бюджетного планирования по результатам оценки выполнения возложенных на них функций и задач с точки зрения предоставляемых подведомственными им государственными учреждениями государственных услуг физическим и юридическим лицам; отклонение параметров закона области о бюджете области от параметров, утвержденных на среднесрочную перспективу (не менее чем два года назад), не превысит 20 процентов; утверждение методики формирования и корректировки среднесрочного финансового плана (с учетом положений об утверждении на очередной финансовый год путем корректировки утвержденного в предыдущем финансовом году); установление порядка учета показателей среднесрочного финансового плана при подготовке закона области о бюджете области на очередной финансовый год; все расходы бюджета области и бюджетов муниципальных образований области регулируются нормативными правовыми актами Тульской области и муниципальных образований. Административная реформа: утверждение методических рекомендаций по мотивации гражданских служащих области, увязанной с достижением результатов; систематическое проведение оценки основных требований к отдельным направлениям и должностям гражданской службы; выявление основных сфер деятельности гражданских служащих, требующих применения мер по повышению квалификации гражданских служащих; организация проведения курсов повышения квалификации не реже чем раз в три года, не менее чем для 50 процентов гражданских служащих; утверждение порядка, перечня направлений и предметов изучения при повышении квалификации гражданских служащих на очередной финансовый год; утверждение механизма выделения основных и обеспечивающих функций органов исполнительной власти области, методических рекомендаций по выведению обеспечивающих функций органов исполнительной власти области на осуществление внешними исполнителями (аутсорсинг). Реформирование государственного сектора экономики: утверждение методических рекомендаций по оценке целесообразности сохранения унитарных предприятий и организаций, доли уставного капитала в которых принадлежат области, на основе оценки их бюджетной и социальной эффективности, а также приоритетных направлений развития Тульской области; не менее 90 % государственных унитарных предприятий и организаций, доли уставного капитала в которых принадлежат субъектам Российской Федерации, удовлетворяют установленным критериям по бюджетной и социальной эффективности, а также соответствуют приоритетным направлениям развития области. Совершенствование системы инвестиций: установление порядка включения в бюджет области расходов на осуществление новых инвестиционных проектов с учетом эксплуатационных расходов будущих периодов; систематическая публикация в средствах массовой информации и сети «Интернет» отчетов о реализованных за последний отчетный год инвестиционных проектах, включая оценку бюджетной и социальной эффективности по каждому из проектов; публикация в средствах массовой информации и сети «Интернет» результатов оценки новых инвестиционных проектов с учетом эксплуатационных расходов будущих периодов до внесения их в закон области о бюджете области (раздельно по каждому проекту).
все операции по долговым обязательствам бюджета области в последнем отчетном году полностью соответствуют установленной процедуре; все гарантии, выданные бюджетом области в последнем отчетном году, полностью соответствуют установленной процедуре; все операции по долговым обязательствам бюджета области в последнем отчетном году полностью соответствуют установленной процедуре; все гарантии, выданные бюджетом области в последнем отчетном году, полностью соответствуют установленной процедуре.
объем налоговых льгот составляет менее 5 процентов налоговых доходов бюджета области за последний отчетный год. Совершенствование межбюджетных отношений: систематическое проведение оценки уровня социально-экономического положения муниципальных образований области, дифференциации их налогового потенциала и расходных потребностей, равномерности их налоговой базы на основе утвержденной методики; образование в бюджете области фонда реформирования муниципальных финансов; сокращение разрыва обеспеченности муниципальных образований области объектами социальной и инженерной инфраструктуры; в последнем отчетном году не менее 95 процентов расходов бюджета области на предоставление финансовой помощи осуществляется по утвержденным методикам; полная ликвидация просроченной задолженности муниципальных образований области по ранее предоставленным бюджетным кредитам; увеличение за последний отчетный год среднего уровня оценки качества управления финансами и платежеспособности муниципальных образований области в сравнении с предыдущим финансовым годом |
Контроль за реализацией Программы реформирования | Контроль за реализацией Программы реформирования осуществляется администрацией области, Тульской областной Думой, руководителем рабочей группы по разработке и управлению реализацией Программы реформирования |
Перечень используемых сокращений
СМИ | - средства массовой информации; | |
ТОФПМП | - Тульский областной фонд поддержки малого предпринимательства; | |
ФРРМФ | - Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов; | |
субъекты бюджетного планирования Тульской области государственные учреждения субъектов бюджетного планирования Тульской области | - органы исполнительной власти Тульской области, определяемые администрацией Тульской области; - областные учреждения в сфере социального обслуживания, здравоохранения, образования, культуры, физкультуры и спорта, молодежной политики»; |
б) в разделе 1 «Содержание проблемы и обоснование ее решения программно-целевым методом»:
слова «бюджетных услуг», «бюджетных услуг населению» в соответствующих падежах заменить словами «государственных услуг физическим и юридическим лицам» в соответствующих падежах;
в части 1.3 «Проблемы системы финансов области и необходимость ее реформирования»:
абзац второй пункта 3 изложить в следующей редакции:
«Сегодня государственные услуги физическим и юридическим лицам предоставляются так, как это сложилось в предшествующие годы существования системы без учета их реальных потребностей. При этом отсутствуют инструменты анализа потребностей государственных услуг физическими и юридическими лицами и степени их удовлетворенности, которые применялись бы на постоянной основе.»;
абзац второй пункта 4 изложить в следующей редакции:
«В отраслях социальной направленности (образование, культура, здравоохранение, физическая культура и спорт, молодежная политика и аналогичные) нечетко определены механизмы и инструменты контроля качества предоставляемых потребителям государственных услуг. Это ведет к тому, что на фоне отсутствия механизма прогнозирования спроса на государственные услуги становится невозможным оценить качество их предоставления. В свою очередь, это ведет к невозможности оценить эффективность расходования бюджетных средств, а в последующем - делает невозможным переход на бюджетирование, ориентированное на результат.»;
абзацы второй, третий, четвертый пункта 7 изложить в следующей редакции:
«Рост стоимостных показателей экономики области в предшествующие годы практически не отразился на росте собственных доходов бюджета области. Это стало основой для развития несбалансированности консолидированного бюджета Тульской области и, как следствие, возникновения просроченной кредиторской задолженности. За последние три года изменения налогового законодательства, осуществляемые на федеральном уровне, привели к сокращению поступлений в консолидированный бюджет Тульской области. При этом доходы консолидированного бюджета Тульской области росли темпами, не превышающими темпы инфляции.
Недостаток доходов консолидированного бюджета Тульской области в указанный период систематически восполнялся за счет привлечения банковских кредитов, используемых в последующем на текущее финансирование и погашение кредиторской задолженности бюджетополучателей бюджета области и местных бюджетов.
Сложившиеся подходы к привлечению долговых обязательств и управлению кредиторской задолженностью привели к тому, что сегодня Тульская область ведет поиск способа оптимизации долговой нагрузки на бюджет области. Отсутствие формализованных методик оценки долговой емкости бюджета области и долгосрочной политики привлечения заемных средств сделали этот инструмент финансирования (кредитование) недостаточно эффективным.»;
абзац четвертый пункта 8 изложить в следующей редакции:
«Другим основным направлением повышения уровня налоговых поступлений в бюджет области является проведение мероприятий по реструктуризации задолженности по налогам, пеням и штрафам перед бюджетом области»;
абзац третий части 1.4 «Обоснование целесообразности решения проблем перехода на управление по результатам программно-целевым методом» изложить в следующей редакции:
«- поэтапную вовлеченность всех органов исполнительной власти области в процесс;»;
в) в разделе 2 «Цели и задачи Программы реформирования»:
слова «бюджетных услуг», «бюджетных услуг населению» заменить словами «государственных услуг физическим и юридическим лицам» в соответствующих падежах;
в части «Реформа бюджетного процесса и управления расходами»:
в абзаце третьем слова «населению области» исключить;
абзац седьмой изложить в следующей редакции:
«3) создать предпосылки для обеспечения единого уровня обслуживания физических и юридических лиц на территории Тульской области;»;
в абзаце девятом слова «органов исполнительной власти -» исключить;
абзац двенадцатый изложить в следующей редакции:
«Установление зависимости бюджетного финансирования от востребованности деятельности бюджетных учреждений того или иного субъекта бюджетного планирования Тульской области со стороны физических и юридических лиц - потребителей государственных услуг позволит более рационально использовать ограниченные бюджетные ресурсы.»;
абзац четырнадцатый признать утратившим силу;
в абзаце девятнадцатом слово «процесса» заменить словами «планирования Тульской области»;
в части «Реформа инвестиционных процессов»:
абзац четвертый изложить в следующей редакции: