ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 сентября 2001 года N 646-ПП
(в редакции Постановлений Правительства Свердловской области от 02.04.2004 N 223-ПП, от 07.06.2004 N 450-ПП и от 24.06.2005 N 498-ПП)
____________________________________________________________________
Фактически утратило силу в связи с истечением срока действия
____________________________________________________________________
Производственная база предприятий строительной индустрии Свердловской области находится в критическом состоянии. Выпускаемые строительные материалы, изделия и конструкции не отвечают современным отечественным и мировым стандартам качества. Главной причиной сложившегося положения является растущий физический и моральный износ основных фондов предприятий строительной индустрии. Сложившаяся ситуация не позволяет строителям обеспечивать комфортность проживания в жилых зданиях, придавать им архитектурную выразительность, внедрять новые современные энергосберегающие системы при массовом жилищном строительстве.
Во исполнение Постановлений Правительства Свердловской области от 29.07.99 N 884-ПП "Об утверждении приоритетных направлений развития базы стройиндустрии Свердловской области" (Собрание законодательства Свердловской области, 1999, N 7, ст. 756), от 03.11.99 N 1266-ПП "О концепции промышленной политики Свердловской области" (Собрание законодательства Свердловской области, 1999, N 11, ст. 1150), от 30.06.2000 N 542-ПП "О Концепции Схемы развития и размещения производительных сил Свердловской области на период до 2015 года" (Собрание законодательства Свердловской области, 2000, N 6, ст. 614), а также с целью технического и технологического обновления предприятий стройиндустрии, повышения инвестиционной активности в муниципальных образованиях и управленческих округах Свердловской области, увеличения доходов бюджетов разных уровней, улучшения социально-бытовых условий проживания населения, создания новых рабочих мест Правительство Свердловской области постановляет:
1. Одобрить областную инвестиционную программу "Структурная перестройка производственной базы предприятий строительной индустрии Свердловской области на 2001 - 2005 годы" (прилагается).
2. Министерству строительства и архитектуры Свердловской области (Карлов А.В.), Министерству промышленности Свердловской области (Барков С.Ф.) обеспечить реализацию областной инвестиционной программы "Структурная перестройка производственной базы предприятий строительной индустрии Свердловской области на 2001 - 2005 годы" с ежегодным утверждением плана мероприятий по ее реализации.
3. Рекомендовать главам муниципальных образований разработать мероприятия по реализации областной инвестиционной программы "Структурная перестройка производственной базы предприятий строительной индустрии Свердловской области на 2001 - 2005 годы".
4. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на члена Правительства Свердловской области, министра строительства и архитектуры Свердловской области Карлова А.В.
И.о. председателя Правительства
Свердловской области
Г.А.КОВАЛЕВА
К Постановлению
Правительства Свердловской области
от 26 сентября 2001 года N 646-ПП
(в редакции Постановлений Правительства Свердловской области от 02.04.2004 N 223-ПП, от 07.06.2004 N 450-ПП и от 24.06.2005 N 498-ПП)
(в редакции Постановления Правительства Свердловской области от 02.04.2004 N 223-ПП)
Наименование программы | Областная инвестиционная программа "Структурная перестройка производственной базы предприятий строительной индустрии Свердловской области на 2001 - 2005 годы" (далее - программа) |
Основание для разработки программы | Постановление Правительства Свердловской области (Собрание законодательства Свердловской области, 1999, N 11, ст. 1150); Постановление Правительства Свердловской области законодательства Свердловской области, 1999, N 7, ст. 756); Постановление Правительства Свердловской области (Собрание законодательства Свердловской области, 2000, N 6, ст. 614); решение Экономического Совета при Губернаторе Свердловской области от 19.01.2001 "О разработке программы "Структурная перестройка производственной базы стройиндустрии Свердловской области на 2001 - 2005 годы"; решение совместного заседания коллегий Министерства строительства и архитектуры Свердловской области и Министерства промышленности Свердловской области от 14.04.2000; приказы министра строительства и архитектуры Свердловской области от 31.03.2000 N 11-А и от 21.04.2000 N 19-А |
Заказчик программы | Министерство строительства и архитектуры Свердловской области |
Основные разработчики программы | Союз предприятий строительной индустрии Свердловской области при участии Министерства строительства и архитектуры Свердловской области; институт экономики Уральского отделения Российской академии наук |
Цели программы | - насыщение рынка области широкой номенклатурой современных конкурентоспособных строительных материалов, изделий, конструкций; - модернизация и техническое перевооружение производственной базы предприятий строительной индустрии с участием предприятий смежных отраслей области; - придание предприятиям строительной индустрии современного технико-технологического облика и повышение конкурентоспособности его продукции; - удовлетворение требований по теплоэффективности, снижение материалоемкости и трудовых затрат в производстве продукции отрасли; - улучшение архитектурно-строительного облика городов и поселков Свердловской области, а также производственных корпусов, придание эстетической выразительности возводимым жилым домам, зданиям, сооружениям; - обеспечение заказов на создание для предприятий строительной индустрии современного оборудования, машин и механизмов на предприятиях машиностроения и военно-промышленного комплекса области; - способствовать развитию научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и наукоемких производств, как на предприятиях стройиндустрии, так и у поставщиков и потребителей; - внедрение перспективных строительных и ремонтных технологий, технологий строительных материалов; - мобилизация средств различных источников финансирования на разработку и реализацию приоритетных инновационных и инвестиционных проектов |
Задачи программы | - приведение возможностей отрасли строительной индустрии в соответствие с требованиями рынка; - совершенствование внутриотраслевой структуры стройиндустрии и межотраслевых отношений; - удешевление продукции стройиндустрии, снижение энергоемкости производства; - развитие технологического сотрудничества предприятий стройиндустрии с предприятиями смежных отраслей, находящихся на территории области; - совершенствование территориальной структуры рынка продукции строительной индустрии; - сохранение существующих основных фондов; - разработка механизма повышения управляемости отрасли; - содействие развитию новых подходов к подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров строительной индустрии |
Сроки реализации программы | 2001 - 2005 годы |
Перечень основных мероприятий программы | - маркетинг рынка области России, стран СНГ и дальнего зарубежья; - составление номенклатуры потребностей продукции предприятий стройиндустрии и определение номенклатуры недостающего ассортимента продукции; - разработка организационно-финансовой модели взаимодействия органов власти Свердловской области и предприятий стройиндустрии в привлечении внешних финансовых и технологических ресурсов; - составление долгосрочных, среднесрочных, краткосрочных планов, программ; - увязка планов, программ, действий, мероприятий; - выработка процедур, правил, последовательности действий, делегирование полномочий по реализации планов, программ; - ежегодные определения затрат и включение их в бюджеты Свердловской области, муниципальных образований, предприятий |
Исполнители основных мероприятий программы | Министерство строительства и архитектуры Свердловской области; предприятия строительной индустрии Свердловской области; областные отраслевые союзы |
Источники финансирования программы | амортизационные средства; инвестиции из прибыли предприятий; кредиты банков; лизинг оборудования и технологий; товарные кредиты; выпуск ценных бумаг предприятий; бюджетные средства области и муниципальных образований; иностранные, российские государственные и частные инвестиции |
(в редакции Постановления Правительства Свердловской области | |
Объемы финансирования программы | всего объем инвестиций собственных и заемных - 4807,5 млн. рублей (в ценах 2003 года), в том числе: бюджетные кредиты сроком до трех лет из расчета 1/2 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации - 45,0 млн. рублей (0,9 процента); инвестиционные налоговые кредиты сроком до 5 лет из расчета 1/2 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации - 70,0 млн. рублей (1,5 процента) |
(в редакции Постановления Правительства Свердловской области | |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы | - превращение отрасли строительной индустрии в приоритетное направление экономического развития Свердловской области; - получение новых строительных материалов, изделий и конструкций с высокими качественными характеристиками и конкурентоспособных на рынке; - ускорение процесса технического и технологического обновления отрасли строительной индустрии, повышение качества продукции, рост конкурентоспособности предприятий; - повышение инвестиционной активности в Свердловской области за счет структурной перестройки производственной базы предприятий стройиндустрии; - увеличение доходов бюджетов разных уровней в связи с ускоренным развитием предприятий стройиндустрии, машиностроения и других отраслей промышленности; - обеспечение плановых эксплуатационных показателей на весь срок службы зданий; - повышение управляемости отрасли стройиндустрии; - комплексная переработка техногенного сырья и отходов; - подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров в соответствии с запросами заказчиков; - создание новых рабочих мест |
Система организации контроля за исполнением программы | Оперативный контроль будет осуществляться на основе данных статистической отчетности по производству продукции и вводу мощностей в эксплуатацию, аналитических материалов, ежегодного рассмотрения хода реализации программы на заседаниях Правительства Свердловской области, коллегиях Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, оперативных совещаниях |
(в редакции Постановления Правительства Свердловской области от 02.04.2004 N 223-ПП)
Эффективная деятельность предприятий строительной индустрии является главным и определяющим условием расширения и качественного улучшения жилищного и промышленного строительства. Без существенных технико-технологических перемен в этой отрасли невозможно ни полностью удовлетворять растущие потребности областного рынка в продукции строительной индустрии, ни обеспечивать обновление архитектурно-строительного облика городов и поселков.
В отрасли функционируют 73 крупных и средних предприятия различных форм собственности, в том числе государственных - 2, муниципальных - 4, частных - 44, на них занято около 39 тысяч работников. Кроме того, выпуском строительных материалов занимаются малые предприятия. В 1998 году их было 289 единиц, на которых работало 2,9 тысячи человек.
В промышленности строительных материалов после спада производства, длившегося до 1998 года включительно, с 1999 года начался подъем. Индекс физического объема составил в 1999 году 106,6 процента, а в первом полугодии 2000 года - 114,2 процента к соответствующему периоду прошлого года.
Доля продукции отрасли в общем объеме промышленного производства области постепенно снижается. Так, она составляла в 1998 году 4,4 процента, в 1999 году - 3,6 процента, в первом полугодии 2000 года - 3,4 процента. Снижение доли вызвано более низкими, чем в других отраслях промышленности, темпами прироста физических объемов продукции.
В валовом региональном продукте Свердловской области промышленность строительных материалов составляла в 1998 году около 2 процентов, в последующий период имеет место снижение ее удельного веса.
Отрасль обеспечивает значительную часть потребностей в строительных материалах, изделиях и конструкциях, необходимых для промышленного и гражданского строительства области, положительно влияет на бесперебойную работу по строительству жилья, особенно индивидуальными застройщиками.
Предприятия строительной индустрии активно занимаются получением новых строительных материалов, изделий и конструкций с высокими качественными характеристиками.
С помощью продукции отрасли решаются вопросы повышения эффективности энергосбережения у потребителей, обеспечивается улучшение архитектурно-строительной выразительности возводимых жилых домов, зданий, сооружений, а также производственных корпусов.
Отрасль содействует развитию местных предприятий машиностроения, военно-промышленного комплекса и других отраслей путем заказов на создание современного наукоемкого оборудования, машин и механизмов для предприятий строительной индустрии.
Строительная индустрия способствует росту объемов производства на предприятиях смежных отраслей, находящихся на территории области, путем развития технологического сотрудничества с ними.
Важная роль принадлежит строительной индустрии в укреплении промышленной и социально-культурной базы управленческих округов и муниципальных образований.
Деятельность предприятий отрасли содействует развитию рыночных отношений, способствует расширению налогооблагаемой базы для бюджетов разных уровней, повышает инвестиционную активность на территории области.
С помощью отрасли решается ряд социально-экономических вопросов, в том числе сохранение рабочих мест, улучшение социально-бытовых условий проживания населения. Предприятия отрасли содействуют развитию новых подходов к подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров для строительной индустрии.
В 1999 году емкость областного рынка продукции строительной индустрии составляла свыше 6,5 млрд. рублей.
Основными потребителями продукции отрасли являлись предприятия и организации, они закупали 55 процентов предлагаемых товаров. За счет средств областного бюджета приобреталось около 6 процентов продукции, за счет средств муниципальных образований - также около 6 процентов, на долю индивидуальных застройщиков приходилось почти 16 процентов, а в розничной торговой сети реализовывалось 17 процентов продукции строительной индустрии.
Источниками наполнения областного рынка продукции строительной индустрии являются:
1) строительная продукция, производящаяся на 73 крупных и средних областных предприятиях, на сумму 3,9 млрд. рублей. На 289 малых предприятиях строительных материалов производилось продукции на 81,2 млн. рублей, или 2 процента от общего производства. На областном рынке оставалось продукции на сумму около 3 млрд. рублей, что составляет 46 процентов емкости областного рынка. Из произведенной продукции в другие регионы России вывозилось около 25 процентов. В другие регионы России вывозилось от объема произведенной продукции: цемента - 45 процентов, оконного стекла - 49 процентов, плитки керамической глазурованной - 9,5 процента, линолеума - 39 процентов, ванн - 64 процента, изделий санитарно-технических керамических - 54 процента, листов асбоцементных - 50 процентов, материалов стеновых (в штуках условного кирпича) - 14 процентов.
Предприятия строительной индустрии области полностью обеспечивают потребности рынка в цементе, сборных железобетонных изделиях (в том числе изделиях крупнопанельного домостроения), строительном кирпиче, асбоцементных изделиях, щебне.
Практически не производятся сухие строительные смеси и гипсокартон;
2) материалы, изделия и конструкции для строительства, которые производятся на предприятиях, не относящихся к отрасли промышленности строительных материалов (свыше 100 предприятий). В стоимостном выражении на них производят продукции на сумму более 1 млрд. рублей, что составляет 17 процентов емкости областного рынка.
Эти предприятия производят товары, не требующие сложных технологических процессов, в том числе кирпич, цементная облицовочная плитка, столярные изделия;
3) импорт из-за рубежа: он составляет около 2 млрд. рублей, или 30 процентов областного рынка продукции строительной индустрии. На рынок поставляется в основном высококачественная современная продукция: сантехнические и столярные изделия, обои, линолеум, лакокрасочные и кровельные материалы, различная фурнитура, отопительные конвекторы;
4) поступления из других регионов России, которые покрывают 7 процентов емкости областного рынка.
От общего объема потребляемой продукции в область ввозилось мягких кровельных и изоляционных материалов - 99 процентов, стекла оконного - 19 процентов, плитки керамической глазурованной - 11 процентов, линолеума - 17 процентов, ванн - 67 процентов, изделий санитарно-технических керамических - 12 процентов, материалов стеновых (штук условного кирпича) - 1 процент.
Главными недостатками продукции, выпускаемой свердловскими предприятиями строительной индустрии, являются низкое качество, не отвечающее современным требованиям, и малопривлекательное архитектурно-строительное и эстетическое оформление.
Строительная индустрия области не полностью обеспечивает потребности рынка кровельными и гидроизоляционными материалами, мелкоштучными изделиями из ячеистых бетонов, высококачественными теплоизоляционными керамическими блоками для малоэтажного жилищного строительства, стеклом для производства современных стеклопакетов.
В предстоящие годы потребность в продукции местных предприятий строительной индустрии будет существенно возрастать. Это связано, во-первых, с увеличением объемов строительных работ на промышленных предприятиях в результате общего подъема промышленного производства области, во-вторых, с реализацией программы строительства жилья, отвечающего современным требованиям, в-третьих, с решением Правительства Российской Федерации о строительстве завода по производству труб большого диаметра для магистральных газопроводов в городе Нижний Тагил, в-четвертых, с сокращением импорта строительных материалов (с 1996 года по 1999 год общий объем импорта в область сократился в 2,4 раза).
Расчеты показывают, что емкость областного рынка в 2001 году возрастет на 22 - 25 процентов и составит не менее 8 млрд. рублей в ценах 2000 года.
Несмотря на существенную роль, которую играет отрасль строительной индустрии в экономической жизни области, ее деятельность не полностью соответствует тем новым требованиям, которые сложились в последние годы на рынке строительных материалов. Так, существенно изменились содержание и структура спроса на продукцию строительной индустрии и, прежде всего, для обустройства жилья, возросли требования к ее качеству, возникла необходимость повышения конкурентоспособности предприятий строительной индустрии в условиях массированного импорта зарубежной строительной продукции.
Реакцией на новые возросшие требования заказчиков должен стать рост качественной и ценовой конкурентоспособности предприятий строительной индустрии на основе коренного улучшения технико-технологического уровня производства и повышения качества управления.
Для решения этих задач необходимо разработать программу перестройки производственной базы предприятий строительной индустрии, решить вопросы финансовой поддержки процессов реконструкции и технического перевооружения, а также повысить управляемость отрасли.
Следствием технического и технологического обновления отрасли строительной индустрии станет превращение ее в существенный фактор экономического развития Свердловской области, повышение инвестиционной активности в муниципальных образованиях и управленческих округах, увеличение доходов бюджетов разных уровней в связи с ускоренным развитием предприятий строительной индустрии, получение новых строительных материалов, изделий и конструкций с высокими качественными характеристиками и конкурентоспособных на рынке, улучшение социально-бытовых условий проживания населения, повышение управляемости отрасли, создание новых рабочих мест и повышение профессиональной квалификации рабочих и специалистов.
Масштабность и сложность проблемы определяют целесообразность установления периода действия программы до 2005 года, с последующей конкретизацией целей и задач на каждый год.
Основополагающими документами для работы по коренному перевооружению предприятий строительной индустрии явились: Постановления Правительства Свердловской области от 29.07.99 N 884-ПП "Об утверждении приоритетных направлений развития базы стройиндустрии Свердловской области" (Собрание законодательства Свердловской области, 1999, N 7, ст. 756), от 03.11.99 N 1266-ПП "О концепции промышленной политики Свердловской области" (Собрание законодательства Свердловской области, 1999, N 11, ст. 1150), подпрограмма государственной целевой программы "Жилище" - "Структурная перестройка производственной базы жилищного строительства", одобренная Постановлением Правительства Российской Федерации в июле 1994 года; подпрограмма структурной перестройки отрасли на период 1998 - 2000 годов, принятая Госстроем России в апреле 1998 года.
Разработка областной инвестиционной программы "Структурная перестройка производственной базы предприятий строительной индустрии Свердловской области на 2001 - 2005 годы" (далее - программа) осуществлялась на основании решения совместного заседания коллегий Министерства строительства и архитектуры Свердловской области и Министерства промышленности Свердловской области от 14.04.2000, приказов Министра строительства и архитектуры Свердловской области от 14.04.2000, приказов Министра строительства и архитектуры Свердловской области от 31.03.2000 N 11-А и от 21.04.2000 N 19-А.