Недействующий

 
ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 сентября 2001 года N 646-ПП

ОБ ОБЛАСТНОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРОГРАММЕ "СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ БАЗЫ ПРЕДПРИЯТИЙ СТРОИТЕЛЬНОЙ ИНДУСТРИИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2001 - 2005 ГОДЫ"

 (в редакции Постановлений Правительства Свердловской области от 02.04.2004 N 223-ПП, от 07.06.2004 N 450-ПП и от 24.06.2005 N 498-ПП)

____________________________________________________________________
Фактически утратило силу в связи с истечением срока действия
____________________________________________________________________


Производственная база предприятий строительной индустрии Свердловской области находится в критическом состоянии. Выпускаемые строительные материалы, изделия и конструкции не отвечают современным отечественным и мировым стандартам качества. Главной причиной сложившегося положения является растущий физический и моральный износ основных фондов предприятий строительной индустрии. Сложившаяся ситуация не позволяет строителям обеспечивать комфортность проживания в жилых зданиях, придавать им архитектурную выразительность, внедрять новые современные энергосберегающие системы при массовом жилищном строительстве.

Во исполнение Постановлений Правительства Свердловской области от 29.07.99 N 884-ПП "Об утверждении приоритетных направлений развития базы стройиндустрии Свердловской области" (Собрание законодательства Свердловской области, 1999, N 7, ст. 756), от 03.11.99 N 1266-ПП "О концепции промышленной политики Свердловской области" (Собрание законодательства Свердловской области, 1999, N 11, ст. 1150), от 30.06.2000 N 542-ПП "О Концепции Схемы развития и размещения производительных сил Свердловской области на период до 2015 года" (Собрание законодательства Свердловской области, 2000, N 6, ст. 614), а также с целью технического и технологического обновления предприятий стройиндустрии, повышения инвестиционной активности в муниципальных образованиях и управленческих округах Свердловской области, увеличения доходов бюджетов разных уровней, улучшения социально-бытовых условий проживания населения, создания новых рабочих мест Правительство Свердловской области постановляет:

1. Одобрить областную инвестиционную программу "Структурная перестройка производственной базы предприятий строительной индустрии Свердловской области на 2001 - 2005 годы" (прилагается).

2. Министерству строительства и архитектуры Свердловской области (Карлов А.В.), Министерству промышленности Свердловской области (Барков С.Ф.) обеспечить реализацию областной инвестиционной программы "Структурная перестройка производственной базы предприятий строительной индустрии Свердловской области на 2001 - 2005 годы" с ежегодным утверждением плана мероприятий по ее реализации.

3. Рекомендовать главам муниципальных образований разработать мероприятия по реализации областной инвестиционной программы "Структурная перестройка производственной базы предприятий строительной индустрии Свердловской области на 2001 - 2005 годы".

4. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на члена Правительства Свердловской области, министра строительства и архитектуры Свердловской области Карлова А.В.

И.о. председателя Правительства
Свердловской области
Г.А.КОВАЛЕВА



К Постановлению
Правительства Свердловской области
от 26 сентября 2001 года N 646-ПП

ОБЛАСТНАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРОГРАММА "СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ БАЗЫ ПРЕДПРИЯТИЙ СТРОИТЕЛЬНОЙ ИНДУСТРИИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2001 - 2005 ГОДЫ"

 (в редакции Постановлений Правительства Свердловской области от 02.04.2004 N 223-ПП, от 07.06.2004 N 450-ПП и от 24.06.2005 N 498-ПП)

Раздел 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

 (в редакции Постановления Правительства Свердловской области от 02.04.2004 N 223-ПП)

Наименование

программы     

Областная инвестиционная программа "Структурная

перестройка производственной базы предприятий

строительной индустрии Свердловской области

на 2001 - 2005 годы" (далее - программа)         

Основание

для разработки

программы     

Постановление Правительства Свердловской области
от 03.11.99 N 1266-ПП "О концепции
промышленной политики Свердловской области"

(Собрание законодательства Свердловской области,

1999, N 11, ст. 1150);

Постановление Правительства Свердловской области
от 29.07.99 N 884-ПП "Об утверждении
приоритетных направлений развития базы
стройиндустрии Свердловской области"
(Собрание

законодательства Свердловской области, 1999, N 7,

ст. 756);

Постановление Правительства Свердловской области
от 30.06.2000 N 542-ПП "О Концепции Схемы
развития и размещения производительных сил
Свердловской области на период до 2015 года"

(Собрание законодательства Свердловской области,

2000, N 6, ст. 614);

решение Экономического Совета при Губернаторе

Свердловской области от 19.01.2001

"О разработке программы "Структурная перестройка

производственной базы стройиндустрии Свердловской

области на 2001 - 2005 годы";

решение совместного заседания коллегий

Министерства строительства и архитектуры

Свердловской области и Министерства

промышленности Свердловской области

от 14.04.2000;

приказы министра строительства и архитектуры

Свердловской области от 31.03.2000 N 11-А и

от 21.04.2000 N 19-А                             

Заказчик

программы     

Министерство строительства и архитектуры

Свердловской области                             

Основные

разработчики

программы     

Союз предприятий строительной индустрии

Свердловской области при участии Министерства

строительства и архитектуры Свердловской области;

институт экономики Уральского отделения

Российской академии наук                         

Цели

программы     

- насыщение рынка области широкой номенклатурой

современных конкурентоспособных строительных

материалов, изделий, конструкций;

- модернизация и техническое перевооружение

производственной базы предприятий строительной

индустрии с участием предприятий смежных отраслей

области;

- придание предприятиям строительной индустрии

современного технико-технологического облика и

повышение конкурентоспособности его продукции;

- удовлетворение требований

по теплоэффективности, снижение материалоемкости

и трудовых затрат в производстве продукции

отрасли;

- улучшение архитектурно-строительного облика

городов и поселков Свердловской области, а также

производственных корпусов, придание эстетической

выразительности возводимым жилым домам, зданиям,

сооружениям;

- обеспечение заказов на создание для предприятий

строительной индустрии современного оборудования,

машин и механизмов на предприятиях машиностроения

и военно-промышленного комплекса области;

- способствовать развитию

научно-исследовательских и опытно-конструкторских

работ и наукоемких производств,

как на предприятиях стройиндустрии, так и

у поставщиков и потребителей;

- внедрение перспективных строительных и

ремонтных технологий, технологий строительных

материалов;

- мобилизация средств различных источников

финансирования на разработку и реализацию

приоритетных инновационных и инвестиционных

проектов                                         

Задачи

программы     

- приведение возможностей отрасли строительной

индустрии в соответствие с требованиями рынка;

- совершенствование внутриотраслевой структуры

стройиндустрии и межотраслевых отношений;

- удешевление продукции стройиндустрии, снижение

энергоемкости производства;

- развитие технологического сотрудничества

предприятий стройиндустрии с предприятиями

смежных отраслей, находящихся на территории

области;

- совершенствование территориальной структуры

рынка продукции строительной индустрии;

- сохранение существующих основных фондов;

- разработка механизма повышения управляемости

отрасли;

- содействие развитию новых подходов

к подготовке, переподготовке и повышению

квалификации кадров строительной индустрии       

Сроки

реализации

программы     

2001 - 2005 годы                                 

Перечень

основных

мероприятий

программы     

- маркетинг рынка области России, стран СНГ и

дальнего зарубежья;

- составление номенклатуры потребностей продукции

предприятий стройиндустрии и определение

номенклатуры недостающего ассортимента продукции;

- разработка организационно-финансовой модели

взаимодействия органов власти Свердловской

области и предприятий стройиндустрии

в привлечении внешних финансовых и

технологических ресурсов;

- составление долгосрочных, среднесрочных,

краткосрочных планов, программ;

- увязка планов, программ, действий, мероприятий;

- выработка процедур, правил, последовательности

действий, делегирование полномочий по реализации

планов, программ;

- ежегодные определения затрат и включение их

в бюджеты Свердловской области, муниципальных

образований, предприятий                         

Исполнители

основных

мероприятий

программы     

Министерство строительства и архитектуры

Свердловской области;

предприятия строительной индустрии Свердловской

области;

областные отраслевые союзы                       

Источники

финансирования

программы     

амортизационные средства;

инвестиции из прибыли предприятий;

кредиты банков;

лизинг оборудования и технологий;

товарные кредиты; выпуск ценных бумаг

предприятий;

бюджетные средства области и муниципальных

образований;

иностранные, российские государственные и частные

инвестиции                                       

(в редакции Постановления Правительства Свердловской области
от 17.02.2004 N 103-ПП)                                         

Объемы

финансирования

программы     

всего объем инвестиций собственных и

заемных - 4807,5 млн. рублей (в ценах

2003 года), в том числе: бюджетные кредиты

сроком до трех лет из расчета 1/2 ставки

рефинансирования Центрального банка Российской

Федерации - 45,0 млн. рублей (0,9 процента);

инвестиционные налоговые кредиты сроком

до 5 лет из расчета 1/2 ставки рефинансирования

Центрального банка Российской Федерации -

70,0 млн. рублей (1,5 процента)                  

(в редакции Постановления Правительства Свердловской области
от 17.02.2004 N 103-ПП)                                         

Ожидаемые

конечные

результаты

реализации

программы     

- превращение отрасли строительной индустрии

в приоритетное направление экономического

развития Свердловской области;

- получение новых строительных материалов,

изделий и конструкций с высокими качественными

характеристиками и конкурентоспособных на рынке;

- ускорение процесса технического и

технологического обновления отрасли строительной

индустрии, повышение качества продукции, рост

конкурентоспособности предприятий;

- повышение инвестиционной активности

в Свердловской области за счет структурной

перестройки производственной базы предприятий

стройиндустрии;

- увеличение доходов бюджетов разных уровней

в связи с ускоренным развитием предприятий

стройиндустрии, машиностроения и других отраслей

промышленности;

- обеспечение плановых эксплуатационных

показателей на весь срок службы зданий;

- повышение управляемости отрасли стройиндустрии;

- комплексная переработка техногенного сырья и

отходов;

- подготовка, переподготовка и повышение

квалификации кадров в соответствии с запросами

заказчиков;

- создание новых рабочих мест                    

Система

организации

контроля

за исполнением

программы     

Оперативный контроль будет осуществляться

на основе данных статистической отчетности

по производству продукции и вводу мощностей

в эксплуатацию, аналитических материалов,

ежегодного рассмотрения хода реализации программы

на заседаниях Правительства Свердловской области,

коллегиях Министерства строительства и

архитектуры Свердловской области, оперативных

совещаниях                                       


Раздел 2. ОБЛАСТНАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРОГРАММА "СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ БАЗЫ ПРЕДПРИЯТИЙ СТРОИТЕЛЬНОЙ ИНДУСТРИИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2001 - 2005 ГОДЫ"

 (в редакции Постановления Правительства Свердловской области от 02.04.2004 N 223-ПП)

Глава 1. РОЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ СТРОИТЕЛЬНОЙ ИНДУСТРИИ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ


Эффективная деятельность предприятий строительной индустрии является главным и определяющим условием расширения и качественного улучшения жилищного и промышленного строительства. Без существенных технико-технологических перемен в этой отрасли невозможно ни полностью удовлетворять растущие потребности областного рынка в продукции строительной индустрии, ни обеспечивать обновление архитектурно-строительного облика городов и поселков.

В отрасли функционируют 73 крупных и средних предприятия различных форм собственности, в том числе государственных - 2, муниципальных - 4, частных - 44, на них занято около 39 тысяч работников. Кроме того, выпуском строительных материалов занимаются малые предприятия. В 1998 году их было 289 единиц, на которых работало 2,9 тысячи человек.

В промышленности строительных материалов после спада производства, длившегося до 1998 года включительно, с 1999 года начался подъем. Индекс физического объема составил в 1999 году 106,6 процента, а в первом полугодии 2000 года - 114,2 процента к соответствующему периоду прошлого года.

Доля продукции отрасли в общем объеме промышленного производства области постепенно снижается. Так, она составляла в 1998 году 4,4 процента, в 1999 году - 3,6 процента, в первом полугодии 2000 года - 3,4 процента. Снижение доли вызвано более низкими, чем в других отраслях промышленности, темпами прироста физических объемов продукции.

В валовом региональном продукте Свердловской области промышленность строительных материалов составляла в 1998 году около 2 процентов, в последующий период имеет место снижение ее удельного веса.

Отрасль обеспечивает значительную часть потребностей в строительных материалах, изделиях и конструкциях, необходимых для промышленного и гражданского строительства области, положительно влияет на бесперебойную работу по строительству жилья, особенно индивидуальными застройщиками.

Предприятия строительной индустрии активно занимаются получением новых строительных материалов, изделий и конструкций с высокими качественными характеристиками.

С помощью продукции отрасли решаются вопросы повышения эффективности энергосбережения у потребителей, обеспечивается улучшение архитектурно-строительной выразительности возводимых жилых домов, зданий, сооружений, а также производственных корпусов.

Отрасль содействует развитию местных предприятий машиностроения, военно-промышленного комплекса и других отраслей путем заказов на создание современного наукоемкого оборудования, машин и механизмов для предприятий строительной индустрии.

Строительная индустрия способствует росту объемов производства на предприятиях смежных отраслей, находящихся на территории области, путем развития технологического сотрудничества с ними.

Важная роль принадлежит строительной индустрии в укреплении промышленной и социально-культурной базы управленческих округов и муниципальных образований.

Деятельность предприятий отрасли содействует развитию рыночных отношений, способствует расширению налогооблагаемой базы для бюджетов разных уровней, повышает инвестиционную активность на территории области.

С помощью отрасли решается ряд социально-экономических вопросов, в том числе сохранение рабочих мест, улучшение социально-бытовых условий проживания населения. Предприятия отрасли содействуют развитию новых подходов к подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров для строительной индустрии.

Глава 2. ЕМКОСТЬ ОБЛАСТНОГО РЫНКА ПРОДУКЦИИ СТРОИТЕЛЬНОЙ ИНДУСТРИИ И ИСТОЧНИКИ ЕГО НАПОЛНЕНИЯ


В 1999 году емкость областного рынка продукции строительной индустрии составляла свыше 6,5 млрд. рублей.

Основными потребителями продукции отрасли являлись предприятия и организации, они закупали 55 процентов предлагаемых товаров. За счет средств областного бюджета приобреталось около 6 процентов продукции, за счет средств муниципальных образований - также около 6 процентов, на долю индивидуальных застройщиков приходилось почти 16 процентов, а в розничной торговой сети реализовывалось 17 процентов продукции строительной индустрии.

Источниками наполнения областного рынка продукции строительной индустрии являются:

1) строительная продукция, производящаяся на 73 крупных и средних областных предприятиях, на сумму 3,9 млрд. рублей. На 289 малых предприятиях строительных материалов производилось продукции на 81,2 млн. рублей, или 2 процента от общего производства. На областном рынке оставалось продукции на сумму около 3 млрд. рублей, что составляет 46 процентов емкости областного рынка. Из произведенной продукции в другие регионы России вывозилось около 25 процентов. В другие регионы России вывозилось от объема произведенной продукции: цемента - 45 процентов, оконного стекла - 49 процентов, плитки керамической глазурованной - 9,5 процента, линолеума - 39 процентов, ванн - 64 процента, изделий санитарно-технических керамических - 54 процента, листов асбоцементных - 50 процентов, материалов стеновых (в штуках условного кирпича) - 14 процентов.

Предприятия строительной индустрии области полностью обеспечивают потребности рынка в цементе, сборных железобетонных изделиях (в том числе изделиях крупнопанельного домостроения), строительном кирпиче, асбоцементных изделиях, щебне.

Практически не производятся сухие строительные смеси и гипсокартон;

2) материалы, изделия и конструкции для строительства, которые производятся на предприятиях, не относящихся к отрасли промышленности строительных материалов (свыше 100 предприятий). В стоимостном выражении на них производят продукции на сумму более 1 млрд. рублей, что составляет 17 процентов емкости областного рынка.

Эти предприятия производят товары, не требующие сложных технологических процессов, в том числе кирпич, цементная облицовочная плитка, столярные изделия;

3) импорт из-за рубежа: он составляет около 2 млрд. рублей, или 30 процентов областного рынка продукции строительной индустрии. На рынок поставляется в основном высококачественная современная продукция: сантехнические и столярные изделия, обои, линолеум, лакокрасочные и кровельные материалы, различная фурнитура, отопительные конвекторы;

4) поступления из других регионов России, которые покрывают 7 процентов емкости областного рынка.

От общего объема потребляемой продукции в область ввозилось мягких кровельных и изоляционных материалов - 99 процентов, стекла оконного - 19 процентов, плитки керамической глазурованной - 11 процентов, линолеума - 17 процентов, ванн - 67 процентов, изделий санитарно-технических керамических - 12 процентов, материалов стеновых (штук условного кирпича) - 1 процент.

Главными недостатками продукции, выпускаемой свердловскими предприятиями строительной индустрии, являются низкое качество, не отвечающее современным требованиям, и малопривлекательное архитектурно-строительное и эстетическое оформление.

Строительная индустрия области не полностью обеспечивает потребности рынка кровельными и гидроизоляционными материалами, мелкоштучными изделиями из ячеистых бетонов, высококачественными теплоизоляционными керамическими блоками для малоэтажного жилищного строительства, стеклом для производства современных стеклопакетов.

В предстоящие годы потребность в продукции местных предприятий строительной индустрии будет существенно возрастать. Это связано, во-первых, с увеличением объемов строительных работ на промышленных предприятиях в результате общего подъема промышленного производства области, во-вторых, с реализацией программы строительства жилья, отвечающего современным требованиям, в-третьих, с решением Правительства Российской Федерации о строительстве завода по производству труб большого диаметра для магистральных газопроводов в городе Нижний Тагил, в-четвертых, с сокращением импорта строительных материалов (с 1996 года по 1999 год общий объем импорта в область сократился в 2,4 раза).

Расчеты показывают, что емкость областного рынка в 2001 году возрастет на 22 - 25 процентов и составит не менее 8 млрд. рублей в ценах 2000 года.

Глава 3. НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ ПЕРЕСТРОЙКИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ БАЗЫ ПРЕДПРИЯТИЙ СТРОИТЕЛЬНОЙ ИНДУСТРИИ


Несмотря на существенную роль, которую играет отрасль строительной индустрии в экономической жизни области, ее деятельность не полностью соответствует тем новым требованиям, которые сложились в последние годы на рынке строительных материалов. Так, существенно изменились содержание и структура спроса на продукцию строительной индустрии и, прежде всего, для обустройства жилья, возросли требования к ее качеству, возникла необходимость повышения конкурентоспособности предприятий строительной индустрии в условиях массированного импорта зарубежной строительной продукции.

Реакцией на новые возросшие требования заказчиков должен стать рост качественной и ценовой конкурентоспособности предприятий строительной индустрии на основе коренного улучшения технико-технологического уровня производства и повышения качества управления.

Для решения этих задач необходимо разработать программу перестройки производственной базы предприятий строительной индустрии, решить вопросы финансовой поддержки процессов реконструкции и технического перевооружения, а также повысить управляемость отрасли.

Следствием технического и технологического обновления отрасли строительной индустрии станет превращение ее в существенный фактор экономического развития Свердловской области, повышение инвестиционной активности в муниципальных образованиях и управленческих округах, увеличение доходов бюджетов разных уровней в связи с ускоренным развитием предприятий строительной индустрии, получение новых строительных материалов, изделий и конструкций с высокими качественными характеристиками и конкурентоспособных на рынке, улучшение социально-бытовых условий проживания населения, повышение управляемости отрасли, создание новых рабочих мест и повышение профессиональной квалификации рабочих и специалистов.

Масштабность и сложность проблемы определяют целесообразность установления периода действия программы до 2005 года, с последующей конкретизацией целей и задач на каждый год.

Глава 4. ОСНОВАНИЕ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ


Основополагающими документами для работы по коренному перевооружению предприятий строительной индустрии явились: Постановления Правительства Свердловской области от 29.07.99 N 884-ПП "Об утверждении приоритетных направлений развития базы стройиндустрии Свердловской области" (Собрание законодательства Свердловской области, 1999, N 7, ст. 756), от 03.11.99 N 1266-ПП "О концепции промышленной политики Свердловской области" (Собрание законодательства Свердловской области, 1999, N 11, ст. 1150), подпрограмма государственной целевой программы "Жилище" - "Структурная перестройка производственной базы жилищного строительства", одобренная Постановлением Правительства Российской Федерации в июле 1994 года; подпрограмма структурной перестройки отрасли на период 1998 - 2000 годов, принятая Госстроем России в апреле 1998 года.

Разработка областной инвестиционной программы "Структурная перестройка производственной базы предприятий строительной индустрии Свердловской области на 2001 - 2005 годы" (далее - программа) осуществлялась на основании решения совместного заседания коллегий Министерства строительства и архитектуры Свердловской области и Министерства промышленности Свердловской области от 14.04.2000, приказов Министра строительства и архитектуры Свердловской области от 14.04.2000, приказов Министра строительства и архитектуры Свердловской области от 31.03.2000 N 11-А и от 21.04.2000 N 19-А.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»