Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 ноября 1999 года N 1266-ПП

О КОНЦЕПЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Свердловской области
от 22 ноября 2017 года N 856-ПП

____________________________________________________________________


В целях формирования эффективной промышленной политики, направленной на усиление вклада промышленности в решение социально - экономических проблем территории, Правительство Свердловской области постановляет:

1. Утвердить концепцию промышленной политики Свердловской области (прилагается).

2. Министерству промышленности Свердловской области (Барков С. Ф.) в двухмесячный срок разработать и вынести на рассмотрение Правительства Свердловской области план мероприятий по реализации концепции промышленной политики.

3. Контроль за исполнением постановления возложить на первого заместителя председателя Правительства Свердловской области по координации деятельности областного хозяйства и оперативным вопросам Данилова Н. И.

Председатель
Правительства
Свердловской области
А.П.ВОРОБЬЕВ





УТВЕРЖДЕНО
постановлением
Правительства Свердловской области
от 3 ноября 1999 года N 1266-ПП
"О концепции промышленной
политики Свердловской области"

КОНЦЕПЦИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Екатеринбург, 1999 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

    1. Анализ состояния промышленности
       Свердловской области  . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

    2. Цели, задачи и принципы промышленной политики
       Свердловской области  . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

    3. Ресурсные возможности реализации промышленной политики
       в Свердловской области  . . . . . . . . . . . . . . . . . .

    4. Условия реализации промышленной политики Свердловской
       области . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

5. Территориальные аспекты промышленной политики . . . . . . .

    6. Механизм реализации промышленной политики Свердловской
       области . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

ВВЕДЕНИЕ

Правительство Свердловской области одной из важнейших задач считает достижение устойчивой стабилизации и последующего развития промышленного производства и улучшение на этой основе социально экономических условий жизни населения области. Для ее решения на уровне региона нужна активная промышленная политика, направленная на взаимодействие всех уровней управления, промышленных предприятий, финансовых структур, научных и общественных организаций по эффективному использованию промышленного, научно технического и ресурсного потенциала, обеспечивающая экономическую поддержку отечественного товаропроизводителя. Именно промышленность является ядром экономики, обеспечивающим функционирование всего народного хозяйства.

Необходимость разработки самостоятельной региональной промышленной политики обусловлена:

- отсутствием приоритетных направлений промышленного развития на федеральном уровне;

- высокой значимостью промышленного комплекса в экономике области и спецификой его структуры;

- продолжающимся экономическим кризисом в промышленном комплексе страны;

- остротой социальных, экологических и прочих проблем.

Основанием для разработки концепции по Свердловской области является распоряжение Правительства области от 27.01.99 г. N 58-рп "О разработке концепции промышленной политики Свердловской области".

При разработке концепции использованы материалы Министерства промышленности и науки Свердловской области, Министерства экономики и труда Свердловской области, Института экономики УрО РАН, Свердловского областного комитета государственной статистики, Свердловского областного Союза промышленников и предпринимателей, отраслевых союзов предприятий Свердловской области.

1. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Промышленный комплекс Свердловской области - один из наиболее крупных в стране. Только за период с 1996 - 1998 гг. его доля в промышленности РФ увеличилась с 4 до 4,6%. Это свидетельствует о более низких темпах спада промышленного производства в области по сравнению с Российской Федерацией. И в то же время, объем производства в промышленности Свердловской области к концу 1998 года составил 60% в сравнении с 1991 годом.

В промышленности области происходят существенные структурные сдвиги. Доля топливно - энергетического комплекса возросла с 7% в 1992 г. до 15,1% в 1998 г. При определенных колебаниях в течение указанного периода доля металлургического комплекса в целом снизилась с 52 до 45%. Однако с 1996 г. в результате спада производства в черной металлургии и сокращения темпов спада в машиностроении и химической промышленности повысилась доля наукоемких отраслей (с 15,6 в 1992 г. до 17,4% в 1998 г.) и отраслей потребительского комплекса (с 8,2 до 12,8%). К числу развивающихся отраслей можно отнести цветную металлургию, химическую и пищевую промышленность.

Промышленный комплекс области занимает ведущее место среди отраслей экономики в общей величине налоговых поступлений (48,8% в 1998 г. при 55,5% в 1995 г.). За период с 1994 по 1998 годы удельный вес прибыльных предприятий в промышленности области сократился с 85,4 до 52%. При этом, если в 1994 г. общий объем полученной прибыли почти в 130 раз превышал объем убытков, то в 1996 г. это превышение было всего лишь в 4 раза, а в 1998 г. - в 2 раза. За 1997 - 1998 гг. усилились диспропорции между кредиторской и дебиторской задолженностями. Кредиторская задолженность превысила дебиторскую на начало 1999 г. в 1,8 раза (за 1995 г. это превышение составляло 1,2 раза, за 1996 г. - 1,5 раза).

За рассматриваемый период объем капитальных вложений в промышленность области в сопоставимых ценах уменьшился в 2,6 раза. Около 80% капитальных вложений осуществлялось за счет внебюджетных источников финансирования, из них более 60% приходилось на собственные средства предприятий. До 20% промышленных капитальных вложений обеспечивалось за счет средств федерального и территориальных бюджетов.

Недостаток инвестиционных средств обусловил низкую инновационную активность предприятий промышленного комплекса области. Снизилось количество предприятий, занимающихся инновационной деятельностью, сократились затраты на исследования и разработки (с 4,0% в 1996 г. до 1,3% в 1998 г.), уменьшился объем инновационной продукции (с 6,7 до 2,8%). На процессах обновления оборудования и технологий, повышении качества выпускаемой и освоении новой конкурентоспособной продукции отрицательно сказался спад инновационной активности.

Для Свердловской области характерна высокая зависимость экономики территорий и благополучия проживающего населения от уровня и эффективности развития расположенных там, чаще всего, узкоспециализированных предприятий. Основная численность занятых на указанных территориях распределяется преимущественно между двумя отраслевыми комплексами: машиностроительным и комплексом материалопроизводящих отраслей (черная и цветная металлургия, лесная и деревообрабатывающая промышленность).

Другой особенностью Свердловской области является наличие в ее составе депрессивных районов с предприятиями горнопромышленного профиля. Основные причины напряженной социально - экономической ситуации в этих районах: отработка месторождений, ухудшение горно - геологических условий эксплуатации, моральное и физическое устаревание основных фондов, появление рыночной конкуренции. Горнодобывающие предприятия в большинстве градообразующие, и на территориях практически отсутствуют другие источники развития. В 1998 г. официальный уровень безработицы в ряде таких территорий был в 2 - 3 раза выше, чем в среднем по области.

Среди основных причин сложного состояния промышленности Свердловской области можно отметить следующие:

- потеря традиционных рынков сбыта;

- нарушение сложившихся кооперационных связей;

- неконкурентоспособность многих видов промышленной продукции как на внешнем, так и на внутреннем рынке из - за низкого качества и высокой цены;

- финансовый кризис, проявляющийся прежде всего как кризис неплатежей;

- недопустимо низкий уровень государственного заказа;

- негативные последствия приватизации промышленных предприятий;

- налоговый пресс, не позволяющий развиваться производственной активности;

- кризис управления на предприятиях, несвоевременное развитие реструктуризационных процессов;

- неразвитость инфраструктуры, обеспечивающей предприятия в рыночной экономике необходимыми услугами и информацией.

В сложившихся условиях областные органы государственной власти приняли ряд решений, направленных на реструктуризацию регионального промышленного комплекса, формирование и реализацию нормативно - правовых, финансовых, инфраструктурных и организационных мероприятий, направленных на повышение стабильности работы промышленности.

В результате принятых Правительством Свердловской области мер по преодолению кризиса и усилий предприятий удалось стабилизировать ситуацию в базовых отраслях промышленности. Индекс физического объема промышленного производства составил в 1-ом полугодии текущего года 103,0%, в том числе в цветной металлургии 110,9%, в черной металлургии - 104,8%, в пищевой промышленности 101,5%, в нефтехимии - 101,0%. В то же время, в ряде отраслей промышленности продолжается спад объемов производства: электроэнергетика - 93,1%, топливная промышленность - 96,3%, машиностроение и металлообработка - 95,3%, промышленность стройматериалов - 96,8%, легкая промышленность - 71,7%.

В отраслевой структуре промышленности существенно возросла доля цветной металлургии (с 24,4% в 1998 г. до 31,9% в 1999 г.), что явилось результатом не только роста объема производства, но и главным образом увеличения цен вследствие изменения конъюнктуры мирового рынка. Стабильно растет удельный вес пищевой промышленности (с 8,2% в 1998 г. до 9,2% в текущем году).

В 1999 г. отмечается также тенденция роста прибыли в промышленном комплексе, в значительной мере определяемая ценовым фактором. Ее объем в 10 раз превысил уровень соответствующего периода прошлого года. Наиболее значительно прибыль возросла в цветной металлургии, машиностроении и металлообработке, химической и нефтехимической, пищевой промышленности. Впервые положительный финансовый результат получен в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно - бумажной промышленности, вновь стала рентабельной черная металлургия. Доля прибыли, создаваемая промышленностью, в объеме прибыли хозяйственного комплекса области увеличилась с 55% в январе 1999 г. до 92,3% в 1-м полугодии 1999 г. Рентабельность производства в целом по промышленности составила 24,4% против 11,8% за соответствующий период 1998 г. Несколько улучшилось соотношение кредиторской и дебиторской задолженности.

Таким образом, в течение первого полугодия 1999 г. в работе промышленного комплекса области наметился ряд позитивных тенденций. В этих условиях становится особенно важным закрепление стабилизационных процессов через активную промышленную политику с последующим переходом к экономическому росту.

2. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Правительство Свердловской области реализует промышленную политику в соответствии с настоящей концепцией, содержащей:

- основные цели, задачи и принципы формирования промышленной политики;

- приоритетные направления развития промышленности в Свердловской области;

- критерии выбора приоритетов промышленной политики, в том числе для государственной поддержки субъектов промышленной деятельности;

- условия и механизм реализации промышленной политики.

ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА - система отношений между государством в лице его органов и субъектами промышленной деятельности по поводу обеспечения эффективного функционирования последних в регионе и формирования современного технологического уклада.

СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ЦЕЛЬЮ промышленной политики является формирование конкурентоспособного промышленного комплекса на основе эффективного функционирования субъектов промышленной деятельности региона с целью усиления вклада промышленности в решение социально - экономических проблем территории.

СУЩНОСТЬ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ заключается в обоснованном выборе приоритетных отраслей промышленности и оказании им эффективной государственной поддержки.

Ситуация, сложившаяся в экономике Свердловской области и ее промышленном комплексе, обуславливает необходимость разработки не только долгосрочной промышленной политики, но и выделения особого стабилизационного этапа (2000 - 2001 гг.).

ДОЛГОСРОЧНАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА

Стратегическая цель долгосрочной промышленной политики предопределяет необходимость решения задач, направленных на:

- формирование современной технологической структуры на основе активизации использования инновационного потенциала области;

- становление оптимальной отраслевой и институциональной структуры промышленного комплекса;

- обеспечение дифференцированного подхода для различных территорий в выборе приоритетов промышленной политики;

- диверсификацию производства;

- активизацию инвестиционного процесса;

- улучшение социальных и экологических условий развития территорий.

Особенности сформировавшейся отраслевой и институциональной структуры промышленного комплекса области, сложившаяся экологическая ситуация, имеющийся научно - технический и производственный потенциал позволяют определить следующие СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБЛАСТНОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ:

- использование достижений научно - технического прогресса, широкое внедрение наукоемких, ресурсосберегающих и экологически чистых технологий;

- освоение на территории области конкурентоспособных производств, развитие уже существующих высокотехнологичных предприятий, реконструкция и модернизация производственных мощностей, в том числе за счет более эффективного использования амортизационных отчислений;

- внедрение современных методов и систем управления качеством, обеспечивающих повышение конкурентоспособности и технического уровня продукции;

- укрепление кадрового потенциала промышленности;

- снижение негативных социально - экономических последствий структурной перестройки промышленности, конверсии оборонно промышленного комплекса, обеспечение ее социальной и экологической направленности;

- формирование инфраструктуры (в т. ч. инновационной), адекватной целям и задачам промышленной политики;

- совершенствование форм сотрудничества предприятий и организаций, в том числе на основе межотраслевых ценовых соглашений;

- создание нормативной базы обеспечения конкурентоспособности промышленности.

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОТРАСЛЕВОМ

АСПЕКТЕ

В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ приоритетами являются:

- формирование системы экономически обоснованных и способствующих развитию промышленности энергетических тарифов;

- реализация мероприятий по наращиванию тепловой мощности действующих электростанций для обеспечения теплом строящихся объектов;

- перевод электростанций на более эффективные энергоисточники (газ);

- увеличение доли местных энергоносителей в топливном балансе области, развитие атомной энергетики (строительство блока N 4 БАЭС);

- реализация программы энергосбережения, широкое внедрение современных систем учета количества и качества электроэнергии и тепла;

- развитие альтернативных источников производства электроэнергии и тепла.

В ТОПЛИВНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ в рамках разработанных федеральной и областной программ должна и далее развиваться добыча угля с вовлечением в отработку малых месторождений и повышением потребительских свойств добываемых углей. Реструктурируются и создаются новые производственные мощности по добыче угля и увеличению производства топливного торфа.

В ЧЕРНОЙ МЕТАЛЛУРГИИ ставится задача увеличения удельного веса металлургической продукции, получаемой с применением современных технологий. Предусматривается технологическое обновление отрасли:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»