1. ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Г. ЕКАТЕРИНБУРГА НА 2000-2003 ГОДЫ
1.1. Приоритет целей, задач, направлений развития, определенных Законом РФ "Об образовании", Областным законом "Об образовании в Свердловской области"
Муниципальная политика г. Екатеринбурга в сфере образования основывается на принципах:
- признания приоритета образования на территории г. Екатеринбурга;
- гуманистического характера образования, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
- единство культурного и образовательного пространства города, защиты и развития культурных традиций и особенностей;
- светского характера образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
- ответственности органов местного самоуправления, образовательных учреждений всех форм собственности за реализацию гражданами права на получение образования;
- единства гражданских, государственных и муниципальных интересов в сфере образования;
- преемственности образовательного процесса и образовательных программ;
- обеспечения государственного контроля за соблюдением реализации гражданами права на образование;
- признание самостоятельности организаций образования и их права на государственную поддержку;
- развития научных исследований в сфере образования и их практического применения;
- соблюдения интересов граждан при разработке и реализации программ развития образования;
- общедоступности образования, соответствия системы образования уровню и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников.
1.2. Учет общемировых тенденций развития образования
Изменения, происходящие в образовательной сфере, в большей степени становятся проявлением глобальных образовательных тенденций. К их числу можно отнести следующие:
- Ведущей общемировой тенденцией общественного развития считается УСКОРЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО ВРЕМЕНИ. Современный мир можно охарактеризовать как быстро изменяющийся мир: изменения происходят во всех сферах жизни общества, включая и область базовых ценностей.
- Вторая тенденция развития мирового сообщества - это ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И УНИВЕРСАЛИЗАЦИЯ политической, культурной и хозяйственной жизни, становление единой, взаимосвязанной и одновременно все более многообразной человеческой цивилизации.
- Третья тенденция связана с резким усилением роли информационных технологий и телекоммуникаций, с ФОРМИРОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННОЙ ДОМИНАНТЫ развития общества и производства. Однозначное прогнозирование изменений, которые могут произойти в течение жизни одного поколения, оказывается затруднительным.
- Четвертая тенденция - возрастание роли человеческого фактора во всех сферах жизни. С ростом технической вооруженности человека, исчерпанием основных видов невозобновляемых природных ресурсов и обострения экологической ситуации возрастает цена человеческих ошибок, риск катастроф, вызванных действиями людей. Но чем более жесткие требования будет выдвигать перед человечеством природа, тем большее значение будут приобретать человеческие способности, дарования и качества. ПОЭТОМУ XXI ВЕК ПРИЗНАН ВЕКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ КАЧЕСТВ.
В этих условиях объективно возрастает ответственность системы образования за развитие других социальных систем, общества в целом. Социальным смыслом образования становится развитие личностного потенциала обучаемых, способности самостоятельно определять цели деятельности и находить методы их реализации. Развитие таких способностей обеспечивает возможность устойчивой адаптации к меняющимся условиям жизни, готовность к конструктивной деятельности по развитию общества и созданию условий для жизненного благополучия самой личности.
Направления муниципальной политики в области образования определяются особенностями регионального масштаба, рамками социально - экономических концепций развития городов и спецификой местной системы образования.
1.3. Принципы системы образования города
Принципами муниципальной системы образования являются ЦЕЛОСТНОСТЬ, СТАБИЛИЗАЦИЯ И УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ.
ЦЕЛОСТНОСТЬ ВКЛЮЧАЕТ учет взаимозависимостей, составляющих города как многомерной социокультурной реальности; необходимость кооперации и единства действий всех систем и субъектов, имеющих отношение к образованию, в условиях общей недостаточности ресурсов.
СТАБИЛИЗАЦИЯ связана с устранением причин возникновения критических ситуаций в социуме, влияющих на функционирование системы образования; с инвентаризацией уже имеющихся в распоряжении ресурсов и опорой на их использование; с надежностью системы управления городскими процессами.