Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА Г. ЕКАТЕРИНБУРГА НА 2000-2003 ГГ.

2. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ В ЕКАТЕРИНБУРГЕ: ЭКОНОМИЧЕСКИЙ,
ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ, ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ, СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТЫ
И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Были выбраны следующие направления анализа состояния системы образования города:

- Характеристика системы образования.

- Система образования как субъект муниципального образования г. Екатеринбурга.

- Система образования города как субъект региональной системы образования.

     - Система управления образованием в городе как субъект системы образования.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫМИ КРИТЕРИЯМИ эффективности функционирования и развития системы образования являются выявленные выше тенденции развития системы образования.

Технологические критерии эффективности функционирования и развития системы образования включают: целевое назначение, внутреннее развитие системы образования, сопоставимость.

ЦЕЛЕВОЕ НАЗНАЧЕНИЕ: динамика качества образовательных услуг; удовлетворенность населения; рост спроса на образовательные услуги, предоставляемые системой образования; тенденции развития участников образовательных процессов (учреждения, кадры, обучающиеся).

ВНУТРЕННЕЕ РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ: тенденция развития всех подсистем и элементов системы образования; функционирование системы образования как целостной, открытой и развивающейся; интеграция подсистем.

СОПОСТАВИМОСТЬ: соответствие принципам и направлениям развития мировой, федеральной, региональной систем образования; сравнение со схожими системами образования других муниципальных образований и сравнение с предыдущими состояниями системы образования города Екатеринбурга.

ОБЪЕКТ АНАЛИЗА:    образовательные    учреждения,     субъекты
образовательного процесса, ресурсы и содержание образования.

Аналитический материал сгруппирован по объектам анализа системы образования.

2.1. Городское образовательное пространство

Городское образовательное пространство должно быть не просто сферой, обеспечивающей обучение и воспитание личности; сегодня это должна быть сфера многообразных высококачественных образовательных услуг, где формируются основы стабилизации и развития всего социального комплекса города.

Стратегическая цель социальной политики г. Екатеринбурга определена как обеспечение расширенного воспроизводства всей системы существующих социальных отношений, их регулирование и контроль. Социальная политика направлена на обеспечение максимально возможного уровня жизни всех категорий населения, прежде всего детей; создание нормальных условий воспроизводства населения; ослабление социальной напряженности; нейтрализацию социальных, профессиональных, национальных и других конфликтов. Принят ряд мер по усилению адресности государственной поддержки детей из многодетных семей, семей с детьми - инвалидами, по социальной защите интересов детей.

Одной из основных задач социальной политики города является обеспечение доступности для всего населения необходимого набора образовательных услуг. Определился новый перечень образовательных учреждений, предлагаемый детям до 18 лет и их родителям, постоянно обновляется банк новых образовательных программ, учебников и пособий, общественное признание получила педагогическая инноватика. Развитие образовательной системы в городе осуществляется на основе признания права личности на свободный выбор уровня, типа, вида, формы образования. Сегодня это проявляется в многообразии образовательных учреждений, широком спектре предлагаемых ими программ, в появлении новых форм образования и способов его получения (табл. 1, 2, 3 прил. 2).

Образовательный комплекс города представлен множеством образовательных учреждений общего, профессионального, дополнительного образования, оказывающих населению широкий спектр образовательных услуг. Для детей и подростков в городе функционирует 706 образовательных учреждений, в том числе - 373 дошкольных образовательных учреждения, 239 общеобразовательных учреждений, 59 учреждений дополнительного образования. Здесь работает более 28500 специалистов. Всего из муниципального бюджета финансируется 546 образовательных учреждений. В городе 31 учреждение начального профессионального образования, где обучается около 12600 человек, 36 учреждений среднего профессионального образования (37000 человек), 16 государственных вузов, в которых обучается более 90000 студентов. Идет процесс получения муниципальными общеобразовательными учреждениями (ОУ, ДОУ и УДО) статуса юридического лица, прохождения государственной регистрации, лицензирования, аттестации и государственной аккредитации. Учреждения дошкольного образования проходят лицензирование, разрабатывается модель их аттестации. В предстоящем году, в соответствии с Законом "Об образовании в Свердловской области" и нормативными актами областного правительства предстоит переход на комплексную аттестацию и категорирование образовательных учреждений. Эти процессы наиболее активно идут в ОУ и ДОУ и менее развиты в УДО города. Вступившие в силу новые законодательные и нормативные акты федерального и областного уровней в сфере образования потребуют дальнейших изменений в деятельности органов управления образованием на муниципальном уровне.

Городская образовательная политика сегодня ориентирована на объединение и координацию разрозненных усилий разных субъектов образования, формирование межведомственной коалиции, способной к оперативному и осуществляемому в интересах города управлению ситуацией в сфере городского образования. Необходимо превратить образование в механизм решения социокультурных проблем города. Табл. 4 прил. 2 характеризует приоритеты развития городской системы образования в этом направлении.

В центре внимания городской образовательной политики остается ребенок, так как его развитие, психическое и физическое здоровье, эффективная и успешная социализация - залог будущего развития города. Своевременное решение проблем образования на управленческом уровне позволило в целом сохранить образовательную систему и обеспечить ее развитие.

Инфраструктура городской сети образовательных учреждений достаточно разнообразна, что создает необходимые предпосылки для оказания широкого спектра образовательных услуг, но отсутствие системы мониторинга состояния и степени соответствия запросам горожан не позволяет реально оценить качество образования молодого поколения екатеринбуржцев.

Создание целостного образовательного городского пространства предполагает решение ряда задач:

- приведение системы образования в соответствие с современной социокультурной ситуацией, формирование рынка образовательных услуг, совершенствование инфраструктуры образования на муниципальном и территориальном уровнях;

- повышение социального статуса, общественной и личной ценности образования, связанной с жизненным и профессиональным самоопределением выпускников школ;

- непрерывное обновление содержания образования, методов, форм, технологий и стиля в соответствии с меняющейся социальной ситуацией;

- существенное     повышение     педагогической     культуры,
профессионализма, конкурентной способности учителя;

- обеспечение охраны детства, социальной защиты учителя и учащихся, забота об их физическом и психическом здоровье;

- экономическое обеспечение жизнедеятельности образования за счет дополнительной финансовой помощи из внебюджетных средств.

2.2. Здоровье детей и подростков