Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА Г. ЕКАТЕРИНБУРГА НА 2000-2003 ГГ.

Таблица 1


     Структура и актуальные показатели развития материально - технической базы (МТБ) городской системы

образования на 2000-2003 гг.

Материально - техническая база

Показатели развития

     Основные фонды - средство производства образовательных услуг;

     Оборотные фонды - малоценные и быстроизнашивающиеся предметы с коротким сроком потребления

  

Пассивная часть фондов

     1. Здания образовательных учреждений, мастерских, лабораторий
     2. Электроэнергия, коммунальные услуги
     3. Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы
     4. Здания вспомогательных служб, склады, общежития, столовые, медицинские блоки, ремонтные службы и оборудование, необходимое для функционирования вспомогательных служб

     5. Транспортные средства и топливо

     1. Объем капитального строительства

2. Количество ученических

мест в образовательных
учреждениях, в т. ч. в детских
дошкольных учреждениях и
школах - интернатах

     3. Количество мест в учреждениях для детей, оставшихся без попечения родителей
     4. Количество мест в центрах реабилитации и адаптации
     5. Количество зданий, имеющих большой физический износ и находящихся в аварийном состоянии

     6. Процент износа оборудования, необходимого для функционирования вспомогательных служб

Активная часть фондов

     6. Учебное оборудование, технические средства обучения
     7. Компьютерная и телекоммуникационная техника, расходные материалы (актуальны в связи с активным процессом информатизации)
     8. Оборудование мастерских и лабораторий: реактивы, химикаты, в т. ч. электронные программы, моделирующие процессы
     9. Библиотечный фонд (в т. ч. на электронных носителях)

10. Школьная мебель

     11. Канцтовары и другие малоценные и быстроизнашивающиеся предметы

     7. Доля учебных кабинетов и спортивных залов, оснащенных в соответствии с САНПИНами

     8. Доля оснащенных кабинетов, укомплектованных в соответствии с образовательными программами образовательных учреждений
     9. Количество компьютерных классов; оснащенность компьютерной техникой процесса управления и информационно - методической работы образовательных учреждений
     10. Наличие телекоммуникационного оборудования

     11. Обеспеченность образовательного процесса учебно - методическими материалами на электронных носителях, интерактивными учебными пособиями, в т. ч. на CD носителях

     12. Гарантированность обеспечения полным комплектом бесплатной учебной литературы неблагополучных социальных категорий граждан

13. Обеспеченность

методическими пособиями,
издаваемыми в составе новых
учебно - методических комплектов,
в т. ч. изданиями периодической

педагогической печати


          Остается острой проблема нехватки школьных зданий и ученических мест. И в 1999/2000 учебном году половина учащихся обучается во вторую смену (коэффициент сменности - 1,5). В ряде школ сохранится трехсменный режим работы. Дефицит мест ОУ города составляет 51614.

В     2000-2003 гг. крайне необходимо строительство новых школ:
в     Орджоникидзевском районе (ул. Кузнецова);
в     Октябрьском районе (ул. Саввы Белых);
в     Чкаловском районе (2 школы - в Ботаническом микрорайоне);
в     Верх  -  Исетском  районе   (строительство   нового   здания языкового лицея N 2).

Требуется строительство пристроев в 16 школах для размещения спортивных залов, в 14 - для перевода школьных столовых и пищеблоков из не приспособленных для этих целей помещений, в 5 школах - для ведения учебного процесса.

Необходимы выделение и ремонт помещений для учреждений, предусмотренных "Программой развития сети учреждений, центров и служб по реабилитации и адаптации несовершеннолетних в г. Екатеринбурге до 2000 года":

- специализированного    приюта    для    разных     категорий
несовершеннолетних, в том числе - для девочек и несовершеннолетних
мам;

- малокомплектного детского дома, что позволит разгрузить центры реабилитации и приюты в Чкаловском, Железнодорожном и Верх - Исетском районах.

Тяжелое положение и с обеспеченностью образовательных учреждений материально - техническими ресурсами: требует замены 3125 комплектов школьной мебели, ОУ города в среднем на 62% обеспечены спортоборудованием, на 60% учебными наглядными пособиями, в школах города 134 компьютерных класса, в которых находится 1485 компьютеров, причем 40% парка машин морально устарело.

Выявленные проблемы в развитии материальной базы отрасли образования являются следствием не только ограниченного бюджетного финансирования, но и неблагоприятной инвестиционной ситуации. Ошибочно рассматривать инвестиции в образовательную сферу как непроизводительные затраты, которые необходимо всемерно сокращать. Эти затраты выступают в качестве средства развития человеческих способностей и повышения эффективности общественного производства, поэтому значимость модернизации материально - технической базы системы образования аналогична развитию материального производства за счет различных инвестиционных источников.

2.5. Сотрудничество и внешние связи

Постоянно расширяются международные контакты Управления образования, районов, отдельных образовательных учреждений. В 1996-99 годах продолжалась работа по проектам "Интернет в образовании, культуре, здравоохранении", "Центр менеджмента", взаимодействие по программе ISSEP (Институт "Открытое общество").

Подписание Главой города соглашения с Институтом "Открытое общество" (Фонд Сороса) позволило на паритетных началах финансировать получение грантов учителями города и участие школьников в региональных и всероссийских олимпиадах и научно - практических конференциях.

Велись постоянная организация обмена специалистами в области образования, учителями иностранных языков, студентами и учащимися; организация языковой стажировки учителей иностранных языков и языковой практики учащихся за рубежом; проведение для педагогов города семинаров по проблемам лингвистики, обучения иностранному языку специалистами из США, Англии, Франции, Германии, Австрии; установление и развитие прямых международных контактов между образовательными учреждениями города и учреждениями образования ближнего и дальнего зарубежья; сотрудничества в области культуры и спорта.

Продолжается сотрудничество с Центрами иностранных языков (французским и английским) в Екатеринбурге, с Американским информационным центром, Британским Советом, Ассоциацией "Друзья Франции" и другими организациями по развитию международных связей.

2.6. Дошкольное детство

Потребности в дошкольных образовательных учреждениях и образовательных услугах периода детства детерминированы социально

- демографическими показателями. Начавшийся в 90-х годах спад рождаемости обусловил тенденцию сокращения численности возрастной группы детей до 7 лет.

По форме собственности все ДОУ подразделяются на:
- муниципальные, финансируемые из бюджета;

- муниципальные, находящиеся на балансе предприятий - акционерных обществ (по договору с ЕКУГИ);

- государственные, находящиеся на балансе государственных предприятий;

- являющиеся собственностью акционерных обществ, так как при акционировании они были включены в уставной капитал.

Продолжается процесс муниципализации ДОУ. С 1992 года на баланс РОУО передано от предприятий 190 детских садов без изменения профиля.

Решение Правительства РФ о включении имущественных комплексов детских садов в уставной капитал акционерных обществ привело к тому, что за последние 5 лет такие ДОУ прекратили свое существование (АО "Уралмашстрой", АО "Завод ЭМА", АО "Свердловскгражданстрой", АО "Приборостроительный завод" и др.).

Детские сады, находящиеся в государственной собственности, на балансе госпредприятий и организаций, безвозмездно в муниципальную собственность не передаются, поэтому после закрытия меняют назначение по решению СОКУГИ. В целях эффективного использования зданий муниципальных детских садов в 1999 году Постановлением Главы города было разработано и утверждено Положение "О порядке изменения назначения объектов социальной инфраструктуры для детей в г. Екатеринбурге" (N 1000 от 01.10.99), предусматривающее экспертизу и подготовку экспертного заключения о последствиях принятия решения по изменению назначения зданий, где размещались учреждения для детей.

Сегодня в городе функционирует 373 детских сада, которые посещают около 43000 детей, что составляет порядка 60% всего детского населения в возрасте от 1 года до 7 лет. Динамика развития сети и контингента ДОУ за последние 4 года приведена в табл. 12 прил. 2.