Структура и актуальные показатели развития материально - технической базы (МТБ) городской системы
образования на 2000-2003 гг.
Материально - техническая база | Показатели развития |
Основные фонды - средство производства образовательных услуг; Оборотные фонды - малоценные и быстроизнашивающиеся предметы с коротким сроком потребления |
|
Пассивная часть фондов 1. Здания образовательных учреждений, мастерских, лабораторий 5. Транспортные средства и топливо | 1. Объем капитального строительства 2. Количество ученических мест в образовательных 3. Количество мест в учреждениях для детей, оставшихся без попечения родителей 6. Процент износа оборудования, необходимого для функционирования вспомогательных служб |
Активная часть фондов 6. Учебное оборудование, технические средства обучения 10. Школьная мебель 11. Канцтовары и другие малоценные и быстроизнашивающиеся предметы | 7. Доля учебных кабинетов и спортивных залов, оснащенных в соответствии с САНПИНами 8. Доля оснащенных кабинетов, укомплектованных в соответствии с образовательными программами образовательных учреждений 11. Обеспеченность образовательного процесса учебно - методическими материалами на электронных носителях, интерактивными учебными пособиями, в т. ч. на CD носителях 12. Гарантированность обеспечения полным комплектом бесплатной учебной литературы неблагополучных социальных категорий граждан 13. Обеспеченность методическими пособиями, педагогической печати |
Остается острой проблема нехватки школьных зданий и ученических мест. И в 1999/2000 учебном году половина учащихся обучается во вторую смену (коэффициент сменности - 1,5). В ряде школ сохранится трехсменный режим работы. Дефицит мест ОУ города составляет 51614.
В 2000-2003 гг. крайне необходимо строительство новых школ:
в Орджоникидзевском районе (ул. Кузнецова);
в Октябрьском районе (ул. Саввы Белых);
в Чкаловском районе (2 школы - в Ботаническом микрорайоне);
в Верх - Исетском районе (строительство нового здания языкового лицея N 2).
Требуется строительство пристроев в 16 школах для размещения спортивных залов, в 14 - для перевода школьных столовых и пищеблоков из не приспособленных для этих целей помещений, в 5 школах - для ведения учебного процесса.
Необходимы выделение и ремонт помещений для учреждений, предусмотренных "Программой развития сети учреждений, центров и служб по реабилитации и адаптации несовершеннолетних в г. Екатеринбурге до 2000 года":
- специализированного приюта для разных категорий
несовершеннолетних, в том числе - для девочек и несовершеннолетних
мам;
- малокомплектного детского дома, что позволит разгрузить центры реабилитации и приюты в Чкаловском, Железнодорожном и Верх - Исетском районах.
Тяжелое положение и с обеспеченностью образовательных учреждений материально - техническими ресурсами: требует замены 3125 комплектов школьной мебели, ОУ города в среднем на 62% обеспечены спортоборудованием, на 60% учебными наглядными пособиями, в школах города 134 компьютерных класса, в которых находится 1485 компьютеров, причем 40% парка машин морально устарело.
Выявленные проблемы в развитии материальной базы отрасли образования являются следствием не только ограниченного бюджетного финансирования, но и неблагоприятной инвестиционной ситуации. Ошибочно рассматривать инвестиции в образовательную сферу как непроизводительные затраты, которые необходимо всемерно сокращать. Эти затраты выступают в качестве средства развития человеческих способностей и повышения эффективности общественного производства, поэтому значимость модернизации материально - технической базы системы образования аналогична развитию материального производства за счет различных инвестиционных источников.
2.5. Сотрудничество и внешние связи
Постоянно расширяются международные контакты Управления образования, районов, отдельных образовательных учреждений. В 1996-99 годах продолжалась работа по проектам "Интернет в образовании, культуре, здравоохранении", "Центр менеджмента", взаимодействие по программе ISSEP (Институт "Открытое общество").
Подписание Главой города соглашения с Институтом "Открытое общество" (Фонд Сороса) позволило на паритетных началах финансировать получение грантов учителями города и участие школьников в региональных и всероссийских олимпиадах и научно - практических конференциях.
Велись постоянная организация обмена специалистами в области образования, учителями иностранных языков, студентами и учащимися; организация языковой стажировки учителей иностранных языков и языковой практики учащихся за рубежом; проведение для педагогов города семинаров по проблемам лингвистики, обучения иностранному языку специалистами из США, Англии, Франции, Германии, Австрии; установление и развитие прямых международных контактов между образовательными учреждениями города и учреждениями образования ближнего и дальнего зарубежья; сотрудничества в области культуры и спорта.
Продолжается сотрудничество с Центрами иностранных языков (французским и английским) в Екатеринбурге, с Американским информационным центром, Британским Советом, Ассоциацией "Друзья Франции" и другими организациями по развитию международных связей.
2.6. Дошкольное детство
Потребности в дошкольных образовательных учреждениях и образовательных услугах периода детства детерминированы социально
- демографическими показателями. Начавшийся в 90-х годах спад рождаемости обусловил тенденцию сокращения численности возрастной группы детей до 7 лет.
По форме собственности все ДОУ подразделяются на:
- муниципальные, финансируемые из бюджета;
- муниципальные, находящиеся на балансе предприятий - акционерных обществ (по договору с ЕКУГИ);
- государственные, находящиеся на балансе государственных предприятий;
- являющиеся собственностью акционерных обществ, так как при акционировании они были включены в уставной капитал.
Продолжается процесс муниципализации ДОУ. С 1992 года на баланс РОУО передано от предприятий 190 детских садов без изменения профиля.
Решение Правительства РФ о включении имущественных комплексов детских садов в уставной капитал акционерных обществ привело к тому, что за последние 5 лет такие ДОУ прекратили свое существование (АО "Уралмашстрой", АО "Завод ЭМА", АО "Свердловскгражданстрой", АО "Приборостроительный завод" и др.).
Детские сады, находящиеся в государственной собственности, на балансе госпредприятий и организаций, безвозмездно в муниципальную собственность не передаются, поэтому после закрытия меняют назначение по решению СОКУГИ. В целях эффективного использования зданий муниципальных детских садов в 1999 году Постановлением Главы города было разработано и утверждено Положение "О порядке изменения назначения объектов социальной инфраструктуры для детей в г. Екатеринбурге" (N 1000 от 01.10.99), предусматривающее экспертизу и подготовку экспертного заключения о последствиях принятия решения по изменению назначения зданий, где размещались учреждения для детей.
Сегодня в городе функционирует 373 детских сада, которые посещают около 43000 детей, что составляет порядка 60% всего детского населения в возрасте от 1 года до 7 лет. Динамика развития сети и контингента ДОУ за последние 4 года приведена в табл. 12 прил. 2.