Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 марта 1998 года N 300-п

Об утверждении Регионального плана действий в интересах
охраны здоровья детей Свердловской области
на 1998 - 2000 годы

____________________________________________________________________
Фактически утратило силу в связи с истечением срока действия
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________
Действие документа продлено на 2001 год постановлением Правительства Свердловской области от 11.08.00 N 674-ПП
____________________________________________________________________________________________________________

В 1997 году на территории Свердловской области началась реализация трех программ, утвержденных постановлением Правительства Свердловской области от 03.10.96 N 873-п, "Безопасное материнство" (Охрана здоровья матери и ребенка), "Планирование семьи", "Профилактика заболеваний детского населения, проживающего в экологически неблагоприятных территориях".

В 1997 году программа "Безопасное материнство" профинансирована в объеме 1 млн. 818,4 тыс. руб.; реализация ее позволила обеспечить оказание медицинской помощи женщинам области, имеющим неблагоприятное течение родов, и новорожденным, родившимся с экстремально низкой массой, серьезными отклонениями в состоянии здоровья, в научно - исследовательском институте охраны материнства и младенчества (НИИ ОММ), приобрести необходимое оборудование.

В 1997 году в НИИ ОММ оказана помощь 1343 беременным женщинам, страдающим серьезными отклонениями в состоянии здоровья. Специалистами института проведено 154 выезда по санитарной авиации.

Реализация программы "Планирование семьи" позволила приобрести необходимые расходные материалы для диагностики заболеваний у новорожденных (фенилкетонурия, врожденный гипотиреоз), несвоевременная диагностика которых приводит к детской инвалидности. Неонатальным скринингом охвачено новорожденных на фенилкетонурию 93,8%, на врожденный гипотиреоз - 94%.

Программа "Планирование семьи" в 1997 году профинансирована в объеме 500 тыс. руб.

Реализация программы "Профилактика заболеваний детского населения, проживающего в экологически неблагоприятных условиях" позволила осуществить закуп медикаментов для проведения современных методов лечения у детей, страдающих онкогематологическими заболеваниями, внедрение которых значительно увеличивает продолжительность жизни детей. Программа профинансирована в течение 1997 года в объеме 240 тыс. руб.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 14.09.95 N 942 "Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национального плана действий в интересах детей)", постановления Правительства Российской Федерации от 19.09.97 N 1207 "О федеральных целевых программах по улучшению положения детей в Российской Федерации на 1998 - 2000 годы" Правительство Свердловской области постановляет:

1. Принять к сведению информацию о выполнении областных целевых программ "Безопасное материнство", "Планирование семьи", "Профилактика заболеваний детского населения, проживающего в экологически неблагоприятных территориях".

2. Утвердить Региональный план действий в интересах охраны здоровья детей в Свердловской области на 1998 - 2000 годы (прилагается).

3. Координатором Регионального плана действий в интересах здоровья детей в Свердловской области на 1998 - 2000 годы определить Департамент здравоохранения Свердловской области (Хальфин Р. А.).

4. Утвердить планы мероприятий по реализации областных целевых программ в 1998 году: "Здоровье матери и ребенка" (Безопасное материнство), "Планирование семьи", "Профилактика заболеваний детского населения, проживающего в экологически неблагоприятных условиях" (прилагаются).

5. Комитету по экономике Правительства Свердловской области (Ковалева Г. А.), Департаменту финансов Свердловской области (Червяков В. Ю.), Департаменту здравоохранения Свердловской области (Хальфин Р. А.) при разработке бюджета на 1998 год предусматривать средства на реализацию Регионального плана с учетом прогнозируемых поступлений в доходную часть бюджета.

Финансирование мероприятий плана в 1998 году осуществлять в пределах средств, предусмотренных Областным законом "Об областном бюджете на 1998 год".

6. Рекомендовать главам муниципальных образований разработать и утвердить до 01.04.98 муниципальные планы действий в интересах охраны здоровья детей до 2000 года.

7. Контроль за исполнением данного постановления возложить на заместителя председателя Правительства Свердловской области Спектора С. И.

Председатель правительства
Свердловской области
А. П. Воробьев


Утвержден
постановлением Правительства
Свердловской области
от 27 марта 1998 года N 300-п

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ
ДЕТЕЙ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1998 - 2000 ГОДЫ

Основные направления регионального плана действий
в интересах охраны здоровья детей в Свердловской области
до 2000 года

I. Обеспечение безопасного материнства и охраны здоровья
детей. Обобщенная оценка состояния проблемы

В последние годы (1990 - 1996 годы) значительно ухудшились основные показатели, характеризующие здоровье женщин и детей.

Отмечается рост частоты осложнений беременности, анемии - в 1,7 раза, позднего токсикоза - в 1,6 раза. Уменьшается удельный вес нормальных родов, каждые 7-е роды осложняются аномалиями родовой деятельности.

Отягощающим фактором, воздействующим на состояние здоровья женщины, в том числе на репродуктивное здоровье, является высокий уровень абортов. Данные по частоте и динамике абортов в Свердловской области свидетельствуют о том, что при абсолютном снижении числа абортов (за 5 лет число абортов снизилось с 90,8 тыс. до 66,3, т. е. на 27%), частота их (в расчете на 1000 женщин фертильного возраста) не уменьшается.

По - прежнему аборты в области остаются основным методом регулирования рождаемости, их число в 1,7 раза превышает число родов. Частота непланируемой беременности не имеет устойчивых положительных тенденций к снижению, хотя она стала ниже многолетнего показателя.

Наиболее неблагоприятным является то, что растет частота абортов у первобеременных, что является одним из наиболее весомых факторов, формирующих женское бесплодие. Причем наблюдается рост абортов у первобеременных в возрасте 15 - 19 лет.

Меняется контингент рожающих женщин, среди них увеличивается число юных матерей.

8 - 9 тысяч детей в нашей области ежегодно рождается вне зарегистрированного брака, доля их неуклонно растет.

Важнейшим интегрирующим показателем здоровья женщин репродуктивного возраста является показатель материнской смертности, на который оказывает влияние комплекс факторов: экономических, социальных, культурных, экологических, медико организационных. Среднепятилетний показатель материнской смертности по области составил 72,9 на 100000 живорожденных. Крайне неблагополучным был показатель в 1994 году - 85,8, что повлияло на уровень среднего за 5 лет показателя. Последний существенно выше аналогичного показателя в развитых странах мира и выше, чем в среднем по России (64,0).

Высокая заболеваемость беременных, осложнения родов не могут не отразиться на состоянии здоровья новорожденных.

Заболеваемость новорожденных детей в области имеет выраженную тенденцию к возрастанию.

За пятилетие она выросла в области на 110%, достигнув уровня 383 на 1000 детей.

Рост заболеваемости детей в периоде новорожденности определяет и рост заболеваемости детей 1-го года жизни. За пятилетний период она возросла на 45,8%, показатель 1995 года 2572 на 1000 детей, 2,5 заболевания в год на одного ребенка.

Качество здоровья детей первого года жизни во многом определяется наличием грудного вскармливания. Удельный вес детей, находившихся на грудном вскармливании до 3-х месяцев упал за 5 лет на 7% (с 52 до 49%).

Показатель младенческой смертности (17,6% в 1995 году) примерно равен уровню 1991 - 1992 годов (17,2%, 17,7% соответственно), в 1996 году он составлял 19,3%, в 1997 году 17,1%, но в структуре смертности нарастает удельный вес детей, погибающих в первый месяц жизни. Изменение структуры смертности детей с одной стороны связано с улучшением качества лечения и профилактического наблюдения детей старше месяца жизни, с другой является подтверждением неблагополучия внутриутробного развития, связанным с ухудшением здоровья беременных женщин.

Заболеваемость детей до 14 лет не имеет тенденции к снижению. Показатель 1995 года практически равен показателю 1991 года (общая заболеваемость 1467%, первичная - 1201%).

В то же время детская смертность имеет тенденцию к снижению на 6 - 7% в год. В структуре детской смертности при снижающемся показателе происходит рост удельного веса смерти детей от травм и отравлений (с 26% до 32%) и от отдельных состояний перинатального периода (22 - 27%).

Отмечается постепенное увеличение болезненности детей во всех возрастных группах. Нарастает патология, имеющая хроническое течение, при этом происходит "омоложение" хронических заболеваний, т. е. начало формирования хронического процесса в младшем школьном и даже дошкольном возрасте, особенно это касается заболеваний желудочно - кишечного тракта, бронхиальной астмы, сахарного диабета, поражений нервной системы, психических заболеваний. 50 60% детей имею глистно - паразитарную инвазию, нарастает число детей с близорукостью, с нарушениями опорно - двигательного аппарата, уменьшается число детей с гармоничным физическим развитием, происходит процесс децелерации физического развития.

В последние годы в Свердловской области особого внимания заслуживает увеличение частоты рождений детей с врожденными пороками развития (ВПР), что означает ежегодное, в дополнение к ныне живущим, рождение свыше 400 детей - инвалидов.

В структуре причин младенческой смертности ВПР находятся на втором месте в течение последних лет после отдельных состояний перинатального периода.

Свердловская область относится к экологически неблагополучным регионам, с высокой плотностью промышленных предприятий, являющихся источниками токсического загрязнения окружающей среды.

На 20 территориях области, где проживает более 60% всего населения области, состояние атмосферного воздуха не отвечает требованиям санитарных норм. По суммарному показателю загрязнения воздушного бассейна наиболее неблагополучными территориями являются города Екатеринбург, Каменск - Уральский, Кировград, Серов, Первоуральск, Невьянск, Верхняя Пышма, Краснотурьинск, Верхняя Салда. При этом, в санитарно - защитных зонах предприятий, в условиях максимального загрязнения атмосферного воздуха проживают более 15 тысяч человек, размещено 54 детских дошкольных учреждения, 25 школ.

В настоящее время накоплено достаточно данных, свидетельствующих о том, что хроническое действие веществ, содержащихся в атмосферном воздухе в концентрациях, превышающих допустимые уровни, является неблагоприятным фактором, влияющим на здоровье детей и их матерей. Именно в этих территориях в сравнении с экологически "чистыми" наблюдаются осложнения беременности и родов, перинатальная смертность в 1,5 - 2 раза чаще.

В 1,7 - 4,8 раза выше заболеваемость детей.

К техногенным воздействиям относятся радиационные факторы риска, связанные с деятельностью ПО "Маяк". Состояние здоровья детей, являющихся прямыми потомками жителей, получивших максимальную нагрузку в границах Восточно - Уральского радиоактивного следа (ВУРС), свидетельствует об изменении состояния иммунной системы, системы крови, дети чаще имеют отклонения в состоянии здоровья.

Вредные условия производства, на которых работают будущие отцы и матери, отражаются на состоянии здоровья потомства, что в сочетании с воздействием техногенных загрязнений, ухудшающегося состояния здоровья женщин приводит к рождению детей, нуждающихся не только в квалифицированной медицинской помощи, но часто в интенсивной терапии и реанимации.

В 1995 году в Свердловской области 3% родившихся детей (что составило 1200) нуждались в реанимационных мероприятиях, ежегодно эта цифра увеличивается на 10 - 15%. Возможность получить своевременную помощь, к сожалению, имеют не все новорожденные дети, что связано с резким уменьшением объемов помощи межрайонными реанимационными центрами из - за недостаточного финансирования.

В этой ситуации увеличилась нагрузка на реанимационно консультативный центр областной детской клинической больницы (РКЦН ОДКБ).

Крайне важным для Свердловской области является открытие областного перинатального центра. В связи с отсутствием приоритетов материнства и детства в формировании бюджетной политики Правительства Свердловской области строительство областного родильного дома стало неосуществимой задачей. При этом надо учесть, что Свердловская область - одна из крупнейших в России и, несмотря на резко снижающуюся рождаемость в течение последних пяти лет, в 1995 году в области прошло 40 тыс. родов, и из них только 25% были нормальными.

Функции перинатального центра с июня 1995 года начал выполнять Уральский научно - исследовательский институт охраны материнства и детства (УНИИ ОММ).

Материально - техническая база института в настоящее время нуждается в поддержке не только Департамента здравоохранения, но и Правительства области.

УНИИ ОММ, взяв на себя функции головного методического перинатального центра Свердловской области, в ближайшие годы должен сформировать структуру перинатальной службы области на базе межрайонных перинатальных центров в крупных городах.

Таким образом, в Свердловской области в течение ближайших 5 лет должна быть сформирована замкнутая система помощи матерям и детям, образованная:

перинатальным центром УНИИ ОММ с перинатальными межрайонными центрами и санитарной авиацией (в структуре центра медицины катастроф);

реанимационно - консультативным центром ОДКБ с межрайонными реанимационными центрами;

центром планирования семьи и медикогенетическим центром;

реабилитационными центрами (отделениями).

Обобщенная оценка государственных мер с точки зрения
их достаточности

Законами Российской Федерации и другими нормативными актами был предусмотрен ряд мер, направленных на охрану здоровья женщин и детей.

На территории Свердловской области все эти меры были реализованы:

улучшена эффективность диспансеризации беременных, хотя и не в полном объеме;

установлены дополнительные льготы родителям с детьми до 14 лет;

установлены более жесткие требования к безопасности женского труда.

Реализованы решения Правительства Российской Федерации о бесплатном отпуске молочных продуктов и льготах на приобретение медикаментов. Расширены медицинские показания определения инвалидности у детей: внедрен приказ Минздравмедпрома N 117.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20 апреля 1993 года N 468 "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения РФ" разработаны дополнительные областные программы, в том числе "Безопасное материнство", "Вакцинопрофилактика".

Вместе с тем, как показывает анализ состояния здоровья женщин и детей, сохранение неблагоприятных демографических показателей, принимаемые меры не принесли ожидаемого эффекта. Многие государственные решения в области детства приняли декларативный характер из - за отсутствия финансирования.

Цели, задачи и меры

Основными целями, задачами в области обеспечения безопасного материнства и охраны здоровья детей являются:

- снижение младенческой смертности к 2000 году с 18,7% до 15,5% за счет снижения уровня неонатальной, постнеонатальной смертности;

- снижение смертности детей от 0 до 14 лет до 115 на 100000 детей;

- снижение материнской смертности до 35 - 40 на 100000 родов;

- снижение числа абортов до 50 на 1000 женщин фертильного возраста путем реализации программы "Планирование семьи";

- снижение инфекционной заболеваемости детей, предупреждаемой с помощью вакцин (дифтерия, корь, коклюш, туберкулез, полиомиелит, паротит на основе программы "Вакцинопрофилактика");

- снижение заболеваемости детей болезнями органов дыхания, в частности, острыми респираторными заболеваниями и другими инфекционными заболеваниями путем повышения санитарной грамотности населения, обучения доступа к чистой воде и доброкачественным продуктам питания, улучшения санитарно - гигиенических условий пребывания детей в детских коллективах, внедрения Программы иммунопрофилактики детского населения против гриппа, совершенствования медицинского обслуживания детей в образовательных учреждениях (дошкольных учреждениях, школах);

- снижение детской инвалидности на основе государственной программы "Дети - инвалиды", имея в виду реализацию основных медико - технологических задач.

Выполнение указанных задач должно осуществляться на основе стратегических направлений развития службы охраны материнства и детства, которые базируются на принципе единства здоровья детей и обеспечения репродуктивных потребностей женщин и предусматривают реализацию следующих мер:

- обеспечение приоритетного и опережающего развития службы охраны материнства и детства, в том числе на основе федеральных целевых программ; на основе областных программ "Безопасное материнство", "Планирование семьи", реализация программ по снижению младенческой и материнской смертности, развитию медико генетической службы;

- развитие и укрепление материально - технической базы, усовершенствование технологий по реабилитации детей с хроническими заболеваниями и детей - инвалидов;

- обеспечение государственной гарантии бесплатной, оптимальной по объему и качеству медицинской помощи детям и женщинам в рамках Территориальной базовой программы обязательного медицинского страхования Свердловской области (в разделе акушерство и гинекология, неонатология);

- предоставление дорогостоящих специализированных видов медицинской помощи женщинам и детям: анестезиология, реанимация с реанимационно - консультативными центрами и сан. авиацией, хирургии новорожденных, содержание матерей, госпитализированных по уходу за детьми;

- развитие отечественной медицинской промышленности на основе программ конверсии, реализации программы создания медицинской техники, лекарственных препаратов для службы охраны материнства и детства (УОМЗ, АО "Тритон - Электроникс", областная станция переливания крови, центр военно - технических проблем биологической защиты, Екатеринбургское предприятие по производству бакпрепаратов, институт вирусных инфекций, завод медпрепаратов);

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»