Недействующий

ЗАКОН

ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

от 21 июня 2003 года N 39-ЗАО

Об окружной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей"

Принят Государственной Думой

Ямало-Ненецкого автономного округа

18 июня 2003 года

Документ утратил силу:

-законом автономного округа от 16.02.2005 N 14-ЗАО

Документ с изменениями и дополнениями внесенными:

-законом автономного округа от 03.06.2004 г. N 24-ЗАО

-законом автономного округа от 09.11.2004 N 70-ЗАО

Статья 1. Утвердить окружную целевую программу "Обеспечение жильем молодых семей".

Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор Ямало-Ненецкого

автономного округа Ю.В. Неёлов

г. Салехард

21 июня 2003 г.

N 39-ЗАО

УТВЕРЖДЕНА
Законом Ямало-Ненецкого автономного округа
"Об окружной целевой программе
"Обеспечение жильем молодых семей"
от 21 июня 2003 года N 39-ЗАО

ОКРУЖНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛЬЕМ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ

(срок действия 2004-2007 гг.)

ПАСПОРТ окружной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей"


Наименование  программы

Окружная целевая  программа "Обеспечение жильем молодых семей" на 2004-2007 гг.

Наименование,  номер и дата принятия решения о разработке программы

Постановление  Правительства РФ от 28.08.2002 г. N 638 "О подпрограмме "Обеспечение жильем  молодых семей", входящей в состав ФЦП "Жилище" на 2002-2010 гг.  Поручение  заместителя Председателя Правительства РФ В.Матвиенко от 15.02.2002 г.  N ВМ-П8-02364  Решение  Экспертного Совета при губернаторе автономного округа от 15.05.2002 г.

Государственный  заказчик -координатор программы

Главное управление  жилищной политики администрации автономного округа

Разработчик  программы

Главное управление  жилищной политики администрации автономного округа

Цель программы

Создание системы  государственной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы для  улучшения демографической ситуации в автономном округе

Основные  задачи программы

1. Разработка  механизма реализации системы государственной поддержки молодых семей по строительству  (приобретению) жилья в автономном округе.

2. Создание  нормативно-правовой базы автономного округа по вопросам государственной  поддержки молодых семей по строительству (приобретению) жилья.

3. Обеспечение  государственной поддержки инициативы молодежных организаций по улучшению  жилищных и социально-бытовых условий молодых семей.

Исполнители  программы

Главное управление  жилищной политики администрации автономного округа  Главное управление  по молодежной политике и туризму администрации автономного округа  Администрации  муниципальных образований автономного округа

Объемы и  источники финансирования Программы

Общий объем потребности  в финансовых средствах составит 2226,7 млн.руб., в том числе:  из федерального  бюджета 154,6 млн.руб.;
 из  консолидированного бюджета автономного округа 1391 млн.руб.;
 из личных средств  граждан 476,8 млн.руб.;
 из внебюджетных  источников 204,3 млн.руб.

Ожидаемые  конечные результаты реализации Программы

Создание условий  для реализации жилищной проблемы и повышение уровня обеспеченности жильем  молодых семей, проживающих в автономном округе.  Развитие и  закрепление семейных отношений в молодежной среде.  Развитие и  закрепление положительных демографических тенденций в обществе, повышение  рождаемости населения.  Привлечение  финансовых средств молодых семей (домохозяйств) в жилищную сферу.

Система  организации контроля за исполнением Программы

Общее руководство,  межведомственную координацию и контроль за реализацией мероприятий Программы  осуществляет Главное управление жилищной политики администрации автономного  округа.  Реализация  мероприятий Программы осуществляется муниципальными образованиями автономного  округа.

ВВЕДЕНИЕ


Окружная целевая программа "Обеспечение жильем молодых семей" (далее - Программа) разработана Главным управлением жилищной политики администрации автономного округа во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.2002 г. N 638 "О подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав ФЦП "Жилище" на 2002-2010гг., в соответствии с решением Экспертного Совета при губернаторе автономного округа от 15.05.2002 года.

Программа входит в состав окружной целевой программы "Жилище".

Программа создана на основе изучения жилищной проблемы молодежи, проживающей в автономном округе, и предлагает финансовый и организационный механизмы оказания государственной и иных видов поддержки молодым семьям в строительстве и приобретении жилья на среднесрочный период 2004 - 2007 годы.

Программа имеет своей целью улучшение жилищных условий молодых семей, стимулирования и закрепления положительных тенденций в изменении демографической ситуации в автономном округе, укрепление института семьи.

Программа предполагает мобилизацию средств молодого населения, при этом на первом этапе средства на ее реализацию предусматриваются в бюджете автономного округа для оказания адресной государственной поддержки молодым семьям на различных условиях.

1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ


На современном этапе социально-экономических преобразований положение молодежи как социально-возрастной категории является весьма уязвимым в такой жизненно важной области как жилищные условия.

Семья в общем смысле этого слова, и молодая семья в частности - это многогранный общественный институт, своего рода основная подсистема общества, выполняющая специфические функции по рождению, воспитанию и социализации новых поколений. Семья представляет собой средство и условие социально-экономического воспроизводства, фактор общественного развития в целом. Она функционирует как форма индивидуальной жизнедеятельности людей, является важнейшей составляющей социально-экономического прогресса, нравственной и политической культуры общества. Семейная жизнь вплетена во всю социальную реальность и тесно связана с процессами, происходящими в социальной психологии людей, духовной и материальной сферах.

В Российской Федерации государственное признание ценности семьи, ее роли в общественном развитии и воспитании грядущих поколений закреплено в Конституции РФ. В соответствии со ст.72 Конституции вопросы защиты семьи, материнства и детства относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ.

Принятые за последние годы нормативные правовые акты Российской Федерации и автономного округа определили предпосылки создания социально-экономической основы для осуществления государственной поддержки семьи в реформируемом обществе. Особо в этом ряду стоит одобренная в 2001 году правительственной комиссией по делам молодежи "Концепция государственной молодежной политики в Российской Федерации", а также Доктрина государственной молодежной политики Российской Федерации, разработанная в 2002 году рабочей группой Государственного Совета Российской Федерации.

В этих документах в числе первоочередных задач государственной молодежной политики признаны:

поддержка молодых семей в строительстве и приобретении жилья (предоставление субсидий, целевого льготного кредитования, ипотечного кредитования, внедрение механизмов аренды государственного и муниципального жилья);

поддержка инициатив молодежных жилищных комплексов, других молодежных объединений по строительству доступного жилья для молодежи;

создание механизмов улучшения жилищных условий при рождении двух и более детей.

Многообразные и крайне острые проблемы семьи, существующие на сегодняшний день, отразились, прежде всего, на такой категории как молодые семьи. На сегодняшний день отмечаются следующие негативные тенденции и явления, касающиеся молодых семей:

увеличивается малодетность семьи;

активно растет число неполных семей;

увеличивается численность социально незащищенной, уязвимой группы детей;

снижается воспитательный потенциал семьи, большое количество детей проживает в неблагополучных семьях;

растет детская безнадзорность.

Невостребованной оказалась жизненно важная для всех уровней власти установка, в которой молодая семья как существенная составляющая часть молодежи рассматривалась бы не только в качестве одной из социально незащищенных групп населения, а и как главный социальный ресурс общественного развития - субъект воспроизводства и инновационная сила общества.

Современное обеспечение жизнедеятельности молодой семьи нуждается не просто в совершенствовании, а в создании новой концепции законодательной базы, соответствующей нынешнему состоянию общества.

Оказывая государственную поддержку молодой семье, необходимо исходить из того, что от социально-экономических и бытовых условий жизни молодой семьи, от окружающей ее среды, и в целом от образа ее жизни зависят сохранение генофонда, физическое и духовное здоровье новых поколений.

Одной из главных задач при этом должно стать создание условий для улучшения демографической ситуации, в том числе повышение рождаемости.

Тенденции демографической ситуации в автономном округе

Жилищная проблема молодых семей существенным образом влияет на демографическую ситуацию в автономном округе. Численность постоянного населения Ямало-Ненецкого автономного округа в 2001 году составила 505,4 тыс. человек, из них 122,3 тыс. человек, или 24% составляло молодое население в возрасте от 16 до 29 лет.

За период 1996-2001 гг. численность населения вышеуказанного возраста в автономном округе увеличилась на 16,8 тыс. человек, что объясняется всплеском рождаемости в 80-х годах. Значительное увеличение численности молодежи произошло в муниципальном образовании г. Салехард. Если в 1996 году доля численности молодежи в общей численности населения составляла около 25%, то в 2001 году - почти 27%, в то время как в других муниципальных образованиях данный показатель практически не менялся на протяжении последних лет. Несмотря на некоторый рост численности молодого населения, демографическую обстановку в автономном округе нельзя назвать благополучной. Начиная с 1996 г. и по 2000 г., наблюдается колебание показателя рождаемости и естественного прироста в сторону постепенного снижения.

Обеспеченность молодых семей жильем


В 2001 году в очереди на улучшение жилищных условий в автономном округе состояло 1,8 тыс.молодых семей, что составило 5% от численности всех очередников, и почти 2% от общего числа молодого населения. В 2001 году было обеспечено жильем 223 молодых семьи, что составило около 13% от численности молодых семей, состоящих в очереди.

В 2002 году, по данным муниципальных образований, признано нуждающимися в улучшении жилищных условий 3,8 тыс.молодых семей, что почти в 2 раза превышает официальные данные статистики.

Следует отметить, что жилищные проблемы молодых семей являются основной причиной расторжения браков. В 2001 году было зарегистрировано 3,5 тыс. случаев расторжения браков, из которых 84% пришлось на молодые семьи. По экспертным оценкам специалистов более половины браков были расторгнуты по причине жилищных проблем молодой семьи. Все эти факторы прямым образом влияют на показатели рождаемости в автономном округе. Кроме этого, из года в год в автономном округе увеличивается число детей-сирот при живых родителях, при этом возраст родителей в большинстве случаев не достигает 30 лет.

Все вышеперечисленные тенденции, негативно влияющие на развитие института семьи, могут быть преодолены только в случае изменения демографического поведения населения, в первую очередь молодого поколения. Как показали социологические исследования, в качестве основных причин, по которым молодые семьи не желают иметь детей, в подавляющем большинстве случаев назывались две: отсутствие перспектив получения (приобретения) жилья и низкий уровень доходов. Необходимо подчеркнуть, что первая из указанных причин формулировалась не как собственно получение жилья, а именно как отсутствие перспектив получения жилья, потому что основная доля рождений приходится на первые брачные годы. Вынужденное проживание с родителями одного из супругов снижает уровень рождаемости и увеличивает количество разводов среди молодых семей, а также способствует росту такого крайне негативного явления как "брошенные" дети.

Улучшение жилищных условий в виде отдельной квартиры в наибольшей степени способствует увеличению размеров семьи и ее укреплению. В целом средняя населенность семей, занимающих отдельную квартиру или дом, значительно выше, чем в семьях, которые снимают комнату или живут в общежитии.

Для простого замещения поколений коэффициент суммарной рождаемости не должен опускаться ниже 2,15 ребенка на 1 семью (215 детей на 100 семей), для стабилизации численности населения должен составлять 2,2, а для обеспечения его прироста - свыше 2,2. В настоящее время он находится в пределах 1,5-1,7 ребенка в среднем на одну женщину. За период 2000-2001 гг. в округе наблюдается положительная динамика естественного прироста, что дает основание для оптимистического прогноза развития демографической ситуации. Вместе с тем на протяжении многих лет не снижается демографическая нагрузка трудоспособного населения нетрудоспособным, которая составляла в 2001 году 420 человек нетрудоспособного возраста (в том числе детей и пожилых) на 1000 лиц трудоспособного возраста.

Следствием снижения рождаемости может быть значительное сокращение молодежной популяции, что приведет в свою очередь к дефициту трудовых ресурсов, снижению интеллектуальных характеристик и ослаблению экономического потенциала общества.

Недостаточная обеспеченность жильем молодых семей, в том числе молодых специалистов, молодых инвалидов и других социально незащищенных групп молодежи в автономном округе даёт повод для поиска путей решения данной проблемы, в том числе программными методами.

Таким образом, решение жилищной проблемы молодых семей становится одной из важных составных частей молодежной и жилищной политики, реализуемой в автономном округе.

Законодательное обеспечение Программы


Программа "Обеспечение жильем молодых семей" опирается на существующие в правовом поле законодательные и нормативные акты, регулирующие отношения в области жилищной проблемы молодежи.

Жилищный кодекс РСФСР, принят 24.06.1983 г.

Указ Президента Российской Федерации "О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики" от 16.09.1992 г. N 1075 (с изменениями на 12.04.1999 г.).

Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" от 24.12.1992 г. N 4218-1

Постановление Верховного Совета Российской Федерации "Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации" от 03.06.1993 г. N 5090-1.

Постановление Правительства Российской Федерации "О дополнительных мерах поддержки молодежи в Российской Федерации" от 03.04.1996 г. N 387 (с изменениями на 03.08.1996 г.).

Постановление Правительства Российской Федерации "О предоставлении гражданам Российской Федерации , нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья" от 03.08.1996 г. N 937.

Закон Ямало-Ненецкого автономного округа "О государственной молодежной политике" от 04.02.1998 г. N 7.

Федеральная целевая программа "Жилище" на 2002-2010гг., утвержденная распоряжением правительства Российской Федерации от 17.09.2001 г. N 675.

Окружная целевая программа "Жилище", утвержденная постановлением губернатора автономного округа от 29.10.2001 г. N 651 (с изменениями на 27.11.2001 г.).

Концепция государственной молодежной политики Российской Федерации, одобренная Правительственной комиссией по делам молодежи в 2001 году.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»