ИНФОРМАЦИЯ
о деятельности Государственной Думы
Ямало-Ненецкого автономного округа в 2003 году
28 января 2004 года г. Салехард
Добрый день, уважаемые коллеги!
Уважаемые господа приглашенные!
Рад приветствовать вас на первом в этом году заседании Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа.
Подводя итоги прошлого, 2003 года, нельзя не отметить ряд событий, актуальных как для автономного округа, так и для Российской Федерации в целом.
Приняты федеральные законы «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», внесены изменения в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Правительством внесен в Государственную Думу Федерального Собрания проект закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений».
Но, пожалуй, главным политическим событием для всех нас стали выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. Ямальцы сделали свой выбор. Наш депутат Наталья Владимировна Комарова возглавила в Государственной Думе Федерального Собрания Комитет по природным ресурсам и недропользованию, занимающийся одним из важнейших направлений законотворческой деятельности наших парламентариев, влияющий на стабильное развитие регионов России.
Для укрепления государственности, проведения согласованной политики с регионами при Совете Федерации Федерального Собрания второй год работает Совет законодателей, в который вошли руководители законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации. Оценивая работу Совета, Президент России Владимир Владимирович Путин отметил, что совместная работа региональных парламентариев способствовала улучшению качества законотворческой деятельности и созданию в целом единого правового поля в Российской Федерации.
При этом хочу отметить, коллеги, что законодательство Ямало-Ненецкого автономного округа полностью соответствует федеральному, что неоднократно подчеркивалось в выступлениях на Совете законодателей при Совете Федерации и на совещаниях законодателей при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе.
В течение года на заседаниях Государственной Думой Ямало-Ненецкого автономного округа были своевременно рассмотрены и приняты 27 законов по приведению законодательных актов Ямало-Ненецкого автономного округа в соответствие с изменяющимся федеральным законодательством.
Минувший год стал очередным шагом реформирования государственного, политического и экономического устройства нашей страны, что во многом сказалось на деятельности Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа.
Наша работа в 2003 году стала продолжением деятельности, начатой депутатами предыдущих созывов. В автономном округе успешно реализуется политика, направленная на качественный рост социальных программ, формирование и развитие устойчивой экономической базы, политической жизни автономного округа.
В течение года состоялось 13 заседаний Государственной Думы автономного округа, депутатами рассмотрены и приняты 67 законов, над проектами которых велась планомерная методичная работа в комитетах Государственной Думы автономного округа.
Одним из важных направлений в 2003 году стали разработка и принятие целого блока законов об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме. Новое федеральное законодательство привнесло изменение порядка формирования представительных органов государственной власти. Уже следующий созыв Государственной Думы автономного округа будет избираться по новой системе - половина от общего числа депутатов будет избрана по партийным спискам.
Закон «Об обращениях граждан», принятый Государственной Думой автономного округа в 2003 году, как средство укрепления связи органов государственной власти и местного самоуправления с населением, дает возможность жителям автономного округа влиять на уже сформированные ими государственные органы и органы местного самоуправления, оперативно реагировать на экономические, социальные, политические потребности общественных объединений, коллективов и отдельных граждан. На основании обращений граждан Государственной Думой автономного округа принят Закон Ямало-Ненецкого автономного округа «О содержании и защите домашних животных на территории Ямало-Ненецкого автономного округа». Утверждено толкование пункта 2 статьи 5 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа «О ежемесячном дополнительном материальном обеспечении граждан за особые заслуги перед Ямало-Ненецким автономным округом».
Значительная часть принятых депутатами законов регулирует вопросы экономической и налоговой политики автономного округа. В декабре 2003 года был принят основной финансовый документ года - окружной бюджет на 2004 год. Впервые за последние годы консолидированный бюджет Ямала сформирован с дефицитом в четыре миллиарда рублей. В целях компенсации выпадающих доходов бюджета Законом автономного округа «О налоге на имущество организаций» изменена система имущественного налогообложения. Имущественные налоги должны стать в 2004 году серьезным источником доходов регионального бюджета в размере почти 5 миллиардов рублей. Налог на игорный бизнес, установленный Законом автономного округа «О ставках налога на игорный бизнес», также должен стать дополнительным источником доходов окружного бюджета.
Благодаря принятому Закону Ямало-Ненецкого автономного округа «О государственном заказе Ямало-Ненецкого автономного округа» изменена сложившаяся практика игнорирования конкурсного механизма закупки товаров и услуг для государственных нужд. В прошедшем году в округе проведено более 600 конкурсов и других способов закупки, по итогам которых заключено свыше 500 государственных контрактов на сумму более 9 миллиардов рублей. Однако в условиях снижения бюджетной обеспеченности необходимо принять меры по повышению эффективности организации кампаний по заключению контрактов на поставку продукции для государственных нужд.
При этом следует усилить контроль за расходованием средств окружного бюджета. Каждый случай нецелевого расходования средств должен быть предметом служебного разбирательства, а соответствующие должностные лица обязаны нести административную и иную ответственность. В 2003 году Счетной палатой автономного округа проведено 21 контрольно-ревизионное мероприятие. Была проведена проверка 77 предприятий и учреждений автономного округа. Возвращено в окружной бюджет и бюджеты муниципальных образований более 110 миллионов рублей. По итогам ревизионных проверок привлечено к дисциплинарной ответственности 29 должностных лиц.
По-прежнему на особом контроле органов государственной власти автономного округа остается вопрос формирования финансовой основы для реализации начатой реформы местного самоуправления, предполагающей расширение бюджетной самостоятельности и ответственности местных органов власти. Об этом говорится в послании Президента Российской Федерации. Закон автономного округа «О бюджете автономного округа на 2004 год» разработан и принят с учетом решения и этих задач.
С принятием ряда федеральных законов наш бюджет лишился части основных источников доходов. Депутаты Государственной Думы автономного округа совместно с губернатором и администрацией автономного округа в целях сохранения социальной направленности бюджета и устойчивости бюджетов муниципальных образований передали в местные бюджеты такие стабильные источники доходов, как налог на доходы физических лиц и налог на прибыль организаций.
Сформированы бюджетные фонды финансовой поддержки муниципальных образований, регионального развития и фонд компенсаций, позволяющие повысить ответственность за эффективным использованием бюджетных средств.
Уважаемые депутаты! Социальная сфера всегда являлась приоритетом в работе Государственной Думы автономного округа. В минувшем году был принят ряд мер, направленных на улучшение жизни населения автономного округа. Тяжелые жилищные условия ямальцев, проживающих в сельских муниципальных образованиях, не раз становились предметом обсуждения депутатов. В феврале 2003 года мы провели выездное заседание в Тазовском районе и на конкретном примере смогли убедиться, в каком состоянии находится жилой фонд северных поселков. Была создана рабочая комиссия по совершенствованию жилищной политики в автономном округе, в которую вошли и депутаты Государственной Думы автономного округа. Один из результатов деятельности комиссии - Закон автономного округа «Об окружной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей». Уже в настоящем году 200 семей смогут обзавестись собственным жильем. Для автономного округа это кажется небольшой цифрой, но мы знаем, уважаемые депутаты, что при тех финансовых потерях, которые понес окружной бюджет в этом году, нам все-таки удалось предусмотреть средства для выполнения программ по строительству жилья. И если вновь вспомнить цифры годового финансового документа округа, мы отмечаем, что более 80 процентов бюджета округа направлены на реализацию социальных программ. В 2004 году, так же как и в предыдущем, нам удалось сохранить выплаты работникам бюджетной сферы, неработающим пенсионерам и коренному населению, занятому в традиционных отраслях хозяйствования. Свыше трехсот миллионов рублей в бюджете автономного округа на текущий год предусмотрены на финансирование объектов здравоохранения Ямала.
Уважаемые коллеги! Говоря о незащищенных слоях населения, мы часто подразумеваем людей старшего поколения. Безусловно, они нуждаются в государственной поддержке, но есть еще одна категория ямальцев, которые также должны иметь социальные гарантии и поддержку органов государственной власти - это наша смена, наша молодежь. Приведу официальные цифры: в автономном округе проживает 116 тысяч человек в возрасте от 14 до 30 лет, то есть молодежь составляет 28 процентов от общего числа населения. Встречаясь с лидерами молодежных объединений на окружном форуме молодежи в Надыме в декабре прошлого года, я отметил, что наша будущая смена готова активно принимать участие в управлении автономным округом. Как продолжение диалога «молодежь и власть» сегодня ведется работа по созданию молодежной Палаты при Государственной Думе автономного округа.
В 2003 году мы уже приняли законы автономного округа «Об окружной целевой программе «Молодежь Ямала», «Об окружной целевой программе содействия занятости населения Ямало-Ненецкого автономного округа», продолжается работа депутатов над законом «О квотировании рабочих мест в Ямало-Ненецком автономном округе».
Не могу не остановиться подробно еще на одном вопросе - взаимоотношениях трех субъектов Федерации. В 2003 году продолжена работа по совершенствованию взаимоотношений между субъектами Федерации: Тюменской областью, Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким автономными округами.
Сегодня перед нами стоят новые задачи - работа по взаимной передаче части полномочий автономного округа Тюменской области, в соответствии с федеральным законом. Свою позицию в вопросах разграничения полномочий между областью и автономией озвучил в ежегодном послании губернатор округа Юрий Васильевич Неёлов. Мы исходим из того, подчеркнул он, что ломать существующую в автономном округе систему управления и распределения полномочий не следует. Она окончательно сформировалась у нас к середине 90-х годов прошлого столетия и в целом хорошо зарекомендовала себя. Благодаря этому удалось обеспечить высокие темпы роста экономики и социальной инфраструктуры региона. И темпы эти таковы, что сегодня Ямал входит в пятерку самых экономически развитых регионов России. Нам необходимо, начиная с 2005 года, выработать такой механизм взаимоотношений, который бы максимально сохранил накопленный Ямалом и Югрой потенциал в сфере социальной политики. Одновременно ряд функций можно было бы оставить за областными органами власти, не делегируя автономным округам.
Уважаемые коллеги! В программе законотворческой работы на 2004 год нам предстоит рассмотреть ряд законопроектов, регулирующих социально-экономические процессы в автономном округе, принять поправки в действующие законы, регулирующие государственно-правовое строительство автономного округа; вопросы развития органов местного самоуправления, в частности, принять закон «О местном самоуправлении в Ямало-Ненецком автономном округе».
В этом году нам предстоит принять изменения в законы автономного округа «О развитии ипотечного кредитования» и «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе». Должны быть рассмотрены и приняты законы автономного округа «Об охране окружающей среды и обеспечении экологической безопасности на территории Ямало-Ненецкого автономного округа», «Об утверждении окружной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005 - 2010 годы». Кроме того, необходимо внести изменения в Закон автономного округа «Об образовании».
Главной нашей задачей остается совместная работа с органами государственной власти, органами местного самоуправления, нацеленная на сохранение стабильности и динамичности развития нашего региона. Для этого предполагается внести изменения в закон «Об инвестициях» и рассмотреть закон «Об управлении государственной собственностью Ямало-Ненецкого автономного округа».