Недействующий

Российская Федерация

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

ЗАКОН

Об окружной целевой программе содействия занятости населения
Ямало-Ненецкого автономного округа на 2004-2006 годы

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
Закона Ямало-Ненецкого автономного округа
от 16 декабря 2004 года N 95-ЗАО

____________________________________________________________________



Статья 1. Утвердить окружную целевую программу содействия занятости населения Ямало-Ненецкого автономного округа на 2004-2006 годы.

Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор
  Ямало-Ненецкого автономного округа
Ю.В.Неелов

     
г. Салехард

8 ноября 2003 года

N 54-ЗАО     

УТВЕРЖДЕНА
 Законом Ямало-Ненецкого
автономного округа
   от 8 ноября 2003 N 54-ЗАО
 «Об окружной целевой программе содействия занятости населения
   Ямало-Ненецкого автономного округа на 2004-2006 годы»

     

ОКРУЖНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
содействия занятости населения Ямало-Ненецкого автономного округа
на 2004 - 2006 годы


г. Салехард
2003 год


ПАСПОРТ
ОКРУЖНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ
НАСЕЛЕНИЯ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО - АВТОНОМНОГО ОКРУГА  
НА  2004-2006 ГОДЫ


Наименование

Программы                       -


Окружная целевая программа содействия занятости  населения Ямало-Ненецкого автономного  округа на 2004-2006 годы.


Государственный

заказчик Программы       -


Департамент Федеральной государственной службы занятости населения по Ямало-Ненецкому автономному округу.


Основные разработчики Программы                       -


Департамент Федеральной государственной службы занятости населения по Ямало-Ненецкому автономному округу, рабочая группа Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа, государственные  учреждения - городские и районные центры занятости населения Ямало-Ненецкого автономного округа.

Цель Программы              -

Цель Программы состоит в определении  ключевых проблем рынка труда Ямало-Ненецкого автономного округа  и разработке комплекса мер, направленных на развитие системы управления рынком труда, и создание условий  для достижения соответствия между спросом на рабочую силу и ее предложением в интересах возможно полного удовлетворения потребностей населения в оплачиваемой работе  и развития продуктивной занятости населения Ямало-Ненецкого автономного округа.

Задачи Программы          -

Расширение доступа незанятых граждан к активным программам содействия занятости на основе повышения  их мотивации к трудовой деятельности.

Осуществление превентивных мер по предупреждению высвобождения работников, смягчению последствий высвобождения на основе проведения предувольнительных консультаций по вопросам трудоустройства, широкого информирования  о потребностях предприятий автономного округа в кадрах, возможности профессионального обучения и переподготовки с последующим трудоустройством.

Дальнейшее развитие, повышение качества  и продуктивности системы профессионального обучения и профессиональной ориентации безработных граждан и незанятого населения в целях обеспечения конкурентоспособности  и роста профессиональной мобильности рабочей силы на рынке труда.

Улучшение информирования граждан о спросе на рабочую силу и ее предложении, расширение доступа населения к информации о вакансиях.


Перечень основных

мероприятий                     -













Совершенствование нормативно-правовой базы;

информирование работодателей и население о рынке труда;

содействие развитию самозанятости и предпринимательства;

содействие занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите;

профессиональная ориентация и психологическая поддержка населения;

профессиональное обучение безработных граждан;

материальная поддержка безработных граждан;

содействие развитию органов службы занятости

автономного округа


Исполнители основных мероприятий                     -


Департамент Федеральной государственной службы занятости населения по Ямало-Ненецкому автономному округу, государственные учреждения - городские и районные центры занятости Ямало-Ненецкого автономного округа, департамент по труду и социальной защите населения Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа, главное управление по молодёжной политике и туризму Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа, департамент экономики и инвестиционной политики Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа, департамент образования Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа, департамент по делам коренных малочисленных народов Севера Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа, комитет по профилактике и борьбе с наркоманией Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа.


Объемы и источники

финансирования

Программы                       -

 

В 2004-2006 годах финансовые затраты на реализацию Программы из окружного бюджета составят 21,0 млн.рублей, в том числе в 2004 году - 7,0 млн.рублей.

Объемы финансирования подлежат уточнению и могут корректироваться при изменении  нормативно-правовой базы и порядка финансирования мероприятий Программы содействия занятости населения.


Ожидаемые конечные результаты реализации Программы           -




Реализация Программы в течение 2004-2006 годов позволит:

сохранить уровень регистрируемой безработицы  в пределах 3,3%, в том числе в 2004 году - в пределах 3,15%;

оказать содействие в трудоустройстве на постоянной и временной основе 54 тыс.человек, в том числе в 2004 г.- 17,8 тыс.человек, из них на постоянную работу -  5,6 тыс.человек;





обеспечить трудоустройство на общественные работы 3,8 тыс. человек, в том числе в  2004 г. - 1,34 тыс.человек;

организовать временное трудоустройство 32 тыс. несовершеннолетних  граждан, в том числе в 2004 г. - 10,2 тыс.человек;

направить на профессиональное обучение, повышение квалификации и переподготовку с целью последующего трудоустройства  3,6 тыс. безработных граждан, в том числе в 2004 г. -     1,2  тыс.человек;

провести профориентационную работу с 36 тыс.человек, в том числе в 2004 г. - с  12 тыс.человек;

оказать содействие временному трудоустройству  безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите, - 2,4 тыс.человек, в том числе в 2004 г. - 0,6 тыс.человек;

обеспечить социальную поддержку безработных граждан  (выплата пособия по безработице, досрочной пенсии, стипендии в период прохождения профобучения и др.) - 51 тыс.человек, в том числе в 2004 г. - 17 тыс.человек;







Контроль над

реализацией Программы -

обеспечить формирование банка вакансий органов службы занятости за счет поступлений сведений от работодателей о свободных рабочих местах - 62,6 тыс.вакансий, в том числе в        2004 году - 20,9 тыс.вакансий.

Контроль за выполнением Программы осуществляет Администрация Ямало-Ненецкого автономного округа совместно  с Департаментом Федеральной государственной службы занятости населения по Ямало-Ненецкому автономному округу.

     

ВВЕДЕНИЕ     


Окружная целевая программа содействия занятости населения Ямало-Ненецкого автономного округа на 2004-2006 годы (далее Программа) разработана в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в РФ», Постановлением Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 мая 2001 г. N 380, а также с учетом рекомендаций Минтруда России.

Подготовка Программы осуществлялась на основе анализа сложившейся ситуации на рынке труда автономного округа, городов и районов, прогноза социально-экономического развития автономного округа на период до 2006 года, а также предложений структурных подразделений Администрации автономного округа, предприятий автономного округа, образовательных учреждений автономного округа и других заинтересованных сторон. В данной Программе прослеживается преемственность «Окружной целевой программы содействия занятости населения Ямало-Ненецкого автономного округа на 2001-2003 годы».

Настоящая Программа определяет приоритеты государственной политики занятости населения на 2004-2006 годы.

В 2001-2002 годах на реализацию активных мероприятий по содействию трудоустройству населения было израсходовано из федерального бюджета - 285,47 млн. рублей. В 2003 году средства, выделенные из федерального бюджета на проведение активных мероприятий, будут потрачены в сумме 127,77 млн. рублей.

В 2004-2006 годах финансовые затраты на реализацию активных мероприятий по содействию трудоустройству населения составят 478,51 млн. рублей, в том числе из окружного бюджета - 21,00 млн. рублей.

На социальную поддержку безработных граждан из средств федерального бюджета на 2004-2006 годы потребуется 363,93 млн. рублей, в том числе в 2004 году - 121,31 млн. рублей.

Финансирование программных мероприятий по содействию занятости населения предполагается осуществлять за счёт средств окружного бюджета.


Термины и понятия, используемые в Программе


Рынок труда - система общественных отношений, социальных норм и институтов, обеспечивающих воспроизводство, обмен рабочей силы по цене, определяемой соотношением спроса и предложения, и ее использования.


     Политика на рынке труда
- совокупность социально-экономических мер, принимаемых государством в сфере формирования (улучшения профессионально-образовательных характеристик), обмена  (совершенствование механизмов  высвобождения, перераспределения и трудоустройства), использования рабочей силы (регулирование условий и оплаты труда, рост производительности труда, превентивные меры по предупреждению высвобождения

работников).

Предложение рабочей силы - сложившаяся при данных экономических, демографических, социальных условиях общая численность людей, занятых в экономике и ищущих работу (экономически активное население).

Спрос на рабочую силу - суммарное количество замещенных и вакантных рабочих мест.

Занятость - деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.

Экономически активное население - часть населения, включающая всех занятых и безработных граждан, как зарегистрированных, так и незарегистрированных в органах службы занятости.

Безработные - лица, которые в соответствии с методологией МОТ  не имеют работы (доходного занятия), занимаются поиском работы, готовы приступить к работе немедленно.

Безработные, зарегистрированные в органах  службы занятости, - лица трудоспособного возраста, не имеющие работы и заработка, зарегистрированные в органах службы занятости по месту жительства в установленном законодательством порядке, ищущие работу и готовые приступить к ней.

Активные программы содействия занятости населения - управляющий документ, планирующий комплекс мероприятий, увязанных и сбалансированных по срокам, исполнителям, ресурсам, затратам, и направленных на повышение конкурентоспособности безработных и незанятых граждан на рынке труда, оказание им помощи в трудоустройстве, создание новых рабочих мест и т.д.

Пассивные программы содействия занятости населения - управляющий документ, планирующий комплекс мероприятий, увязанных и сбалансированных по срокам, исполнителям, ресурсам, затратам, и направленных на социальную (финансовую) поддержку безработных граждан.

Сокращения, используемые в Программе

Департамент ФГСЗН по ЯНАО - Департамент Федеральной государственной службы занятости населения по Ямало-Ненецкому автономному округу.

ЯНАО - Ямало-Ненецкий автономный округ.

Департамент по делам КМНС Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа - департамент по делам коренных малочисленных народов Севера Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа.

ЗАНЯТОСТЬ И РЫНОК ТРУДА ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО
АВТОНОМНОГО ОКРУГА

Анализ ситуации и содержание проблемы в сфере занятости


В 2000-2002 годах в Ямало-Ненецком автономном округе произошел рост объемов промышленной продукции, производства потребительских товаров, перевозок грузов предприятиями транспорта, увеличились объемы инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования. Позитивные изменения в экономике автономного округа оказали благоприятное влияние на положение в сфере занятости и на рынке труда:

- увеличение численности занятых в крупных и средних предприятиях автономного округа за период 2000 - 2002 г.г. составило 14,5 тыс.человек;

- значительное снижение масштабов высвобождения рабочей силы с 1296 человек, подлежащих высвобождению, до 808 человек. В общей численности безработных доля граждан, уволившихся по собственному желанию, составляет наибольший процент - 42%.

В то же время, несмотря на положительные тенденции:

- сохраняется дифференциация территорий по уровню безработицы. На 01.01.2003 года при уровне регистрируемой безработицы по автономному округу 2,92% данный показатель варьировал от 1,34% (г. Губкинский) до 6,67% (Ямальский, Приуральский районы);

- наблюдается уменьшение количества вакансий, заявленных предприятиями в органы службы занятости. По сравнению с 2001 годом количество заявленных вакансий в 2002 году уменьшилось на 36%, в результате чего напряженность на рынке труда увеличилась в 2 раза;

- остается проблема «женской» занятости. Доля женщин среди общей численности безработных составляет 67,2%;

- отмечается рост безработицы в сельских районах. За последние 2 года доля безработных, проживающих в сельской местности, возросла с 35% до 37%. Основными причинами безработицы в сельских районах является отсутствие необходимого количества рабочих мест в несельскохозяйственной сфере, а труд в сельском хозяйстве недостаточно привлекателен для молодежи, которая составляет более трети от общей численности безработных. Кроме того, недостаток денежных средств у населения сдерживает развитие предпринимательства на селе.

Отличительной чертой состава сельских безработных является более низкий, чем у безработных, проживающих в городах, образовательный уровень.

Так, каждый пятый из числа зарегистрированных безработных, проживающих в сельских районах, не имеет полного среднего образования. Около 65% всех сельских безработных составляют лица, не приступавшие к трудовой деятельности, не имеющие профессии и лица с длительным перерывом в работе. Преобладание в составе безработных лиц, профессионально не подготовленных к трудовой деятельности в условиях недостатка рабочих мест обуславливает застойный характер сельской безработицы:

усиливается несоответствие предложения рабочей силы и спроса на нее;

остается сложным трудоустройство граждан, особо нуждающихся в социальной защите.

Комплексное и системное решение выше обозначенных проблем через «Окружную целевую программу содействия занятости населения Ямало-Ненецкого автономного округа на 2004-2006 годы» позволит достичь положительных результатов в развитии трудовой сферы Ямало-Ненецкого автономного округа.


Прогноз спроса и предложения рабочей силы рынка труда


По прогнозу социально-экономического развития автономного округа в течение 2004-2006 годов сохранится тенденция существенного увеличения предложения рабочей силы над спросом предприятий автономного округа в кадрах.

В предстоящие три года будет отмечаться увеличение численности населения в трудоспособном возрасте, которая  увеличится на  1% , в основном, за счет:

- молодежи, вступающей в трудоспособный возраст;

-  привлечения в трудовые ресурсы топливно-энергетического комплекса  занятых вахтовым методом.

Миграционный прирост населения, главным образом из стран ближнего зарубежья (стран СНГ), будет незначительным и в целом не окажет существенного влияния на ситуацию  на региональном рынке труда.

Ожидается, что в 2004-2006 годах численность экономически активного населения  увеличится с 313,1 тыс. человек до 319 тыс. человек, а численность  занятых в экономике увеличится  с 320 тыс. человек до 321,5 тыс. человек.

Согласно прогнозу численность экономически активного населения, вследствие роста численности трудоспособного возраста, будет по своей динамике опережать рост занятости. В результате численность безработных может увеличиться к 2005 году до 10 000 человек.

Регистрируемая безработица, с учетом возможного роста общей безработицы, происходящего сейчас увеличения обращаемости граждан в органы службы занятости, возможного дальнейшего повышения минимальных размеров  пособий по безработице, может продолжить увеличение до  11000 человек в 2006 году. Возможность подобного развития событий уже сейчас требует предусмотреть расширение финансирования основных направлений политики занятости, в первую очередь, реализации мероприятий по трудоустройству граждан.

Существенным аспектом прогнозирования состояния рынка труда является расчет возможных изменений межотраслевых пропорций, высвобождения или дополнительного привлечения занятых в те или иные отрасли. От этого зависит не только политика рынка труда, но и политика в сфере образования и профессиональной подготовке.

В 2004-2006 годах на рынке труда Ямало-Ненецкого автономного округа наибольшим спросом будут пользоваться рабочие профессии: слесарь различных специализаций, плотник, электрогазосварщик, вышкомонтажник,  электромонтер всех специальностей, водитель, продавец, повар, а также специальности: инженер различных специализаций, бухгалтер, энергетик, учитель.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

         

Главной целью Программы является создание условий  для достижения соответствия между спросом на рабочую силу и ее предложением в интересах возможно полного удовлетворения потребностей населения в оплачиваемой работе  и развития продуктивной занятости населения Ямало-Ненецкого автономного округа.

Основными задачами  государственной политики  занятости населения  Ямало-Ненецкого автономного округа в 2004-2006 годах будут являться:

- расширение доступа незанятых граждан к активным программам содействия занятости на основе повышения их мотивации к трудовой деятельности;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»