Недействующий

ЗАКОН

ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

от 08 ноября 2003 года N 55-ЗАО

Об окружной целевой программе "Молодежь Ямала (2004-2006 годы)"

Принят Государственной Думой

Ямало-Ненецкого автономного округа

29 октября 2003 года

Документ утратил силу в связи с истечением срока действия

Статья 1. Утвердить окружную целевую программу "Молодежь Ямала (2004-2006 годы)".

Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.


Губернатор Ямало-Ненецкого

автономного округа Ю.В.Неёлов

г.Салехард

08.11.2003 г.

55-ЗАО

УТВЕРЖДЕНА
Законом Ямало-Ненецкого
автономного округа
от 08 ноября 2003 г. 55-ЗАО
"Об окружной целевой программе
"Молодежь Ямала (2004- 2006 годы)"

ОКРУЖНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Молодёжь Ямала (2004 - 2006 годы)" г. Салехард 2003 год

ПАСПОРТ ОКРУЖНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "МОЛОДЁЖЬ ЯМАЛА (2004-2006 годы)"


Наименование  Программы

Окружная  целевая программа  "Молодёжь Ямала  (2004-2006 годы)"

Нормативно-правовые  основания для разработки Программы

1. c:\content\ngr\RU0000Z198900006.doc
 2. c:\content\ngr\RU0000R199505301.doc .
 3. Федеральный закон от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершенно-летних" .
 4. Федеральный закон от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" .
 5. Федеральный закон от 28 июня 1995 года N 90-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" .
 6. Закон автономного округа от 09 февраля 1998 года N 7-ЗАО "О государственной молодежной политике в Ямало-Ненецком автономном округе" .
 7. Постановление Губернатора ЯНАО от 24 мая 2001 года N 380 "О порядке разработки, утверждения и исполнения государственных программ на территории Ямало-Ненецкого автономного округа".

Государственный  заказчик Программы

Главное  управление по молодежной политике и туризму Администрации Ямало-Ненецкого  автономного округа

Координатор  Программы

Главное  управление по молодежной политике и туризму Администрации Ямало-Ненецкого  автономного округа

Цели Программы

Формирование  системного государственного влияния на процессы социализации молодого поколения;
 создание условий и  гарантий самореализации молодых граждан;
 использование  инновационного потенциала молодежи для обеспечения устойчивого развития  гражданского общества

Сроки реализации  Программы

2004 - 2006 годы

Основные  мероприятия Программы

Развитие системы  гражданского и военно-патриотического воспитания молодежи Ямала;
 содействие  самореализации молодежи в общественной жизни;
 социально-нравственное  оздоровление молодежной среды, развитие системы социальных служб для  молодежи;
 развитие системы детского  и молодежного отдыха, подготовка кадров для работы в окружных лагерях;
 поддержка молодой  семьи;
 поддержка  творческой молодежи, организация досуга детей и молодежи;
 поддержка  молодежного предпринимательства, содействие в профессиональном самоопределении  и занятости молодежи;
 социализация  молодежи коренных малочисленных народов Ямала: содействие в формировании  национального кадрового резерва;
 развитие туризма;
 информационно-методическое  и материально-технологическое обеспечение молодежной политики

Разработчик  Программы

Главное управление  по молодежной политике и туризму Администрации Ямало-Ненецкого автономного  округа

Исполнители  Программы

Главное управление  по молодёжной политике и туризму Администрации автономного округа;
 департамент  образования Администрации автономного округа;
 департамент  Федеральной государственной службы занятости населения по Ямало-Ненецкому  автономному округу;
 департамент  информации и социально-политических исследований Администрации автономного  округа;
 департамент по  труду и социальной защите населения Администрации автономного округа;
 военный  комиссариат Ямало-Ненецкого автономного округа;
 органы по делам  молодежи муниципальных образований автономного округа

Объемы и источники  финансирования Программы

Общий объем  необходимых финансовых средств на реализацию Программы в 2004-2006 годах  составляет 70 000,0 тыс. руб., из них в 2004 году - 15 500,0 тыс. руб., 2005  году - 25 120,0 тыс. руб., 2006 году - 29 380,0 тыс. руб.

Ожидаемые конечные  результаты реализации Программы

Объединение и  координация усилий органов государственной власти, различных ведомств,  учреждений, организаций, общественных объединений для реализации окружной  молодёжной политики в решении актуальных проблем молодёжи;
 рост деловой  активности и предприимчивости молодёжи;
снижение социальной напряженности  путем обеспечения занятости подростков и молодёжи;
 повышение  духовно-нравственного, интеллектуа ль-ного и творческого потенциала молодёжи;
 улучшение здоровья  молодого поколения, снижение наркомании, алкоголизма в молодёжной среде и  уровня безнадзорности среди подростков;
 выравнивание  демографической ситуации в округе

Контроль за  исполнением Программы

Заместитель  Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа по социальному развитию

Молодежь - стратегический ресурс российского общества. Нереализованные возможности молодого поколения, нерешенные молодежные проблемы в современном мире становятся проблемой всех, а не только молодых.

Активные преобразования общества в последнее десятилетие вскрыли огромный пласт проблем, касающихся молодежи. Анализ показывает, что в молодежной среде усиливается социальная дифференциация, особенно заметно растущее расслоение по социально-экономическим показателям, меняется система взаимоотношений, заметно ухудшается положение дел с защитой социальных, трудовых прав и гарантий подростков и молодежи.

По мнению специалистов, сегодня в социальной сфере весьма отчетливо проявляется тенденция к регионализации социальных процессов. Особую проблему в этом плане представляет организация жизнедеятельности населения и, прежде всего, функционирование социальных институтов образования и воспитания молодежи в условиях Крайнего Севера.

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Окружная целевая программа "Молодежь Ямала (2004-2006 годы)" разработана на основании федеральной целевой программы "Молодежь России (2001-2005 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2000 года. N 1015, решения Координационного совета при Губернаторе Ямало-Ненецкого автономного округа и является продолжением программы "Молодежь Ямала (2002-2003 годы)".

Программа "Молодежь Ямала (2002-2003 годы)" смогла заложить основы для будущего развития, создать необходимые предпосылки для объединения молодежи и органов управления, развить новые формы проведения свободного времени подростками и молодежью, улучшить работу по профилактике наркомании и безнадзорности, поднять на новый качественный уровень проведение летней оздоровительной кампании, работу детских и молодежных общественных организаций.

На современном этапе молодежная политика автономного округа должна ориентироваться на создание механизмов, направленных на закрепление и дальнейшее развитие достигнутых результатов.

Несмотря на достаточно хороший итог реализации программы "Молодежь Ямала (2002-2003 годы)", в настоящее время государственная молодежная политика в автономном округе осуществляется в условиях обострения социальных проблем молодежи: роста безработицы, высокого уровня вовлечённости молодёжи в процесс наркотизации и алкоголизма, преступную деятельность, ухудшения физического развития и здоровья, проблем с жильем, роста числа разводов и т.д. Ориентация на материальные ценности отбрасывает на задний план ценности духовного развития и патриотизма молодежи. Данная ситуация усугубляется дефицитом ресурсных возможностей, скудностью материально-технической базы учреждений и организаций сферы молодежной политики, нехваткой управленческих кадров в сфере молодежной политики.

По данным Комитета государственной статистики Ямало-Ненецкого автономного округа на 01 января 2003 года доля молодёжи от 14 до 30 лет составила 28 процентов, или 116743 человека, а вместе с детьми и подростками 62 процента, или 322 216 человек. Это больше половины населения автономного округа. Из общего количества молодежи резко выделяются 14-15-летние - 21562 человека и 20-24-летние - 46 997 человек. В ближайшей перспективе доля молодёжи в составе населения округа будет возрастать, что обусловлено стабильным уровнем рождаемости (5933 человека за 2000 год, 6781 человек за 2002 год, 3100 человек - за 5 месяцев 2003 года). Определенно сказывается на рождаемости положение с брачностью населения. По данным главного управления записи актов гражданского состояния Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа основной возраст вступления в брак - от 18 до 24 лет (см. таблицу 1).

Таблица 1. Регистрация заключения брака по Ямало-Ненецкому автономному округу

Год регистрации

Количество браков

В том числе в  возрасте (лет)

Пол

До 18 лет

18-24

25-34

В то же время вызывает тревогу негативная тенденция увеличения числа разводов. Так, количество зарегистрированных разводов от количества зарегистрированных браков составляет: в 2001 году - 76 процентов, в 2002 году - 85 процентов, за 4 месяца 2003 года - 89 процентов (см. таблицу 2).

Таблица 2. Регистрация расторжения брака по Ямало-Ненецкому автономному округу

Год регистрации

Количество  разводов

В том числе в  возрасте (лет)

Пол

До 18 лет

18-24

25-34

Сегодня актуальными являются вопросы, отражающие проблемы создания семьи и указывающие на необходимость социальной поддержки молодой семьи. В связи с этим следует выделить несколько причин социально-экономического характера, приводящих к сохранению высокого показателя разводов среди молодых семейных пар. Во-первых, это отсутствие окружной целевой поддержки молодых семей; во-вторых - трудности материального обеспечения семьи и проблема трудоустройства, в третьих - отсутствие жилья. Как показывает практика, именно эти трудноразрешимые сегодня проблемы становятся первопричиной конфликтов в молодых семьях, делают их неустойчивыми.

Среди наиболее актуальных вопросов развития молодежи следует выделить и проблемы обеспечения занятости молодежи. Если на 01.04.2001 года численность молодых людей в возрасте от 16 до 30 лет, состоящих на учёте в Центре занятости населения, составила 2915 человек, то на конец 2002 года она достигла уже 7951 человек. Многие выпускники высших и средних специальных учебных заведений испытывают трудности в устройстве на работу. Сложно проходит процесс социальной адаптации, перехода к самостоятельной трудовой жизни у выпускников средних общеобразовательных школ, демобилизованных после срочной службы военнослужащих.

Молодежь остается категорией, которая в силу отсутствия практического опыта работы по специальности не устраивает работодателей. Не менее важной проблемой является также и то, что среди молодежи, впервые выходящей на рынок труда, значительную долю составляют выпускники высших и среднеспециальных учебных заведений, которые не имеют трудового стажа. В 2002 году из 7 951 из обратившихся в Центры занятости населения округа трудоустроено 3 956 чел. (49,7 %). Одним из эффективных путей обеспечения занятости молодежи является развитие сезонных и общественных работ: в 2002 году было занято 8012 подростков 14-17 лет из 8989 обратившихся.

Активной формой социальной защиты может быть обучение молодежи на курсах профессиональной подготовки с целью приобретения какой-либо специальности (например, предпринимательская деятельность).

До настоящего времени в сфере молодежной политики не велась целенаправленная работа с сельской молодежью, которая в современных условиях становится наиболее незащищенной в социальном плане. Приток сельской молодежи в города не позволит в будущем сохранить на должном уровне традиционные формы хозяйствования, возродить национальные художественные промыслы, развить молодежное предпринимательство на селе.

Ключевым аспектом полноценного развития молодежи в округе продолжают оставаться вопросы формирования здорового образа жизни. Загрязнение окружающей среды, экстремальные для проживания природно-климатические условия, распространение социально опасных значимых заболеваний, таких как туберкулёз, наркомания, алкоголизм, гепатит, ВИЧ, негативно сказываются на состоянии здоровья детей, подростков и молодёжи. Специалисты выказывают обеспокоенность по поводу состояния здоровья подрастающего поколения.

Первое место занимают заболевания органов дыхания, второе место - болезни нервной системы и органов чувств, на третьем месте - инфекционные паразитарные болезни.

Среди молодежи увеличивается количество заболеваний психоэмоциональной сферы, что является, в частности, следствием алкоголизации и наркотизации населения. На профилактическом и диспансерном учете у психиатров-наркологов лечебно-профилактических учреждений автономного округа в 2002 году состояло 367 подростков и детей (в 2001 году - 357 чел.), из них страдающих хроническим алкоголизмом - 20 чел. ( в 2001 г. - 11 чел.), токсикоманией - 28 чел., злоупотреблением ненаркотическими веществами - 25 чел., наркотиками - 9 чел., алкоголем - 283 чел.

В возрастной структуре инфицированных ВИЧ преобладают молодые люди в возрасте от 15 до 29 лет, которые составляют 84,7 % от общего количества случаев заболевания в (2002 году - 78,7%). Тем не менее, необходимо отметить, что в прошедшем году выявлен благоприятный эпидемиологический признак - снижение в общей структуре ВИЧ количества 15 - 19-летних подростков (с 15,4 % в 2001 г. до 8,0 % в 2002 г.). Подтвержден диагноз "ВИЧ-инфекция" ребенку в возрасте 1 года.

В округе отмечается рост преступлений, совершенных подростками в состоянии алкогольного опьянения. В данной ситуации необходимо применение комплекса мер по профилактике различных заболеваний, предупреждению болезней и формированию здорового образа жизни. Важным, перспективным направлением профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних является координация усилий всех заинтересованных ведомств в создании единой системы профилактики, которая должна иметь главной целью не наказание, а социальную адаптацию молодых людей путем оказания помощи и поддержки. Необходимо признать значимость любых форм, способствующих позитивной социализации детей и подростков (клубы по месту жительства, секции, кафе и т.д.). Сами молодые люди называют в первой пятерке следующие виды помощи, услуг и специализированных служб: 1) молодежные биржи труда; 2) центры правовой помощи; 3) информационно-справочно-консультационные пункты; 4) телефоны доверия и консультации психологов; 5) службы молодой семьи; 6) социальные молодежные службы. Осуществление индивидуальных реабилитационных и адаптационных программ, широкое внедрение социальных тренингов будет служить альтернативой административному и уголовному наказанию.

Как показывает практика, содержательный досуг - это наиболее эффективная и результативная форма профилактической работы по преодолению асоциальных явлений в молодежной среде. В настоящее время следует усилить работу по финансовому обеспечению мероприятий, направленных на поддержку талантов, а также содействовать их непрерывному дальнейшему развитию.

Неотъемлемой частью успешного проведения молодежной политики является ее материально-техническое обеспечение. Имеющаяся материальная база учреждений является в большинстве случаев отсталой в техническом отношении, что не позволяет на достаточном уровне организовать работу с детьми и молодежью.

Как видно из вышесказанного, проблемы в молодежной среде необходимо решать только на основе программных методов. Объективная необходимость принятия данной Программы обоснована результатами анализа ситуации, сложившейся в молодежной среде Ямала.

Дефицит ресурсных возможностей требует расстановки приоритетов и выделения основных направлений молодежной политики посредством разработки и выполнения целевой программы.

Все указанные обстоятельства носят объективный характер и говорят о необходимости и своевременности принятия окружной целевой программы "Молодежь Ямала (2004-2006 годы)".

2. Основные цели и задачи Программы

Основные цели и задачи программы "Молодежь Ямала (2004 - 2006 г.г.)" основываются на принципах и положениях "Доктрины государственной молодежной политики в Российской Федерации" и соответствуют основным направлениям Федеральной целевой программы "Молодежь России (2001-2005 годы)". Это формирование системного государственного влияния на процессы социализации молодого поколения; создание условий и гарантий самореализации молодых граждан; использование инновационного потенциала молодежи для обеспечения устойчивого развития гражданского общества.

Программа будет ориентирована на решение следующих задач молодежной политики округа:

укрепление и развитие системы социализации молодежи, повышение ее эффективности;

формирование региональной системы подготовки кадров, а также информационно-методическое обеспечение молодежной политики;

развитие и поддержка молодежных и детских общественных объединений, движений, содействие реализации общественно-полезных инициатив молодежи;

создание консолидированной системы управления молодежной политикой автономного округа;

формирование единого регионального пространства для молодежи.

3. Система программных мероприятий

Подпрограмма 1.

Развитие системы гражданского и военно-патриотического воспитания молодежи

Система подпрограммных мероприятий направлена на совершенствование деятельности института государственной и муниципальной власти в области патриотического воспитания молодежи автономного округа, развитие активных форм коллективного воспитательного воздействия на молодежь округа; активизацию творческого потенциала молодежи, развитие духовно-патриотических традиций, вовлечение молодежи автономного округа в историко-культурный процесс.

Подпрограмма 2.

Содействие самореализации молодежи в общественной жизни

Система подпрограммных мероприятий направлена на обеспечение условий для стимулирования деятельности молодежных общественных организаций автономного округа, формирование условий для адаптации учащейся и студенческой молодежи в современном обществе, внедрение механизмов активизации работающей молодежи.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»