ЗАКОН
ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
от 11 февраля 2004 года N 6-ЗАО
Об окружной целевой программе "Снижение рисков, смягчение последствий и страховая защита от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на 2004-2008 годы"
Принят
Государственной Думой
Ямало-Ненецкого автономного округа
28 января 2004 года
Документ утратил силу:
-законом автономного округа от 01.04.2008 г. N 16-ЗАО
Документ с изменениями внесенными:
-законом автономного округа от 10.01.2007 г. N 16-ЗАО
Губернатор Ямало-Ненецкого
автономного округа
Ю.В.Неёлов
г.Салехард
11 февраля 2004 г.
N 6-ЗАО
ОКРУЖНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "СНИЖЕНИЕ РИСКОВ, СМЯГЧЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ И СТРАХОВАЯ ЗАЩИТА ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА НА 2004-2008 ГОДЫ" г. Салехард 2004 год Окружная целевая программа "Снижение рисков, смягчение последствий и страховая защита от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на 2004-2008 годы"
Паспорт Программы | с. 3 |
Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом | с. 7 |
Основные цели и задачи программы, сроки и этапы ее реализации | с. 9 |
Система программных мероприятий | с. 10 |
Ресурсное обеспечение программы | с. 11 |
Механизм реализации программы | с. 11 |
Организация управления программой и контроль за ходом ее реализации | с. 12 |
Оценка эффективности, социально-экономических и экологических последствий от реализации программы | с. 12 |
Приложение 1. Мероприятия по реализации Программы | |
Приложение 2. Мероприятия по реализации Программы (капитальное строительство) |
Наименование Программы | "Снижение рисков, смягчение последствий и страховая защита от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на 2004-2008 годы" |
Основание для разработки | Федеральный закон от 21.12.1994 г. N 68 "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". Постановление Правительства РФ от 29 сентября 1999 года N 1098 "О федеральной целевой программе "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 года". Рекомендации Министерства по чрезвычайным ситуациям, гражданской обороне и ликвидации последствий стихийных бедствий по созданию региональных целевых программ "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и Чрезвычайной страховой компании и МЧС России по структуре и примерному содержанию "Программы внедрения страховой защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в субъектах Российской Федерации". |
Государственный заказчик | Департамент гражданской защиты и пожарной безопасности Ямало-Ненецкого автономного округа. (в ред. c:\content\ngr\RU89DMJ200700016.doc ) |
Основной разработчик | Департамент гражданской защиты и пожарной безопасности Ямало-Ненецкого автономного округа. (в ред. c:\content\ngr\RU89DMJ200700016.doc ) |
Цели и задачи (с изм. c:\content\ngr\RU89DMJ200700016.doc ) | Основная цель Программы - обеспечение необходимого уровня безопасности населения и территории автономного округа, комфортности условий проживания людей, состояния их защищённости от различного рода угроз, при котором источники природных, техногенных и экологических угроз не могут иметь решающего значения для устойчивого социально-экономического развития территории. Обеспечение достаточного уровня защиты имущественных интересов граждан и хозяйствующих субъектов, уровня безопасности окружающей природной среды в условиях в озможных ЧС. |
Сроки и этапы реализации Программы (в ред. c:\content\ngr\RU89DMJ200700016.doc ) | Срок реализации Программы - 2004 - 2008 годы. Программу предполагается реализовать в два этапа. На первом этапе (2004, 2005 годы) планируется доработать нормативную правовую базу, регулирующую вопросы предупреждения и ликвидации ЧС, провести первоочередные мероприятия по укреплению материально-технической базы территориальной подсистемы РСЧС. На втором этапе (2006 - 2008 годы) предстоит завершить создание в автономном округе единой эффективной системы мониторинга, предупреждения и ликвидации ЧС |
Перечень основных мероприятий | Оснащение современным оборудованием окружного центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, управления ветеринарии, а также создание на базе этих служб центра мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования ЧС при департаменте гражданской защиты и пожарной безопасности Ямало-Ненецкого автономного округа. Развитие системы учебно-консультационных пунктов по ГО и ЧС в муниципальных образованиях и при департаменте гражданской защиты и пожарной безопасности Ямало-Ненецкого автономного округа. Мероприятия по развитию окружной и муниципальных систем оперативного управления и связи в мирное и военное время, оснащение оборудованием оповещения нового поколения окружной подсистемы РСЧС и муниципальных звеньев. Мероприятия по созданию единой дежурно-диспетчерской службы автономного округа и единых дежурно-диспетчерских служб на базе телефонного номера "01" в муниципальных образованиях. Оснащение техникой, спасательным оборудованием и снаряжением ГУ "Окружное управление авиационной охраны оленьих пастбищ и аварийно-спасательных работ", а также создание служб спасения в муниципальных образованиях. Создание материальных резервов для предупреждения и ликвидации ЧС в муниципальных образованиях, дооснащение органов управления ГО и ЧС необходимой техникой, оборудованием. Комплекс организационных методических и аналитических мероприятий, направленных на создание благоприятных условий по развитию рынка страховых услуг, в первую очередь имущества и гражданской ответственности потенц иально опасных объектов, объектов жизнеобеспечения, при которых уровень страхования в автономном округе обеспечит наиболее эффективное возмещение ущерба от возможных ЧС. Привлечение средств страховых организаций из резерва предупредительных мероприятий для внебюджетного финансирования мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС. Строительство объектов для развития материально-технической базы аварийно-спасательных формирований и складских комплексов для хранения материально-технического резерва. |
c:\content\ngr\RU89DMJ200700016.doc | ГУ "Ямалспас" | |||||
АдминистрацияПуровского района | ||||||
АдминистрацияТазовского района | ||||||
Объёмы и источники финансирования (в ред. c:\content\ngr\RU89DMJ200700016.doc ) | Текущие расходы: Капитальные расходы: | |||||
190 038,3"; |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | Реализация программных мероприятий позволит по предварительным оценкам в 2-3 раза сократить затраты на ликвидацию чрезвычайных ситуаций, на 30-40 процентов уменьшить потери населения от ЧС, а также снизить на 40-50 процентов риски для населения, проживающего в районах, подверженных воздействию опасных природных и техногенных факторов. Реализация программных мероприятий позволит также разработать и отработать на практике экономико-правовые механизмы, позволяющие привлечь для развития и функционирования системы предупреждения и ликвидации ЧС внебюджетные источники. |
Система организации контроля за исполнением (данная графа утратила силу c:\content\ngr\RU89DMJ200700016.doc ) | Контроль за реализацией Программы осуществляет вице-губернатор автономного округа И.Л. Левинзон, главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям администрации автономного округа, департамент экономики и инвестиционной политики администрации автономного округа, департамент финансов администрации автономного округа совместно с другими органами исполнительной власти в порядке, установленном для контроля за реализацией окружных целевых программ. |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом.
Развитие современного общества может быть обеспечено только при условии безопасности человека и окружающей природной среды, защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Безопасность в чрезвычайных ситуациях означает состояние защищенности человека, общества и окружающей природной среды от вредных воздействий техногенных, природных и экологических факторов.
Чрезвычайная ситуация (ЧС) - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, пожара, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей, в том числе гибель оленей и уничтожение рыбных запасов.
Ямало-Ненецкий автономный округ, являясь одним из важнейших в экономическом плане регионов России, требует особого внимания и подходов в вопросах защиты его населения, территорий и экономического потенциала от ЧС. Перспективы дальнейшего социально- экономического развития автономного округа во многом зависят от уровня безопасности его населения и территорий в чрезвычайных ситуациях.
В силу своих природно-климатических условий и промышленного потенциала Ямало-Ненецкий округ объективно является территорией с повышенной опасностью возникновения ЧС как природного, так и техногенного характера. Основной отраслью промышленности в автономном округе являются добыча, подготовка, транспортировка, переработка нефти и газа.
В Ямало-Ненецком автономном округе находятся в эксплуатации либо законсервированы 124 месторождения нефти и природного газа. Транспортировка природного газа на территории автономного округа осуществляется по системе магистральных газопроводов, имеющей в своем составе 22 нитки диаметром 1020-1420 мм общей протяженностью более 8 тыс. км и большое количество компрессорных станций, обеспечивающих давление газа в трубах около 5,5-7,5 МПа.
Большая часть трасс трубопроводов проходит по труднодоступным районам со сложными природно-климатическими условиями (значительные перепады температур, заболоченность территории, пониженная инженерно-геологическая устойчивость грунтов). По ходу следования трубопроводы пересекают большие и малые реки, на значительном протяжении к ним примыкают линии связи и электропередачи, а также транспортные коммуникации, в непосредственной близости от них располагаются промышленные объекты и населенные пункты. Объекты транспортировки природного газа являются взрывопожароопасными, возможные аварии на них угрожают не только обслуживающему персоналу, но и жителям близлежащих населенных пунктов. В 2002 году на объектах нефтегазового комплекса произошло 8 аварий. Погибло 5 человек, пострадало 2 человека.
Стихийным бедствиям метеорологического характера подвержена практически вся территория автономного округа. В среднем в течение года происходят 4-6 случаев ураганных ветров скоростью более 25 м/с, приводящих к повреждениям жилых домов, коммуникаций и других объектов. Потери от ураганов могут быть значительны и приводить к нарушению жизнедеятельности населения на больших территориях.
Основными источниками возникновения лесных пожаров являются деятельность людей (местное население, лесозаготовители, оленеводы) и природные явления (грозовые разряды). Риск возникновения очагов лесных пожаров и связанныx с ними чрезвычайных ситуаций резко увеличивается при неблагоприятных погодных условиях (продолжительная засуха, ветра).
Обширная территория округа расположена в тундровой, лесотундровой, лесной (таежной) зонах. Тундра и лесотундра занимают около трети всей территории округа.
Лесные пожары, кроме прямого ущерба лесному хозяйству округа, угрожают и населенным пунктам. В очагах лесных пожаров могут оказаться 93,6 тысячи человек населения в 25 населенных пунктах автономного округа.
Неразвитость транспортной сети на территории автономного округа не позволяет использовать инженерную технику в местах возникновения лесных пожаров, а возможности используемой авиационной техники ограничены.
В 2002 году произошел 141 (2 крупных) случай возгорания леса на общей площади 4656га, материальный ущерб составил 47,5 млн. рублей.
Территория округа расположена в бассейне р. Обь. Основная часть стока реки формируется за пределами территории округа. В округе имеется большое количество озер, а также больших и малых рек. Практически на всех реках во время весеннего паводка наблюдается повышение уровня воды до критической отметки. Заторы льда на реках бассейна весьма распространены, но проявляют, как правило, локальный характер.
Весенне-летние паводки на территории округа представляют серьезную угрозу для населения и территорий, могут быть источником ЧС территориального и регионального масштаба и требуют ежегодного проведения мероприятий по защите населения и территорий от наводнений и предупреждению чрезвычайных ситуаций, вызванных паводком.
Наиболее частому подтоплению подвергаются территории Надымского, Пуровского, Шурышкарского районов, городов Салехарда, Нового Уренгоя.
В округе остается катастрофическое положение с обеспечением населения доброкачественной питьевой водой. Водные объекты используются не только как источники водоснабжения, но и как приемники сточных вод. Очистные сооружения работают с перегрузкой и не обеспечивают нормативной очистки стоков, что может приводить к возникновению чрезвычайных ситуаций биолого-социального характера.
В 2002 году на территории автономного округа зарегистрирована 31 чрезвычайная ситуация, из которых 19 техногенного характера, 11 природного и одна биолого-социального характера, в которых погибло 23 человека и пострадало 48 человек. Материальный ущерб (без учета косвенных потерь) составил 51,2 млн. рублей. В 2000 и 2001 годах количество погибших составило соответственно 16 и 57 человек, материальный ущерб - 32, 2 и 23,4 млн. рублей.
Таким образом, тенденции к улучшению оперативной обстановки с ЧС не просматривается, более того, существует реальная угроза возникновения в автономном округе значительно более крупных ЧС природного и техногенного характера. Это обусловлено действием ряда объективных и субъективных факторов: большим количеством потенциально опасных объектов, в основном объектов добычи, подготовки и транспорта нефти и газа, большим количеством и протяженностью магистральных газопроводов, близостью данных объектов к населенным пунктам; прогрессирующим износом основных производственных фондов в нефтяной и газовой промышленности и системах жизнеобеспечения, а также недостатком средств на их восстановление и замену; снижением трудовой и технологической дисциплины; преобладающей деревянной застройкой населенных пунктов; экстремальными природно-климатическими условиями; стремительным ростом проявлений террористической деятельности на территории РФ; отсутствием материально-технической базы для формирования и развития системы предупреждения и ликвидации ЧС.
Прогноз наиболее вероятных ЧС приведен в таблице.
Виды источников |
В то же время при наличии столь явных рисков и угроз возникновения ЧС на территории автономного округа система предупреждения и ликвидации ЧС не отвечает современным требованиям и не обеспечивает приемлемого уровня безопасности жизнедеятельности, комфортности условий проживания людей, состояния их защищенности от разного рода угроз.
Так, в автономном округе не созданы система мониторинга и прогнозирования ЧС природного и техногенного характера, объединенная система оперативно-диспетчерского управления автономного округа и единые дежурно-диспетчерские службы в муниципальных образованиях. Отсутствуют территориальная система централизованного оповещения населения в мирное и военное время, загородные и подвижные пункты управления начальников ГО - глав муниципальных образований. Недостаточно резервов материально-технических и медицинских средств для ликвидации ЧС и защиты населения.
В муниципальных образованиях не созданы службы спасения, практически отсутствует современное аварийно-спасательное оборудование. И это далеко не полный перечень проблем, требующих решения.
Кроме того, в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 30 сентября 2002 года N 1376-р в 2003-2004 годах предусмотрено создание в системе МЧС РФ государственной пожарно-спасательной службы с передачей всех ее функций субъектам РФ. Объединение пожарной и спасательной служб в автономном округе также потребует разработки правовых, организационных и технических мероприятий, изыскания дополнительных источников финансирования. В тоже время данное объединение функций, проведенное в рамках целевой программы, позволит оптимизировать бюджетные затраты на создание и содержание системы предупреждения и ликвидации ЧС.
В 2002 и 2003 годах бюджетом автономного округа предусмотрено финансирование мероприятий по предупреждению ЧС в размере 10, 2 млн. рублей. Фактически на цели предупреждения ЧС израсходовано в 2002 году 8,3 млн. рублей, их них 3,6 млн. рублей на хранение окружного резерва и 4,7 млн. рублей на приобретение оборудования. Всеми муниципальными образованиями автономного округа в 2002 году освоено в целях предупреждения чрезвычайных ситуаций 5,6 млн. рублей, а организациями округа - 1,1 млн. рублей. Совершенно очевидно, что данных средств катастрофически не хватает для выполнения поставленных задач и необходимы срочные меры по изысканию как бюджетных, так и внебюджетных источников финансирования системы предупреждения и ликвидации ЧС.
Проблема носит межведомственный и межрегиональный характер и требует комплексного подхода на государственном уровне, повышения ответственности органов государственной власти автономного округа, органов местного самоуправления, организаций и их руководителей за своевременное проведение мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, а в случае возникновения - за организованную ликвидацию последствий ЧС.
Учитывая изложенное, механизмом практического разрешения проблемы предупреждения чрезвычайных ситуаций и уменьшения их последствий должен стать программно-целевой метод.