Недействующий

     
ЗАКОН

     
ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

     
от 1 апреля 2008 года N 16-ЗАО

     

Об окружной целевой программе "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и обеспечение пожарной безопасности на 2008-2010 годы"

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 апреля 2009 года N 22-ЗАО
____________________________________________________________________

     

Принят
 Государственной Думой
Ямало-Ненецкого автономного округа
19 марта 2008 года

     
Статья 1


Утвердить окружную целевую программу "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и обеспечение пожарной безопасности на 2008-2010 годы".

Статья 2


Признать утратившими силу следующие законы Ямало-Ненецкого автономного округа:

Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 11 февраля 2004 года N 6-ЗАО "Об окружной целевой программе "Снижение рисков, смягчение последствий и страховая защита от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на 2004-2008 годы" (Красный Север, 2004, 17 марта, спецвыпуск N 5; Ведомости Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа, 2004, январь, N 1/1);

Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 10 января 2007 года N 16-ЗАО "О внесении изменений в Закон Ямало-Ненецкого автономного округа "Об окружной целевой программе "Снижение рисков, смягчение последствий и страховая защита от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на 2004-2008 годы" (Красный Север, 2007, 26 января, спецвыпуск N 4-5; Ведомости Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа, 2006, декабрь, N 11-2).

Статья 3


Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 года.

Губернатор Ямало-Ненецкого
автономного округа
 Ю.В.Неёлов

г.Салехард

1 апреля 2008 года

N 16-ЗАО

УТВЕРЖДЕНА
Законом Ямало-Ненецкого автономного
 округа "Об окружной целевой программе
 "Защита населения и территорий от чрезвычайных
 ситуаций природного и техногенного характера
 и обеспечение пожарной безопасности
 на 2008-2010 годы"

ОКРУЖНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и обеспечение пожарной безопасности на 2008-2010 годы"

     

Паспорт Программы


Наименование Программы

Окружная целевая программа "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и обеспечение пожарной безопасности на 2008-2010 годы" (далее - Программа)

Основания для разработки

Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"; Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности"; Лесной кодекс Российской Федерации; Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 11 февраля 2004 года N 5-ЗАО "О защите населения и территорий Ямало-Ненецкого автономного округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"; Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 21 декабря 1999 года N 56-ЗАО "О пожарной безопасности"; распоряжение Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 ноября 2007 года N 433-РА "О разработке окружной целевой программы "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и обеспечение пожарной безопасности на 2008-2010 годы"

Государственный заказчик

Департамент гражданской защиты и пожарной безопасности Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - департамент гражданской защиты и пожарной безопасности автономного округа)

Ответственные за выполнение мероприятий

Департамент гражданской защиты и пожарной безопасности автономного округа;

департамент строительства Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - департамент строительства автономного округа)

Основные разработчики

Департамент гражданской защиты и пожарной безопасности автономного округа

Цели и задачи Программы

Цель:

последовательное снижение рисков возникновения на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ) чрезвычайных ситуаций и пожаров;

повышение безопасности населения и защищенности критически важных объектов от угроз природного и техногенного характера.

Задачи:

развитие системы мониторинга и прогнозирования возникновения вероятных чрезвычайных ситуаций;

проведение комплекса мероприятий организационного, методического, инженерного характера, направленных на повышение защищенности критически важных объектов;

повышение готовности сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожаров;

развитие и совершенствование системы подготовки руководящего состава и специалистов, спасателей и населения к действиям в чрезвычайных ситуациях

Сроки и этапы реализации
Программы

Программа рассчитана на 2008-2010 годы, и ее реализацию планируется осуществить в два этапа:

I этап - 2008 год

II этап - 2009 - 2010 годы

Важнейшие целевые индикаторы и показатели по этапам реализации Программы

Процент автоматизации прогнозов развития возникших чрезвычайных ситуаций и выработки превентивных мер по их ликвидации на территории автономного округа;

количество потенциально опасных объектов, информация о которых внесена в территориальный страховой фонд документации;

количество обследованных объектов после проведения ядерных взрывов;

снижение количества уничтоженных огнем строений;

снижение количества пожаров в год;

недопущение снижения количества спасенных в числе пострадавших от чрезвычайных ситуаций и происшествий;

количество обученных должностных лиц и специалистов по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям

Перечень
основных мероприятий

Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", закрепляющим право органов государственной власти субъектов Российской Федерации разрабатывать законы и иные нормативные правовые акты с целью последовательного снижения рисков возникновения на территории автономного округа чрезвычайных ситуаций и пожаров, повышения безопасности населения и защищенности критически важных объектов от угроз природного и техногенного характера, постановлением Администрации автономного округа от 22 сентября 2005 года N 118-А "О департаменте гражданской защиты и пожарной безопасности Ямало-Ненецкого автономного округа".

Данная Программа направлена на реализацию мероприятий по следующим направлениям:

1) реализация практических мер по снижению вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций;

2) ресурсное обеспечение мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожаров;

3) развитие и совершенствование системы подготовки руководящего состава и специалистов, спасателей и населения к действиям в чрезвычайных ситуациях

Объемы и источники финансирования

Всего на реализацию Программы из окружного бюджета потребуется 233373,0 тыс.рублей, из них:

в 2008 году - 131873,0 тыс.рублей, из них основные мероприятия - 15000,0 тыс.рублей, проектно-изыскательские работы (далее - ПИР) и капитальное строительство - 116873,0 тыс.рублей;

в 2009 году - 52500,0 тыс.рублей, из них основные мероприятия - 20000,0 тыс.рублей, ПИР и капитальное строительство - 32500,0 тыс.рублей;

в 2010 году - 49000,0 тыс.рублей, из них основные мероприятия - 20000,0 тыс.рублей, ПИР и капитальное строительство - 29000,0 тыс.рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации и показатели социально-экономической эффективности

В целом реализация Программы позволит:

создать полноценную геоинформационную систему для прогнозирования последствий и оценки риска чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории автономного округа, что значительно расширит возможности прогнозирования и повысит достоверность прогнозов возникновения чрезвычайных ситуаций и их последствий до 75% от общего количества;

расширить охват населения при реализации программ подготовки в области гражданской обороны, защиты населения и обеспечения пожарной безопасности в среднем на 12% в год;

повысить эффективность действий аварийно-спасательных служб путем повышения оснащенности современной техникой, специальным оборудованием и снаряжением, что в течение ближайших лет позволит увеличить количество спасенных по отношению к общему количеству пострадавших в чрезвычайных ситуациях, авариях и пожарах на 3-4%;

уменьшить количество человеческих и материальных потерь от пожаров, укрепить материально-техническую базу противопожарной службы автономного округа, что позволит сократить ежегодное количество техногенных пожаров с 885 примерно до 867, количество погибших на пожарах с 64 до 59 в год, количество уничтоженных огнем строений с 17 до 14 в год, квартир с 59 до 50 в год, материальные потери от пожаров на территории автономного округа, сохранить природную среду автономного округа, жизнь и здоровье его жителей

     

Раздел I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" из общего числа полномочий исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации пять полномочий относятся к сфере обеспечения безопасности населения:

предупреждение чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидация их последствий;

организация тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы (за исключением лесных пожаров, пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, на объектах, входящих в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей);

организация и осуществление на межмуниципальном и региональном уровне мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории субъекта Российской Федерации, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

осуществление поиска и спасения людей во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации;

создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований.

Полномочия исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в указанных сферах деятельности определены федеральными законами от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне", Лесным кодексом Российской Федерации.

Вопросы повышения безопасности условий жизни населения являются приоритетными направлениями государственной политики, проводимой Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.

По итогам заседания Государственного Совета Российской Федерации от 13 сентября 2006 года "О совершенствовании механизмов реализации полномочий региональными органами государственной власти" приоритетные направления деятельности региональных органов власти установлены в сферах экономической политики, политики безопасности и социальной политики. При этом в сфере политики безопасности основной целью определено повышение безопасности условий жизни населения.

Кроме того, 28 сентября 2006 года Президентом Российской Федерации утверждены Основы государственной политики в области обеспечения безопасности населения Российской Федерации и защищенности критически важных и потенциально опасных объектов от угроз техногенного, природного характера и террористических актов.

Некоторыми из основных задач государственной политики в области обеспечения безопасности населения и защищенности опасных объектов являются:

1) повышение эффективности мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и минимизации их последствий, включающее:

создание систем мониторинга состояния опасных объектов для оценки и оперативного прогнозирования последствий их разрушения (повреждения), сопряжение этих систем с едиными дежурно-диспетчерскими службами, локальными системами оповещения органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и органов управления организаций, эксплуатирующих опасные объекты;

поддержание в постоянной готовности сил и средств, предназначенных для локализации (ликвидации) возможных чрезвычайных ситуаций;

проведение комплекса инженерных мероприятий по снижению уровня воздействия на население, производственную и социальную инфраструктуру, окружающую природную среду опасных факторов, возникающих при строительстве, эксплуатации и выводе из эксплуатации потенциально опасных объектов;

создание системы обеспечения населения, проживающего вблизи от потенциально опасных объектов, средствами индивидуальной и коллективной защиты;

2) совершенствование подготовки и повышения квалификации кадров и населения, включающее:

создание и развитие на базе образовательных учреждений системы подготовки, переподготовки и аттестации персонала и сил охраны опасных объектов по вопросам защиты от угроз техногенного природного характера и террористических актов;

формирование у населения культуры обеспечения безопасности жизнедеятельности, включая обучение способам защиты от последствий аварий на потенциально опасных объектах и мерам по их ликвидации.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 6 января 2006 года N 1 "О федеральной целевой программе "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано разработать региональные целевые программы по снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Также 5 января 2004 года Президентом Российской Федерации утверждены Основы единой государственной политики в области гражданской обороны на период до 2010 года, которыми являются:

развитие нормативно-правовой базы в области гражданской обороны;

совершенствование систем управления и оповещения;

повышение эффективности защиты населения, материальных и культурных ценностей;

развитие сил гражданской обороны.

Председателем Правительства Российской Федерации одобрены рекомендации Всероссийского совещания по проблемам гражданской обороны и защиты населения от 17 июля 2006 года N СН-П4-3353, в соответствии с которыми органам государственной власти субъектов Российской Федерации необходимо:

продолжить работу по совершенствованию нормативных правовых и методических документов в области гражданской обороны в субъектах Российской Федерации;

принять дополнительные меры по совершенствованию и поддержанию в постоянной готовности систем управления и связи гражданской обороны, реконструкции пунктов управления и модернизации систем централизованного оповещения гражданской обороны;

предусмотреть создание региональных центров управления в кризисных ситуациях в субъектах Российской Федерации, сопряженных с Национальным центром управления в кризисных ситуациях единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны;

обеспечить продолжение работ по переходу с 2008 года службы спасения на единый телефонный номер "112";

продолжить работу по повышению эффективности защиты населения и населенных пунктов от пожаров, а также по решению вопросов поиска и спасения на водных объектах;

разработать и приступить к реализации региональных целевых программ в целях готовности гражданской обороны и защиты населения;

принять меры по обеспечению обновления запасов средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля, улучшению условий их хранения и обеспечению контроля за техническим состоянием;

обеспечить повышение качества подготовки по вопросам гражданской обороны должностных лиц, специалистов, работников, входящих в состав внештатных аварийно-спасательных формирований, и населения с использованием современных средств и методов обучения.

Все перечисленные направления деятельности тесно переплетаются с проблемами, требующими решения в автономном округе, и мероприятия, направленные на их решение, нашли отражение в Программе, рассчитанной на повышение уровня безопасности условий жизни населения, а также обеспечение безопасного социально-экономического развития региона.

Основываясь на федеральных законах "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", "О пожарной безопасности", в автономном округе в период с 2004 года по настоящее время ведется реализация окружных целевых программ "Снижение рисков, смягчение последствий и страховая защита от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на 2004-2008 годы" и "Борьба с пожарами в Ямало-Ненецком автономном округе на 2005-2007 годы".

Реализация вышеназванных целевых программ, обеспеченная не в полной мере достаточным, но стабильным финансированием из средств окружного бюджета, позволила за период с 2004 по 2007 годы достигнуть количественных и качественных результатов в системе обеспечения безопасности жизни населения.

В ходе реализации программ был получен положительный опыт решения проблемы обеспечения безопасности условий жизни населения программно-целевыми методами. Окружные целевые программы имели комплексный характер и затрагивали интересы не только органов государственной власти автономного округа, но и всех без исключения органов местного самоуправления.

Создана система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, ключевым звеном которой является внештатный центр мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, оснащенный современной компьютерной техникой и программным обеспечением в виде геоинформационных систем, позволяющих производить расчеты развития чрезвычайных ситуаций и вырабатывать управленческие решения по их ликвидации.

Возрос уровень оснащенности аварийно-спасательных формирований и подразделений пожарной охраны специальным оборудованием и техникой, что позволило на 4%, в сравнении с 2004 годом, повысить количество спасенных по отношению к общему количеству граждан, пострадавших в результате пожаров, чрезвычайных ситуаций и происшествий. Снизилось количество погибших граждан в чрезвычайных ситуациях и происшествиях.

Значительно повысилась эффективность деятельности Государственной противопожарной службы автономного округа. Произошло снижение числа пожаров и количества погибших людей. Значительно сократились материальные потери от пожаров.

Так, в результате проведения комплекса противопожарных мероприятий количество пожаров сократилось с 960 в 2001 году до 885 в 2005 году, число уничтоженных строений в 2005 году (17) по сравнению с 2001 годом (59) сократилось в 3,5 раза, значительно сократилось количество уничтоженных транспортных средств. Такая тенденция прослеживается по большинству показателей системы пожарной охраны.

Только за 2005 год на пожарах спасено 342 человека и материальных ценностей на сумму 17,9 млрд.рублей.

С внедрением современных средств и методов обучения получила свое развитие система подготовки кадров, руководящего состава и населения по вопросам защиты от чрезвычайных ситуаций. Количество граждан, прошедших обучение в учебно-методическом центре по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям города Ноябрьска, учебно-консультационных пунктах, а также в средних и высших учебных заведениях, возросло по сравнению с 2004 годом в 1,5 раза.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»