Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 июля 2012 года N 645

Об утверждении областной долгосрочной целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ростовской области на 2015 - 2020 годы"

(Утратило силу:
постановление Правительства Ростовской области от 25.09.2013 N 592

(Изменения и дополнения:
постановление Правительства Ростовской области от 26.09.2012 N 922, НГР:ru61000201200910)

постановление Правительства Ростовской области от 29.12.2012 N 1139, НГР:ru61000201201326)

постановление Правительства Ростовской области от 18.02.2013 N 71, НГР:ru61000201300071)

постановление Правительства Ростовской области от 23.04.2013 N 215, НГР:ru61000201300227)

постановление Правительства Ростовской области от 26.06.2013 N 403, НГР:ru61000201300363)

В соответствии с постановлением Правительства Ростовской области от 23.12.2011 N 270 "О Порядке принятия решения о разработке областных долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации и Порядке проведения и критериях оценки эффективности реализации областных долгосрочных целевых программ", распоряжением Правительства Ростовской области от 27.06.2012 N 242 "О разработке областной долгосрочной целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ростовской области на 2015 - 2020 годы" Правительство Ростовской области постановляет:

1. Утвердить областную долгосрочную целевую программу "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ростовской области на 2015 - 2020 годы" согласно приложению N 1.

2. Утвердить методику оценки эффективности областной долгосрочной целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ростовской области на 2015 - 2020 годы" согласно приложению N 2.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Ростовской области в срок не позднее 1 декабря 2012 г. разработать и принять муниципальные долгосрочные целевые программы на 2015 - 2020 годы, включающие мероприятия по развитию отраслей сельского хозяйства и объекты, предусмотренные в документах территориального планирования.

4. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Губернатора Ростовской области - министра сельского хозяйства и продовольствия Василенко В.Н.

Губернатор

Ростовской области В.Ю. Голубев

Постановление вносит

министерство сельского

хозяйства и продовольствия

Ростовской области

Приложение N 1
к постановлению
Правительства
Ростовской области
от 19.07.2012 N 645

ОБЛАСТНАЯ ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ростовской области на 2015 - 2020 годы"

ПАСПОРТ областной долгосрочной целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ростовской области на 2015 - 2020 годы"


Наименование Программы

-

областная долгосрочная целевая программа "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ростовской области на 2015 -
 2020 годы" (далее – Программа)

Основание
 для разработки Программы

-

распоряжение Правительства Ростовской области
 от 27.06.2012 N 242 "О разработке областной долгосрочной целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ростовской области на 2015 - 2020 годы"

Государственный заказчик -
 координатор
 Программы

-

министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области (далее - минсельхозпрод области)

Государственные заказчики
 Программы

-

министерство экономического развития Ростовской области (далее - минэкономразвития области);

 управление ветеринарии Ростовской области (далее - управление ветеринарии области)

Разработчик Программы

-

минсельхозпрод области

Основная цель Программы

-

увеличение объемов производства и повышение качества сельскохозяйственной продукции, производимой в Ростовской области, для обеспечения продовольственной безопасности региона, а также увеличение объемов переработки производимого в Ростовской области сельскохозяйственного сырья

Основные задачи Программы

-

увеличение объема производства продукции растениеводства на основе повышения урожайности основных видов сельскохозяйственных культур;

 увеличение объема производства продукции животноводства на основе повышения продуктивности скота и птицы и расширения внедрения индустриального способа производства;

 повышение эффективности использования минеральных и органических удобрений, сохранение и восстановление оросительных систем, повышение эффективности орошаемого земледелия;

 создание условий для сохранения и восстановления плодородия почв, стимулирования эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения;

 привлечение инвестиций в агропромышленный комплекс;

 проведение технической модернизации и перевооружения организаций агропромышленного комплекса;

 содействие добросовестной конкуренции на продовольственном рынке Ростовской области;

 поддержка развития инфраструктуры агропродовольственного рынка;

 создание условий для повышения квалификации кадрового состава агропромышленного комплекса и информационного и образовательного уровня сельскохозяйственных товаропроизводителей;

 обеспечение функционирования системы сбыта сельскохозяйственной продукции, производимой малыми формами хозяйствования в сельской местности;

 создание условий для развития инженерной инфраструктуры территорий садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан;

 стимулирование внедрения инновационных разработок и технологий в агропромышленном комплексе;

 обеспечение финансовой устойчивости товаропроизводителей агропромышленного комплекса;

 устойчивое развитие сельских территорий

Сроки реализации Программы

-

2015 - 2020 годы

Структура Программы, перечень подпрограмм, основных направлений и мероприятий

-

Структура Программы:
 раздел I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами;

 раздел II. Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации Программы, целевые показатели;

 раздел III. Система программных мероприятий, ресурсное обеспечение Программы;

 раздел IV. Нормативное обеспечение Программы;

 раздел V. Механизм реализации Программы, организация управления и контроль за ходом ее реализации;

 раздел VI. Оценка эффективности реализации Программы.
 Программа включает следующие подпрограммы:
 подпрограмма "Развитие растениеводства в Ростовской области на 2015 - 2020 годы" (приложение N 1);

 подпрограмма "Развитие животноводства в Ростовской области на 2015 - 2020 годы" (приложение N 2);

 подпрограмма "Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности и конкуренции на продовольственном рынке в Ростовской области на 2015 - 2020 годы" (приложение N 3);

 подпрограмма "Поддержка малых форм хозяйствов ания в Ростовской области на 2015 - 2020 годы" (приложение N 4);

 подпрограмма "Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие в Ростовской области на 2015 - 2020 годы" (приложение N 5);

 подпрограмма "Устойчивое развитие сельских территорий в Ростовской области на 2015 - 2020 годы" (приложение N 6)

Исполнители Программы

-

минсельхозпрод области;

 департамент потребительского рынка Ростовской области;

 управление ветеринарии области;

 органы местного самоуправления в случае принятия их представительными органами соответствующих решений

Объемы и источники финансирования Программы

-

общий объем финансирования Программы составляет
 11 889 159,6 тыс. рублей, в том числе:
 за счет средств федерального бюджета - * тыс. рублей,
 в том числе:
 в 2015 году - * тыс. рублей;

 в 2016 году - * тыс. рублей;

 в 2017 году - * тыс. рублей;

 в 2018 году - * тыс. рублей;

 в 2019 году - * тыс. рублей;

 в 2020 году - * тыс. рублей
 (* - средства федерального бюджета включаются в Программу при условии отражения их в федер альном законе о федеральном бюджете, иных федеральных нормативных правовых актах);

 за счет средств областного бюджета -
 11 889 159,6 тыс. рублей, в том числе:
 в 2015 году - 1 981 526,6 тыс . рублей ;

 в 2016 году - 1 981 526,6 тыс . рублей ;

 в 2017 году - 1 981 526,6 тыс . рублей ;

 в 2018 году - 1 981 526,6 тыс . рублей ;

 в 2019 году - 1 981 526,6 тыс . рублей ;

 в 2020 году - 1 981 526,6 тыс . рублей;

 за счет средств местных бюджетов - ** тыс. рублей,
 в том числе:
 в 2015 году - ** тыс. рублей;

 в 2016 году - ** тыс. рублей;

 в 2017 году - ** тыс. рублей;

 в 2018 году - ** тыс. рублей;

 в 2019 году - ** тыс. рублей
 (** - объем финансирования будет уточнен после принятия соответствующих программ органами местного самоуправления муниципальных образований).
 Объемы финансирования Программы носят прогнозный характер и подлежат уточнению в установленном порядке

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы (целевые показатели)

-

в 2020 году по отношению к 2014 году индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) составит 112,7 процента;

 индекс производства продукции растениеводства
 в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах)
 составит 115,3 процента;

 индекс производства продукции животноводства
 в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах)
 составит 103,2 процента;

 индекс производства пищевых продуктов, включая напитки, и табака (в сопоставимых ценах) составит
 100,0 процента;

 индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства составит 114,6 процента;

 индекс производительности труда в хозяйствах всех категорий составит 134,0 процента;

 удельный вес прибыльных крупных и средних сельскохозяйственных организаций в их общем числе составит 88,0 процента;

 расходы консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации на 1 рубль произведенной сельскохозяйственной продукции составят 0,006 рубля;
уровень занятости сельского населения трудоспособного возраста составит 70,3 процента;

 доля обрабатываемой пашни в общей площади пашни составит 97,52 процента

Система организации контроля за исполнением Программы

-

контроль за исполнением Программы осуществляется Правительством Ростовской области и Контрольно-счетной палатой Ростовской области в пределах своей компетенции

Раздел I

Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Областная долгосрочная целевая программа "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ростовской области на 2015 - 2020 годы" разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", Областным законом от 03.08.2007 N 743-ЗС "О бюджетном процессе в Ростовской области", постановлением Правительства Ростовской области от 23.12.2011 N 270 "О Порядке принятия решения о разработке областных долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации и Порядке проведения и критериях оценки эффективности реализации областных долгосрочных целевых программ", постановлением Правительства Ростовской области от 23.05.2012 N 424 "Об утверждении Концепции развития агропромышленного комплекса Ростовской области на период до 2020 года", распоряжением Правительства Ростовской области от 27.06.2012 N 242 "О разработке Областной долгосрочной целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ростовской области на 2015 - 2020 годы".

Программа определяет цели и основные направления развития сельского хозяйства в Ростовской области и регулирования рынков на шестилетний период, мероприятия Программы направлены на решение актуальных проблем, сдерживающих стабильное, поступательное развитие отрасли.

Программный подход к решению проблем, накопившихся в отрасли, имеет особое значение. Определение направлений и объемов государственной поддержки на долгосрочный период позволяет сельхозтоваропроизводителям планировать свой бизнес и определять приоритеты развития социальной и инженерной инфраструктуры села.

За период реализации приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса", Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы и Областной долгосрочной целевой программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ростовской области на 2010 - 2014 годы развитие агропромышленного комплекса в Ростовской области характеризуется положительной динамикой в части роста объемов производства продукции сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности. Однако темпы роста недостаточно устойчивы.

К актуальным проблемам развития сельского хозяйства в Ростовской области относятся:

рост производства продукции растениеводства за счет экстенсивного производства при урожайности, значительно меньшей потенциально возможной. Низкая урожайность сельскохозяйственных культур связана: со снижением плодородия почв вследствие недостаточного внесения органических и минеральных удобрений; с несоблюдением научно-обоснованной структуры севооборотов; с низким использованием сельхозтоваропроизводителями высококачественного семенного материала; с низкими темпами внедрения современных агротехнологий. Приоритетными направлениями решения данных проблем являются: сохранение и восстановление почвенного плодородия земель сельскохозяйственного назначения и их рациональное использование; повышение урожайности сельскохозяйственных культур; развитие и переработка продукции овощеводства, плодоводства, виноградарства;

децентрализация животноводческого комплекса, проявляющаяся в значительной доле мелкотоварного сектора. В сельскохозяйственных организациях производится 11,5 процента молока и 52,7 процента мяса, это вызывает дефицит сырья для перерабатывающих организаций. В области отмечается опережающий рост потребления населением мяса и молока по сравнению с их производством в области. Доля собственного производства по мясу составляет 88 процентов, молоку - 89 процентов. Сохраняется относительно низкая продуктивность сельскохозяйственных животных. Приоритетными направлениями решения данных проблем являются: развитие животноводства с приоритетом крупнотоварного производства и поддержкой малых форм (строительство новых животноводческих комплексов, модернизация действующих молочно-товарных ферм, реконструкция ветхих построек; поддержка фермерских хозяйств; увеличение удельного веса племенного скота; развитие кормовой базы; дальнейшее развитие промышленного производства свинины и птицы; развитие овцеводства и племенного коневодства). Для предотвращения и ликвидации болезней животных на территории Ростовской области (лейкоз крупного рогатого скота, африканская чума), которые наносят огромный экономический ущерб, необходимы программные мероприятия;

недостаточные темпы институциональных преобразований, слабое развитие малых форм предпринимательства в сферах организации производства и первичной переработки. Так как большая доля животноводческой продукции производится в личных подсобных хозяйствах (мяса - 42 процента, молока – 80 процентов), то организация сбыта продукции должна принадлежать сельскохозяйственным потребительским кооперативам как элементам инфраструктуры поддержки малого агробизнеса. Однако кооперативное движение не получило в области необходимого развития. Удельный вес действующих сельскохозяйственных потребительских кооперативов по итогам 2011 года составил 89,9 процента. Сельхозкооперативы не обеспечивают закупку излишков продукции у населения в полном объеме, а из общего объема закупок доля собственной переработки сельхозкооперативов составляет не более 10 процентов. В данных условиях необходимо повышение эффективности институциональных преобразований для совершенствования их организационно-производственных структур, создание необходимой инфраструктуры в агропромышленном комплексе (страхование, информационно-консультационное обслуживание, кадровое обеспечение, региональная товаропроводящая сеть, эффективная система сельской потребительской кооперации и т.д.) и финансово-экономическое оздоровление;

опережающее сокращение основных производственных фондов по сравнению с их вводом, сокращение и старение парка основных видов сельскохозяйственной техники; слабые темпы внедрения современных инновационных технологий в растениеводство и животноводство из-за низкой платежеспособности сельхозтоваропроизводителей и уровня технической и технологической оснащенности для внедрения инноваций. Приоритетным направлением в решении данных проблем является повышение технико-технологического уровня развития агропромышленного комплекса (стимулирование использования новых высокопроизводительных и ресурсосберегающих технологий; обеспечение сельхозтоваропроизводителей более производительной и ресурсосберегающей техникой, создание условий для инвестирования в модернизацию и техническое перевооружение производства; поддержка инновационных проектов и разработок);

низкая инвестиционная привлекательность сельскохозяйственных товаропроизводителей, финансовая неустойчивость сельскохозяйственных организаций, труднодоступность кредитных ресурсов в условиях закредитованности, недостаток залогового обеспечения, неразвитость ипотечного кредитования. Недостаточный процесс инвестирования связан с большими рисками в сельском хозяйстве; сложностью прогнозирования сроков окупаемости проектов, составления реалистичных бизнес-планов и привлечения заемных ресурсов банков из-за нестабильных цен на сельхозпродукцию; низкими темпами обновления инженерно-логистической инфраструктуры агропромышленного комплекса;

с развитием в области новых форматов торговых организаций увеличивается спрос на продукцию пищевой и перерабатывающей промышленности и, соответственно, на сельскохозяйственное сырье. Материально-техническая база большинства организаций пищевой и перерабатывающей промышленности имеет износ на уровне от 30 до 70 процентов. В этих условиях возрастает необходимость строительства на территории области современных перерабатывающих производств, модернизации действующих организаций, внедрения новых технологий, расширения ассортиментного разнообразия выпускаемой продукции;

остаются трудности с продвижением продукции; недостаточно содействие развитию конкуренции; отсутствуют четкие ориентиры в политике ввоза-вывоза сельскохозяйственной продукции и продовольствия на основе принципов продовольственной безопасности региона; недостаточно используются межрегиональные отношения между субъектами Российской Федерации для продвижения готовой пищевой продукции на новые рынки сбыта. Для решения данных проблем необходима реализация мероприятий по развитию пищевой и перерабатывающей промышленности и конкуренции на агропродовольственном рынке Ростовской области;

сохраняется отток трудовых ресурсов из сектора сельского хозяйства и дефицит квалифицированных кадров, что связано с проблемами социального и экономического характера: отсутствие в сельской местности альтернативной занятости; недостаточная обеспеченность сельского населения жильем; низкий уровень развития социальной и инженерной инфраструктуры (низкая обеспеченность услугами системы образования и здравоохранения, культурно-досуговыми учреждениями, централизованным водоснабжением и канализацией, низкий уровень газификации и развития транспортной инфраструктуры). Численность сельского населения Ростовской области за последние годы сократилась до 1 386,4 тыс. человек на 01.01.2012.

Разработка Программы связана с необходимостью использования программно-целевого метода для решения обозначенных проблем развития агропромышленного комплекса.

Комплекс мероприятий Программы обеспечивает формирование условий для развития конкурентного сельского хозяйства на основе привлечения инвестиций, технологической модернизации агропромышленного комплекса (далее - АПК), развития социальной и инженерной инфраструктуры села.

Раздел II Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации Программы, целевые показатели

2.1. Основные цели и задачи


Выполнение Программы является этапом реализации стратегической цели экономического развития Ростовской области, заключающейся в обеспечении потребностей населения в высококачественной продукции по доступным ценам на основе роста эффективности и конкурентоспособности сельскохозяйственного производства.

Основной целью Программы является увеличение объемов производства и повышение качества сельскохозяйственной продукции, производимой в Ростовской области, для обеспечения продовольственной безопасности региона, а также увеличение объемов переработки производимого в Ростовской области сельскохозяйственного сырья.

Для достижения обозначенной в Программе основной цели к 2021 году необходимо решить следующие основные задачи:

увеличение объема производства продукции растениеводства на основе повышения урожайности основных видов сельскохозяйственных культур;

увеличение объема производства продукции животноводства на основе повышения продуктивности скота и птицы и расширения внедрения индустриального способа производства;

повышение эффективности использования минеральных и органических удобрений, сохранение и восстановление оросительных систем, повышение эффективности орошаемого земледелия;

создание условий для сохранения и восстановления плодородия почв, стимулирования эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения;

привлечение инвестиций в агропромышленный комплекс;

проведение технической модернизации и перевооружения организаций агропромышленного комплекса;

содействие добросовестной конкуренции на продовольственном рынке Ростовской области;

поддержка развития инфраструктуры агропродовольственного рынка;

создание условий для повышения квалификации кадрового состава агропромышленного комплекса и информационного и образовательного уровня сельскохозяйственных товаропроизводителей;

обеспечение функционирования системы сбыта сельскохозяйственной продукции, производимой малыми формами хозяйствования в сельской местности;

создание условий для развития инженерной инфраструктуры территорий садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан;

стимулирование внедрения инновационных разработок и технологий в агропромышленном комплексе;

обеспечение финансовой устойчивости товаропроизводителей агропромышленного комплекса;

устойчивое развитие сельских территорий.

2.2. Целевые показатели


Целевые показатели реализации Программы оцениваются на двух уровнях:

общем - в целом по Программе;

частном - по каждой из подпрограмм Программы.

Показатели предназначены для оценки наиболее существенных результатов реализации Программы.

Прогнозные значения показателей достижения целей и решения задач Программы и подпрограмм приведены в таблице N 1.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»