Недействующий


АДМИНИСТРАЦИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 августа 2011 года N 551


О внесении изменений в постановление Администрации Ростовской области от 11.09.2009 N 448

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2014 года на основании постановления Правительства РО от 25.09.2013 N 600.
____________________________________________________________________


В соответствии с постановлением Администрации Ростовской области от 31.03.2009 N 146 "О Порядке принятия решения о разработке областных долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации и Порядке проведения и критериях оценки эффективности реализации областных долгосрочных целевых программ", в связи с необходимостью пролонгации областных долгосрочных целевых программ и корректировки объемов финансирования отдельных программных мероприятий


постановляю:

1. Внести в постановление Администрации Ростовской области от 11.09.2009 N 448 "Об утверждении Областной долгосрочной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2010-2013 годы" следующие изменения:

1.1. В наименовании слова "2010-2013 годы" заменить словами "2010-2014 годы".

1.2. В пунктах 1, 1.1 и 2 слова "2010-2013 годы" заменить словами "2010-2014 годы".

1.3. Приложения N 1 и N 2 изложить в редакции согласно приложениям N 1 и N 2 к настоящему постановлению соответственно.

2. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Главы Администрации (Губернатора) области по взаимодействию с административными органами - руководителя аппарата Главы Администрации (Губернатора) области Василенко В.Н.


Глава Администрации
(Губернатор) области
В.Ю. Голубев


Постановление вносит
аппарат Главы Администрации
(Губернатора) Ростовской области
Администрации Ростовской области


Приложение N 1
к постановлению
Администрации
Ростовской области
от 25 августа 2011 года N 551


"Приложение N 1
к постановлению
Администрации
Ростовской области
от 11 сентября 2009 года N 448


ОБЛАСТНАЯ ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2010-2014 годы"


ПАСПОРТ
Областной долгосрочной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2010-2014 годы"

Наименование Программы

-

Областная долгосрочная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2010-2014 годы" (далее - Программа)

Основание
для разработки Программы

-

распоряжение Администрации Ростовской области от 09.07.2009 N 188 "О разработке Областной долгосрочной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2010-2012 годы"

Государственный заказчик - координатор Программы

-

Администрация Ростовской области

Государственные заказчики Программы

-

министерство здравоохранения Ростовской области;

министерство общего и профессионального образования Ростовской области;

министерство культуры Ростовской области;

министерство по физической культуре и спорту Ростовской области;

министерство информационных технологий и связи Ростовской области;

министерство внутренней и информационной политики Ростовской области;

комитет по молодежной политике Администрации Ростовской области

Разработчик Программы

-

Администрация Ростовской области

Основная цель Программы

-

снижение уровня болезненности* населения синдромом зависимости от наркотиков

Основные задачи Программы

-

проведение профилактических мероприятий по сокращению незаконного потребления наркотиков, основанных на формировании антинаркотической культуры личности в Ростовской области;

ограничение доступности наркотиков, находящихся в незаконном обороте;

развитие системы раннего выявления незаконных потребителей наркотиков, совершенствование лечения и медико-социальной реабилитации наркозависимых;

мониторинг развития наркоситуации в Ростовской области

Сроки реализации Программы

-

2010-2014 годы

Структура Программы, перечень подпрограмм, основных направлений
и мероприятий

-

1. Организационно-управленческие меры.

2. Меры по общей профилактике наркомании, формированию антинаркотической культуры личности:

духовно-нравственное и культурно-эстетическое воспитание;

формирование и пропаганда здорового образа жизни;

информационное обеспечение формирования антинаркотической культуры.

3. Медико-социальная реабилитация и лечение наркозависимых.

4. Противодействие злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту:

проведение индивидуальной профилактической работы;

противодействие незаконному обороту наркотиков в жилом секторе;

противодействие незаконному обороту наркотиков в образовательной среде;

противодействие незаконному обороту наркотиков в местах досуга;

снижение доступности наркотиков, находящихся в сфере незаконного оборота

Исполнители
и соисполнители Программы

-

Администрация Ростовской области;

министерство общего и профессионального образования Ростовской области (далее - минобразование области);

министерство здравоохранения Ростовской области (далее - минздрав области);

министерство внутренней и информационной политики Ростовской области (далее - министерство внутренней и информационной политики области);

министерство культуры Ростовской области (далее - минкультуры области);

министерство по физической культуре и спорту Ростовской области (далее - минспорта области);

министерство информационных технологий и связи Ростовской области (далее - мининформсвязь области);

министерство труда и социального развития Ростовской области (далее - минтруд области);

министерство экономического развития Ростовской области (далее - минэкономразвития области);

департамент по делам казачества и кадетских учебных заведений Ростовской области (далее - департамент по делам казачества области);

комитет по молодежной политике Администрации Ростовской области (далее - комитет по молодежной политике АРО)

Участники Программы

-

управление государственной службы занятости населения Ростовской области (далее - УГСЗН РО);

Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Ростовской области (далее - УФСКН РФ по РО) (по согласованию);

Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской области (далее - Управление Россельхознадзора по РО) (по согласованию);

Главное управление внутренних дел по Ростовской области (далее - ГУВД по РО) (по согласованию);

войсковое казачье общество "Всевеликое Войско Донское" (далее - ВКО ВВД) (по согласованию);

органы местного самоуправления в случае принятия их представительными органами соответствующих решений

Объемы
и источники финансирования Программы

-

финансирование программных мероприятий осуществляется за счет средств областного бюджета в объемах, предусмотренных Программой и утвержденных областным законом об областном бюджете на очередной финансовый год.

Объем средств областного бюджета, необходимый для финансирования Программы, составляет:

всего в 2010-2014 годах - 31566,1 тыс. рублей,
в том числе по годам реализации:

2010 год - 3950,0 тыс. рублей;

2011 год - 16616,1 тыс. рублей;

2012 год - 3100,0 тыс. рублей;

2013 год - 3950,0 тыс. рублей;

2014 год - 3950,0 тыс. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

-

в результате реализации Программы к 2015 году предполагается:

сдержать распространение незаконного потребления наркотиков на уровне, не превышающем 246 больных наркоманией на 100 тыс. населения;

повысить долю обучающихся и воспитанников, прошедших обучение по образовательным программам профилактической направленности, до 85 процентов;

увеличить удельный вес населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, до 29,1 процента

Система организации контроля за исполнением Программы

-

контроль за реализацией Программы по итогам каждого года осуществляет Администрация Ростовской области, Контрольно-счетная палата Ростовской области в соответствии с их полномочиями, установленными областным законодательством

_________________

* Болезненность - число лиц, больных наркоманией, в расчете на 100 тыс. населения.

Раздел I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Проблема незаконного оборота и злоупотребления наркотическими средствами и психотропными веществами (далее - наркотики) характеризуется сохраняющейся в настоящее время масштабностью и остротой распространения наркомании в Ростовской области.

Значимость и актуальность организации противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту требуют сбалансированного решения вопросов, связанных, с одной стороны, с сохранением и развитием имеющегося потенциала и, с другой стороны, с выбором и поддержкой инновационных направлений, обеспечивающих позитивные изменения в наркоситуации на территории области.

Решение данной проблемы на региональном уровне обеспечивается ее сопряженностью с приоритетными вопросами, решаемыми посредством федеральных целевых программ.

Актуальность решения обозначенных вопросов, крупномасштабность проектов и мероприятий, направленных на решение системных проблем противодействия незаконному обороту наркотиков в Ростовской области, определяются Федеральным законом от 08.01.98 N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах", указами Президента Российской Федерации от 18.10.2007 N 1374 "О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров", от 12.05.2009 N 536 "Об Основах стратегического планирования в Российской Федерации", от 12.05.2009 N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года", от 09.06.2010 N 690 "Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года", постановлением Администрации Ростовской области от 29.01.2008 N 26 "О создании антинаркотической комиссии Ростовской области".

При этом пункт 4 статьи 41 Федерального закона от 08.01.98 N 3-ФЗ определяет, что субъекты Российской Федерации вправе принимать целевые программы, направленные на противодействие незаконному обороту наркотиков.

В силу многогранности решаемой проблемы возникает необходимость координации действий территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, областных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований, общественных организаций, что обуславливает необходимость применения программно-целевого метода.

Областная долгосрочная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2010-2014 годы" разработана в соответствии со Стратегией государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09.06.2010 N 690, работа по ее реализации строится по двум основным направлениям:

сокращение предложения наркотиков путем целенаправленного пресечения их нелегального оборота, снижения доступности для населения в целях немедицинского потребления;

сокращение спроса на наркотики путем совершенствования системы профилактической, лечебной и реабилитационной работы.

В этих целях в 2010 году проведен комплекс мероприятий по распространению духовно-нравственных ценностей, укреплению института семьи, восстановлению и сохранению традиций семейных отношений, формированию здорового образа жизни, развитию системы лечения и реабилитации наркозависимых, снижению доступности наркотиков, раннему выявлению несовершеннолетних, склонных к потреблению наркотиков.

Благодаря принятым мерам продолжилось снижение общего количества потребителей наркотиков, состоящих на учете в наркологической службе области. По состоянию на 1 января 2011 года на учете в наркологической службе состоит 10203 человека с установленным диагнозом "наркомания", то есть 240,9 человека на 100 тыс. населения. За 2010 год количество больных наркоманиями снизилось по сравнению с 2009 годом на 793 человека, то есть на 7,4 процента.

Анализ результатов работы по реализации Программы показал, что, в целом, отмечается повышение эффективности и активности деятельности по профилактике наркомании. В 2010 году проведено 36878 профилактических мероприятий, в которых приняли участие 82,7 процента проживающих в области несовершеннолетних в возрасте от 11 до 18 лет.

В результате принятых мер доля обучающихся и воспитанников, занимающихся по образовательным программам профилактической направленности, по сравнению с 2009 годом выросла с 41 до 71 процента.

На базе общеобразовательных школ области функционируют 12 тысяч кружков и секций системы дополнительного образования, в которых занимается более 211,5 тыс. детей. В 2749 спортивных секциях занимается более 53 тыс. школьников. В целом, в систему организованного досуга привлечено 65 процентов учащихся.

Социологический опрос, проведенный в 2010 году в рамках мониторинга распространенности психоактивных веществ в образовательных учреждениях, показал, что в 2010 году по сравнению с 2008 годом доля ни разу не потреблявших наркотики выросла с 76,6 до 82 процентов; доля некурящих учащихся повысилась с 36 до 45 процентов; с 8 до 15 процентов выросла доля учащихся, никогда не употреблявших спиртные напитки.

Вместе с тем выявлено, что, в среднем по области, хотя бы один раз употребляли наркотики 18 процентов обучающихся (для сравнения: аналогичный показатель 2008 года - 23,4 процента), а доля учащихся, регулярно потребляющих наркотики, составляет 4 процента (для сравнения: аналогичный показатель 2008 года - 5,9 процента).

Среди основных факторов, оказывающих влияние на распространение наркомании в Ростовской области, можно выделить в первую очередь транснациональный характер наркопреступности и прохождение по территории области части так называемого южного наркотрафика, климатические особенности местности, национальную неоднородность населения и активные миграционные процессы. Высокая доходность операций, связанных с незаконным оборотом наркотиков, способствует сохранению рынка незаконного предложения наркотиков и втягиванию в него наиболее уязвимой части трудоспособного населения.

Другие факторы, способствующие распространению незаконного потребления наркотиков, формируются в социальной сфере. К ним относятся бездуховное, потребительское отношение к жизни, бездумное проведение свободного времени частью молодежи. Сравнительно низкий жизненный уровень населения, поляризация доходов различных социальных групп вызывают у определенной части подростков и молодежи чувство протеста, агрессивные устремления, что является одной из причин криминализации общества, незаконного оборота наркотиков.

Распространению наркотиков способствует и имеющаяся в Ростовской области природная сырьевая база для изготовления наркотиков естественного происхождения. Прежде всего, это дикорастущая конопля. В результате принятых мер в 2010 году уничтожено около 1270 тонн этого растения. Для сравнения: в 2009 году было уничтожено 75 тонн конопли.

Фактором, оказывающим значимое влияние на наркоситуацию в области, является повышение эффективности деятельности правоохранительных органов. Всего правоохранительными органами Ростовской области за 2010 год из незаконного оборота изъято 722,8 кг наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ. При этом по сравнению с 2009 годом на 18 процентов возросло количество изъятого героина (2010 год - 25,6 кг, 2009 год - 21,7 кг).

Наиболее опасной тенденцией является переход опийных наркозависимых на потребление дезоморфина - синтетического опиоида, который имеет свойства героина, употребляется внутривенно. Он изготавливается кустарным способом из кодеина, извлекаемого из кодеиносодержащих препаратов, разрешенных к безрецептурному отпуску в аптечной сети (коделак, нурофен, седал_М, пенталгин, седалгин, терпинкод). Влияние дезоморфина на организм человека в несколько раз превышает отрицательное воздействие других сильнодействующих наркотиков, в частности героина.

Распространению указанного наркотика способствуют его дешевизна по сравнению с вышеуказанными наркотическими средствами и относительная простота изготовления. Основной контингент потребителей дезоморфина - это молодые люди в возрасте от 15 до 30 лет, преимущественно относящиеся к малоимущим слоям населения.

В 2010 году из незаконного оборота изъято дезоморфина в 4,8 раза больше, чем в 2009 году (2010 год - 6,3 кг, 2009 год - 1,3 кг). В целом по области в ликвидированных наркопритонах доля дезоморфина составила 62 процента (2009 год - 27 процентов).

Соответственно наблюдается резкое увеличение объемов продаж кодеиносодержащих лекарственных средств аптечными учреждениями Ростовской области: в 2006 году реализовано 542 тысячи упаковок таких лекарств, в 2007 году - 1225 тысяч упаковок, в 2008 году - 2254 тысячи упаковок, в 2009 году - 2327 тысяч упаковок, в 2010 году - 6781 тысяча упаковок.

Администрацией области в 2010 году в Государственный антинаркотический комитет направлены предложения об ограничении свободной продажи лекарственных препаратов, содержащих кодеин.

Анализ криминогенных процессов в сфере незаконного оборота наркотиков позволяет утверждать, что указанные тенденции будут актуальны в течение нескольких следующих лет.

Большая часть потребителей наркотических средств на территории Ростовской области использует препараты конопли, и ожидать существенного снижения канабисной наркомании не следует.

Оздоровление экономики неизбежно приведет к активизации работы мест массового досуга молодежи, что в сочетании с наблюдаемыми в наркоситуации процессами может способствовать росту потребления наркотических средств синтетического происхождения.

Указанные обстоятельства обуславливают необходимость усиления антинаркотической деятельности с целевыми группами населения и обеспечения контроля за ее результативностью.

В этих условиях требуется наращивание усилий по реализации комплексных, взаимосвязанных, адекватных и эффективных мер противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту.

Раздел II. Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации Программы, а также целевые индикаторы и показатели


Целью Программы является снижение уровня болезненности населения синдромом зависимости от наркотиков.

Для достижения поставленной цели реализация мероприятий Программы будет направлена на решение следующих основных задач:

проведение профилактических мероприятий по сокращению незаконного потребления наркотиков, основанных на формировании антинаркотической культуры личности в Ростовской области;

ограничение доступности наркотиков, находящихся в незаконном обороте;

развитие системы раннего выявления незаконных потребителей наркотиков, совершенствование лечения и медико-социальной реабилитации наркозависимых;

мониторинг развития наркоситуации в Ростовской области.

Реализация Программы рассчитана на 5-летний период, с 2010 по 2014 год, и реализуется в два этапа.

Первый этап реализации Программы - 2010-2012 годы, в течение которого предусматриваются:

внедрение технологий формирования антинаркотической культуры личности в деятельность государственных органов - участников Программы;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»