Внимание! Об изменениях документа см. ярлык "Оперативная информация"
Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»


АДМИНИСТРАЦИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 сентября 2009 года N 448


Об утверждении Областной долгосрочной целевой программы “Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2010-2012 годы”



В соответствии с постановлением Администрации Ростовской области от 31.03.2009 N 146 “О Порядке принятия решения о разработке областных долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации и Порядке проведения и критериях оценки эффективности реализации областных долгосрочных целевых программ”, распоряжением Администрации Ростовской области от 09.07.2009 N 188 “О разработке областной долгосрочной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2010-2012 годы”


постановляю:

1. Утвердить Областную долгосрочную целевую программу “Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2010-2012 годы” согласно приложению.

2. Министерству финансов области (Сверчкова Н.И.) при формировании областного бюджета на 2010 год и среднесрочного финансового плана Ростовской области на 2010-2012 годы предусматривать ассигнования на реализацию Областной долгосрочной целевой программы “Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2010-2012 годы”.

Установить, что в ходе реализации Областной долгосрочной целевой программы “Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2010-2012 годы” подлежат ежегодной корректировке мероприятия и объемы их финансирования с учетом возможностей средств областного бюджета.

3. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Главы Администрации (Губернатора) области по взаимодействию с административными органами - руководителя аппарата Главы Администрации (Губернатора) области Бударева И.Г.

Глава Администрации
(Губернатор) области
В.Ф.Чуб


Постановление вносит
аппарат Главы Администрации
(Губернатора) Ростовской области
Администрации Ростовской области

Приложение
к постановлению
Администрации
Ростовской области
от 11 сентября 2009 года N 448


ОБЛАСТНАЯ ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
“Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2010-2012 годы”


ПАСПОРТ
Областной долгосрочной целевой программы
“Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2010-2012 годы”

Наименование
Программы

-

Областная долгосрочная целевая программа “Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2010-2012 годы” (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

-

распоряжение Администрации Ростовской области от 09.07.2009 N 188 “О разработке областной долгосрочной целевой программы “Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2010-2012 годы”

Государственный заказчик - координатор Программы

-

Администрация Ростовской области

Государственные заказчики Программы

-

министерство здравоохранения Ростовской области;

министерство общего и профессионального образования Ростовской области;

министерство культуры Ростовской области;

министерство по физической культуре и спорту Ростовской области;

комитет по молодежной политике Администрации Ростовской области

Разработчик Программы

-

Администрация Ростовской области

Основная цель Программы

-

снижение уровня заболеваемости населения синдромом зависимости от наркотиков

Основные задачи Программы

-

проведение профилактических мероприятий по сокращению незаконного потребления наркотиков, основанных на формировании антинаркотической культуры личности в Ростовской области;

ограничение доступности наркотиков, находящихся в незаконном обороте;

развитие системы раннего выявления незаконных потребителей наркотиков, совершенствование лечения и медико-социальной реабилитации наркозависимых;
мониторинг развития наркоситуации в Ростовской области

Сроки реализации Программы

-

2010-2012 годы

Структура Программы, перечень подпрограмм, основных направлений и мероприятий

-

1. Организационно-управленческие меры.

2. Меры по общей профилактике наркомании, формированию антинаркотической культуры личности:

духовно-нравственное и культурно-эстетическое воспитание;

формирование и пропаганда здорового образа жизни;
информационное обеспечение формирования антинаркотической культуры.

3. Медико-социальная реабилитация и лечение наркозависимых.

4. Противодействие злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту:

проведение индивидуальной профилактической работы;

противодействие незаконному обороту наркотиков в жилом секторе;

противодействие незаконному обороту наркотиков в образовательной среде;

противодействие незаконному обороту наркотиков в местах досуга;

снижение доступности наркотиков, находящихся в незаконном обороте

Исполнители и соисполнители Программы

-

Администрация Ростовской области (далее - Администрация РО);

министерство общего и профессионального образования Ростовской области (далее - минобразования РО);

министерство здравоохранения Ростовской области (далее - минздрав РО);

министерство культуры Ростовской области (далее - минкультуры РО);

министерство по физической культуре и спорту Ростовской области (далее - минспорта РО);

министерство труда и социального развития Ростовской области (далее - минтруд РО);

министерство экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей Ростовской области (далее - минэкономики РО);

департамент по делам казачества и кадетских учебных заведений Ростовской области (далее - департамент по делам казачества РО);

комитет по молодежной политике Администрации Ростовской области (далее - КМП АРО)

Участники Программы

-

управление государственной службы занятости населения Ростовской области (далее - УГСЗН РО);

Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Ростовской области (далее - УФСКН РФ по РО) (по согласованию);

Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской области (далее - Управление Россельхознадзора по РО) (по согласованию);

Главное управление внутренних дел по Ростовской области (далее - ГУВД по РО) (по согласованию);

войсковое казачье общество “Всевеликое Войско Донское” (далее - ВКО ВВД) (по согласованию);

муниципальные образования, в случае принятия их представительными органами соответствующих решений (далее - муниципальные образования)

Объемы и источники финансирования Программы

-

финансирование программных мероприятий осуществляется за счет средств областного бюджета в объемах, предусмотренных Программой и утвержденных областным законом об областном бюджете на очередной финансовый год.

Объем средств областного бюджета, необходимый для финансирования Программы, составляет:

всего в 2010-2012 годах - 10950,0 тыс. рублей,

 в том числе по годам реализации:

2010 год - 3050,0 тыс. рублей;

2011 год - 3950,0 тыс. рублей;

2012 год - 3950,0 тыс. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

-

в результате реализации Программы к 2013 году предполагается:

остановить рост заболеваемости синдромом зависимости от наркотических веществ;

сдержать распространение незаконного потребления наркотиков на уровне, не превышающем 256-257 больных наркоманией на 100 тыс. населения;

обеспечить участие не менее 1550 специалистов в реализации программ профилактики наркомании в образовательных учреждениях;

повысить долю обучающихся и воспитанников, прошедших обучение по образовательным программам антинаркотической профилактической направленности, в пять раз до 75 процентов;

увеличить долю населения, занимающегося физической культурой и спортом, до 22,5 процента;

повысить долю изымаемых наиболее опасных видов наркотических средств в общем объеме изъятых из незаконного оборота наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ на 23 процента;

сократить долю лиц, опрошенных в ходе мониторинга общественного мнения, которые лично сталкивались за последний год с проблемой наркомании, до 12 процентов

Система организации контроля за исполнением Программы

-

контроль за реализацией Программы осуществляет по итогам каждого года Администрация Ростовской области, Контрольно-счетная палата Ростовской области в соответствии с их полномочиями, установленными областным законодательством


Раздел I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Проблема незаконного оборота и злоупотребления наркотическими средствами и психотропными веществами (далее - наркотики) характеризуется сохраняющейся в настоящее время масштабностью и остротой распространения наркомании в Ростовской области.

Современное состояние проблемы противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в целом характеризуется незначительным улучшением по отдельным показателям.

В ходе реализации Областной целевой программы “Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2008-2009 годы” за 2008 год количество больных с установленным диагнозом “наркомания” в Ростовской области сократилось на 477 человек и по состоянию на 1 января 2009 года на учете в наркологической службе состоит 11272 человека, то есть 264 человека на 100 тыс. населения.

Доля больных наркоманией, прошедших лечение и реабилитацию, длительность ремиссии у которых составляет не менее 3 лет, по отношению к общему числу больных наркоманией, прошедших лечение и реабилитацию, поднялась с 5 до 7,4 процента.

Благодаря повышению эффективности деятельности правоохранительных органов выявляемость преступлений, связанных со сбытом наркотиков, за 2008 год увеличилась на 5,7 процента (2008 год - 3605, 2007 год - 3412). Из незаконного оборота в 2008 году изъято 1474,4 кг наркотиков. Отношение среднемесячного дохода на душу населения к средней стоимости 1 грамма героина, находящегося в незаконном обороте, понизилось с 4,8 единицы до 4,57. Это привело к снижению степени доступности наркотиков для незаконного потребления.

В 2008 году приняты меры по формированию и пропаганде здорового образа жизни. В результате количество детей и подростков, занятых в спортивных клубах и секциях по месту их жительства, в общеобразовательных учреждениях, а также в спортивных школах, в течение года возросло на 12,6 процента и составляет 437,5 тыс. человек. Количество детей и подростков, занимающихся в детских клубных формированиях самодеятельного народного творчества, технической и других направленностей, выросло на 1,6 процента и составило 127,8 тыс. человек. С 8 до 15 процентов возросло количество учащихся, прошедших обучение по учебным программам формирования здорового образа жизни и формирования жизненных навыков.

Однако указанное не означает снижения актуальности проблемы с незаконным оборотом наркотиков и злоупотребления ими в Ростовской области, что обусловлено рядом причин.

У подавляющего большинства зарегистрированных больных развита опийная зависимость (79,6 процента). Вместе с тем результаты опросов, объемы изъятых из незаконного оборота наркотиков показывают, что подавляющее большинство незарегистрированных потребителей употребляют наркотики канабисной группы. Они не считают себя больными и лечиться не желают, представляя опасность для окружающих, не отдают себе в этом отчет.

Распространению наркотиков способствует имеющаяся в Ростовской области собственная значительная природная сырьевая база для изготовления наркотиков естественного происхождения. Прежде всего - это дикорастущая конопля.

В 2008 году Администрацией Ростовской области организовано обследование пустующих земель, которое выявило 532,5 га земель, зараженных этим наркосодержащим растением. Органами местного самоуправления муниципальных образований принимаются меры по их своевременной очистке.

Итоги опросов общественного мнения, проведенных в 2008 году, показали, что 26 процентов опрошенных считают проблему наркотиков одной из наиболее важных и требующих принятия кардинальных мер; почти 14 процентов респондентов лично сталкивались с ее проявлениями в общественных местах.

Об остроте проблемы говорит и такой факт. По данным Госавтоинспекции и наркологической службы в 2008 году в области из более 7800 водителей, задержанных в состоянии опьянения, 729 находились под воздействием наркотиков.

К числу важнейших факторов, влияющих на приоритетность проблемы борьбы с наркоманией в Ростовской области, относятся:

высокая доходность операций, связанных с незаконным оборотом наркотиков, что способствует сохранению рынка незаконного предложения наркотиков и втягиванию в него наиболее уязвимой части трудоспособного населения;

транснациональный характер наркопреступности и прохождение по территории области части, так называемого, южного наркотрафика;

расширение спектра наркотиков, зависимость от которых наступает быстрее, чем от традиционно используемых;

формирование новых элементов пропаганды и каналов сбыта наркотиков с использованием сети Интернет;

наличие собственной сырьевой и технологической базы для производства наркотиков.

Наряду с этими факторами выделена другая их группа, заставляющая с известной долей осторожности подходить к регистрируемой стабилизации, среди которых:

снижение обращаемости населения за помощью в наркологические учреждения;

появление высокотоксичных наркотиков (таких как триметилфентанил), переход больных наркоманией на извлечение наркотиков из лекарственных препаратов, реализующихся в аптечной сети, а также их применение в немедицинских целях и неконтролируемых дозах, вызывающих сильнейшую психологическую и физическую зависимость, а также крайне негативно влияющих на организм (в Ростовской области объемы продаж 16 наименований кодеиносодержащих препаратов в 2008 году по сравнению с 2006 годом возросли в 4,2 раза с 541918 упаковок за 2006 год до 2253752 упаковок в 2008 году);

обращение в частную систему здравоохранения.

Другие факторы, способствующие распространению незаконного потребления наркотиков, формируются в социальной сфере. К ним относятся бездуховное, потребительское отношение к жизни, бездумное проведение свободного времени частью молодежи. Сравнительно низкий жизненный уровень населения, поляризация доходов различных социальных групп вызывают у определенной части подростков и молодежи чувство протеста, агрессивные устремления, что является одними из причин криминализации общества, незаконного оборота наркотиков.

В этих условиях требуется наращивание усилий по реализации адекватных и эффективных мер противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту.

Решение проблемы может быть реализовано в рамках различных вариантов, обладающих примерно одним набором программных мероприятий и отличающихся последовательностью и сроками их осуществления.

Предыдущие антинаркотические программы Ростовской области, реализованные в 2004-2008 годах, были ориентированны на отдельные сегменты противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту, прежде всего на - развитие системы общей профилактики наркомании и борьбы с распространением наркотиков. Однако локальный подход к проблеме и незначительные финансовые ресурсы, выделявшиеся на реализацию программ, хотя и обеспечили оживление профилактической деятельности, но не привели к кардинальным изменениям в наркоситуации.

Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует о том, что наибольшей эффективностью в антинаркотической деятельности обладают программы, ориентированные на просвещение и выработку психологических установок отторжения наркотиков на базе привития систем устойчивых позитивных ценностей. Именно поэтому необходимо, обобщая существующий опыт антинаркотической деятельности, пойти по пути обеспечения условий формирования всех компонентов антинаркотической культуры.

В системе мер по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту основными представляются задачи, связанные со снижением спроса на наркотики, ориентированные на выработку у подростков отторжения наркотиков на уровне подсознания, развитие моды на духовное и физическое благополучие, привитие им традиционных нравственных ценностей, совершенствование лечения и медико-социальной реабилитации наркозависимых, ограничение доступности наркотиков, находящихся в незаконном обороте.

Значимость и актуальность проблемы противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту требуют сбалансированного решения вопросов, связанных, с одной стороны, с сохранением и развитием имеющегося потенциала и, с другой стороны, с выбором и поддержкой инновационных направлений, обеспечивающих позитивные изменения в наркоситуации на территории области.

Решение данной проблемы на региональном уровне обеспечивается ее сопряженностью с приоритетными вопросами, решаемыми посредством федеральных целевых программ.

В силу многогранности решаемой проблемы возникает необходимость координации действий территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, областных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций.

Актуальность решения обозначенных вопросов, крупномасштабность проектов и мероприятий, направленных на решение системных проблем противодействия незаконному обороту наркотиков в Ростовской области, определяются Федеральным законом от 08.01.98 N 3-ФЗ “О наркотических средствах и психотропных веществах”, указами Президента Российской Федерации от 18.10.2007 N 1374 “О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров”, от 12.05.2009 N 536 “Об Основах стратегического планирования в Российской Федерации”, от 12.05.2009 N 537 “О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года”, постановлением Администрации Ростовской области от 29.01.2008 N 26 “О создании антинаркотической комиссии Ростовской области”.

При этом пункт 4 статьи 41 Федерального закона от 08.01.98 N 3-ФЗ определяет, что субъекты Российской Федерации вправе принимать целевые программы, направленные на противодействие незаконному обороту наркотиков.

Таким образом, сложность и многогранность задач противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту обуславливает необходимость решения данных проблем на основе программно-целевого метода.

Раздел II. Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации Программы, а также целевые индикаторы и показатели

Целью Программы является снижение уровня заболеваемости населения синдромом зависимости от наркотиков.

Для достижения поставленной цели реализация мероприятий Программы будет направлена на решение следующих основных задач:

проведение профилактических мероприятий по сокращению незаконного потребления наркотиков, основанного на формировании антинаркотической культуры личности в Ростовской области;

ограничение доступности наркотиков, находящихся в незаконном обороте;

развитие системы раннего выявления незаконных потребителей наркотиков, совершенствование лечения и медико-социальной реабилитации наркозависимых;

мониторинг развития наркоситуации в Ростовской области.

Реализация Программы рассчитана на 3-летний период, с 2010 по 2012 год, и реализуется в два этапа.

Первый этап реализации Программы - 2010 год, в течение которого предусматривается:

внедрение технологий формирования антинаркотической культуры личности в деятельность государственных органов - участников Программы;

развитие системы раннего выявления лиц, незаконно употребляющих наркотики;

совершенствование антинаркотической пропаганды;

развитие системы мониторинга распространения наркомании в Ростовской области;