В соответствии с Федеральным законом от 02.08.95 N 122-ФЗ “О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов”, областными законами от 22.10.2004 N 185-ЗС “О социальном обслуживании населения Ростовской области”, от 03.08.2007 N 743-ЗС “О бюджетном процессе в Ростовской области”, постановлением Администрации Ростовской области от 31.03.2009 N 146 “О Порядке принятия решения о разработке областных долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации и Порядке проведения и критериях оценки эффективности реализации областных долгосрочных целевых программ”, распоряжением Администрации Ростовской области от 28.02.2011 N 51 “О разработке Областной долгосрочной целевой программы “Улучшение социально-экономического положения и повышение качества жизни пожилых людей в Ростовской области на 2011-2013 годы”
постановляю:
1. Утвердить Областную долгосрочную целевую программу “Улучшение социально-экономического положения и повышение качества жизни пожилых людей в Ростовской области на 2011-2013 годы” согласно приложению N 1.
2. Утвердить Методику оценки эффективности Областной долгосрочной целевой программы “Улучшение социально-экономического положения и повышение качества жизни пожилых людей в Ростовской области на 2011-2013 годы” согласно приложению N 2.
3. Установить, что в ходе реализации Областной долгосрочной целевой программы “Улучшение социально-экономического положения и повышение качества жизни пожилых людей в Ростовской области на 2011-2013 годы” мероприятия и объемы их финансирования подлежат ежегодной корректировке с учетом возможностей областного бюджета.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления разработать и принять аналогичные программы по улучшению социально-экономического положения и повышению качества жизни пожилых людей.
5. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Главы Администрации (Губернатора) области Бондарева С.Б.
Глава Администрации
(Губернатор) области
В.Ю. Голубев
Постановление вносит
министерство труда и
социального развития
области
ОБЛАСТНАЯ ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
“Улучшение социально-экономического положения и повышение качества жизни пожилых людей в Ростовской области на 2011-2013 годы”
Наименование Программы | - | Областная долгосрочная целевая программа “Улучшение социально-экономического положения и повышение качества жизни пожилых людей в Ростовской области на 2011-2013 годы” (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы | - | |
Государственный заказчик Программы | - | министерство труда и социального развития Ростовской области |
Разработчик Программы | - | министерство труда и социального развития Ростовской области |
Основная цель Программы | - | формирование организационных, правовых, социально-экономических условий для осуществления мер по улучшению положения и качества жизни пожилых людей, повышению степени их социальной защищенности, активизации участия пожилых людей в жизни общества |
Основные задачи Программы | - | совершенствование нормативного правового регулирования в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов; укрепление материально-технической базы государственных учреждений социального обслуживания населения в соответствии с требованиями к качеству оказания социальных услуг; повышение качества предоставляемых пожилым людям и инвалидам социальных услуг путем внедрения новых форм социального обслуживания; повышение профессионального уровня работников государственных учреждений социального обслуживания населения |
Сроки реализации Программы | - | 2011-2013 годы |
Структура Программы, перечень подпрограмм, основных направлений и мероприятий | - | структура Программы: паспорт Областной долгосрочной целевой программы “Улучшение социально-экономического положения и повышение качества жизни пожилых людей в Ростовской области на 2011-2013 годы”; Программа не содержит подпрограмм. Основные мероприятия Программы: организационные мероприятия; мероприятия, направленные на улучшение социальной защищенности и укрепление здоровья пожилых людей; мероприятия, направленные на улучшение среды жизнедеятельности пожилых людей; мероприятия, направленные на повышение престижа социальной работы |
Исполнители, соисполнители, участники Программы | - | министерство труда и социального развития Ростовской области; |
Объемы и источники финансирования Программы | - | объем средств областного бюджета, необходимый для финансирования Программы* в 2011-2013 годах, составляет всего 548818,1 тыс. рублей, в том числе по годам: |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | - | сокращение очередности в дома-интернаты за счет создания приемных семей для граждан пожилого возраста и инвалидов и установления патронажа; |
Система организации контроля за исполнением Программы | - | контроль за ходом реализации Программы осуществляет Администрация Ростовской области, Контрольно-счетная палата Ростовской области в соответствии с их полномочиями, установленными областным законодательством |
______________
* Объемы финансирования Программы подлежат ежегодной корректировке при формировании областного бюджета.
Программа определяет основные направления улучшения социально-экономического положения и повышения качества жизни пожилых людей на основе предоставления гарантированных и дополнительных социальных услуг, развития сети учреждений социального обслуживания.
На очередном заседании президиума Государственного совета Российской Федерации, состоявшемся в октябре 2010 года, тема социальной политики в отношении граждан пожилого возраста и повышения качества их жизни стала главной. Итогами заседания стал обозначенный Президентом Российской Федерации Медведевым Д.А. Перечень поручений Правительству Российской Федерации и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Данный Перечень поручений обозначил цели, задачи и основные направления государственной политики в отношении пожилых людей, что стало предпосылкой к разработке и реализации настоящей Программы.
Население Ростовской области, как и России в целом, переживает устойчивый период демографического старения. Удельный вес населения области в возрасте моложе трудоспособного составил 14,9 процента численности всего населения, доля лиц пенсионного возраста составила 23,8 процента. Численность лиц старше трудоспособного возраста по области превышает число детей и подростков до 16 лет к началу 2010 года на 376,4 тыс. человек, или на 59,9 процента. В дальнейшем по области прогнозируется снижение численности населения в трудоспособном возрасте. К 2015 году удельный вес этой категории населения составит 58,2 процента против 61,9 процента в 2009 году, к 2021 году снизится до 54,9 процента. Показатель демографической нагрузки (отношение численности населения нетрудоспособного возраста к населению в трудоспособном возрасте) к началу 2010 года составил 630 человек на 1000 лиц трудоспособного возраста. В перспективе прогнозируется рост величины нагрузки населения нетрудоспособных возрастов на трудоспособное население к 2015 году до 717 человек, а к 2026 году - до 839 человек.
Такая тенденция предъявляет высокие требования к принятию согласованных стратегических решений на всех уровнях управления, направленных на защиту прав и интересов граждан пожилого возраста, их пенсионное обеспечение, охрану и укрепление здоровья, организацию посильной занятости, предоставление пожилым гражданам широкого спектра социальных услуг, способствующих их нормальной жизнедеятельности, развитие системы социального обслуживания граждан пожилого возраста и ухода за ними.
В Ростовской области сформирована система социального обслуживания населения, позволяющая своевременно предоставлять населению социальные гарантии, установленные федеральным и областным законодательством, широкий перечень социальных услуг. Она находится в постоянном развитии - совершенствуются формы работы с населением в целях наиболее полного удовлетворения потребностей в социальных услугах, идет постоянный поиск и внедрение инновационных социальных технологий, успешно развивается сеть учреждений.
В систему социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в Ростовской области входят 30 стационарных учреждений социального обслуживания населения мощностью 5452 койко-мест, предоставляющие различные социальные услуги пожилым людям и инвалидам в условиях стационаров. В их числе: геронтологический центр, дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий. В целом в последние годы был обеспечен стабильный уровень социальной поддержки и социального обслуживания населения Ростовской области в соответствии с действующими правовыми актами Российской Федерации и Ростовской области в этой сфере.
В Ростовской области приняты 14 областных законов социальной направленности, в том числе областные законы от 26.12.2007 N 830-ЗС “Об организации опеки и попечительства в Ростовской области” и от 19.11.2009 N 320-ЗС “Об организации приемных семей для граждан пожилого возраста и инвалидов в Ростовской области”. Все меры социальной поддержки, гарантированные федеральным и областным законодательством, предоставляются своевременно и в полном объеме.
Жизнь побуждает органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе и нашей области, искать наиболее приемлемые формы оказания социальной помощи, поддержки и социального обслуживания пожилых людей с учетом имеющихся возможностей ресурсного обеспечения (финансовых, организационных и других).
Программа разработана в соответствии с федеральными и областными законами социальной направленности, постановлением Администрации Ростовской области от 31.03.2009 N 146 “О Порядке принятия решения о разработке областных долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации и Порядке проведения и критериях оценки эффективности реализации областных долгосрочных целевых программ”, распоряжением Администрации Ростовской области от 28.02.2011 N 51 “О разработке Областной долгосрочной целевой программы “Улучшение социально-экономического положения и повышение качества жизни пожилых людей в Ростовской области на 2011-2013 годы”.
2.1. Основной целью Программы является формирование организационных, правовых, социально-экономических условий для осуществления мер по улучшению положения и качества жизни пожилых людей, повышению степени их социальной защищенности, активизации участия пожилых людей в жизни общества.
2.2. Достижение основной цели Программы обеспечивается за счет решения следующих основных задач:
совершенствование нормативного правового регулирования в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов;
укрепление материально-технической базы государственных учреждений социального обслуживания населения в соответствии с требованиями к качеству оказания социальных услуг;
повышение качества предоставляемых пожилым людям и инвалидам социальных услуг путем внедрения новых форм социального обслуживания;
повышение профессионального уровня работников государственных учреждений социального обслуживания населения.
2.3. Реализацию Программы предполагается осуществить в течение трех лет: с 2011 по 2013 годы.
2.4. Целевые индикаторы и показатели Областной долгосрочной целевой программы “Улучшение социально-экономического положения и повышение качества жизни пожилых людей в Ростовской области на 2011-2013 годы” приведены в приложении N 1 к Программе.
2.5. Условием прекращения реализации Программы является досрочное достижение основных целей и задач Программы.
Мероприятия, предлагаемые к реализации и направленные на решение основных задач Программы, с указанием финансовых ресурсов и сроков, необходимых для их реализации, приведены в приложении N 2 к Программе.
Ресурсное обеспечение Программы осуществляется за счет средств областного бюджета в объемах, предусмотренных Программой и утвержденных областными законами об областном бюджете на очередной финансовый год.
Объем средств областного бюджета, необходимый для финансирования Программы, составляет на 2011-2013 годы всего 548818,1 тыс. рублей, в том числе по годам реализации:
2011 год - 210101,7 тыс. рублей;
2012 год - 200625,4 тыс. рублей;
2013 год - 138091,0 тыс. рублей.
Распределение объемов финансирования Областной долгосрочной целевой программы “Улучшение социально-экономического положения и повышение качества жизни пожилых людей в Ростовской области на 2011-2013 годы” по годам ее реализации приведено в приложении N 3 к Программе.
Распределение ассигнований по государственным заказчикам Областной долгосрочной целевой программы “Улучшение социально-экономического положения и повышение качества жизни пожилых людей в Ростовской области на 2011-2013 годы” приведено в приложении N 4 к Программе.
Объемы финансирования Программы подлежат ежегодной корректировке при формировании областного бюджета.
Финансирование Программы осуществляется в пределах средств, предусматриваемых ежегодно в областном бюджете главным распорядителям.
При изменении объемов бюджетного финансирования Программы государственный заказчик Программы в установленном порядке уточняет объемы финансирования за счет средств областного бюджета, а также мероприятия Программы.
Для достижения основной цели Программы необходимо принятие постановления Администрации Ростовской области по вопросам улучшения социально-экономического положения и повышения качества жизни пожилых людей в Ростовской области.
5.1. Государственный заказчик Программы - министерство труда и социального развития Ростовской области:
5.1.1. С учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств ежегодно уточняет в установленном порядке целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации Программы, состав исполнителей.
5.1.2. Представляет в министерство экономического развития Ростовской области:
ежеквартально - отчет по форме в соответствии с приложением N 2 к Порядку принятия решения о разработке областных долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации, утвержденному постановлением Администрации Ростовской области от 31.03.2009 N 146 (далее - Порядок), а также по запросу министерства экономического развития Ростовской области - статистическую, справочную и аналитическую информацию, необходимую для выполнения возложенных на него функций;
ежегодно, в сроки, установленные Порядком и сроками разработки прогноза социально-экономического развития области, составления проекта областного бюджета и прогноза консолидированного бюджета Ростовской области на плановый период, - отчеты о ходе работ по Программе, а также об эффективности использования финансовых средств.
5.1.3. В случаях, предусмотренных Порядком, готовит предложения о корректировке сроков реализации Программы и перечня программных мероприятий.
5.1.4. Готовит отчеты о ходе работ по Программе по результатам за год и за весь период действия Программы и вносит соответствующий проект постановления Администрации Ростовской области в соответствии с Регламентом Администрации Ростовской области (отчеты о ходе работ по Программе по результатам за год и за весь период ее действия подлежат утверждению постановлением Администрации Ростовской области не позднее одного месяца до дня внесения отчета об исполнении областного бюджета в Законодательное Собрание Ростовской области).