ПРИКАЗ
от 26 января 2022 года N 33
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа Минэкономразвития России от 8 февраля 2023 года N 64
____________________________________________________________________
приказываю:
2. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления руководствоваться методическими рекомендациями при формировании:
- перечней услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации государственных услуг;
- перечней услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления органами местного самоуправления муниципальных услуг.
Врио Министра
А.И.Херсонцев
Методические рекомендации для федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов, государственных корпораций, наделенных в соответствии с федеральными законами полномочиями по предоставлению государственных услуг в установленной сфере деятельности, по отнесению документов, необходимых для предоставления государственных услуг, к документам, выдаваемым по результатам оказания услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, государственными корпорациями, наделенными в соответствии с федеральными законами полномочиями по предоставлению государственных услуг в установленной сфере деятельности, государственных услуг
1. Настоящие методические рекомендации для федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов, государственных корпораций, наделенных в соответствии с федеральными законами полномочиями по предоставлению государственных услуг в установленной сфере деятельности, по отнесению документов, необходимых для предоставления государственных услуг, к документам, выдаваемым по результатам оказания услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, государственными корпорациями, наделенными в соответствии с федеральными законами полномочиями по предоставлению государственных услуг в установленной сфере деятельности, государственных услуг (далее соответственно - методические рекомендации, федеральный орган, фонд, госкорпорация, необходимые и обязательные услуги) разработаны в целях содействия федеральным органам, фондам и госкорпорациям (далее - уполномоченные органы) в реализации положений Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ), регулирующих отношения в сфере оказания необходимых и обязательных услуг.
Перечень необходимых и обязательных услуг формируется во исполнение части 1 статьи 9 Федерального закона N 210-ФЗ (далее - перечень необходимых и обязательных услуг) и утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 352 "Об утверждении перечня услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, государственными корпорациями, наделенными в соответствии с федеральными законами полномочиями по предоставлению государственных услуг в установленной сфере деятельности, государственных услуг и предоставляются организациями и уполномоченными в соответствии с законодательством Российской Федерации экспертами, участвующими в предоставлении государственных услуг, и определении размера платы за их оказание" (далее соответственно - постановление N 352, организации, уполномоченные эксперты).
2. Методические рекомендации направлены на обеспечение методологической помощи уполномоченным органам при решении следующих задач:
а) выявление в числе документов, необходимых для предоставления государственных услуг, документов, являющихся результатом оказания необходимых и обязательных услуг;
б) формирование предложений по внесению изменений в перечень необходимых и обязательных услуг;
в) соблюдение требований законодательства Российской Федерации по дополнению перечня необходимых и обязательных услуг в целях размещения сведений о необходимой и обязательной услуге в федеральной государственной информационной системе "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - ФРГУ) и их последующей публикации в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - ЕПГУ);
г) обеспечение возможности обращения за получением необходимых и обязательных услуг через ЕПГУ.
3. Методические рекомендации подготовлены с учетом положений следующих нормативных правовых актов Российской Федерации:
а) Федерального закона N 210-ФЗ;
г) постановления Правительства Российской Федерации от 24 октября 2011 г. N 861 "О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)" (далее - постановление N 861);
4. Методические рекомендации содержат следующие разделы:
а) основные критерии отнесения услуги к необходимым и обязательным услугам (примеры разграничения необходимых и обязательных услуг и прочих услуг, не являющихся необходимыми и обязательными услугами, приведены в приложении N 1 к методическим рекомендациям);
б) рекомендуемый порядок действий уполномоченных органов по отнесению документов, необходимых для предоставления государственных услуг, к документам, выдаваемым по результатам оказания необходимых и обязательных услуг (примеры документов, представляемых заявителем, для получения или формирования которых не требуется обязательное обращение за услугой в организацию или к уполномоченному эксперту, приведены в приложении N 2 к методическим рекомендациям);
в) рекомендуемый состав сведений о проектируемой необходимой и обязательной услуге, представляемых уполномоченным органом в Минэкономразвития России в составе предложений по внесению изменений в перечень необходимых и обязательных услуг (примеры заполнения формы сведений об услуге, представляемых уполномоченным органом в составе предложений по внесению изменений в перечень необходимых и обязательных услуг, приведены в приложении N 3 к методическим рекомендациям);
г) рекомендуемая последовательность размещения и актуализации сведений о необходимых и обязательных услугах в ФРГУ и на ЕПГУ.
5. При отнесении услуги к необходимым и обязательным услугам рекомендуется руководствоваться следующими критериями, отсутствие хотя бы одного из которых может не позволить признать услугу необходимой и обязательной:
а) обязанность заявителя обратиться за необходимой и обязательной услугой в целях предоставления государственной услуги предусмотрена федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;
б) необходимая и обязательная услуга оказывается непосредственно в целях предоставления государственной услуги;
в) документ, выдаваемый по результатам оказания необходимой и обязательной услуги, является документом, необходимым для предоставления государственной услуги;
г) результатом оказания необходимой и обязательной услуги является формирование новых сведений о заявителе или принадлежащем ему имуществе либо сведений о третьих лицах, которые не содержались ранее в информационных ресурсах организаций и уполномоченных экспертов;
д) необходимая и обязательная услуга оказывается организациями (включая бюджетные учреждения, автономные учреждения, казенные учреждения, государственные унитарные предприятия, иные организации вне зависимости от их организационно-правовой формы) и уполномоченными экспертами;
е) требования к организациям и уполномоченным экспертам (например, наличие лицензии, аккредитации, специального разрешения у организаций; прохождение аттестации, членство в саморегулируемой организации, наличие специального образования у уполномоченных экспертов и прочее) должны содержаться в нормативных правовых актах Российской Федерации, регулирующих отношения, связанные с оказанием необходимых и обязательных услуг.
6. С учетом критериев, содержащихся в пункте 5 методических рекомендаций, не рекомендуется относить к необходимой и обязательной услуге:
а) государственную (муниципальную) услугу, предоставляемую органами государственной власти, органами местного самоуправления;
б) услугу, обязанность заявителя обратиться за которой установлена исключительно ведомственными правовыми актами (актами уполномоченных органов);
в) услугу, за которой заявитель обязан обратиться в целях получения любой другой услуги, помимо государственной услуги, в том числе в целях получения необходимой и обязательной услуги;
г) услугу по выдаче документов, которые находятся в распоряжении органов государственной власти, органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг;
д) услугу, документ по результатам оказания которой является формой подтверждения сведений о самом заявителе или принадлежащем ему имуществе либо сведений о третьих лицах, которые имеются на момент обращения заявителя;
е) незавершенную услугу - услугу, целью обращения за которой является лишь факт заключения гражданско-правового договора на ее оказание, но не получение документа по результатам ее исполнения;
ж) услугу, которая не требует обязательного обращения заявителя в организацию или к уполномоченному эксперту в целях предоставления государственной услуги;
з) услугу, документ по результатам оказания которой может быть получен заявителем самостоятельно или у любого произвольно выбранного юридического или физического лица.
7. При внесении сведений о государственной услуге в ФРГУ уполномоченный орган определяет согласно пункту 6 части 1 статьи 14 Федерального закона N 210-ФЗ перечень документов, необходимых для ее предоставления, в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, которые регулируют отношения, возникающие в связи с предоставлением данной государственной услуги.
Указанный перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, рекомендуется проанализировать на наличие документов, выдаваемых по результатам оказания необходимых и обязательных услуг.
8. Из перечня документов, необходимых для предоставления государственной услуги, предусмотренного пунктом 7 методических рекомендаций, рекомендуется исключить документы, имеющие иное правовое основание, чем оказание необходимой и обязательной услуги, а именно:
а) документы, подлежащие представлению заявителем в соответствии с частью 6 статьи 7 Федерального закона N 210-ФЗ;
б) документы, которые находятся в распоряжении органов государственной власти, органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций, участвующих в предоставлении государственных услуг, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 7 Федерального закона N 210-ФЗ;
в) документы, представляемые заявителем, для получения или формирования которых не требуется обязательное обращение за услугой в организацию или к уполномоченному эксперту.
9. После исключения документов, перечисленных в пункте 8 методических рекомендаций, по каждому из документов, оставшихся в перечне документов, необходимых для предоставления государственной услуги, рекомендуется производить анализ услуги, результатом которой является рассматриваемый документ, на предмет соответствия всем критериям отнесения такой услуги к необходимым и обязательным услугам, содержащимся в пункте 5 методических рекомендаций.
В случае несоответствия услуги вышеуказанным критериям такую услугу не следует относить к необходимым и обязательным услугам, а соответствующий документ - к документам, выдаваемым по результатам оказания необходимых и обязательных услуг.
10. В целях повышения качества предоставления государственных услуг рекомендуется провести анализ перечня документов, выдаваемых по результатам оказания необходимых и обязательных услуг, на предмет его оптимизации.
Оптимизация предусматривает снижение количества взаимодействий заявителей с должностными лицами уполномоченного органа, в частности, путем направления документов от организаций и уполномоченных экспертов, оказывающих необходимые и обязательные услуги, непосредственно в уполномоченный орган посредством межведомственного информационного взаимодействия без участия заявителя.
Информационный обмен с применением единой системы межведомственного электронного взаимодействия может осуществляться между информационными системами уполномоченных органов, государственных и муниципальных учреждений, иных органов и организаций в целях предоставления государственных и муниципальных услуг, документов (сведений), размещенных в государственных информационных системах и иных информационных системах.
После формирования и актуализации в ФРГУ сведений об организациях и уполномоченных экспертах документы, выдаваемые по результатам оказания необходимых и обязательных услуг, могут направляться такими организациями и уполномоченными экспертами (последними - от лица саморегулируемой организации) по выбору заявителя в его личный кабинет на ЕПГУ или непосредственно в уполномоченный орган, в который заявитель обратился за предоставлением государственной услуги.
Уполномоченным органам рекомендуется также проанализировать перечень документов, выдаваемых по результатам оказания необходимых и обязательных услуг, на предмет устранения избыточных документов с одновременным формированием предложений по внесению изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации более высокой юридической силы, регулирующие порядок предоставления государственной услуги.
11. Выявленная необходимая и обязательная услуга, а также документ, выдаваемый по результатам ее оказания, рекомендуется проверять на наличие в перечне необходимых и обязательных услуг.
С этой целью рекомендуется осуществлять сопоставление и анализ сведений о необходимой и обязательной услуге и документе, выдаваемом по результатам ее оказания, со сведениями о необходимых и обязательных услугах, содержащимися в реестре необходимых и обязательных услуг, размещенном в ФРГУ (далее - реестр необходимых и обязательных услуг ФРГУ).
В случае отсутствия услуги в перечне необходимых и обязательных услуг уполномоченному органу рекомендуется подготовить и направить в Минэкономразвития России предложения по дополнению перечня необходимых и обязательных услуг.
12. Уполномоченным органам рекомендуется проводить анализ действующих и разрабатываемых административных регламентов предоставления государственных услуг на предмет отнесения документов, необходимых для предоставления государственных услуг, к документам, выдаваемым по результатам оказания необходимых и обязательных услуг, в соответствии с порядком, предусмотренным пунктами 7-9 методических рекомендаций.
В случае выявления документов, выдаваемых по результатам оказания необходимых и обязательных услуг, в административный регламент предоставления государственных услуг включаются положения о перечне необходимых и обязательных услуг в соответствии с подпунктом "а" пункта 23 Правил разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденных постановлением N 1228.