от 15 декабря 2021 года N 955
Об утверждении Порядка и Нормативов осуществления лесной охраны
(с изменениями на 28 ноября 2022 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом Минприроды России от 28 ноября 2022 года N 825 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 29.12.2022, N 0001202212290118).
____________________________________________________________________
В соответствии с частью 1 статьи 98.2 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст.5278; 2021, N 24, ст.4188), подпунктом 5.2.159 пункта 5 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. N 1219 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 47, ст.6586; 2021, N 45, ст.7523),
приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок осуществления лесной охраны согласно приложению 1.
2. Утвердить прилагаемые Нормативы осуществления лесной охраны согласно приложению 2.
Министр
А.А.Козлов
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
27 января 2022 года,
регистрационный N 67033
Порядок осуществления лесной охраны
(с изменениями на 28 ноября 2022 года)
1. Лесная охрана осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации и органами местного самоуправления в рамках полномочий в соответствии со статьями 83-84 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст.5278; 2021, N 27, ст.5132), в том числе осуществление может быть возложено на государственные учреждения, подведомственные федеральному органу исполнительной власти, в пределах полномочий указанного федерального органа исполнительной власти, на государственные учреждения, подведомственные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, а также муниципальными учреждениями, подведомственными органам местного самоуправления, в пределах полномочий указанных органов (далее - органы лесной охраны), а именно:
а) Федеральным агентством лесного хозяйства непосредственно и через свои территориальные органы - в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности, и в случаях, когда полномочия, переданные Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст.5278; 2021, N 27, ст.5132), изъяты у органов государственной власти субъектов Российской Федерации. При патрулировании лесов на землях обороны и безопасности планы-графики и карты-схемы патрулирования, отклонение от маршрутов патрулирования, применение средств фото и видеофиксации и иных технических средств, в том числе беспилотных летательных аппаратов, согласуются с Минобороны России;
б) федеральными государственными бюджетными учреждениями, осуществляющими управление особо охраняемыми природными территориями (далее - ООПТ) федерального значения - на землях ООПТ федерального значения;
в) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым переданы полномочия Российской Федерации по осуществлению лесной охраны, - на землях лесного фонда;
г) органами местного самоуправления - в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности;
д) государственными, муниципальными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, указанным в подпунктах "а", "в" и "г" настоящего пункта, в пределах полномочий указанных органов (далее - учреждения лесной охраны).
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 9 января 2023 года приказом Минприроды России от 28 ноября 2022 года N 825. - См. предыдущую редакцию)
2. Лесная охрана осуществляется посредством систематического патрулирования лесов уполномоченными должностными лицами органов лесной охраны (далее - должностные лица лесной охраны).
Перечень должностных лиц лесной охраны для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и подведомственных им государственных и муниципальных учреждений утверждается указанными органами в пределах компетенции, установленной пунктом 1 настоящего Порядка.
3. Систематическое патрулирование лесов осуществляется посредством осмотра территорий в границах лесничеств в целях, установленных частью 1 статьи 98.2 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст.5278; 2021, N 24, ст.4188), проводимого должностными лицами лесной охраны по маршрутам патрулирования лесов в соответствии с пунктами 8-10, 12 настоящего Порядка, с периодичностью, определенной в соответствии с пунктами 6 и 7 настоящего Порядка (далее - патрулирование лесов).
4. Патрулирование лесов осуществляется в пешем порядке, с использованием немоторизированных средств передвижения, на ездовых животных, на транспортных средствах, самоходных машинах и других видах техники (далее - способы патрулирования лесов).
5. Патрулирование лесов осуществляется патрульной группой, состоящей из двух и более должностных лиц лесной охраны (во главе со старшим патрульной группы), в соответствии с планом-графиком патрулирования лесов и картой-схемой маршрутов патрулирования лесов, указанными в пунктах 7-9 настоящего Порядка (далее - патрульная группа). При патрулировании лесов на землях обороны и безопасности допускается участие должностных лиц Минобороны России. Информация отражается в плане-графике патрулирования лесов при согласовании такого графика с Минобороны России.
6. В целях организации осуществления лесной охраны руководитель (заместитель руководителя) федерального органа исполнительной власти (его территориального органа), федерального государственного бюджетного учреждения, осуществляющего управление ООПТ федерального значения, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления ежегодно до 15 декабря года, предшествующего году осуществления лесной охраны, в пределах компетенции согласно пункту 1 настоящего Порядка устанавливает годовое количество патрулирования лесов из расчета на одно должностное лицо, осуществляющее патрулирование лесов (далее - годовое количество патрулирования лесов), не менее 48 патрулирований в год, которое при необходимости может быть увеличено.
В целях, указанных в абзаце первом настоящего пункта, до 20 декабря года, предшествующего году осуществления лесной охраны, осуществляется территориальное распределение годового количества патрулирования лесов по лесничествам:
руководителем (заместителем руководителя) федерального органа исполнительной власти (его территориального органа) - в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности;
руководителем (заместителем руководителя) федерального государственного бюджетного учреждения, осуществляющего управление ООПТ федерального значения, - на землях ООПТ федерального значения;
руководителем (заместителем руководителя) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации - на землях лесного фонда;
руководителем (заместителем руководителя) органа местного самоуправления - в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Допускается изменение территориального распределения годового количества патрулирования лесов в порядке, аналогичном порядку его утверждения.
7. Руководитель (заместитель руководителя) федерального органа исполнительной власти (его территориального органа), федерального государственного бюджетного учреждения, осуществляющего управление ООПТ федерального значения, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, учреждения лесной охраны в пределах компетенции согласно пункту 1 настоящего Порядка ежегодно до 30 декабря года, предшествующего году осуществления лесной охраны, утверждает план-график патрулирования лесов, которым определяется ежемесячное количество патрулирования лесов для лесничеств (в разрезе участковых лесничеств) в соответствии с абзацем вторым пункта 6 настоящего Порядка, и карту-схему маршрутов патрулирования лесов для лесничества (в разрезе участковых лесничеств).
(Абзац в редакции, введенной в действие с 9 января 2023 года приказом Минприроды России от 28 ноября 2022 года N 825. - См. предыдущую редакцию)
При необходимости допускается изменение плана-графика патрулирования лесов и карты-схемы маршрутов патрулирования лесов.
8. План-график патрулирования лесов включает в себя информацию о количестве патрулирования в каждом месяце по каждому утвержденному маршруту патрулирования (рекомендуемый образец приведен в приложении 1 к настоящему Порядку).
Карта-схема маршрутов патрулирования лесов включает в себя графическое изображение маршрутов патрулирования лесов с присвоением им порядковой нумерации арабскими цифрами на карте-схеме, относящейся к картографическим лесоустроительным материалам лесничества, к которому прилагается описание маршрутов патрулирования лесов (перечень лесотаксационных кварталов и выделов, по которым проходит маршрут, способов патрулирования лесов, протяженности маршрута патрулирования лесов, время следования по маршруту патрулирования лесов от начальной до конечной точки в обе стороны).
9. Установление маршрута патрулирования лесов и его описание осуществляются в том числе на основании анализа информации о местах (предполагаемых и (или) фактических) совершения нарушений лесного законодательства, материалов дистанционного мониторинга использования лесов, сезонных изменений, развития лесной и нелесной инфраструктуры, особенностей использования лесов, природно-климатических условий.
При необходимости допускается изменение маршрута патрулирования.
10. Протяженность маршрута патрулирования лесов устанавливается исходя из возможности проведения патрулирования лесов в течение одного рабочего дня.
11. Патрулирование лесов проводится на основании задания на осуществление патрулирования лесов (далее - задание) (рекомендуемый образец приведен в приложении 2 к настоящему Порядку), утвержденного руководителем (заместителем руководителя) федерального органа исполнительной власти (его территориального органа), федерального государственного бюджетного учреждения, осуществляющего управление ООПТ федерального значения, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, учреждения лесной охраны (далее - должностное лицо, утвердившие задание, или должностное лицо, уполномоченное на утверждение задания) в пределах компетенции согласно пункту 1 настоящего Порядка.
Должностные лица, утвердившие задание, осуществляют контроль за его исполнением.
В случаях поступления информации о нарушениях лесного законодательства с целью ее оперативной проверки допускается проведение патрулирования лесов вне плана-графика патрулирования лесов, без оформления задания, с предварительным уведомлением должностного лица, уполномоченного на утверждение задания.
Уведомление должностного лица, уполномоченного на утверждение задания, о проводимом вне плана-графика патрулировании лесов, в том числе о его целях, времени проведения, маршруте, составе патрульной группы, осуществляется должностным лицом лесной охраны в суточный срок с момента получения информации о нарушении лесного законодательства, но не позднее дня проведения патрулирования лесов в письменной форме путем составления служебной записки посредством использования системы бумажного или электронного документооборота, применяемого в органе лесной охраны.
По результатам такого патрулирования лесов оформляется акт патрулирования лесов в соответствии с пунктами 18-21 настоящего Порядка.
Должностное лицо лесной охраны сообщает о патрулировании лесов, проведенном вне плана-графика патрулирования лесов, без оформления задания, и результатах такого патрулирования должностному лицу, уполномоченному на утверждение задания, путем направления акта о патрулировании лесов в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем окончания патрулирования лесов.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 9 января 2023 года приказом Минприроды России от 28 ноября 2022 года N 825. - См. предыдущую редакцию)
12. Допускается отклонение от маршрута патрулирования лесов при изменении состояния лесов и влиянии на них природных и антропогенных факторов, необходимости предотвращения, выявления и пресечения нарушений лесного законодательства гражданами, пребывающими в лесах, необходимости преследования и (или) задержания лиц, предположительно совершивших такие правонарушения, доставления указанных лиц в правоохранительные органы, а также в случае наступления неблагоприятных погодных и иных условий, не позволяющих осуществить движение по маршруту патрулирования лесов.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 9 января 2023 года приказом Минприроды России от 28 ноября 2022 года N 825. - См. предыдущую редакцию)
Все отклонения от маршрута патрулирования лесов и их причины указываются в акте патрулирования лесов и отражаются на схеме движения по маршруту патрулирования, являющейся приложением к указанному акту.
13. Обеспечение должностных лиц лесной охраны специальными средствами, служебным оружием, а также разрешенным в качестве служебного оружия гражданским оружием самообороны и охотничьим огнестрельным оружием осуществляется в соответствии со статьей 98.3 Лесного кодекса Российской Федерации.
_______________
Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст.5278; 2021, N 24, ст.4188.
При осуществлении патрулирования лесов для должностных лиц лесной охраны обязательно ношение формы установленного образца и наличие служебного удостоверения, выдаваемых в соответствии с частью 6 статьи 98.3 Лесного кодекса Российской Федерации.
_______________
Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст.5278; 2021, N 24, ст.4188.
При осуществлении патрулирования лесов для должностных лиц лесной охраны федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление ООПТ федерального значения, обязательно ношение формы установленного образца и наличие служебного удостоверения, выдаваемых в соответствии с пунктом 6.1 статьи 34 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".
_______________
Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 12, ст.1024; 2021, N 24, ст.4188.
14. При осуществлении патрулирования лесов для целей и в рамках реализации прав и обязанностей должностных лиц, осуществляющих лесную охрану, установленных статьей 98.2 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст.5278; 2021, N 24, ст.4188), должностные лица, осуществляющие лесную охрану, имеют право проводить фото- и (или) видеофиксацию с использованием соответствующих технических средств, а также использовать иные технические средства, в том числе беспилотные летательные аппараты, которые могут обеспечить картографические, картометрические и фотограмметрические измерения.
15. При выявлении в ходе патрулирования лесов признаков изменения состояния лесов, природных и антропогенных факторов, влияющих на леса, должностные лица лесной охраны осуществляют документарную и техническую фиксацию таких признаков, факторов (информации о таких признаках, факторах), в том числе обеспечивают фиксацию и сохранение соответствующих материальных следов, и принимают меры по недопущению продолжения, развития и ликвидации негативного воздействия на леса и его последствий, а также обеспечению принятия в дальнейшем необходимых мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в связи с указанными воздействием и последствиями.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 9 января 2023 года приказом Минприроды России от 28 ноября 2022 года N 825. - См. предыдущую редакцию)
16. При выявлении в ходе патрулирования лесов признаков нарушения гражданами, пребывающими в лесах, требований, указанных в части 1 статьи 98.2 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - правонарушение), должностные лица лесной охраны принимают меры по пресечению правонарушения, установлению виновного лица, привлечению его к предусмотренной законом ответственности (в том числе осуществляют (обеспечивают) документарную и техническую фиксацию, сохранение признаков и следов правонарушения (информации о правонарушении), а также принятию иных мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе направленных на возмещение вреда вследствие правонарушения.
В случае обнаружения данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, должностным лицом лесной охраны принимаются меры в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.