РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 3 ноября 2023 года N 3097-р
(с изменениями на 21 октября 2024 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2024 года N 2963-р.
____________________________________________________________________
1. Утвердить прилагаемое стратегическое направление в области цифровой трансформации транспортной отрасли Российской Федерации до 2030 года.
2. Минтрансу России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления обеспечить реализацию стратегического направления, утвержденного настоящим распоряжением.
3. Признать утратившим силу распоряжение Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2021 г. N 3744-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2022, N 1, ст.264).
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин
Стратегическое направление в области цифровой трансформации транспортной отрасли Российской Федерации до 2030 года
(с изменениями на 21 октября 2024 года)
Стратегические направления цифровой трансформации являются отраслевыми документами стратегического планирования Российской Федерации.
Основаниями разработки (корректировки) стратегического направления в области цифровой трансформации транспортной отрасли Российской Федерации до 2030 года (далее - стратегическое направление) являются:
Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации";
(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2024 года N 2963-р. - См. предыдущую редакцию)
Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 10 октября 2019 г. N 490 "О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации";
Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 207-р;
перечень инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2021 г. N 2816-р;
Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 г. N 3363-р;
Стратегия развития беспилотной авиации Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2023 г. N 1630-р;
Концепция технологического развития на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2023 г. N 1315-р;
перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам конференции "Путешествие в мир искусственного интеллекта" от 31 декабря 2020 г. N Пр-2242;
перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 1 сентября 2022 г. N Пр-1553;
перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам конференции "Путешествие в мир искусственного интеллекта" от 29 января 2023 г. N Пр-172;
план мероприятий по актуализации действующих и утверждению новых стратегических направлений в области цифровой трансформации ключевых отраслей экономики, социальной сферы, подготовленный во исполнение подпункта "м" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 1 сентября 2022 г. N Пр-1553.
Стратегическое направление действует до 2030 года.
Внесение изменений в стратегическое направление возможно не более одного раза в год.
После завершения периода действия стратегического направления проводится корректировка (актуализация) стратегического направления.
Основаниями для принятия решения о корректировке (актуализации) стратегического направления являются:
итоги рассмотрения Правительством Российской Федерации доклада Министерства экономического развития Российской Федерации о мониторинге реализации стратегического направления (при необходимости);
актуализация перечня наиболее актуальных и востребованных технологических направлений и решений в сфере искусственного интеллекта (при необходимости);
предложения Министерства транспорта Российской Федерации, подготовленные по итогам анализа реализации стратегического направления, в том числе с учетом новых угроз национальной безопасности, существенного сокращения ресурсов развития, возрастания рисков недостижения целей и (или) изменения критериев приоритизации, горизонтов планирования или прогнозных условий, а также иных факторов.
Корректировка (актуализация) стратегического направления осуществляется на основании решения Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
Наименование | - | стратегическое направление в области цифровой трансформации транспортной отрасли |
Сроки реализации | - | до 2030 года |
Цель | - | достижение высокой степени цифровой зрелости государственного управления и основных участников транспортной отрасли для оказания качественных государственных услуг населению, повышения качества транспортно-логистических услуг (повышения доступности и скорости, снижения стоимости), развития бесшовных внутрироссийских и международных перевозок, обеспечения их безопасности и надежности (устойчивости к особым внешним условиям), а также снижения нагрузки на окружающую среду |
Целевое состояние | - | повышение мобильности населения, отсутствие перебоев в транспортно-логистических цепочках, минимизация взаимодействия с субъектами предпринимательской деятельности, предотвращение существенных нарушений субъектами предпринимательской деятельности, недопущение нарушения конкуренции, применение эффективных и законных способов защиты объектов транспортной инфраструктуры, распространение использования беспилотных транспортных средств при минимизации издержек на их производство и эксплуатацию |
Индикаторы | - | производительность труда в транспортном комплексе по отношению к значениям 2019 года; |
Ответственные | - | Министерство транспорта Российской Федерации; |
органы государственной власти субъектов |
Приоритетом стратегического направления является обеспечение национальных интересов Российской Федерации в соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации".
Целями стратегического направления являются оказание качественных государственных услуг населению, повышение качества транспортно-логистических услуг (повышение доступности и скорости, снижение стоимости), развитие бесшовных внутрироссийских и международных перевозок, обеспечение их безопасности и надежности (устойчивости к особым внешним условиям), а также снижение нагрузки на окружающую среду посредством цифровой трансформации.
Задачами стратегического направления являются:
цифровизация пассажирских перевозок;
цифровизация грузовых перевозок;
цифровизация жизненного цикла инфраструктуры и транспортных средств;
цифровизация управления транспортным комплексом;
обеспечение безопасности на объектах критической информационной инфраструктуры в транспортной отрасли;
повышение уровня технологического развития и декарбонизация транспортного комплекса.
В Российской Федерации цифровизация транспортной отрасли является одной из ключевых задач как минимум на период до 2030 года, при этом внедрение цифровых технологий должно распространяться на все виды транспорта в целях установления возможности переориентирования потоков грузов с одного вида транспорта на другой.
Транспортный комплекс обеспечивает географическую связанность территорий страны и экономическую связанность всех отраслей экономики.
Отрасль транспорта и логистики в целом демонстрирует высокие темпы цифровой трансформации: применяются различные новые бизнес-модели, в сфере пассажирских перевозок работают платформы-агрегаторы (в грузовых перевозках только развиваются), а в сферах пассажирских перевозок и почты широко используются цифровые каналы взаимодействия с потребителями. При этом в цифровой инфраструктуре отрасли отмечаются высокий уровень проникновения широкополосного доступа в информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет", мобильной связи и высокий уровень развития центров хранения и обработки больших массивов данных, достаточные для внедрения и развития современных цифровых решений.
Цифровая инфраструктура компаний транспортной отрасли достаточно развита, а большинство таких компаний внедрило базовые системы управления цифровыми трансформациями и инструменты работы с данными. Однако в настоящее время процесс цифровизации компаний транспортной отрасли неравномерен, существует большой разрыв в уровне цифровизации между компаниями - лидерами транспортной отрасли, которые уже запустили цифровые трансформации, и компаниями, которые только приступают к своей цифровизации. Наряду с этим отмечается общий дефицит "цифровых" кадров в Российской Федерации, при этом компании транспортной отрасли недостаточно инвестируют в цифровое образование сотрудников, а транспортная отрасль в основном опирается на внешних технологических партнеров.
Сегодня наблюдается активная цифровая трансформация транспортной отрасли - создается цифровая транспортная инфраструктура (например, интеллектуальные транспортные системы, цифровые решения для пассажирских и грузовых терминалов и др.), происходит цифровизация транспортных средств (тестирование беспилотных транспортных средств, развитие инструментов мониторинга и предиктивного обслуживания и ремонта транспортных средств и подобное), разрабатываются цифровые транспортные сервисы (например, решения "мобильность как сервис", оплата проезда для всех видов транспорта с применением технологий биометрии, системы радиоинформирования и звукового ориентирования (для групп маломобильных граждан).
Однако данные инициативы реализуются на уровне передовых компаний транспортной отрасли (отдельных регионов Российской Федерации), наблюдается низкий уровень интеграции цифровых решений (ИТ-систем).
В целях активизации работы по цифровизации транспортной сферы государственные корпорации и компании с государственным участием в транспортной отрасли разрабатывают стратегии цифровой трансформации со сроками реализации в 2025-2030 годах.
Новые вызовы, связанные с санкционными ограничениями и обострением политической обстановки, требуют активизации ресурсов в части импортозамещения в первую очередь на объектах критической информационной инфраструктуры, а также разработки новых передовых технологий, позволяющих сделать транспортную отрасль комфортной для граждан, минимизируя при этом человеческий фактор при принятии управленческих решений.
Руководителем, ответственным за реализацию стратегического направления, является заместитель Министра транспорта Российской Федерации, координирующий работу в области цифровой трансформации транспортной отрасли.
Федеральным органом исполнительной власти, ответственным за реализацию стратегического направления, является Министерство транспорта Российской Федерации.
Соисполнителями по реализации стратегического направления являются:
заинтересованные федеральные органы исполнительной власти;