МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 1 ноября 2021 года N АБ-1898/06

О направлении методических рекомендаций



Министерство просвещения Российской Федерации направляет для использования в работе Методические рекомендации по приобретению средств обучения и воспитания в целях создания новых мест в образовательных организациях различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата Федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование".

А.В.Бугаев



Методические рекомендации по приобретению средств обучения и воспитания в целях создания новых мест в образовательных организациях различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата Федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование"

1. Общие положения


Настоящие методические рекомендации по приобретению средств обучения и воспитания в целях создания новых мест в образовательных организациях различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей (далее соответственно - методические рекомендации, создание новых мест дополнительного образования детей) в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" (далее - федеральный проект) разработаны в целях обеспечения исполнения федерального проекта, в том числе в целях установления требований к результатам использования субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта в части создания новых мест дополнительного образования детей.

При реализации мероприятий по созданию новых мест дополнительного образования детей рекомендуем указывать количество введенных ученико-мест, обеспечивающих повышение охвата детей в возрасте от 5 до 18 лет дополнительным образованием. За счет средств субсидии из федерального бюджета к концу 2024 года будет создано не менее 1350 тыс. новых ученико-мест (нарастающим итогом с 2019 года) в образовательных организациях различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей, в том числе для обеспечения условий для применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

При реализации мероприятий по созданию новых мест дополнительного образования детей органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе обеспечивать условия, превышающие условия, описанные в настоящих методических рекомендациях.

Организационно-техническое, методическое и информационное сопровождение реализации мероприятий по созданию новых мест дополнительного образования детей осуществляет федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования "Федеральный центр дополнительного образования и организации отдыха и оздоровления детей" (далее - Федеральный оператор).

2. Рекомендуемый порядок создания новых мест дополнительного образования детей


Высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации рекомендуется издать распорядительный акт, утверждающий:

- регионального координатора, под которым понимается уполномоченный исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или региональный ведомственный проектный офис, обеспечивающий создание новых мест дополнительного образования детей на территории субъекта Российской Федерации;

- комплекс мер ("дорожную карту") по созданию новых мест дополнительного образования в соответствии с Приложением N 1* к настоящим методическим рекомендациям;

________________

* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

- перечень организаций, в которых создаются новые места дополнительного образования детей;

- перечень показателей создания новых мест дополнительного образования детей в соответствии с Приложением N 2* к настоящим методическим рекомендациям.

________________

* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

При формировании перечня организаций, в которых создаются новые места, рекомендуем учитывать:

- необходимость создания новых мест дополнительного образования детей, обеспечивающих увеличение охвата детей дополнительным образованием, повышение его доступности и качества;

- обеспечение равных и общедоступных условий для занятий детей дополнительным образованием всех направленностей вне зависимости от территориальных особенностей расположения образовательных организаций и образовательных потребностей и возможностей детей, в том числе организация доступной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, обеспечения подвоза детей из труднодоступных территорий;

- необходимость определения приоритетов обновления содержания дополнительных общеразвивающих программ, определяемых на основе документов стратегического планирования федерального уровня, уровня субъектов Российской Федерации и уровня муниципальных образований;

- использование современных технологий, новых форм и методов обучения по дополнительным общеобразовательным программам, в том числе в форме создания школьных музеев, школьных театров, школьных медиацентров и школьных спортивных клубов и др.;

- необходимость обеспечения создания новых мест по различным направленностям дополнительного образования детей (технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-гуманитарной), в соответствии с приоритетными направлениями социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

- необходимость обеспечения полного и эффективного использования закупаемой материально-технической базы, в том числе ее приоритетное использование для реализации долгосрочных дополнительных общеразвивающих программ в очной форме длительностью не менее 9 месяцев, а также совместной урочной и внеурочной деятельности на основании договоров о реализации образовательных программ в сетевой форме с общеобразовательными организациями, проведении мероприятий (в том числе олимпиад и конкурсов);

- необходимость обеспечения расчета создания новых ученико-мест дополнительного образования детей в соответствии с разделом 3 настоящих методических рекомендаций;

- информационную доступность создаваемых новых мест, в том числе внесение в региональные навигаторы дополнительного образования детей субъектов Российской Федерации данных об образовательных организациях, программах дополнительного образования детей и детях от 5 до 18 лет, обучающихся по программам дополнительного образования.

Вместе с тем, при формировании перечня организаций, в которых создаются новые места за счет средств субсидии из федерального бюджета, не допускается переоснащение существующих мест дополнительного образования.

3. Рекомендуемый порядок расчета количества новых мест дополнительного образования детей


При расчете планируемого количества ученико-мест для реализации дополнительных общеразвивающих программ рекомендуется определить планируемое количество ученико-мест, достаточное для обеспечения к 2024 году охвата детей дополнительным образованием не менее 80% от общего числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, проживающих на территории субъекта Российской Федерации.

Количество создаваемых ученико-мест за счет субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации мероприятий по созданию новых мест дополнительного образования детей устанавливается в соглашении о предоставлении субсидии, заключаемого в соответствии с пунктом 16 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов, входящих в состав национального проекта "Образование", в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", приведенных в Приложении N 5 к государственной программе Российской Федерации "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1642.

Планируемое количество создаваемых ученико-мест рассчитывается как произведение планируемого к созданию количества инфраструктурных мест дополнительного образования детей, соответствующего среднему количеству детей в группе (), единовременно использующих соответствующий комплект средств обучения и воспитания при обучении по дополнительной общеразвивающей программе, определяемого с учетом параметров помещений, в которых создаются новые места дополнительного образования детей, в том числе на основании Рекомендуемого состава и площади помещений в организациях дополнительного образования, в соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (далее - СП 2.4.3648-20) и среднего числа групп (), которые могут быть набраны на обучение по дополнительной общеразвивающей программе в течение учебного года в соответствующем населенном пункте с учетом социально-демографической ситуации.

Среднее число групп (), которые могут быть набраны на обучение по дополнительной общеразвивающей программе в течение учебного года, рассчитывается как отношение произведения числа задействованных педагогических работников () и нормы часов учебной (преподавательской) работы (Н), выраженного в часах в неделю, к режиму занятий детей в группе (), выраженному в часах в неделю, определяемое исходя из СП 2.4.3648-20.

________________

Определяется в соответствии с приказом Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г. N 1601 "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре".

При полной занятости одного работника Н принимается равным 18 часам.

Таким образом, расчет количества создаваемых ученико-мест должен производиться по формуле:

     ,


где:

- количество инфраструктурных мест;

- среднее число групп детей, которые могут быть набраны на обучение по дополнительной общеразвивающей программе в течение учебного года в соответствующем населенном пункте с учетом социально-демографической ситуации, определяемое по формуле:

     ,


где:

- число задействованных педагогических работников;

Н - норма часов учебной (преподавательской) работы в неделю;

- режим занятий детей в группе в неделю.

4. Рекомендации к кадровому обеспечению


Созданные новые ученико-места дополнительного образования детей рекомендуется обеспечить педагогическими работниками соответствующей квалификации для реализации дополнительных общеразвивающих программ соответствующей направленности.

Профессиональная педагогическая деятельность по реализации дополнительных общеразвивающих программ осуществляется лицами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование (в том числе по направлениям, соответствующим направлениям дополнительных общеобразовательных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность) и отвечающими квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам в соответствии с Приказом Минтруда России от 5 мая 2018 г. N 298н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых"" (зарегистрирован в Минюсте России 28 августа 2018 г. N 52016).

Вместе с тем, образовательные организации, на базе которых создаются новые места, вправе привлекать к занятию педагогической деятельностью по дополнительным общеразвивающим программам лиц, обучающихся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим направленности дополнительных общеобразовательных программ, и успешно прошедших промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения. Соответствие образовательной программы высшего образования направленности дополнительной общеобразовательной программы определяется работодателем (п.4 ст.46 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").

Должности, введенные в штатное расписание, как по категориям должностей, так и по количеству штатных единиц, обеспечивают реализацию соответствующих дополнительных общеразвивающих программ.

Образовательным организациям, на базе которых создаются новые места дополнительного образования детей, рекомендуется обеспечить прохождение педагогическими и руководящими работниками программ повышения квалификации и (или) профессиональной переподготовки по соответствующей направленности.

Федеральный оператор ежегодно обеспечивает организацию программ повышения квалификации для педагогических и руководящих работников организаций, в которых создаются новые места дополнительного образования.

5. Рекомендуемые параметры к помещениям для создания новых мест дополнительного образования детей


В случае создания новых ученико-мест в помещениях организаций, ранее не используемых для реализации дополнительных общеразвивающих программ, организациям рекомендуется иметь соответствующие лицензии на осуществление образовательной деятельности.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»