ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 октября 2021 года N 1877
О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации" и распоряжение Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2010 г. N 1950-р
Правительство Российской Федерации
постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации", утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 30 марта 2021 г. N 484 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 14, ст.2352).
2. В позиции, касающейся комплексной государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации", раздела VII перечня государственных программ Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2010 г. N 1950-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 47, ст.6166; 2021, N 26, ст.5030; N 36, ст.6456), слова "2021-2024 годы" заменить словами "2021-2030 годы".
3. Министерству Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики разместить государственную программу Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации" с изменениями, утвержденными настоящим постановлением, на своем официальном сайте, а также на портале государственных программ Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение 14 дней со дня официального опубликования настоящего постановления.
4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2022 г.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 30 октября 2021 года N 1877
Изменения, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации"
Изложить государственную программу Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации" в следующей редакции:
"УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 30 марта 2021 года N 484
(в редакции постановления
Правительства Российской Федерации
от 30 октября 2021 года N 1877)
Комплексная государственная программа Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации"
Стратегические приоритеты в сфере реализации комплексной государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации"
1. Оценка текущего состояния социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации
Арктическая зона Российской Федерации является геостратегической территорией, имеющей ключевое значение для обеспечения реализации национальных интересов и национальной безопасности Российской Федерации в Арктике.
Национальные интересы, оценка обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, основные вызовы и угрозы в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в Арктике определены в Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 5 марта 2020 г. N 164 "Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года" (далее - Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике). Также в них определены цели государственной политики Российской Федерации в Арктике, направленные в целом на повышение качества жизни населения Арктической зоны Российской Федерации, в том числе коренных малочисленных народов Российской Федерации, проживающих в Арктической зоне Российской Федерации (далее - малочисленные народы).
В соответствии с Федеральным законом "О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации" в состав сухопутных территорий Арктической зоны Российской Федерации входят:
территории таких субъектов Российской Федерации, как Мурманская область, Ненецкий автономный округ, Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ;
части территорий следующих субъектов Российской Федерации:
Республика Карелия (муниципальное образование "Беломорский муниципальный район", муниципальное образование "Калевальский национальный муниципальный район", Кемский муниципальный район, муниципальное образование "Костомукшский городской округ", Лоухский муниципальный район, муниципальное образование "Сегежский муниципальный район");
Республика Коми (муниципальное образование городского округа "Воркута", муниципальное образование городского округа "Инта", муниципальное образование городского округа "Усинск", муниципальный район "Усть-Цилемский");
Республика Саха (Якутия) (муниципальный район "Абыйский улус (район)", муниципальное образование "Аллаиховский улус (район)", муниципальное образование "Анабарский национальный (долгано-эвенкийский) улус (район)", муниципальное образование "Булунский улус (район)", муниципальный район "Верхнеколымский улус (район)", муниципальное образование "Верхоянский район", муниципальный район "Жиганский национальный эвенкийский район", муниципальное образование "Момский район", муниципальный район "Нижнеколымский район", муниципальный район "Оленекский эвенкийский национальный район", муниципальное образование "Среднеколымский улус (район)", муниципальный район "Усть-Янский улус (район)", муниципальное образование "Эвено-Бытантайский национальный улус (район)");
Красноярский край (муниципальное образование город Норильск, Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район, муниципальное образование Туруханский район, сельское поселение "Поселок Суринда", сельское поселение "Поселок Тура", сельское поселение "Поселок Нидым", сельское поселение "Поселок Учами", сельское поселение "Поселок Тутончаны", сельское поселение "Поселок Ессей", сельское поселение "Поселок Чиринда", сельское поселение "Поселок Эконда", сельское поселение "Поселок Кислокан", сельское поселение "Поселок Юкта" Эвенкийского муниципального района);
Архангельская область (муниципальное образование "Город Архангельск", муниципальное образование "Мезенский муниципальный район", муниципальное образование городской округ "Новая Земля", муниципальное образование "Город Новодвинск", муниципальное образование "Онежский муниципальный район", муниципальное образование "Приморский муниципальный район", городской округ "Северодвинск", муниципальное образование "Лешуконский муниципальный район", муниципальное образование "Пинежский муниципальный район").
Чукотский автономный округ и территории Республики Саха (Якутия) входят в состав Дальневосточного федерального округа.
Значение Арктической зоны в социально-экономическом развитии Российской Федерации и обеспечении ее национальной безопасности обусловлено ее географическим расположением, наличием запасов полезных ископаемых (более 80 процентов горючего природного газа и 17 процентов нефти, континентальный шельф Российской Федерации в Арктике содержит более 85,1 трлн. куб. метров горючего природного газа, 17,3 млрд. тонн нефти). В Арктической зоне Российской Федерации реализуются крупнейшие инвестиционные проекты.
Среди показателей развития Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года можно выделить:
увеличение ожидаемой продолжительности жизни при рождении в Арктической зоне Российской Федерации с 70,65 года в 2014 году до 72,39 года в 2018 году;
сокращение миграционного оттока населения из Арктической зоны Российской Федерации в период с 2014 по 2018 год на 53 процента;
снижение уровня безработицы (по методологии Международной организации труда) с 5,6 процента в 2017 году до 4,6 процента в 2019 году;
увеличение доли валового регионального продукта, произведенного в Арктической зоне Российской Федерации, в суммарном валовом региональном продукте субъектов Российской Федерации с 5 процентов в 2014 году до 6,2 процента в 2018 году;
увеличение доли средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в общем объеме инвестиций в основной капитал, осуществляемых в Арктической зоне, с 5,5 процента в 2014 году до 7,6 процента в 2019 году;
рост объема перевозок грузов в акватории Северного морского пути с 4 млн. тонн в 2014 году до 31,5 млн. тонн в 2019 году;
увеличение доли домашних хозяйств, имеющих широкополосный доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в общем числе таких хозяйств в Арктической зоне с 73,9 процента в 2016 году до 81,3 процента в 2019 году.
Конкурентными преимуществами Арктической зоны Российской Федерации являются установленный на ее территории преференциальный режим, наличие механизмов государственной поддержки предпринимательской и инвестиционной деятельности, направленных на улучшение условий для привлечения внебюджетных инвестиций, и стимулирование предпринимательской активности на территории Арктической зоны Российской Федерации. Также одним из направлений в сфере развития экономики является предоставление инвесторам государственной поддержки при осуществлении ими капитальных вложений в объекты транспортной, энергетической и инженерной инфраструктуры, включая инфраструктуру систем газоснабжения, водоснабжения, трубопроводного транспорта и связи, необходимые для реализации новых инвестиционных проектов, отобранных или определенных в соответствии с порядками или критериями, установленными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
В этих целях мероприятия комплексной государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации" (далее - комплексная государственная программа) были акцентированы на повышении уровня инвестиционной привлекательности макрорегиона и, как следствие, привлечении внебюджетных инвестиций, увеличении количества резидентов, создании новых рабочих мест, а также на развитии человеческого капитала в Арктической зоне.
В 2020 году заключено 5 соглашений об осуществлении инвестиционной деятельности на территории опережающего социально-экономического развития "Столица Арктики" (объем инвестиций - 95,39 млрд. рублей). Фактические инвестиции по итогам года составили 20,66 млрд. рублей, создано 204 рабочих места.
В целях повышения уровня социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации, повышения качества жизни и защищенности населения на территории Арктической зоны Российской Федерации Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики совместно с экспертным сообществом, представителями федеральных, региональных и муниципальных органов исполнительной и законодательной власти разработана и утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2021 г. N 978-р программа государственной поддержки традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, осуществляемой в Арктической зоне Российской Федерации.
Реализация этих мероприятий создает условия для роста внебюджетных инвестиций в экономику арктического региона и повышение качества жизни населения в целом.
2. Описание приоритетов и целей государственной политики в части социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации, в том числе общие требования к политике субъектов Российской Федерации
Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации комплексной государственной программы связаны с развитием социально-экономического, транзитного потенциала арктических регионов, повышением качества жизни населения.
Основным механизмом реализации государственной политики Российской Федерации в Арктике является Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 26 октября 2020 г. N 645 "О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года" (далее - Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности), которая определяет разноаспектный комплекс социально-экономических мер развития Арктической зоны Российской Федерации.
Основным инструментом реализации Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности является комплексная государственная программа, которая обеспечивает реализацию этой стратегии по следующим приоритетам государственной политики Российской Федерации в Арктике:
создание и развитие правового режима государственной поддержки предпринимательской деятельности на территории Арктической зоны Российской Федерации, стимулирующего переход к экономике замкнутого цикла, осуществление частных инвестиций в проведение геолого-разведочных работ, создание новых и модернизацию действующих промышленных производств, развитие наукоемких и высокотехнологичных производств, разработку новых нефтегазовых провинций, месторождений твердых полезных ископаемых и трудноизвлекаемых запасов углеводородного сырья, глубокую переработку нефти, производство сжиженного природного газа и газохимической продукции;
инфраструктурная поддержка реализации новых инвестиционных проектов, отобранных критериями или порядком, определенными в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;
развитие экономического сотрудничества территорий, входящих в состав Арктической зоны Российской Федерации, с регионами арктических государств;
привлечение иностранных инвесторов в экономические проекты на территории Арктической зоны Российской Федерации;
содействие укреплению связей между малочисленными народами и коренными народами, проживающими на арктических территориях зарубежных государств, в рамках проведения соответствующих международных форумов по данной тематике;
доведение результатов деятельности Российской Федерации в Арктике до сведения широкой международной общественности.
Особенности Арктической зоны, определяющие специальные подходы к ее социально-экономическому развитию и обеспечению национальной безопасности в Арктике, многоаспектны и обусловлены как природно-климатическими условиями, крайне низкой плотностью населения и уровнем развития транспортной и социальной инфраструктуры, так и неравномерностью промышленно-хозяйственного освоения отдельных территорий Арктической зоны: ориентированностью экономики на добычу природных ресурсов, отдаленностью местностей, на которых проживают малочисленные народы.
Основные приоритеты, задачи и цели государственной политики в сфере реализации комплексной государственной программы сформулированы исходя из обеспечения национальных интересов Российской Федерации в Арктической зоне, а также достижения целей, определенных в Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике.
Основными задачами государственного управления и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в Арктике в настоящее время является реализация мер, отраженных в документах стратегического планирования, в том числе включенных в единый план мероприятий по реализации Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года и Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2021 г. N 996-р. Выполнение задач в сфере социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации, инфраструктуры, в сфере развития науки и технологий, обеспечения экологической безопасности, развития международного сотрудничества, защиты населения и территории Арктической зоны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является значимым с точки зрения повышения качества жизни населения, проживающего в арктических регионах, и развития Арктики в целом.
Одной из приоритетных задач остается обеспечение достижения показателей социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав Арктической зоны Российской Федерации, уровень которых должен быть выше среднего уровня по Российской Федерации.
В этой связи разработан механизм, направленный на решение поставленной Президентом Российской Федерации задачи по обеспечению значений показателей социального развития территорий Арктической зоны Российской Федерации до уровня не ниже средних значений по Российской Федерации (поручение Президента Российской Федерации от 27 марта 2019 г. N Пр-528).
Так, 50 процентов обязательных платежей, подлежащих уплате в федеральный бюджет (налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость, налога на добычу полезных ископаемых, акцизов на автомобили легковые и мотоциклы, ввозных таможенных пошлин) юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, которые применяют преференциальные режимы осуществления предпринимательской деятельности на территории Арктической зоны Российской Федерации, а также юридическими лицами, осуществляющими реализацию отобранных в установленном Правительством Российской Федерации порядке инвестиционных проектов (далее - организации), будут направлены на мероприятия, реализация которых создаст условия для выравнивания значений показателей, характеризующих качество жизни в Арктической зоне Российской Федерации, с общероссийскими или средними по субъектам Российской Федерации значениями.
Исходя из приоритетов государственной политики Российской Федерации в Арктике в сфере реализации комплексной государственной программы сформулированы следующие цели:
повышение уровня социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации путем создания 13,274 тыс. рабочих мест и вложения внебюджетных инвестиций в объеме 399,19 млрд. рублей;
повышение узнаваемости территории Арктической зоны Российской Федерации в международном пространстве путем проведения мероприятий международного уровня, привлечение внебюджетных инвестиций в объеме 830 млрд. рублей к 2030 году.
Общие требования к государственной политике субъектов Российской Федерации, входящих в состав Арктической зоны Российской Федерации, в сфере реализации комплексной государственной программы заключаются в том числе в обеспечении сбалансированности стратегического планирования по приоритетам, целям, задачам, мероприятиям и срокам их реализации, по целевым показателям, финансовым и иным ресурсам, а также согласованности управленческих решений по опережающему социально-экономическому развитию.