Внимание! Утвержден порядок направления субъектом транспортной инфраструктуры, перевозчиком уведомления о планируемой перевозке груза повышенной опасности Приказом Минтранса России от 20.11.2023 N 385 утвержден Порядок направления субъектом транспортной инфраструктуры и (или) перевозчиком уведомления о планируемой перевозке груза повышенной опасности транспортными средствами внутреннего водного и (или) железнодорожного транспорта, за исключением перевозки, предназначенной для удовлетворения особо важных государственных и оборонных нужд, в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта или ее территориальный орган. Установлено, что уведомление в форме электронного документа (сообщения) в Ространснадзор или ее территориальный орган о планируемой перевозке груза повышенной опасности транспортными средствами внутреннего водного, железнодорожного транспорта направляется субъектом транспортной инфраструктуры, перевозчиком посредством личного кабинета в единой государственной информационной системе обеспечения транспортной безопасности или посредством информационного взаимодействия информационных систем субъектов транспортной инфраструктуры, перевозчиков и единой системы в автоматическом режиме. Возможность направления уведомлений с использованием единой системы осуществляется на безвозмездной основе. Постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 N 341 утвержден перечень грузов, перевозимых железнодорожным транспортом и внутренним водным транспортом. К таким грузам отнесены, в том числе, взрывчатые, ядовитые и коррозионные вещества, нетоксичные воспламеняющиеся газы и другие. Постановлением Правительства РФ от 12.03.2022 N 353 установлено, что осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте и деятельности по перевозкам железнодорожным транспортом опасных грузов не требует получения лицензии. Лицо, планирующее осуществлять указанные виды деятельности, уведомляет Федеральную службу по надзору в сфере транспорта о начале их осуществления в соответствии со статьей 8 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 584 "Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности". К лицам, осуществляющим деятельность без лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте и без лицензии на осуществление деятельности по перевозкам железнодорожным транспортом опасных грузов, не применяется установленная законодательством Российской Федерации ответственность за осуществление деятельности без лицензии. | |
О перевозках опасных грузов автомобильным транспортом см. справочный материал по ссылке. |
Понятие опасного груза
Опасный груз - груз, который в силу присущих ему свойств при определенных условиях при перевозке, выполнении маневровых, погрузочно-разгрузочных работ и хранении может стать причиной взрыва, пожара, химического или иного вида заражения либо повреждения технических средств, устройств, оборудования и других объектов железнодорожного транспорта и третьих лиц, а также причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде - статья 2 Устава железнодорожного транспорта РФ (далее - Устав).
Грузы повышенной опасности - опасные грузы, отнесенные Правительством Российской Федерации к грузам, представляющим повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей среды. Грузы повышенной опасности допускаются к перевозке по специальным разрешениям в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. На дату актуальности справочного материала данных документов не издано.
(Статья 1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности"; статья 18 Устава)
См. ГОСТ Р 57479-2017 Грузы опасные. Маркировка; ГОСТ Р 57478-2017 Грузы опасные. Классификация.
1. Перевозки по железным дорогам государств - участников СНГ и международные перевозки
Перевозки по железным дорогам государств - участников СНГ осуществляются согласно Правилам перевозок опасных грузов по железным дорогам, принятым СЖТ СНГ.
Правила распространяются на перевозки опасных грузов по железным дорогам государств - участников СНГ и являются обязательными для работников железнодорожного транспорта, отправителей и получателей опасных грузов, портов и пристаней, а также для транспортно-экспедиционных предприятий, осуществляющих обслуживание грузоотправителей и грузополучателей.
Перевозки опасных грузов между странами, железные дороги которых являются участниками Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС), но не являются участниками СНГ, регламентируются Правилами перевозок опасных грузов (приложение 2 к Соглашению), а между государствами - участниками СНГ и странами, железные дороги которых не являются участниками СМГС, осуществляются на основе особых соглашений. Соответствующие статьи Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) и правила перевозок грузов, указанные в статье 8 "Правила перевозок грузов", применяются в части, не оговоренной Правилами перевозок опасных грузов.
Аварийные карточки на опасные грузы, перевозимые по железным дорогам СНГ, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики, утверждены решением 48-го заседания совета 29-30 мая 2008 года.
Аварийная карточка на опасный груз, в числе прочего, содержит основные свойства и виды опасности; указания по применению средств индивидуальной защиты; необходимые указания по действиям при аварийной ситуации. Полное содержание аварийной карточки см. по ссылке.
Форму и порядок заполнения аварийной карточки см. по ссылке.
Правила перевозок жидких грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума утверждены решением 50-го заседания Совета 21-22 мая 2009 года.
Также следует принимать во внимание приказ Минтранса России от 29.07.2019 N 245, которым утверждены Правила перевозок железнодорожным транспортом грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума. Правилами регулируются специальные условия перевозок опасных грузов наливом в вагонах-цистернах. Правила не распространяются на перевозки грузов в вагонах бункерного типа, не предназначенных для перевозки нефтебитума.
На основании постановления Правительства РФ от 25.08.2008 N 641 железнодорожные транспортные средства, которые перевозят опасные грузы, должны быть оснащены аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS подлежат следующие транспортные, технические средства и системы. Виды железнодорожных транспортных средств, используемых для перевозки опасных грузов, подлежащих оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS утверждены приказом Минтранса России от 10.07.2020 N 237.
2. При перевозке опасных грузов грузоотправитель обязан наносить на тару, вагоны, контейнеры знаки, коды опасности, предусмотренные правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом. Порядок нанесения указанных знаков, кодов устанавливается и публикуется в сборнике правил перевозок железнодорожным транспортом (статья 18 Устава).
Перечень опасных грузов, погрузка и выгрузка которых в местах общего и необщего пользования не допускаются, устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом (статья 21 Устава).
После выгрузки опасных грузов в случаях, предусмотренных правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, грузополучатели за свой счет обязаны провести промывку и дезинфекцию вагонов, контейнеров (статья 44 Устава).
Перечень допускаемых для перевозок в прямом смешанном сообщении продовольственных и скоропортящихся грузов, опасных грузов или грузов, которые должны сопровождать представители грузоотправителей, грузополучателей, устанавливается правилами перевозок грузов в прямом смешанном сообщении (статья 68 Устава).
Перевозка опасных грузов, перечень которых предусмотрен правилами оказания услуг по перевозкам пассажиров, в качестве ручной клади, багажа, грузобагажа в пассажирских поездах не допускается (статья 88 Устава).
Приказом Минтранса России от 04.03.2019 N 70 утверждены Правила перевозок железнодорожным транспортом грузов с сопровождением и Перечень грузов, требующих обязательного сопровождения в пути следования. В указанный Перечень включены все наименования опасных грузов, обязательное сопровождение которых предусмотрено правилами перевозок опасных грузов по железным дорогам.
Перечень опасных грузов, перевозимых наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа, приведен в графах 1-11 Алфавитного указателя опасных грузов, допущенных к перевозке железнодорожным транспортом (приложение N 2 к Правилам перевозок опасных грузов по железным дорогам, утвержденным Протоколом пятнадцатого заседания Совета по железнодорожному транспорту государств - участников СНГ от 5 апреля 1996 года).
Опасные грузы, не поименованные в Алфавитном указателе опасных грузов, но сходные по своим химическим свойствам, характеру опасности с грузами, перечисленными в нем, грузоотправитель должен относить к номеру Организации Объединенных Наций (номеру ООН) (наименование груза обобщенное или Н.У.К.) и перевозить этот груз на условиях, указанных для этого номера ООН (номер аварийной карточки (АК), нормы прикрытия, штемпели опасности, условия роспуска с горки). В накладной указывается надлежащее наименование груза, относящееся к этому номеру ООН, и в скобках - наименование груза в соответствии со стандартом или техническими условиями.
В случае если опасный груз не может быть отнесен грузоотправителем к грузам, поименованным в Алфавитном указателе опасных грузов, а также вследствие особых обстоятельств для данного груза перевозчиком в соответствии со статьей 8 Устава железнодорожного транспорта могут устанавливаться особые условия перевозки.
Перечень неопасных грузов, перевозимых наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа, приведен в Алфавитном указателе неопасных грузов, допущенных к перевозке наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа (приложение N 1 к Правилам перевозок жидких грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума).
Функции компетентного органа Российской Федерации по перевозкам опасных грузов железнодорожным транспортом выполняет Росжелдор - см. Положение о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта. |
Классификация опасных грузов (отнесение к классу, подклассу, категории и группе) производится в зависимости от вида и степени опасности груза в соответствии с ГОСТ 19433-88 "Грузы опасные. Классификация и маркировка", ГОСТ Р 57479-2017 Грузы опасные. Маркировка, ГОСТ Р 57478-2017 Грузы опасные. Классификация.
При перевозках по железным дорогам государств-участников СНГ следует руководствоваться приложением 1 "Классификация грузов" и приложением 6 "Маркировка и знаки опасности" к Правилам перевозок опасных грузов по железным дорогам, принятым СЖТ СНГ.
Нарушение правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов на железнодорожном транспорте влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей (статья 11_14 КоАП РФ). За нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта лицом, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанным соблюдать эти правила, а равно отказ указанного лица от исполнения своих трудовых обязанностей в случае, когда такой отказ запрещен законом, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба, наступает уголовная ответственность по статье 263 УК РФ. |
Обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, при осуществлении перевозок грузов и порожних вагонов железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами. Указанные акты могут быть составлены в электронной форме.
В коммерческом акте должны содержаться сведения по каждой отправке:
номер и род вагона;
количество ЗПУ и маркировка ЗПУ;
количество мест и масса груза, указанные в перевозочных документах;
количество мест и масса груза, имеющиеся в наличии.
В случае определения массы груза на вагонных весах указывается масса брутто, масса тары вагона (с трафарета или проверенные на весах) и масса нетто.
Сведения из документов о перевесе вагонов указываются в приложении к коммерческому акту. В этом случае сведения из документов о перевесе вагонов, перечень и коммерческий акт подписывают лица, участвующие в выдаче груза и уполномоченные представители перевозчика.
Коммерческие акты, составленные в электронном виде на станции отправления и в пути следования, являются приложением к электронной накладной.
В акте общей формы должны быть изложены обстоятельства, послужившие основанием для его составления.
Подробнее см. статью 119 Устава железнодорожного транспорта РФ, а также раздел III приказа Минтранса России от 27.07.2020 N 256.
До предъявления к перевозчику иска, связанного с осуществлением перевозок груза, грузобагажа, порожнего грузового вагона, к перевозчику обязательно предъявляется претензия. К претензии должны быть приложены документы, подтверждающие предъявленные заявителем требования. Указанные документы представляются в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. При необходимости перевозчик вправе потребовать представления оригиналов документов для рассмотрения претензии. Перечень требуемых документов см. по ссылке.
Срок предъявления претензии - 6 месяцев, претензии в отношении штрафов и пеней - 45 дней. Перевозчик обязан рассмотреть полученную претензию и о результатах ее рассмотрения уведомить в письменной форме заявителя в течение 30 дней со дня получения претензии (статья 123 Устава).
Правила предъявления и рассмотрения претензий при перевозке грузов, порожних грузовых вагонов, не принадлежащих перевозчику, железнодорожным транспортом утверждены приказом Минтранса России от 31.03.2016 N 84.
Претензия может считаться удовлетворенной при условии фактического перечисления предъявителю претензии признанной перевозчиком суммы или восстановления записи на его лицевом счете в ТехПД.
Если перевозчик признал претензию, но обязанность по уплате признанной суммы не исполнил либо запись на лицевом счете в ТехПД не восстановил, заявитель претензии вправе обратиться в арбитражный суд с иском к перевозчику о взыскании соответствующей суммы или о восстановлении записи на лицевом счете.
Предъявляя претензию, связанную с утратой груза, заявитель должен приложить квитанцию о приеме груза с отметкой железнодорожной станции назначения о неприбытии груза или справку перевозчика об отправке груза с отметкой железнодорожной станции назначения о неприбытии данного груза, а также документ, подтверждающий факт причинения ущерба и удостоверяющий количество и действительную стоимость отправленного груза без включения неполученных доходов (статья 120 Устава).
При предъявлении к перевозчику иска, связанного с утратой груза, истец должен подтвердить свои ссылки на уклонение перевозчика от выдачи справки об отправке груза или от учинения отметки о неприбытии груза соответствующими доказательствами. Такими доказательствами могут быть копия запроса о выдаче справки и почтовая квитанция о его отправке, копия жалобы перевозчику на отказ железнодорожной станции назначения сделать требуемую отметку и документы, подтверждающие подачу этой жалобы. Эти доказательства должны быть приложены к претензии.
Если указанные доказательства не были приложены к претензии, предъявленной перевозчику, следует исходить из того, что заявитель нарушил установленный порядок предъявления претензии.
В том случае, когда предъявитель претензии не приложил к ней коммерческого акта, сославшись на то, что перевозчик в нарушение Устава уклонился от его составления и выдачи, эти возражения могут быть приняты во внимание только тогда, когда грузополучатель, грузоотправитель, другие лица в установленном порядке подали перевозчику заявление об уклонении уполномоченного им лица от составления и выдачи коммерческого акта. Выдача коммерческого акта производится по требованию грузополучателя в течение трех дней.
Арбитражному суду следует иметь в виду, что если по основаниям, изложенным в статье 41 Устава, перевозчик производил выдачу груза с проверкой его состояния, массы и количества мест и при такой выдаче было установлено повреждение, порча груза или тары, в которой находилась продукция, он обязан составить коммерческий акт. При отказе перевозчика от составления коммерческого акта или его оформлении с нарушением установленных требований грузополучатель обязан подать перевозчику соответствующее заявление. В случае невыполнения перевозчиком обязанности по составлению коммерческого акта или оформления его с нарушением установленных требований и несоблюдения грузополучателем требования о подаче перевозчику заявления о необоснованном отказе от составления коммерческого акта и его выдачи, предъявление претензии, к которой такой акт не приложен, должно рассматриваться как нарушение порядка предъявления претензии, предусмотренного Уставом.
Исключение составляют случаи, когда судебными актами установлено, что перевозчик при выдаче груза необоснованно не составил и не выдал грузополучателю коммерческого акта при наличии обстоятельств, являющихся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя, грузополучателя, других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. В этом случае отсутствие коммерческого акта и неприложение его к претензии и иску не может служить основанием для отказа перевозчика рассмотреть предъявленную претензию.
В случае спора составленный перевозчиком в одностороннем порядке коммерческий акт оценивается арбитражным судом наряду с другими документами, удостоверяющими обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчика, грузоотправителя или грузополучателя (пункт 4 статьи 796 ГК РФ).
(Пункты 48-50 Постановления Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 N 30).
Иски к перевозчикам, возникшие в связи с осуществлением перевозок грузов, багажа, грузобагажа, могут быть предъявлены в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо в случае неполучения ответа перевозчика на претензию не ранее истечения срока, установленного статьей 124 Устава, или, если получен ответ перевозчика на претензию, до истечения такого срока.
Указанные иски предъявляются в соответствии с установленной подсудностью в течение года со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления претензий.
Иски перевозчиков к пассажирам, грузоотправителям (отправителям), грузополучателям (получателям), другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, возникшие в связи с осуществлением перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, могут быть предъявлены в соответствии с установленной подсудностью в суд, арбитражный суд в течение года со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления таких исков.
Указанный срок исчисляется в отношении:
взыскания штрафа за невыполнение заявки - по окончании пяти дней после уведомления грузоотправителя о размере такого штрафа;
иных случаев - со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления исков.
(статьи 125-126 Устава железнодорожного транспорта РФ)
Иски предъявляются в суд, арбитражный суд на основании правил, установленных главой 12 ГПК РФ, главой 13 АПК РФ.