Внимание! Утвержден порядок направления субъектом транспортной инфраструктуры, перевозчиком уведомления о планируемой перевозке груза повышенной опасности

Приказом Минтранса России от 20.11.2023 N 385 утвержден Порядок направления субъектом транспортной инфраструктуры и (или) перевозчиком уведомления о планируемой перевозке груза повышенной опасности транспортными средствами внутреннего водного и (или) железнодорожного транспорта, за исключением перевозки, предназначенной для удовлетворения особо важных государственных и оборонных нужд, в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта или ее территориальный орган.

Установлено, что уведомление в форме электронного документа (сообщения) в Ространснадзор или ее территориальный орган о планируемой перевозке груза повышенной опасности транспортными средствами внутреннего водного, железнодорожного транспорта направляется субъектом транспортной инфраструктуры, перевозчиком посредством личного кабинета в единой государственной информационной системе обеспечения транспортной безопасности или посредством информационного взаимодействия информационных систем субъектов транспортной инфраструктуры, перевозчиков и единой системы в автоматическом режиме.

Возможность направления уведомлений с использованием единой системы осуществляется на безвозмездной основе.
     
     Перечень видов грузов повышенной опасности


Постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 N 341 утвержден перечень грузов, перевозимых железнодорожным транспортом и внутренним водным транспортом.

К таким грузам отнесены, в том числе, взрывчатые, ядовитые и коррозионные вещества, нетоксичные воспламеняющиеся газы и другие.     
     
     Особенности разрешительных режимов в сфере перевозок железнодорожным транспортом опасных грузов


Постановлением Правительства РФ от 12.03.2022 N 353 установлено, что осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте и деятельности по перевозкам железнодорожным транспортом опасных грузов не требует получения лицензии. Лицо, планирующее осуществлять указанные виды деятельности, уведомляет Федеральную службу по надзору в сфере транспорта о начале их осуществления в соответствии со статьей 8 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 584 "Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности".

К лицам, осуществляющим деятельность без лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте и без лицензии на осуществление деятельности по перевозкам железнодорожным транспортом опасных грузов, не применяется установленная законодательством Российской Федерации ответственность за осуществление деятельности без лицензии.     

О перевозках опасных грузов автомобильным транспортом см. справочный материал по ссылке.

           

     Понятие опасного груза      

Опасный груз - груз, который в силу присущих ему свойств при определенных условиях при перевозке, выполнении маневровых, погрузочно-разгрузочных работ и хранении может стать причиной взрыва, пожара, химического или иного вида заражения либо повреждения технических средств, устройств, оборудования и других объектов железнодорожного транспорта и третьих лиц, а также причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде - статья 2 Устава железнодорожного транспорта РФ (далее - Устав).

Грузы повышенной опасности - опасные грузы, отнесенные Правительством Российской Федерации к грузам, представляющим повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей среды. Грузы повышенной опасности допускаются к перевозке по специальным разрешениям в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.  На дату актуальности справочного материала данных документов не издано.

(Статья 1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности";  статья 18 Устава)

См. ГОСТ Р 57479-2017 Грузы опасные. Маркировка; ГОСТ Р 57478-2017 Грузы опасные. Классификация.

     Правила перевозки опасных грузов по железным дорогам

 1. Перевозки по железным дорогам государств - участников СНГ и международные перевозки

Перевозки по железным дорогам государств - участников СНГ осуществляются согласно Правилам перевозок опасных грузов по железным дорогам, принятым СЖТ СНГ.

Правила распространяются на перевозки опасных грузов по железным дорогам государств - участников СНГ и являются обязательными для работников железнодорожного транспорта, отправителей и получателей опасных грузов, портов и пристаней, а также для транспортно-экспедиционных предприятий, осуществляющих обслуживание грузоотправителей и грузополучателей.

Перевозки опасных грузов между странами, железные дороги которых являются участниками Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС), но не являются участниками СНГ, регламентируются Правилами перевозок опасных грузов (приложение 2 к Соглашению), а между государствами - участниками СНГ и странами, железные дороги которых не являются участниками СМГС, осуществляются на основе особых соглашений. Соответствующие статьи Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) и правила перевозок грузов, указанные в статье 8 "Правила перевозок грузов", применяются в части, не оговоренной Правилами перевозок опасных грузов.

Аварийные карточки на опасные грузы, перевозимые по железным дорогам СНГ, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики, утверждены решением 48-го заседания совета 29-30 мая 2008 года.

Аварийная карточка на опасный груз, в числе прочего, содержит основные свойства и виды опасности; указания по применению средств индивидуальной защиты; необходимые указания по действиям при аварийной ситуации.  Полное содержание аварийной карточки см. по ссылке.

Форму и порядок заполнения аварийной карточки см. по ссылке.

Правила перевозок жидких грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума утверждены решением 50-го заседания Совета 21-22 мая 2009 года.

Также следует принимать во внимание приказ Минтранса России от 29.07.2019 N 245, которым утверждены Правила перевозок железнодорожным транспортом грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума. Правилами регулируются  специальные условия перевозок опасных грузов наливом в вагонах-цистернах.  Правила не распространяются на перевозки грузов в вагонах бункерного типа, не предназначенных для перевозки нефтебитума.

На основании постановления Правительства РФ от 25.08.2008 N 641 железнодорожные транспортные средства, которые перевозят опасные грузы, должны быть оснащены аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS подлежат следующие транспортные, технические средства и системы. Виды железнодорожных транспортных средств, используемых для перевозки  опасных грузов, подлежащих оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS утверждены приказом Минтранса России от 10.07.2020 N 237.

См. также приказ Минтранса России от 27.07.2020 N 256 "Об утверждении Правил перевозок грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, содержащих порядок переадресовки перевозимых грузов, порожних грузовых вагонов с изменением грузополучателя и (или) железнодорожной станции назначения, составления актов при перевозках грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, составления транспортной железнодорожной накладной, сроки и порядок хранения грузов, контейнеров на железнодорожной станции назначения".

2.  При перевозке опасных грузов грузоотправитель обязан наносить на тару, вагоны, контейнеры знаки, коды опасности, предусмотренные правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом. Порядок нанесения указанных знаков, кодов устанавливается и публикуется в сборнике правил перевозок железнодорожным транспортом (статья 18 Устава).

Перечень опасных грузов, погрузка и выгрузка которых в местах общего и необщего пользования не допускаются, устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом (статья 21 Устава).

После выгрузки опасных грузов в случаях, предусмотренных правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, грузополучатели за свой счет обязаны провести промывку и дезинфекцию вагонов, контейнеров (статья 44 Устава).

Перечень допускаемых для перевозок в прямом смешанном сообщении продовольственных и скоропортящихся грузов, опасных грузов или грузов, которые должны сопровождать представители грузоотправителей, грузополучателей, устанавливается правилами перевозок грузов в прямом смешанном сообщении (статья 68 Устава).

Перевозка опасных грузов, перечень которых предусмотрен правилами оказания услуг по перевозкам пассажиров, в качестве ручной клади, багажа, грузобагажа в пассажирских поездах не допускается (статья 88 Устава).

Приказом Минтранса России от 04.03.2019 N 70   утверждены Правила перевозок железнодорожным транспортом грузов с сопровождением и Перечень грузов, требующих обязательного сопровождения в пути следования. В указанный Перечень включены все наименования опасных грузов, обязательное сопровождение которых предусмотрено правилами перевозок опасных грузов по железным дорогам.     

Перечень опасных грузов, перевозимых наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа, приведен в графах 1-11 Алфавитного указателя опасных грузов, допущенных к перевозке железнодорожным транспортом (приложение N 2 к Правилам перевозок опасных грузов по железным дорогам, утвержденным Протоколом пятнадцатого заседания Совета по железнодорожному транспорту государств - участников СНГ от 5 апреля 1996 года).

Опасные грузы, не поименованные в Алфавитном указателе опасных грузов, но сходные по своим химическим свойствам, характеру опасности с грузами, перечисленными в нем, грузоотправитель должен относить к номеру Организации Объединенных Наций (номеру ООН) (наименование груза обобщенное или Н.У.К.) и перевозить этот груз на условиях, указанных для этого номера ООН (номер аварийной карточки (АК), нормы прикрытия, штемпели опасности, условия роспуска с горки). В накладной указывается надлежащее наименование груза, относящееся к этому номеру ООН, и в скобках - наименование груза в соответствии со стандартом или техническими условиями.

В случае если опасный груз не может быть отнесен грузоотправителем к грузам, поименованным в Алфавитном указателе опасных грузов, а также вследствие особых обстоятельств для данного груза перевозчиком в соответствии со статьей 8 Устава железнодорожного транспорта могут устанавливаться особые условия перевозки.

Перечень неопасных грузов, перевозимых наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа, приведен в Алфавитном указателе неопасных грузов, допущенных к перевозке наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа (приложение N 1 к Правилам перевозок жидких грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума).

Функции компетентного органа Российской Федерации по перевозкам опасных грузов железнодорожным транспортом выполняет Росжелдор - см. Положение о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта.



     Классификация и маркировка опасных грузов

Классификация опасных грузов (отнесение к классу, подклассу, категории и группе) производится в зависимости от вида и степени опасности груза в соответствии с ГОСТ 19433-88 "Грузы опасные. Классификация и маркировка", ГОСТ Р 57479-2017 Грузы опасные. Маркировка, ГОСТ Р 57478-2017 Грузы опасные. Классификация.          

При перевозках по железным дорогам государств-участников СНГ следует руководствоваться приложением 1 "Классификация грузов" и  приложением 6 "Маркировка и знаки опасности" к Правилам перевозок опасных грузов по железным дорогам, принятым СЖТ СНГ.

     Ответственность в сфере перевозок опасных грузов железнодорожным транспортом

Нарушение правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов на железнодорожном транспорте влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей (статья 11_14 КоАП РФ).      

За нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта лицом, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанным соблюдать эти правила, а  равно отказ указанного лица от исполнения своих трудовых обязанностей в случае, когда такой отказ запрещен законом, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба, наступает уголовная ответственность по статье 263 УК РФ.           

          

     Акты при железнодорожных перевозках

Обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, при осуществлении перевозок грузов и порожних вагонов железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами. Указанные акты могут быть составлены в электронной форме.

В коммерческом акте должны содержаться сведения по каждой отправке:

номер и род вагона;

количество ЗПУ и маркировка ЗПУ;

количество мест и масса груза, указанные в перевозочных документах;

количество мест и масса груза, имеющиеся в наличии.

В случае определения массы груза на вагонных весах указывается масса брутто, масса тары вагона (с трафарета или проверенные на весах) и масса нетто.

Сведения из документов о перевесе вагонов указываются в приложении к коммерческому акту. В этом случае сведения из документов о перевесе вагонов, перечень и коммерческий акт подписывают лица, участвующие в выдаче груза и уполномоченные представители перевозчика.

Коммерческие акты, составленные в электронном виде на станции отправления и в пути следования, являются приложением к электронной накладной.

В акте общей формы должны быть изложены обстоятельства, послужившие основанием для его составления.

Подробнее см. статью 119 Устава железнодорожного транспорта РФ, а также раздел III приказа Минтранса России от 27.07.2020 N 256.

              

   Претензии при железнодорожных перевозках

До предъявления к перевозчику иска, связанного с осуществлением перевозок груза, грузобагажа, порожнего грузового вагона, к перевозчику обязательно предъявляется претензия. К претензии должны быть приложены документы, подтверждающие предъявленные заявителем требования. Указанные документы представляются в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. При необходимости перевозчик вправе потребовать представления оригиналов документов для рассмотрения претензии. Перечень требуемых документов см. по ссылке.


Срок предъявления претензии - 6 месяцев, претензии в отношении штрафов и пеней - 45 дней. Перевозчик обязан рассмотреть полученную претензию и о результатах ее рассмотрения уведомить в письменной форме заявителя в течение 30 дней со дня получения претензии (статья 123 Устава).

Правила предъявления и рассмотрения претензий при перевозке грузов, порожних грузовых вагонов, не принадлежащих перевозчику, железнодорожным транспортом  утверждены приказом Минтранса России от 31.03.2016 N 84.


Претензия может считаться удовлетворенной при условии фактического перечисления предъявителю претензии признанной перевозчиком суммы или восстановления записи на его лицевом счете в ТехПД.


Если перевозчик признал претензию, но обязанность по уплате признанной суммы не исполнил либо запись на лицевом счете в ТехПД не восстановил, заявитель претензии вправе обратиться в арбитражный суд с иском к перевозчику о взыскании соответствующей суммы или о восстановлении записи на лицевом счете.

Предъявляя претензию, связанную с утратой груза, заявитель должен приложить квитанцию о приеме груза с отметкой железнодорожной станции назначения о неприбытии груза или справку перевозчика об отправке груза с отметкой железнодорожной станции назначения о неприбытии данного груза, а также документ, подтверждающий факт причинения ущерба и удостоверяющий количество и действительную стоимость отправленного груза без включения неполученных доходов (статья 120 Устава).

При предъявлении к перевозчику иска, связанного с утратой груза, истец должен подтвердить свои ссылки на уклонение перевозчика от выдачи справки об отправке груза или от учинения отметки о неприбытии груза соответствующими доказательствами. Такими доказательствами могут быть копия запроса о выдаче справки и почтовая квитанция о его отправке, копия жалобы перевозчику на отказ железнодорожной станции назначения сделать требуемую отметку и документы, подтверждающие подачу этой жалобы. Эти доказательства должны быть приложены к претензии.

Если указанные доказательства не были приложены к претензии, предъявленной перевозчику, следует исходить из того, что заявитель нарушил установленный порядок предъявления претензии.

В том случае, когда предъявитель претензии не приложил к ней коммерческого акта, сославшись на то, что перевозчик в нарушение Устава уклонился от его составления и выдачи, эти возражения могут быть приняты во внимание только тогда, когда грузополучатель, грузоотправитель, другие лица в установленном порядке подали перевозчику заявление об уклонении уполномоченного им лица от составления и выдачи коммерческого акта. Выдача коммерческого акта производится по требованию грузополучателя в течение трех дней.


Арбитражному суду следует иметь в виду, что если по основаниям, изложенным в статье 41 Устава, перевозчик производил выдачу груза с проверкой его состояния, массы и количества мест и при такой выдаче было установлено повреждение, порча груза или тары, в которой находилась продукция, он обязан составить коммерческий акт. При отказе перевозчика от составления коммерческого акта или его оформлении с нарушением установленных требований грузополучатель обязан подать перевозчику соответствующее заявление. В случае невыполнения перевозчиком обязанности по составлению коммерческого акта или оформления его с нарушением установленных требований и несоблюдения грузополучателем требования о подаче перевозчику заявления о необоснованном отказе от составления коммерческого акта и его выдачи, предъявление претензии, к которой такой акт не приложен, должно рассматриваться как нарушение порядка предъявления претензии, предусмотренного Уставом.

Исключение составляют случаи, когда судебными актами установлено, что перевозчик при выдаче груза необоснованно не составил и не выдал грузополучателю коммерческого акта при наличии обстоятельств, являющихся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя, грузополучателя, других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. В этом случае отсутствие коммерческого акта и неприложение его к претензии и иску не может служить основанием для отказа перевозчика рассмотреть предъявленную претензию.

В случае спора составленный перевозчиком в одностороннем порядке коммерческий акт оценивается арбитражным судом наряду с другими документами, удостоверяющими обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчика, грузоотправителя или грузополучателя (пункт 4 статьи 796 ГК РФ).

(Пункты 48-50 Постановления Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 N 30).

   Иски в сфере железнодорожных перевозок

Иски к перевозчикам, возникшие в связи с осуществлением перевозок грузов, багажа, грузобагажа, могут быть предъявлены в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо в случае неполучения ответа перевозчика на претензию не ранее истечения срока, установленного статьей 124 Устава, или, если получен ответ перевозчика на претензию, до истечения такого срока.

Указанные иски предъявляются в соответствии с установленной подсудностью в течение года со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления претензий.

Иски перевозчиков к пассажирам, грузоотправителям (отправителям), грузополучателям (получателям), другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, возникшие в связи с осуществлением перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, могут быть предъявлены в соответствии с установленной подсудностью в суд, арбитражный суд в течение года со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления таких исков.

Указанный срок исчисляется в отношении:

взыскания штрафа за невыполнение заявки - по окончании пяти дней после уведомления грузоотправителя о размере такого штрафа;

иных случаев - со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления исков.

(статьи 125-126 Устава железнодорожного транспорта РФ)


Иски предъявляются в суд, арбитражный суд на основании правил, установленных главой 12 ГПК РФ, главой 13 АПК РФ.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»