ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 октября 2021 года N 1769

О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства"



Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства", утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 318 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 18, ст.2164; 2021, N 15, ст.2578).

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2022 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин



УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 18 октября 2021 года N 1769



Изменения, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства"



Изложить государственную программу Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства" в следующей редакции:

"УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 15 апреля 2014 года N 318
(в редакции постановления
Правительства Российской Федерации
от 18 октября 2021 года N 1769)



Государственная программа Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства"



Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства"

1. Оценка текущего состояния лесного хозяйства Российской Федерации


Лесное хозяйство является видом экономической деятельности, в рамках которого осуществляется система мероприятий, направленных на воспроизводство лесов, охрану их от пожаров, защиту от вредных организмов и иных негативных факторов, регулирование использования лесов и учет лесных ресурсов в целях удовлетворения потребностей экономики в древесине и другой лесной продукции при сохранении экологических и социальных функций леса.

По итогам 2020 года в сфере лесного хозяйства отмечаются:

увеличение доли площади земель лесного фонда, переданных в пользование, в общей площади земель лесного фонда до 23,4 процента;

увеличение отношения площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений до 94,3 процента. В настоящее время запланирован и реализуется комплекс мероприятий по увеличению значения этого показателя до 100 процентов в 2024 году.

В 2020 году достигнуты следующие результаты:

обеспечено применение дополнительных технических средств обнаружения лесных пожаров (комплексов мониторинга с беспилотными летательными аппаратами), а также технологии тушения лесных пожаров (выполнение взрывных работ, осуществление мероприятий по искусственному вызыванию осадков и др.);

обеспечено проведение государственного лесопатологического мониторинга наземными способами на площади 97471,5 тыс. гектаров (план - 97322,9 тыс. гектаров);

обеспечено значение показателя средней численности должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), на 50 тыс. гектаров земель лесного фонда на уровне 1,06;

обеспечена доля площади лесов, на которых проведена таксация лесов и в отношении которых осуществлено проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству в течение последних 10 лет, в площади лесов с интенсивным использованием и ведением лесного хозяйства в размере до 37,9 процента;

обеспечено функционирование специализированной диспетчерской службы в целях предупреждения возникновения и распространения лесных пожаров, включая особо охраняемые природные территории. Осуществлен контроль за достоверностью сведений о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах (в рамках государственного задания). Проведены в установленные сроки проверки готовности субъектов Российской Федерации к пожароопасному сезону, рассмотрены и согласованы сводные планы тушения лесных пожаров;

обеспечено выполнение плановых мероприятий по искусственному вызыванию осадков и взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесного пожара (в рамках государственного задания);

приобретено порядка 4,6 тыс. единиц лесохозяйственной техники и оборудования, выращен посадочный материал в количестве 729 млн. штук, в том числе с закрытой корневой системой 60.3 млн. штук;

учреждения субъектов Российской Федерации, выполняющих мероприятия по обеспечению пожарной безопасности в лесах, оснащены необходимой специализированной техникой для проведения комплекса мероприятий по охране лесов от пожаров в количестве 1341 единицы;

актуализированы данные по фонду лесовосстановления с использованием результатов дешифровки материалов дистанционного зондирования Земли;

получена достоверная информация о процессах воспроизводства лесов, осуществлены генетическая паспортизация насаждений основных лесообразующих пород, оценка фитосанитарного состояния лесных питомников (в рамках государственного задания), за 2020 год проведено 30 тыс. анализов;

осуществлен федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) государственными лесными инспекторами численностью 24.4 тыс. человек;

обеспечено увеличение доли площади земель лесного фонда с установленными границами лесничеств до 57,3 процента;

обеспечено увеличение доли лесничеств, информация о границах которых внесена в Единый государственный реестр недвижимости, до 29 процентов;

обеспечено увеличение доли площади лесов, в которых осуществляется государственная инвентаризация лесов на основе постоянных пробных площадей, в общей площади лесов до 100 процентов;

обеспечено отношение количества высокопроизводительных рабочих мест в отчетном году к количеству таких мест в 2011 году на уровне 124,7 процента;

увеличена доля инновационных научных исследований и разработок в общем объеме финансирования лесных научных исследований до 26 процентов.

Наиболее значимыми факторами недостижения показателей настоящей Программы в 2020 году являются:

уменьшение площади покрытых лесной растительностью земель в результате рубок, пожаров и уточнения лесоустройства, а также перевода земель лесного фонда в иные категории;

расторжение договоров аренды, ликвидация организаций, неисполнение договорных обязательств, отсутствие сформированных лесных участков для выставления на лесные аукционы;

необходимость разработки новых проектов освоения лесов арендаторами лесных участков (на долю которых приходится около 80 процентов общего объема заготовки древесины) в связи с утверждением новых лесных планов субъектов Российской Федерации и лесохозяйственных регламентов лесничеств на очередной 10-летний период;

слабая заселенность территории и недостаточно развитая дорожная сеть ряда субъектов Российской Федерации;

лесные пожары на труднодоступных территориях Сибири и Дальнего Востока, что значительно осложняло проведение работ по их тушению, а также доставку сил и средств пожаротушения на указанные территории. Аномальные погодные условия (отсутствие осадков, чрезвычайный и высокий класс пожарной опасности, сильная ветровая нагрузка), почвенно-климатические факторы (засуха, наводнения), а также массовое развитие очагов сибирского шелкопряда и резкое увеличение численности непарного шелкопряда;

низкий балл урожайности дуба на объектах лесного семеноводства в связи с природно-климатическими факторами (ранние весенние заморозки, дождливый летний период в ряде регионов);

ограниченные возможности по сбору семян лесных растений (отсутствие урожая несколько лет подряд, зараженность лесосеменного сырья вредными организмами) в некоторых субъектах Российской Федерации;

снижение доли хвойных и твердолиственных пород деревьев на фоне увеличения доли мягколиственных;

давность материалов лесоустройства, что не позволяет в полной мере вести интенсивное и рациональное лесопользование, обеспечивать проектирование лесных участков на основании актуальных данных таксации лесов, недостаточная транспортная доступность не вовлеченных в хозяйственный оборот лесных ресурсов, ужесточение фитосанитарных требований в отношении круглых лесоматериалов, ввозимых на территорию Китайской Народной Республики;

ограничения, связанные с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а также низкая предпринимательская активность в настоящий период.

2. Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации Программы


В основополагающих документах развития лесного комплекса Российской Федерации определены цели и задачи государственной политики и намечены пути решения задач с учетом существующей и прогнозной социально-экономической ситуации в стране.

Стратегией развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2021 г. N 312-р (далее - Стратегия), определены следующие проблемы, сдерживающие развитие лесного комплекса Российской Федерации:

отсутствие достоверных актуальных сведений об имеющихся лесных ресурсах;

отсутствие зонирования территории лесного фонда Российской Федерации по интенсивности ведения лесного хозяйства;

низкий съем древесины с единицы площади эксплуатационных лесов;

недостаточный уход на уже вовлеченных в эксплуатацию лесах, который не позволяет использовать плодородие лесных почв и обеспечить максимальный прирост древесины, что, в свою очередь, ограничивает возможности увеличения объемов заготовки древесины;

недостаточная эффективность лесовосстановления, не позволяющая достичь достаточных при текущем уровне лесопользования темпов воспроизводства хозяйственно ценных лесов на наиболее продуктивных лесных землях, что требует освоения новых лесных районов, как правило, не обеспеченных транспортной инфраструктурой (экстенсивная модель лесопользования);

недостаточная эффективность системы охраны и защиты лесов, разобщенность лесопожарных сил. Устойчивая тенденция к увеличению повреждения лесов и потерь лесных ресурсов от пожаров, вредных организмов и других неблагоприятных факторов, наблюдаемая в последние десятилетия, носит выраженную цикличность и коррелирует с динамикой погодных и климатических условий. Совокупный ущерб от воздействия всех неблагоприятных факторов на леса значительно превышает величину общих расходов на их охрану, защиту и воспроизводство. На эффективности обнаружения и тушения лесных пожаров отрицательно сказывается недостаточная численность работников парашютно-десантной пожарной службы учреждений по авиационной охране лесов и воздушных судов, а также лесных пожарных и технических работников (водители, трактористы) лесопожарных станций;

низкое качество выполнения работ по защите лесов, которое приводит к высокому социальному напряжению в связи с необоснованным назначением санитарно-оздоровительных мероприятий и несвоевременным проведением мероприятий по ликвидации очагов вредных организмов;

необходимость совершенствования отдельных норм предоставления лесных участков в пользование в связи с недостаточной актуальностью имеющихся сведений о лесных ресурсах;

сложность и длительность административных процедур, процедур принятия решений, в том числе в отношении крупных проектов по переработке лесного сырья, а также наличие конфликтов, связанных с ужесточением экологических ограничений при освоении лесов;

низкая степень использования сырья, ухудшающая экономику отрасли. Отсутствие в зоне транспортной доступности значительной части фактически осваиваемых и перспективных к освоению лесных ресурсов предприятий - потребителей низкокачественной древесины, что во многих случаях приводит к фактической потере значительной части заготавливаемых ресурсов и увеличению за счет этого конечной себестоимости (снижению конкурентоспособности) заготовленного леса;

низкая инвестиционная привлекательность, обусловленная страновыми и макроэкономическими рисками, высокой стоимостью привлечения капитала, большими капитальными затратами и сроками строительства (что связано как с объективными климатическими особенностями, так и с избыточным регулированием в сферах капитального строительства, промышленной безопасности и экологии) и дефицитом инфраструктуры;

недостаточный уровень материально-технического, научного и кадрового обеспечения (около четверти специалистов не имеют профильного лесохозяйственного образования, что вызвано низким уровнем оплаты труда, а также низким престижем лесных профессий).

С учетом указанных проблем и системы целеполагания, установленной Основами государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2013 г. N 1724-р (далее - Основы государственной политики), Стратегия направлена на достижение целей в области лесного хозяйства и лесной промышленности.

В области лесного хозяйства целью Стратегии является достижение устойчивого лесоуправления, инновационного и эффективного использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, обеспечивающих опережающий рост лесного сектора экономики, социальную и экологическую безопасность страны, безусловное выполнение международных обязательств Российской Федерации в части лесов, что достигается решением следующих задач:

повышение эффективности государственного управления лесами;

гарантированное обеспечение экономики и общества лесными ресурсами, в том числе через интенсивное использование и воспроизводство лесов;

повышение эффективности охраны лесов от пожаров, защиты лесов от вредных организмов и других неблагоприятных факторов, сохранение экологического потенциала лесов;

повышение продуктивности и улучшение породного состава лесов на землях различного целевого назначения;

повышение научно-технического, технологического и кадрового потенциала лесного хозяйства.

Государственная политика в сфере реализации настоящей Программы в соответствии с Основами государственной политики и Стратегией основывается на следующих принципах:

признание и соблюдение прав граждан на использование природных ресурсов и благоприятную окружающую среду, а также на получение достоверной информации о лесах;

соблюдение баланса экономических, экологических и социальных интересов;

многоцелевое, комплексное и неистощительное использование лесов, а также сохранение площади лесов, находящихся в государственной и муниципальной собственности;

сохранение лесов, находящихся в федеральной собственности;

ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления за осуществление полномочий в области лесных отношений на соответствующих территориях;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»