Недействующий

     

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 7 августа 2020 года N 491


О внесении изменений в методические рекомендации по разработке региональных программ снижения доли населения с доходами ниже прожиточного минимума, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11 июня 2020 г. N 326

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа Минтруда России от 3 марта 2023 года N 128
____________________________________________________________________



В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года",

приказываю:

Внести изменения в методические рекомендации по разработке региональных программ снижения доли населения с доходами ниже прожиточного минимума, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11 июня 2020 г. N 326, изложив их в редакции согласно приложению к настоящему приказу.

Врио Министра
А.Вовченко

     

     

     Приложение
к приказу Минтруда России
от 7 августа 2020 года N 491

     

Изменения, вносимые в методические рекомендации по разработке региональных программ снижения доли населения с доходами ниже прожиточного минимума



Изложить указанные методические рекомендации в следующей редакции:

"УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Минтруда России
от 11 июня 2020 года N 326

     

Методические рекомендации по разработке региональных программ снижения доли населения с доходами ниже прожиточного минимума


I. Общие положения

1. Настоящие Методические рекомендации подготовлены в целях оказания методической помощи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации по разработке Региональных программ снижения доли населения с доходами ниже прожиточного минимума для достижения целевого показателя "снижение уровня бедности в два раза по сравнению с показателем 2017 года" национальной цели развития субъекта Российской Федерации на период до 2030 года "Сохранение населения, здоровье и благополучие людей" и целевого показателя "обеспечение темпа устойчивого роста доходов населения и уровня пенсионного обеспечения не ниже инфляции" национальной цели развития субъекта Российской Федерации на период до 2030 года "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство" во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - Региональная программа).

2. Региональная программа является системой мероприятий и показателей, направленных на решение вопросов в области обеспечения устойчивого роста реальных доходов граждан, снижения доли населения с доходами ниже прожиточного минимума.

В Региональную программу рекомендуется включать конкретные мероприятия, реализуемые на территории субъекта Российской Федерации, а также соответствующие источники финансирования из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов и юридических лиц и планируемые результаты от предлагаемых мероприятий.

3. Целью Региональной программы является достижение плановых показателей и мероприятий, которые позволят к 2030 году снизить в два раза уровень бедности в субъекте Российской Федерации по сравнению с показателем 2017 года и повысить уровень жизни населения.

4. Ожидаемые результаты реализации Региональной программы:

а) построение эффективной системы по выводу граждан из сложной жизненной ситуации посредством обеспечения устойчивого роста реальных денежных доходов, повышения адресности предоставления мер социальной поддержки, содействия занятости;

б) достижение в субъекте Российской Федерации в 2030 году целевого значения показателя "Уровень бедности".

Плановое и целевое значения показателя "Уровень бедности" в субъекте Российской Федерации определяются в соответствии с нормативным документом, устанавливающим Методику расчета показателя "Уровень бедности" на период до 2030 года включительно, с учетом необходимости обеспечения снижения в 2 раза уровня бедности по сравнению с показателем 2017 года.

II. Порядок разработки Региональной программы

5. В целях разработки Региональных программ субъектами Российской Федерации проводится анализ текущей ситуации, связанной с уровнем жизни населения в субъекте Российской Федерации, выявляются причины и особенности бедности в субъекте Российской Федерации, определяются целевые значения показателя "Уровень бедности" в соответствии с нормативным документом, устанавливающим Методику расчета показателя "Уровень бедности" на период до 2030 года включительно, и разрабатываются мероприятия по достижению целевого значения показателя "Уровень бедности".

6. Примерная Региональная программа снижения доли населения с доходами ниже прожиточного минимума приведена в Приложении N 1 к настоящим Методическим рекомендациям.

7. Региональная программа разрабатывается на срок до 2030 года.

8. Региональная программа утверждается нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

9. В Региональной программе рекомендуется предусмотреть механизм организации межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (Федеральная налоговая служба, Росреестр и т.д.), органов внутренних дел и прокуратуры, территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации, органов местного самоуправления.

10. Порядок организации межведомственного взаимодействия определяется субъектом Российской Федерации самостоятельно.

III. Управление реализацией Региональной программы

11. С целью разработки и реализации Региональной программы рекомендуется создать рабочий орган (комиссия, совет, группа и т.д.) под руководством высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации (далее - рабочий орган).

12. Рабочий орган рекомендуется формировать из представителей органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, Федеральной налоговой службы, органов внутренних дел, органов прокуратуры, органов местного самоуправления городских округов, муниципальных районов и поселений, профессиональных сообществ, общественных организаций и иных заинтересованных организаций.

13. К функциям рабочего органа могут относиться:

анализ текущей ситуации, связанной с уровнем жизни населения;

разработка Региональной программы с последующей подготовкой изменений (при необходимости);

проведение мониторинга исполнения Региональной программы и оценка ее эффективности.

14. Заседания рабочего органа рекомендуется проводить по мере необходимости, но не реже 1 раза в квартал.

15. Исполнители Региональной программы направляют в рабочий орган отчеты о реализации мероприятий Региональной программы. К исполнителям Региональной программы относятся органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, в чьи задачи входит достижение плановых показателей и реализация мероприятий, предусмотренных Региональной программой.

16. Для достижения положительного эффекта от реализации Региональной программы рабочему органу рекомендуется разрабатывать промежуточные показатели результативности работы для органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления и оформлять их в виде детального плана-графика (далее - детальный план-график).

Промежуточные показатели - показатели результативности работы, направленной на достижение целевого (планового) показателя. Промежуточные показатели рекомендуется устанавливать на плановый период (например, квартал, полугодие, год) для органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления исходя из полномочий соответствующих органов. Целью установления промежуточных показателей является планомерность достижения плановых показателей и реализации мероприятий Региональной программы, а также своевременный контроль их достижения и реализации. Для разработки промежуточных показателей рекомендуется использовать приведенные в разделе I Приложения к Примерной региональной программе снижения доли населения с доходами ниже прожиточного минимума, а также приведенные в разделе II Приложения к Примерной региональной программе снижения доли населения с доходами ниже прожиточного минимума.

Детальный план-график реализации Региональной программы рекомендуется составлять ежегодно на плановый период. Примерный детальный план-график реализации Региональной программы на плановый период приведен в Приложении N 2 к настоящим Методическим рекомендациям. Для плановых показателей в качестве планового периода может быть установлен квартал (по форме таблицы 2.1 Приложения N 2 к настоящим Методическим рекомендациям), для плановых мероприятий - год (по форме таблицы 2.2 Приложения N 2 к настоящим Методическим рекомендациям).

В плановых мероприятиях рекомендуется учитывать возможность выделения контрольных событий Региональной программы (далее - контрольные события программы), позволяющих оценить промежуточные или окончательные результаты выполнения плановых мероприятий.

Если сроки реализации плановых мероприятий выходят за пределы планового периода, то в детальном плане-графике по плановым мероприятиям рекомендуется указывать сроки, выходящие за пределы планового периода, а по контрольным событиям программы - в пределах планового периода.

IV. Анализ текущей ситуации, выявление причин и особенностей бедности в субъекте Российской Федерации

17. С целью качественной подготовки плановых показателей и плановых мероприятий по снижению доли населения с доходами ниже прожиточного минимума рекомендуется провести анализ уровня жизни населения в субъекте Российской Федерации и выявить причины и особенности бедности, оценить глубину бедности населения в соответствии с пунктом 19 настоящих Методических рекомендаций.

18. Анализ уровня жизни в субъекте Российской Федерации рекомендуется проводить на основе:

а) показателей социально-экономического развития региона, в том числе показателей экономического развития, уровня занятости и безработицы, демографической ситуации, уровня доходов населения (номинальных и реальных), состава доходов населения;

б) оценки влияния показателей, характеризующих социально-экономическое развитие региона и мероприятий, реализуемых в рамках национальных проектов в сфере демографии, производительности труда и поддержки занятости, малого и среднего предпринимательства и поддержки индивидуальной предпринимательской инициативы, образования и здравоохранения, на повышение доходов населения и снижение уровня бедности;

в) данных о реальном уровне и структуре бедности на региональном уровне и в разрезе муниципальных образований;

г) факторов и причин бедности семей и одиноко проживающих граждан (уровень доходов, иждивенческая нагрузка, состояние здоровья, уровень образования, уровень занятости и безработицы, участие в программах социальной поддержки и др.);

д) данных о периоде пребывания семьи в состоянии бедности (постоянно или периодически в силу чрезвычайных обстоятельств);

е) особенностей бедности в городской и сельской местностях;

ж) факторов, которые обусловливают попадание и хроническое пребывание в группе малоимущих;

з) ранжирования граждан с доходами ниже прожиточного минимума, выявления наиболее незащищенных граждан с доходами ниже прожиточного минимума, социальная поддержка которых является приоритетной;

и) мер социальной поддержки на региональном уровне и в разрезе муниципальных образований, в том числе:

классификации имеющихся в регионе мер социальной поддержки;

данных об охвате малоимущих граждан мерами социальной поддержки;

выявления малоимущих граждан, получающих и не получающих меры социальной поддержки и (или) государственную социальную помощь за счет федерального, регионального или муниципального бюджетов, а также причин, по которым малоимущие граждане не получают меры социальной поддержки и (или) государственную социальную помощь;

данных о распоряжении средствами федерального и (или) регионального материнского (семейного) капитала;

оценки влияния региональных мер социальной поддержки на снижение бедности, а также выявления наиболее эффективных инструментов социальной поддержки, способствующих скорейшему выходу семей и одиноко проживающих граждан из трудной жизненной ситуации;

оценки возможности перераспределения ресурсов в пользу нуждающихся граждан на основе существующих мер социальной поддержки;

к) практики применения государственной социальной помощи на основании социального контракта, в том числе:

данных о количестве заключенных социальных контрактов, размере выплат, периодичности предоставления помощи;

оценки эффективности оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта, в том числе изменения материального положения семьи (одиноко проживающего гражданина) по окончании срока действия социального контракта.

19. Измерение глубины бедности и ранжирование граждан с доходами ниже прожиточного минимума в целях выявления наиболее нуждающихся граждан с доходами ниже прожиточного минимума, оказание помощи которым является приоритетным, целесообразно проводить по следующей формуле:

,


где:

- глубина бедности;

СД - среднедушевой доход семьи или одиноко проживающего гражданина (в рублях), рассчитываемый в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2003 г. N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу обращения за мерой социальной поддержки;

ПМ - величина прожиточного минимума семьи или одиноко проживающего гражданина, определяемая с учетом действующих в субъекте Российской Федерации на момент обращения за государственной социальной помощью прожиточных минимумов для граждан различных социально-демографических групп по формуле:

,


где:

- величина прожиточного минимума для трудоспособного населения;

- величина прожиточного минимума для пенсионеров;

- величина прожиточного минимума для детей;

- количество лиц из состава семьи заявителя, принадлежащих к социально-демографической группе трудоспособного населения;

- количество лиц из состава семьи заявителя, принадлежащих к социально-демографической группе пенсионеров;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»